«В 2012 году у вас было больше миллиарда выработки, сейчас — шестьсот миллионов. Здесь надо что-то делать, это очень большая проблема»
Илдус Нафиков (слева): «В 2012 году у вас было больше миллиарда выработки, сейчас — 600 миллионов. Здесь надо что-то делать, это очень большая проблема»

НУЖЕН МАРКЕТИНГОВЫЙ ХОД

Одна из важнейших задач для УФСИН по РТ в этом году — организация труда осужденных и сбыта произведенной ими продукции. Как стало известно «БИЗНЕС Online» на итоговой коллегии республиканского управления ФСИН, в прошлом году заключенные произвели продукции на 600 млн. рублей. Это почти вдвое меньше, чем в 2013 году, когда объем произведенной заключенными продукции составил больше 1 млрд. рублей. Эту проблему, стоящую перед татарстанской службой исполнения наказаний, обозначил во время своего выступления на коллегии прокурор Татарстана Илдус Нафиков.

«Здесь есть ряд производств, которые действительно уникальны для России. По задвижкам, допустим, ваша система производит 70 процентов задвижек всей России, — обратился Нафиков к начальнику УФСИН по РТ Дауфиту Хамадишину. — Нужен маркетинговый ход. Нужен сбыт. Здесь не хватает, конечно, предпринимательского духа, смекалки».

Прокурор республики напомнил, как на одном из совещаний Рустам Минниханов ставил задачу на базе УФСИН найти «правовую юридическую формулу», чтобы объединить навыки частного предпринимательства с производственной деятельностью исправительных колоний для увеличения объемов производства и сбыта. «Зачастую вы испытываете затруднения в сбыте продукции. Если бы сбыт был — были бы средства, соответственно, большее количество осужденных тянулось бы к труду, — сказал Нафиков. — В 2012 году у вас было больше миллиарда выработки, сейчас — 600 миллионов. Здесь надо что-то делать, это очень большая проблема».

Прокурор отметил, что больший доход от работы заключенных положительно повлияет на возмещение исков потерпевшим, а также на накопление определенной суммы денег заключенным к моменту, когда он освободится из-под стражи.

По данным УФСИН РТ, всего в Татарстане расположены 10 колоний различного режима содержания, в которых содержатся 12,3 тыс. человек (по состоянию на 1 января 2015 годаприм. авт.). Более 80% осужденных отбывают наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, почти каждый третий отбывает наказание за убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего, каждый пятый — за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Около 65% заключенных — рецидивисты. К труду привлечены 3,2 тыс. заключенных.

Премьер-министра Татарстана Ильдара Халикова как и прокурора республики не удовлетворили производство и сбыт собственной продукции. Халиков поставил тройку УФСИН РТ за работу по организации увеличения объемов производства и сбыта продукции в прошлом году, раскритиковав в том числе совместную работу управления с правительством Татарстана. «К сожалению, самым негативным в оценке деятельности за 2014 год является наша с вами совместная работа — правительства республики и учреждений по исполнению наказаний — по увеличению объема производства и сбыта продукции, которая изготавливается учреждениями УИН, — критично заявил Халиков. — Здесь, несмотря на неоднократные мои поручения, я считаю, что и министерство промышленности работает достаточно плохо, и министерство строительства, и министерство транспорта и дорожного хозяйства».

МИНИСТРЫ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬ РЕШЕНИЯ

Премьер-министр попросил занести его замечания в протокол мероприятия и посетовал на то, что совместные совещания с руководством УФСИН в декабре прервались. «Мне непонятно, почему регулярные наши ежемесячные совещания вдруг в декабре прервались. Они должны быть возобновлены. Мы все равно эту задачу будем выполнять», — сказал Халиков. Как и прокурор РТ, он сослался на поручение президента республики. «Есть прямое поручение президента Республики Татарстан, соответственно, отраслевые министры не могут его не выполнять. Они должны находить решения, и это касается не только задвижек», — сказал Халиков.

По словам главы правительства РТ, в 2014 году проведена сертификация целого ряда производств УФСИН, а министерства и ведомства республики подтвердили, что многие из них являются сертифицированными для производства высококачественной продукции. Обратившись к Хамадишину, Халиков попросил, чтобы на следующем координационном совещании ему доложили, как проведена работа по его поручениям.

«По маркетинговому анализу, потенциальным рынкам сбыта, чтобы у нас было четкое понимание, в какие организации и по каким направлениям нам обращаться, использовать наш административный ресурс», — заключил премьер.

Неутешительную информацию касательно ситуации с собственным производством УФСИН озвучил и глава республиканской службы исполнения наказаний Хамадишин. Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», он сообщил, что в Татарстане, как и по всей России, на неопределенный срок заморожена реализация проекта строительства торговых домов ФСИН, которые должны были появиться в регионах страны с 1 января 2015 года. Их создание как раз-таки было направлено на увеличение объемов производства и сбыта продукции, произведенной заключенными, часть инвестиций должен был обеспечить Сбербанк. О подробностях создания торгового дома ФСИН в РТ «БИЗНЕС Online» писал ранее в материале «ФСИН зовет предпринимателей на зону».

«НАМ НУЖНЫ ТОЛЬКО ЗАКАЗЫ»

«Думаю, вопрос этот затягивается по известным нам всем причинам, — сказал Хамадишин. — В ближайшее время они [торговые дома ФСИН] еще не появятся. Пока чисто в организационном плане абсолютно ничего не делается, в частности, у нас».

По словам Хамадишина, произведенную на 600 млн. рублей продукцию как раз составляют чугунные задвижки — водозаборное производство, которое приносит УФСИН РТ основной доход. Причину снижения их реализации почти вдвое по сравнению с 2013 годом Хамадишин объясняет кризисом и приходом на рынок китайских производителей. «Основными потребителями всегда были москвичи, мы их [задвижки] продавали за границу и ближнему зарубежью. Почему произошло снижение сбыта? Во-первых, появился китайский рынок производства. Во-вторых, в крупных городах начали использовать импортную продукцию — немецкую, французскую, итальянскую. Возможно, она лучше по качеству, но и цена у них дороже», — рассказал Хамадишин.

Водозаборной продукции на 100 млн. рублей осталось на складах. Такого, по словам главы УФСИН по РТ, раньше не бывало. «Оставалось где-то порядка 30 - 40 миллионов рублей. Мы ожидаем, что ситуация поменяется».

Для решения сложившейся ситуации УФСИН РТ, по словам Хамадишина, плотно сотрудничает с министерствами строительства, архитектуры и ЖКХ, связи и массовых коммуникаций и рассчитывает на подключение к вопросу минпрома РТ. «Думаю, министерство промышленности окажет определенную помощь во всех этих вопросах. Если они повернутся, по крайней мере, нас обеспечат инвесторами, окажут помощь в разработке каких-то вопросов по деталям, востребованным в республике... У нас есть все: люди, помещения, станки, возможности. Нам нужны только заказы», — заключил Хамадишин.

Он также отметил, что ситуацию усугубляет отсутствие должного финансирования ФСИН. В прошлом году финансирование федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)» «срезали» на 16 млрд. рублей.

«МЫ НЕ ЗНАЕМ, КАКИЕ ТОВАРЫ ПРОИЗВОДЯТ В КОЛОНИЯХ, НАДО СЕБЯ РЕКЛАМИРОВАТЬ!»

Используете ли вы продукцию колоний, и как загрузить производство за решеткой в условиях кризиса? Эти вопросы «БИЗНЕС Online» задал экспертам.

Вячеслав Шелуханов — директор ТСЖ «Азино-1»:

— Насколько я знаю, мы не пользуемся продукцией, произведенной в колониях. И вообще, сейчас полностью перешли на затворы. Чугунные задвижки практически не используем, это вчерашний день, если не позавчерашний. Затворы производятся из стали, более современные и долговечные, их не нужно долго закручивать. Честно говоря, мы не знаем, какие товары производят в колониях. К нам ни разу никто с такими предложениями не обращался. А надо рекламировать себя!

Можно ли использовать в коммунальном хозяйстве продукцию, произведенную в колониях? Очень может быть. Мы ведь используем разные инструменты: начиная от метел, щеток, лопат, толкачей. Там и рабочая сила дешевле. Потом, мы в любом случае покупаем инструменты в магазинах с торговой наценкой, а не на предприятиях-изготовителях. Если заключить с колониями прямой договор, то почему нет?

Татьяна Федорова — руководитель дирекции технологической платформы «Текстильная и легкая промышленность»:

— Конечно, колонии необходимо загрузить работой, чтобы люди не бездельничали, а каким-то трудом были заняты. Другой вопрос: эта продукция будет неконкурентоспособна, поэтому им и поручают шить спецодежду, текстиль, который идет в больницы. То есть изделия, для производства которых не требуется специальных навыков. Но, скорее всего, сейчас все начнут зажиматься из-за кризиса, конечно, будут меньше закупать. Тем не менее, больницам постоянно нужны халаты, дошкольным учреждениям — постельное белье. Не думаю, что это причинит ущерб швейным предприятиям — в основном они производят школьную форму. Есть только несколько предприятий в республике, которые производят подобную продукцию, но у них есть свои связи, которые никто не отнимет.

Поэтому управлению по госзакупкам нужно посмотреть, подумать вместе с УФСИН, как правильно загрузить колонии. В принципе, там способные люди, которые хотят работать и будут работать, если правильно ими руководить. Цена на эти изделия, конечно, будет гораздо ниже, поскольку колонии не облагаются такими налогами. Заключенные могут даже подушки и одеяла шить, если купить соответствующее оборудование, кстати, оно совсем не дорогое. В общем, перспективы есть, правда, не скажу, что они слишком большие.