«КАКИХ-ЛИБО УЩЕМЛЕНИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К НАМ НЕТ»

— Понятно, что много событий. Много глав государств, политиков, бизнесменов, экспертов собираются и обсуждают разные темы. Самый сложный вопрос, на который никто не может ответить: какая будет стоимость нефти? Мы с Наилем Магановым (глава «Татнефти» прим. ред.) ходили на энергетическую сессию, от нас участвовал вице-премьер РФ Аркадий Дворкович — он очень грамотно нашу позицию изложил. Понятно, что события, которые происходят на Украине, эта тема среди политических деятелей европейских стран звучит, но звучит она однобоко. Она не показывается реально, она показывается в том свете, в котором выгодно для наших так называемых американских и европейских коллег. Я считаю, что визит Дворковича и визит Игоря Шувалова (первый вице-премьер РФприм. ред.) очень важны — они принимали участие, обсуждали, докладывали позицию руководства нашей страны.

Мне задали вопрос: вот, мол, делегация России усеченная, третье-десятое.... Я считаю, что это совершенно не так. У нас было очень много бизнес-встреч, по отношению к нам я ничего не заметил, все наши партнеры хотят и дальше развиваться, работать. Я считаю, что поездка была очень необходимая, мы договорились по ряду направлений о расширении нашего сотрудничества. Я думаю, что бизнес в рамках этой политической ситуации не должен... ему и невыгодно показывать эти действия. Хотя очевидно, что Россия — это огромный рынок, огромный интерес для бизнеса, многие уже сегодня активно работают с нашей страной. Ощущения каких-либо ущемлений по отношению к нам нет.

Рустам Минниханов: «Россия – это огромный рынок, огромный интерес для бизнеса, многие уже сегодня активно работают с нашей страной»

«ЕСЛИ СТАВКА НЕ БУДЕТ СНИЖЕНА, ЭКОНОМИКА ОСТАНОВИТСЯ»

Очень интересный был завтрак Сбербанка — как всегда, они проводят его с приглашением экспертов, бизнесменов, политиков. Много обсуждалась антикризисная программа. Мое ощущение — ситуация непростая, но она раскручивается. Не может же экономика такой страны, как Россия, за один месяц оказаться в таком положении. Мы и сами немножко «перекручиваем» ситуацию. Когда зуб болит, надо какие-то лекарства принимать, лечение проводить, а мы ждем, что с нами будет. В данной ситуации нужны своевременные, эффективные шаги федеральной, региональной, муниципальной власти, которая поддержит. Потому что очень важно сохранить рабочие места, важно сохранить стабильность. Ведь самая большая проблема, которая у нас возникла, заключается в том, что мы потеряли или наши люди потеряли доверие к рублю. Надо вернуть доверие наших граждан к рублю. Такого не должно было произойти в такой стране, как наша.

Второе: банки оказались не готовы к этой ситуации, и она сразу «перетекла» в состояние экономики. На мой взгляд, нужно принимать какие-то решения. С одной стороны, ставку подняли — мы боимся инфляции. С другой стороны, если ставка не будет снижена, экономика остановится. Поэтому мы должны сказать: «Сценарий будет такой, и будем идти по нему». Любой сценарий безболезненным не будет — мы уже попали в эту ситуацию. Будет ряд побочных эффектов, но я считаю, что разрушительного не должно быть. Мы тоже должны активно в этот процесс включиться.

«НАДО ВСЕ-ТАКИ РЕШИТЬ СИТУАЦИЮ С БАНКАМИ»

Я просил бы найти эту антикризисную программу, по всем нашим отраслям проработать — это очень важно. Но самая главная проблема — это банковская. Надо все-таки решить ситуацию с банками. Мы сами себя уже загнали в такую сложную ситуацию. Понятно, есть большая долговая нагрузка по потребительским кредитам, но она и была — в один день же она не меняется. Поэтому будем двигаться вперед. Ситуация сложная, об этом и Шувалов на завтраке говорил. Надо посмотреть этот пакет антикризисных мер, проанализировать надо. Потому что проблема в том, что антикризисные меры пока разрабатываются без нашего участия. Я думаю, это тоже большая ошибка.

Я обратился к Игорю Ивановичу (Шувалову — прим. ред.) — надо как-то эти вопросы вместе обсуждать. Может быть, нашей активности не хватает — к этому процессу надо подключиться. Я просил бы и правительство, и отраслевых министров активно подключиться. Пока это, наверное, все-таки какие-то концептуальные направления, и их детализация, и то, как все это будет происходить, во многом будет зависеть также и от нашей позиции.