Сегодня, 3 февраля, завершается прием предложений от депутатов Госдумы РФ в антикризисный план правительства. Член парламентского комитета по промышленности Альфия Когогина в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», рассказала, как идет эта работа: часть предложенных программ отвергнута, другая ужалась в финансировании. К примеру, первоначальные планы по программе утилизации урезаны вдвое.
Альфия Когогина: «Сами автопроизводители не должны сидеть сложа руки и ждать, когда на них обрушится манна небесная в виде господдержки» |
УЙДЕТ ЛИ АВТОПРОМ В ПРОСТОЙ В 2015 ГОДУ?
В пятницу в Государственной думе первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов представил депутатам правительственный «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивости развития экономики и социальной стабильности в 2015 году». В целом я и мои коллеги антикризисный план поддержали, так как ключевые моменты, волнующие наших граждан, такие как ипотека, содействие занятости, инфляция и другие, нашли свое отражение в предложениях правительства. Но у меня как и у многих экспертов осталось много вопросов относительно мер по стабилизации промышленного комплекса.
Если перевести предлагаемый план в практическую плоскость моей профессиональной деятельности, то на примере автопрома попробую ответить на ключевые вопросы отрасли: «Достаточно ли мер, перечисленных в правительственном плане, для преодоления кризиса в автопроме? Что нужно сделать, чтобы на предприятиях автомобильной промышленности страны избежать продолжительных простоев?»
Ни для кого не секрет, что основным условием устойчивого развития автопрома является рост экономики страны и как следствие стабильный спрос на ее продукцию за счет роста инвестиций в промышленность, строительство, ретейл и, конечно, повышение благосостояния граждан. Однако при сегодняшней экономической ситуации в России и неутешительном прогнозе падения ВПП в 2015 году более чем на 5%, при уменьшении доходов граждан на 7 - 10%, сворачивании многих инвестиционных программ и замораживании строительства ряда проектов инфраструктуры это приведет к естественному снижению спроса на продукцию автопрома. Перед автопроизводителями и не только перед ними встает вполне резонный вопрос: зачем что-то производить, если некому продавать? В этой ситуации им ничего не остается делать, как прибегнуть к таким непопулярным мерам, как сокращение производства и даже персонала.
Более того, на состоявшемся 23 января совместном заседании экспертного совета по инновационному развитию автомобильной промышленности и спецтехники, который я возглавляю при комитете Государственной думы по промышленности и объединении автопроизводителей России, где присутствовали руководители предприятий автопрома и отраслевых департаментов минпромторга и минэкономразвития, в результате острой и профессиональной дискуссии были сделаны выводы, что в 2015 году автопроизводители могут сократить свои производственные планы от 5 до 50%. А вот по мягкому или жесткому сценарию будет развиваться ситуация в автопроме, зависит от своевременности и эффективности принимаемых государством мер.
«В ПЛАНЕ ОСТАЛАСЬ ЛИШЬ ЧАСТЬ НАШИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ...»
Поэтому, на мой взгляд, антикризисные меры правительства по поддержанию отрасли должны быть направлены прежде всего на стимулирование спроса на продукцию автомобильной промышленности. Хочу напомнить, что автопром обладает сильнейшим мультипликативным эффектом и его поддержка потянет за собой и многие другие отрасли, а также малый и средний бизнес.
Так какие меры нужно предпринять, чтобы автопром не ушел в затяжной простой? Экспертный совет по инновационному развитию автомобильной промышленности и спецтехники при комитете Государственной думы по промышленности выступил со следующими предложениями:
- обеспечить госзаказ для органов государственной и муниципальной власти;
- продолжить программу утилизации;
- продлить программу стимулирования закупок газомоторной техники;
- установить преференциальный режим закупок автотехники компаниями с госучастием;
- установить государственный контроль за ценами металлургов;
- субсидировать ставки на программы импортозамещения;
- стимулировать обновление автопарков в сельскохозяйственной отрасли;
- поддержать экспортеров.
Предложения обсуждались и на совещании по автопрому в Челнах |
Мы предлагали включить в план те статьи, которые производят мультипликативный эффект и по максимуму используют потенциал внутреннего рынка, а также несут высокую бюджетную эффективность в виде налоговых отчислений. Эти меры разрабатывались совместно с минпромторгом, производителями техники и комплектующих изделий, экспертами. Предложения обсуждались и на совещании по автопрому в Челнах в декабре прошлого года. Большинство из них содержалось в первоначальном варианте антикризисного плана. К моему глубокому сожалению, план мероприятий значительно похудел за последнюю неделю.
В итоге в пятницу мы заслушали план, где осталась лишь часть наших предложений, но и их цифровые показатели изменились в меньшую сторону, несмотря на то, что наши меры были просчитаны. На программу утилизации мы запрашивали 20 млрд. рублей, при этом взрыва продаж не предполагалось, по большому счету нужно все 40. В плане оказалось только 10 млрд. рублей. На закупку техники министерствами и ведомствами при первоначальном варианте предполагалось выделение более 5 млрд. рублей, на сегодня осталось лишь само мероприятие без копейки финансирования. Нет ясности по другим нашим предложениям.
«СИТУАЦИЯ МОЖЕТ КАЧНУТЬСЯ КАК В ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ, ТАК И В ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ СТОРОНУ»
Правительство заверило нас, что это первоначальный вариант, который будет дорабатываться совместно с депутатами парламента и подлежит ежеквартальной корректировке в зависимости от ситуации в экономике. Надеюсь, это так и будет и за словами не кроется простое желание правительства разделить ответственность с парламентом. Вплоть до сегодняшнего дня депутаты могут еще раз внести свои предложения консолидировано через Государственную думу. Со своей стороны я, конечно, буду отстаивать меры поддержки отрасли и на заседании комитета, и при обсуждении обобщенных предложений.
Сами автопроизводители также не должны сидеть сложа руки и ждать, когда на них обрушится манна небесная в виде господдержки. Никто, кроме них, не в состоянии решить застарелые проблемы нашей промышленности по повышению производительности труда, снижению затрат и модернизации производства. Сейчас открывается новое окно возможностей, к примеру, в наращивании экспорта, и упустить, возможно, последний шанс будет непростительной ошибкой.
Подводя итоги, однозначно ответить на поставленные мной выше вопросы на данный момент невозможно. Ситуация подобно маятнику может качнуться как в положительную, так и в отрицательную сторону. Однако причин паниковать и кричать, что все пропало, тоже нет. Автопроизводителями, экспертами и законодателями сформирован вполне понятный запрос к правительству. Правительство демонстрирует готовность услышать нас. Получена серьезная поддержка инициатив на региональном уровне и прежде всего от президента Татарстана. Есть все шансы выйти из ситуации с наименьшими потерями. Как говорится в одной татарской пословице: «Поручи коня Всевышнему, но правь конем сам».
Альфия Когогина
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.