Непростые времена в российской экономике приводят к большому количеству озвучиваемых рецептов по ее оздоровлению. Вот и один из столпов татарстанской промышленности, председатель совета директоров ОАО «Казанский вертолетный завод» Александр Лаврентьев специально для «БИЗНЕС Online» предлагает свое видение отечественных проблем, призывая не брезговать успешным западным опытом решения подобных задач.
«В МОИХ СЛОВАХ НЕТ НИЧЕГО НОВОГО»
Недавно президент России высказал надежду, что национальной экономике хватит двух лет, чтобы выбраться из непростой ситуации. Я доверяю главе государства и надеюсь, что так и будет. Но сам не хочу заниматься прогнозами. Два это будут года или три — пока сложно ориентироваться. Но все это время, думаю, промышленность и экономика будут испытывать огромные трудности. Я еще не видел в подробностях той антикризисной программы, плана правительства, которая была одобрена Владимиром Путиным. Но могу смело назвать самую главную проблему в стране: у нас нет денег!
Это говорит о том, что монетарная политика абсолютно не соответствует ситуации. Я могу сказать, что более 20 лет политика правительства, Центробанка, направленная на то, чтобы сократить инфляцию до 5 - 6 процентов под эгидой сдерживания инфляции, привела к тому, что у нас денежная масса в стране абсолютно не соответствует тем задачам, которые должна решать экономика. Это все знают, в этих моих словах нет ничего нового.
Что происходит в самых крупных странах в экономическом плане? В США на один доллар ВВП (валового внутреннего продукта) приходится один доллар денежной массы. Это наличные и безналичные деньги. В Англии на один фунт ВВП приходится два фунта денежной массы, в Евросоюзе на один евро ВВП — полтора евро денежной массы. Если продолжить, тот же Китай — на один юань ВВП приходятся два юаня. В России максимальная цифра по прошлому году — на один рубль ВВП выпадает 46 копеек денежной массы. То есть именно эта часть, от которой зависит жизнь всей страны, она абсолютно ничему не соответствует! В какой угодно экономике: в рыночной, нерыночной, никакой!
ЕВРОПА ДОЛЖНА ПОЙТИ ПО ПУТИ США
В той экономике, в которой мы живем, все заняты только одним: чтобы не было инфляции. С другой стороны, а что делали американцы, начиная с 2008 года? Американский регулятор — ФРС (Федеральная резервная система), начиная с этих лет, занималась программами насыщения рынка, насыщения деньгами предприятий. Это у них поддержка экономики. Там, как было сказано выше, на один доллар ВВП — один доллар денежной массы. Так они еще больше насыщали экономику деньгами.
Как они это делали? Они скупали ценные бумаги, не акции, а облигации. При том сроком на 20 лет под 0,5% годовых. То есть практически бесплатно давали деньги! «Форду», «Дженерал моторс», «Дженерал электрик», ребята, только будьте живы. А деньги — на инвестиции, под инновации, под реконструкцию, под модернизацию... Они даже не спрашивали под что конкретно. Но они выпускали ценные бумаги и давали деньги...
Вот сегодня весь мир ждет и смотрит, что будет делать Европейский центральный банк. Он будет запускать точно такую же программу, как американцы. Кстати, американцы в сентябре 2014 года прекратили эту программу. И когда сегодня говорят, что доллар подорожал, все смеются. Нефть упала, а доллар подорожал. Он действительно подорожал! Его стало значительно меньше. ФРС сократил количество печатания денег, выбрасывания их на рынок и сегодня доллар физически подорожал, его стало меньше. Американцы прекратили его просто так печатать и насыщать экономику. Их экономика прет вверх за счет того, что было сделано в предыдущие годы. Евросоюз сейчас пытается воспроизвести путь американцев. У них такая же ситуация в экономике, как и у нас, она не растет, стагнирует. Сейчас ЕЦБ должен принять решение, будет ли он запускать этот механизм, который в 2008 году запустили американцы или нет. Вот что в мире происходит.
Барак Обама и Бен Бернанке |
«У НАС ВСЕ ИЗЫМАЕТСЯ»
У нас происходит наоборот. У нас все изымается. За границей ключевая ставка или ставка финансирования, к примеру, у Бена Бернанке (экс-главы ФРС США), она была чуть ли не нулевая, только чтобы предприятия брали кредиты и шли вперед. У нас она делается 15%, 17%. Хотя сегодня все признают, что это решение ЦБ России в корне неверное. Это признают и сами работники ЦБ, и правительство, что это неверно. Но дело-то сделано. И вот что дальше будет? Как будут из этого дела выходить через некоторое время, через полгода, например? Я не представляю, так как не вижу вариантов.
Но если в нынешних условиях правительством не будет предусмотрено насыщение банков деньгами, насыщение дешевыми деньгами, то мы можем вылезать сколько угодно из кризиса. И уповать на повышение цен на наши полезные ископаемые. Ведь у нас нефть подешевела, а в бюджете 52% зависят от нефти, и вся страна зависит от нефтяной иглы, на которой мы сидим. Хотя, в принципе, доля нефтедобычи, нефтепереработки в ВВП у нас всего 22%. То есть сама страна не должна зависеть от того, есть большая нефтедобыча или нет. Другое дело, что наша налоговая система, наш бюджет построен именно от этого дела...
«РАБОТАЕМ МЫ, РАБОТАЮТ ОСТАЛЬНЫЕ»
Наш завод оказался готов к нынешней непростой ситуации в отечественной экономике. Во-первых, мы занимаемся модернизацией существующей нашей продукции, то есть ее осовремениваем. Во-вторых, мы занимались созданием совершенно новых продуктов, это и «Ми-38», и легкий многоцелевой вертолет «Ансат». Все это уже дает свои плоды, и будет нам только на благо. Поэтому ни по наступившему году, ни по 2016-му падения продаж у нас не намечается. А с учетом того курса рубля, в котором очутилась вся страна, так как продукция Казанского вертолетного завода экспортоориентированная, то, конечно, у нас ситуация значительно лучше, чем у остальных.
Есть вопросы, связанные с ипортозамещением, но тут правительство России и целый ряд предприятий работают. Различные элементы, продукты, которые мы получаем по комплектации, в этом направлении идет активная замена на российскую сборку. Поэтому мы думаем, что для нашего предприятия все идет нормально. И нужно учитывать то, что мы сами даем, а не только потребляем. У нас договоры с порядка 1,5 тысячами других поставщиков. Так что КВЗ как паровоз, который тянет за собой остальных, мы даем работу для большого количества предприятий и коллективов. Это все на пользу, работаем мы, работают остальные.
Александр Лаврентьев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.