ДОЛЯ ПРОСРОЧКИ РАСТЕТ ЧИСТО МАТЕМАТИЧЕСКИ

Согласно опубликованному вчера индексу «кредитного здоровья», подготовленному компанией FICO на основании данных российского национального бюро кредитных историй (НБКИ), никогда еще российский частный заемщик не чувствовал себя так плохо. По состоянию на 1 января 2015 года, индекс «кредитного здоровья» составил 96 пунктов, что на 1 пункт ниже, чем в октябре 2014 года, когда было зафиксировано предыдущее снижение (97). В течение последних 12 месяцев индекс опустился на 6 пунктов. Компания FICO проанализировала данные НБКИ по кредитованию населения в 8 федеральных округах России. Снижение индекса было зафиксировано в каждом из них. По состоянию на 1 января 2015 года, в трех округах значение индекса было выше общероссийского показателя. В Центральном и Северо-Западном федеральных округах он составил 100 пунктов, в Приволжском — 98.

Основой для вычисления индекса является доля «плохих» долгов среди их общего числа — так называемый bad rate. При этом в качестве «плохих» рассматриваются займы, просроченные более чем на 60 дней в течение последних 6 месяцев (Центральный банк РФ считает «плохими» кредиты, просроченные более чем на 90 дней). Первое значение bad rate устанавливается в качестве исходного значения индекса, равного 100. Индекс масштабирован таким образом, что его уменьшение на 20 пунктов означает удвоение bad rate, а увеличение на 20 пунктов — уменьшение bad rate в 2 раза. По состоянию на 1 января 2015 года, уровень bad rate достиг 13%, тогда как годом ранее — 10,7%. В январе 2012 года, когда было зафиксировано наивысшее значение индекса (115), эта доля составляла 7,1%.

111.jpg

Как рассказал «БИЗНЕС Online» Алексей Волков, директор по маркетингу национального бюро кредитных историй, индекс «кредитного здоровья» россиян рассчитывается с 2008 года. Сегодня он даже меньше, чем был в 2009 году, который также был весьма непростым для экономики нашей страны. В тот момент индекс «кредитного здоровья» составлял 98 пунктов. Индекс «кредитного здоровья» не рассчитывается по субъектам федерации — только по федеральным округам. Татарстан входит в Приволжский федеральный округ, здесь динамика падения индекса за последний год была одной из наиболее резких по России (минус 6 пунктов). Пока что снижение идет в основном за счет того, что банки охладили пыл в выдаче новых кредитов: «хорошие» долги погашаются, соответственно, доля «плохих» растет.

«Что касается платежной дисциплины заемщиков, то ее прогнозировать довольно сложно. Очевидно, что в условиях нестабильности в экономике и вероятного дальнейшего сокращения доходов населения, имеется риск ухудшения кредитных портфелей банков. И, соответственно, ухудшения индекса «кредитного здоровья», — считает эксперт.

Центробанк сообщал о резком росте объема просроченных кредитов перед Новым годом, более свежих данных регулятор пока не предоставлял. Но оснований для оптимизма динамика кредитного рынка не внушает.

ПРИ НЫНЕШНИХ СТАВКАХ ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО БУМА НЕРЕАЛЬНО

На протяжении нескольких лет подряд потребительское кредитование исправно выполняло роль драйвера российской экономики, и его вклад в развитие розничной торговли и различных потребительских сервисов очень высок. В 2013 году впервые в истории величина прироста розничной задолженности обогнала прирост корпоративного кредитования. Правда, темп роста доходов в 2011 - 2012 годах заметно отставал от роста потребления, а разница покрывалась за счет банковских кредитов. Однако уже к середине 2014 года темп прироста розничных кредитов снизился более чем в два раза — до 21%, при этом величина прироста стала снижаться еще и в абсолютном выражении. Однако снижения спроса на кредиты не произошло — просто банки ужесточили свои требования к заемщикам. Результатом стали важные системные последствия.

Чтобы розничное кредитование служило стимулом для развития экономики, необходимо соблюдение важного условия. Прирост кредитной задолженности должен опережать процентные платежи по кредитам. Так, как это происходило в России до начала 2014 года. В противном случае экономика оказывается в ситуации, когда заемщики тратят свои доходы не на приобретение товаров и услуг (хотя бы и в кредит), а на выплату банковских процентов за покупки, сделанные ранее.

Тренд на снижение можно увидеть, анализируя динамику выдачи кредитов наличными и потребительских кредитов в Татарстане в минувшем году. Так, выдача кредитов сроком до 6 месяцев местными банками республики за 2014 год выросла на 36,5% (!), достигнув 1,7 млрд. рублей. Однако выдача кредитов сроком от 181 дня до года сократилась на 27% — до 1,44 млрд. рублей. Таким образом на временном отрезке до года сумма выдачи даже снизилась на 80 млн. рублей: с 3,22 млрд. рублей в декабре 2013 года до 3,14 млрд. рублей в декабре 2014 года. Такая стагнация после бурного роста и вправду может с легкостью привести к резкому росту доли просроченных кредитов, поскольку размывать «просрочку» за счет увеличения выдачи больше не удается. Можно добавить, что в целом сектор кредитования физлиц местными банками чувствовал себя в 2014 году не лучшим образом. Рост составил только 11,5%, то есть соответствовал уровню инфляции за 2014 год. Повышенные цены «съели» кредитную «прибавку» к доходам. Да и то, ситуация с кредитованием физических лиц выглядела бы значительно хуже, если бы не ипотечные кредиты, выдаваемые в первом и втором кварталах 2014 года.

Возвращение к стратегии ускоренного развития розничного кредитования возможно лишь благодаря клиентам, готовым платить проценты, кратно превышающие уровень роста цен. Но с учетом прогнозируемой инфляции в России, которую официальные эксперты оценивают на уровне 12%, а независимые — на уровне 25%, рассчитывать на возрождение рынка кредитования не приходится, а процентные платежи тяжким грузом повиснут на нерасчетливых потребителях, поверивших в стабильное благополучие. Да и в целом решение проблемы кредитной задолженности невозможно без значимого изменения основных параметров банковских кредитов населению — снижения процентной ставки и удлинения сроков кредитования. Однако рассчитывать на корректировку этих параметров в ближайшее время не приходится. Но, как знать, может, сворачивание потребительского бума, сливки с которого снимали иностранные производители, и к лучшему?

«ИНФЛЯЦИЯ ПОЗВОЛИТ ЛЕГЧЕ ОТДАТЬ ДОЛГИ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», пессимистично оценили ситуацию на кредитном рынке.

Зинаида Серебрякова — пресс-секретарь ВТБ24 в Приволжском федеральном округе:

— Мы можем оценивать «кредитное здоровье» татарстанцев исключительно по показателям нашей просрочки. По итогам 2014 года просрочка ВТБ24 в Татарстане повысилась, но не превысила критических значений. Она по-прежнему находится в пределах нормы и составляет 6 - 6,5 процентов. Мы предполагаем, что в этом году выдачи розничных кредитов будут ниже, чем в прошлом году, что связано с событиями в экономике. Но в то же время интерес к этому продукту не нулевой, кредиты берут. Поэтому мы ожидаем, что в этом году выдачи кредитов будут. Но точные прогнозы давать тяжело, ситуация меняется каждый день. Точных цифр, каким будет прирост, я назвать не могу.

Потребкредитование — один из драйверов розничного банковского бизнеса. Поэтому рост просрочки, безусловно, негативно отразится на банках, у которых в портфеле велика доля розничных кредитов. Что же касается экономики в целом, то здесь, скорее, не просрочка по розничному кредитованию должна отражаться на экономике, а сам факт просрочки является сигналом ухудшения ситуации в экономике.

Если же говорить о невозврате кредитов, то у нас есть специальный отдел по работе с проблемной задолженностью. Он эффективно работает с должниками на всех этапах.

Закон о банкротстве физлиц — явление комплексное, в нем есть как положительные, так и отрицательные стороны для банков и заемщиков. Положительным является, безусловно, то, что заемщики, попавшие в тяжелую ситуацию, могут освободиться от этого бремени. Хоть и с рисками, что им никто больше не даст кредит, они смогут не потерять свою недвижимость, не проводить массу времени в судах. Но в то же время этот закон может негативно повлиять на банки с большой долей потребительских кредитов. Если весь объем просроченных задолженностей будет просто списан, без возможности ее взыскания, банки понесут убытки.

Венера Иванова — экс-председатель правления Автоградбанка, председатель комитета по финансам ТПП города Набережные Челны и Закамья:

— Вопрос о «кредитном здоровье» россиян, и татарстанцев в том числе, нельзя назвать легким. Но «кредитное здоровье» любого предприятия и любого человека зависит от состояния экономики. По моему мнению, «кредитное здоровье» жителей Республики Татарстан чуть выше, чем в целом по России. Поскольку развитие экономики и промышленности в нашей республике более благополучно, чем в других регионах. Я бы не сказала, что оно именно хорошее. Скорее, не столь плачевное. Но в связи с тем, что с каждым днем показатели производства ухудшаются, ухудшаются и финансовые показатели организаций, кредитоспособность как предприятий, так и населения также будет ухудшаться.

В связи с тем, что сейчас развитие экономики республики, да и всей Российской Федерации, идет по нисходящей, заработная плата работников предприятий и организаций будет снижаться. К тому же мы чувствуем сокращение численности этих работников, сокращение рабочей недели. Коэффициент безработицы будет расти, соответственно, не имея доходов, возврат кредитов населением будет усложнен. Да, сегодня уже идет спад розничного кредитования. И происходит это по двум причинам. Первая состоит в том, что часть населения уже получила кредиты из двух кредитных учреждений и далее их кредитовать просто нельзя. Их кредитоспособность находится на нуле. Вторая причина заключается в том, что у населения есть угроза потери работы, и никто не хочет брать долги, чтобы привести себя к банкротству. И третья причина — ужесточение требований банка-заемщика. В первые годы развития розничного кредитования мало кто обращал внимание на кредитную историю, на доходы заемщика, то теперь все это играет очень большую роль. Исходя из всех этих причин, розничное кредитование будет снижаться. Банки практически сворачивают розничное кредитование.

Но я хотела бы отметить, что правительством и президентом предпринимаются очень большие усилия по сохранению розничного кредитования по покупке жилья. Так что, думаю, ипотечное кредитование хоть на 50 процентов, а сохранится.

«СЕЙЧАС ВСЕ ЗНАЮТ ОТ СОСЕДЕЙ, ОТ ЗНАКОМЫХ, ЧТО МОЖНО НЕ ПЛАТИТЬ. А ДОЛГ — ЭТО СВЯТОЕ ДЕЛО»

Вячеслав Решетник — руководитель агентства детективных и юридических услуг (г. Казань):

— Я считаю, что кредитоспособность татарстанцев сравнима с кредитоспособностью жителей Москвы и Санкт-Петербурга, то есть она достаточно высока. Остальные регионы в худшем положении. Там кредитоспособность населения ниже. Мне не дают ежедневных сводок об уровне взыскания долгов, но я бы хотел отметить, что подорожание доллара кроме негативных тенденций имеет и положительные. Речь о том, что станет легче расплачиваться по кредитам. Вы же денег-то больше станете получать. Я думаю, что ведь все равно будет повышение заработной платы в связи с кризисом. Количество денежных знаков однозначно будет больше. И это позволит легче отдать долги. Покупательная способность падает, а способность расплатиться по кредитам — вырастает. С этой точки зрения инфляция дает плюсы тому, кто расплачивается с кредитом.

С какими проблемами мы сталкиваемся при взимании долгов? Я бы не назвал это проблемой, но банки население развратили. Сейчас люди просто не хотят платить долги. И все знают от соседей, от знакомых, что можно не платить. А долг — это святое дело. Раньше люди платили понемногу, потихоньку, а теперь их заставляют всю сумму сразу возвращать. А про закон о банкротстве я вам вот что скажу: при несовершенстве нашей фискальной системе он работать не будет.