Сергей Иванов сообщил, что объем финансирования туротрасли РТ, несмотря на кризисные явления, сокращен не будет, и составит по разным программам около 50 млн. рублей

ТУРПОТОК В ТАТАРСТАН ВЫРОС НА 16% — ДО 2,5 МЛН. ЧЕЛОВЕК

В Казани накануне впервые состоялась итоговая коллегия госкомитета РТ по туризму, который был создан лишь в марте прошлого года. Пока участники мероприятия заполняли один из конференц-залов в отеле «Ривьера», на экранах демонстрировался презентационный ролик о Татарстане, ключевая роль в котором была отдана Казани, Булгару и Свияжску. Основным лейтмотивом всех выступающих стал акцент на внутренний туризм, который по прогнозам должен вырасти на 30%. Кому обвал рубля, кому спасение...

Итоги туристической отрасли РТ за прошлый год подводил руководитель госкомитета Сергей Иванов. Республику посетили 2,5 млн. человек, что на 16,3% больше, чем в 2013 году. Татарстан оказался на пятом месте среди регионов России по количеству принимаемых туристов, нас опережают традиционные лидеры — Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург и Крым. Иванов в своем отчете сравнил Казань даже с такими мировыми турлидерами, как Прага и Вена, которые принимают по 4,9 млн. туристов в год, а, скажем, Ванкувер — по 3,4 млн. туристов. Словом, еще немного, еще чуть-чуть... Объем оказанных услуг в сфере туризма составил 10 млрд. рублей — на 20,6% больше, чем в 2013 году. Гостиничные услуги стали больше оказывать на 29%, туристские — на 11%, санаторно-оздоровительные — 2,6%.

В прошлом году в Татарстане открылось 12 новых гостиниц и хостелов, а общее число «коллективных средств размещения» достигло 359, продолжал Иванов. При этом процент заполняемости гостиниц вернулся к уровню 2012 года (47%), хотя общее количество туристов выросло, а вместе с ним подросла и конкуренция на рынке.

— Сфера туризма дает нашей республике большое количество рабочих мест. По данным Всемирной туристской организации, каждая тысяча туристов создает 15 рабочих мест. На сегодняшний день в туриндустрии нашего региона заняты более 37 тысяч человек, — сообщил Иванов.

И добавил, что объем финансирования туротрасли РТ, несмотря на кризисные явления, сокращен не будет, и составит по разным программам около 50 млн. рублей.

НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ, ДА ОБВАЛ РУБЛЯ ПОМОГ

Прошедший год тем не менее стал одним из самых провальных в сфере выездного туризма, констатировал Иванов. По сути, из-за событий на валютных биржах ничего другого не остается, как развивать внутреннее, а также въездное направления, тем более что для иностранных туристов путешествия в Россию стали существенно дешевле.

Среди туристов, прибывавших в Татарстан, лидируют жители Китая (китайцев вообще больше всего приехало в Россию в прошлом году) и Турции, а также Великобритании и Германии. Правда, отказ нескольких европейских авиакомпаний от рейсов в Казань стал неприятным сюрпризом.

— Сейчас проблемы с отменой вылетов в Европу из нашей страны переживают практически все авиакомпании в России. Мы надеемся, что нам получится убедить авиакомпанию Finnair возобновить полеты с апреля, потому что для нас это важный европейский перевозчик. Мы рассчитываем, что финны также воспользуются этим рейсом и смогут приехать в Казань, — сказал Иванов газете «БИЗНЕС Online».

Что касается внутреннего туризма, то, несмотря на успехи, есть и «тонкие места» — несколько «проседает» сибирское направление. Среди российских туристов, которые посещают Казань, лидирует жители Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, а вот такие города, как Новосибирск, Иркутск и Красноярск находятся в конце списка. Жители путешествовать любят, но ехать до Казани слишком долго. Вопрос мог бы быть решен при помощи авиалоукостеров, но попытки их создания пока безуспешны. Тем не менее в условиях девальвации рубля внутренний туризм, наверняка, станет популярнее.

Надо воспользоваться ситуацией, сказал Иванов и перечислил ряд задач, которые способствуют выходу на качественно новый уровень. Первая — эффективное использование имеющейся туринфраструктуры, вторая — развитие туристско-рекреационных кластеров, третья — работа по подготовке и проведению крупных международных событий — чемпионата мира по водным видам спорта и чемпионата мира по футболу 2018 года, четвертая — развитие сферы туризма с использованием современных IT-технологий, пятая — работа с национальными и культурными автономиями татар и татарскими диаспорами. Как это получится у комитета, можно будет судить через год.

ЗАЧЕМ РОССИИ ЛОГОТИП

Отдельно хотелось бы остановиться на 6-й задаче. Иванов обозначил, что среди прочего, необходимо сделать акцент на развитии туризма в муниципальных районах РТ. В связи с чем попросил у президента РТ Рустама Минниханова организовать работу профильных специалистов по развитию туризма на местах в 17 муниципальных образованиях Татарстана, являющихся приоритетными для развития туризма. Иванов назвал те районы республики, в которых нет ответственных за развитие туризма. Ситуация в муниципалитетах такова, что просьба Иванова может вылиться в появление новых чиновников на местах. Отметим, что с подобной просьбой выступал и министр по делам молодежи и спорту Владимир Леонов — он просил назначить ответственных за молодежное направление. Возможно, есть смысл где-то объединить молодежное и туристическое направление по старой памяти некогда единого ведомства.

7-й и последней поставленной Ивановым задачей стало развитие новых приоритетных видов туризма, таких как лечебно-оздоровительный, образовательный и сельский. В заключение своего выступления глава госкомитета РТ по туризму попросил Минниханова поддержать идею создания координационного совета по развитию туризма в республике под руководством самого Минниханова.

Показательно, что гостем коллегии стал руководитель федерального агентства по туризму Олег Сафонов, который хвалил Татарстан и ставил республику в пример другим регионам. Он призвал создавать новый туристический продукт, разрабатывать новые направления, а также активно пользоваться уже созданными брендами.

— Мы хотели бы провести работу по созданию единого логотипа и слогана России, поэтому в ближайшее время приглашаю всех представителей туриндустрии Татарстана для того, чтобы мы совместно разработали туристический логотип и слоган Российской Федерации, — предложил он. Кроме того, он сообщил, что в этом году федеральное агентство по туризму планирует презентовать единый национальный туристический портал, который будет работать на 8 языках. Факт того, что федеральный чиновник побывал на мероприятии регионального ведомства, говорит о том, что в Москве рассчитывают на Татарстан, как на один из туристических центров России.

ВЕРБЛЮДЫ И ПАВЛИНЫ КАК ФИШКИ РАЙОНОВ

Сам же Минниханов темпами роста потока туристов в Татарстан в 16% остался недоволен.

— Я уже сказал Иванову, что рост должен быть не менее 50 процентов. Надо ставить высокие задачи. Это же ваш заработок, это наша возможность дать людям работу, — заявил президент. Таким образом, поставлена задача, чтобы в следующем году республику посетили 3,7 млн. туристов (что выше, чем, например, в Ванкувере, о котором говорил Иванов). Потенциал есть, отметил Минниханов, тем более что Татарстан богат на водные и лесные ресурсы, а фишкой любого района может стать сельский туризм.

— Где-то у нас верблюды, где-то павлины, где-то кролики. Эта работа, на самом деле, очень интересная, — отметил он.

Однако без качественной транспортной сети увеличить объемы прибывающих в РТ туристов весьма сложно. Так, по словам Минниханова, главный прокурор РТ Илдус Нафиков написал письмо о том, что необходимо разобраться с таксистами в аэропорту, которые «устраивают свои порядки».

— Разве мы не можем с этим разобраться?! Конечно, должны быть нормальные, понятные цены, хорошее качество, — заявил Минниханов.

Также в своем выступлении президент РТ призвал изучать китайский язык, тем более что китайское направление в 2015 году станет одним из приоритетных. В прошлом году в Татарстан приезжали более 30 туроператоров из Китая, а в октябре в Казани было подписано соглашение о взаимном сотрудничестве между госкомитетом РТ по туризму и крупнейшим туроператором China international travel services. Уже после коллегии Иванов сообщил, что в настоящий момент ведется разработка программы, которая предусматривает посещения китайскими туристами Казани и Татарстана в рамках российского маршрута. Прибытие первой группы туристов из Китая в этом году в Татарстан будет осуществлено по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Казань. Правда, спрогнозировать количество туристов из КНР довольно сложно, тем более что, по словам Иванова, в 2015 году будет происходить «обкатка» программы.

print_645160_894634.jpg

За счет чего еще будет расти поток туристов в Татарстане? Сейчас в РТ закончена разработка четырех туристическо-рекреационных кластеров в Верхнеуслонском, Камско-Устинском, Спасском, Рыбнослободском районах, — кластеров, которые находятся в береговой зоне, и уже с сегодняшнего дня под них начинается программа по привлечению инвесторов. Общий объем инвестиций, по словам Иванова, должен составить порядка 1,5 млрд. рублей, из которых 300 млн. рублей выделит госбюджет.

Еще одной «приманкой» станет программа, которую разрабатывают туристические компании. Эта программа предусматривает длительное пребывание в Татарстане, причем под это туристы будут получать значительную скидку на проживании в гостинице.

— Когда человек приезжает не на две ночи, а на 5 - 6 ночей, в этом случае гостиницы готовы понизить для него стоимость проживания в сутки. Важно, чтобы мы сумели найти понимание с гостиницами в этом вопросе, — рассказал он.

ЕСЛИ ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ НЕ СЛОМАЕТ БЕЗРАБОТИЦА

Участники рынка подвели итоги года для «БИЗНЕС Online» и дали свой прогноз на 2015 год.

Ильдар Тазиев — директор VIA Tourism:

— Если рассматривать туристический рынок Казани как затраты на отдых самих казанцев, то, безусловно, рынок просядет. Но если иметь в виду туристический поток в Казань, то здесь далеко не очевидно падение. Скорее, наоборот. 2015 год дает уникальную возможность для Казани укрепить позиции на российском рынке внутреннего туризма. Именно сейчас туристические компании перестраиваются на внутренний туризм и ищут идеи, направления, партнеров. И здесь важна активность казанских принимающих компаний и властей по продвижению туристического продукта «Казань». Чемпионат по водным видам спорта будет отличным новостным фоном для продвижения Казани, но не думаю, что во время его проведения стоит ждать стремительного роста количества гостей.

Темпы падения внешнего туризма, равно как и темпы роста внутреннего, можно проанализировать по планируемым чартерным программам туроператоров. Если полетные программы за рубеж сильно урезали по сравнению с прошлым годом, то на внутреннем направлении уже сейчас объявлены чартеры в Адлер и Симферополь. Если говорить в цифрах, думаю, по внешнему туризму падение составит 30 - 40 процентов, а по внутреннему, не удивлюсь, если поток вырастет в разы! Что касается нашей организации, мы не закладываем падения продаж, наоборот, мы планируем рост выручки на 20 - 25 процентов. Если в прошлом, кризисном для отрасли, году рост наших продаж составил 35 процентов, то почему бы в этом году не расти дальше, ведь люди не перестанут отдыхать. Просто необходимо гибко реагировать на изменения на рынке. В связи с ростом курса валют, думаю, в этом сезоне самыми востребованными будут недорогие зарубежные направления, преимущественно с системой питания «все включено», а это Турция, Египет, Тунис, Греция и Кипр. Ну и, конечно, Крым, Абхазия и Краснодарский край.

По антикризисным мерам: мы активно обучаем наших менеджеров продуктам внутреннего туризма, разработали и внедряем программу лояльности для наших постоянных клиентов, планируем более активную рекламную кампанию.

Лилия Григорьева — директор туристического агентства «Эфир Вояж»:

— Если говорить про внутренний туризм, то, по разговорам моих московских коллег, сейчас вся Казань распродана вплоть до апреля текущего года. Таким образом, столица РТ оказалась в топе, чему мы, конечно, очень рады! Вообще, в этом году вся надежда на внутренний туризм. Потому что даже несмотря на обещание Турции о каких-то хороших скидках для наших туристов в разгар сезона, все равно из-за курса валюты отдых там будет дороже, чем в предыдущие годы. Вообще, в этом году, думаю, рынок внешнего туризма в Казани просядет примерно на 60 процентов.

Что касается чемпионата по водным видам спорта, то, разумеется, это хорошо для Татарстана, республика заработает хорошо. Но речь же идет о том, что сами жители Казани там не отдохнут. Сейчас практически все переориентируются на внутренний туризм, наше агентство в том числе. Мы активно занимаемся всеми этими направлениями, переориентируемся мы где-то на процентов 50. Будем узнавать Россию. Наша страна не заканчивается только Сочи и Крымом, есть еще очень много мест, которые мы не видели. Это и Байкал, и Алтай, и Владивосток, и Камчатка, и Чечня — у нас есть, что посмотреть. А ближайшие республики? Тот же Узбекистан, Казахстан, Таджикистан! Наши кавказские минеральные воды. Правда, о большом росте внутреннего туризма говорить тоже пока рано. Причина этому — экономическая ситуация, которая сказалась и на снижении рабочих мест, зарплат. Рост безработицы только начинается, а к осени он будет еще больше. Возможно, люди будут ездить отдыхать сами, на машинах.

Безусловно, процент людей, вылетающих сейчас за рубеж отдыхать, снизился, но население еще летает! Да, есть тенденция к закрытию многих рейсов, но при этом есть и глубокое бронирование. Так, у нас были клиенты, которые забронировали путевку на ноябрь.

Марина Гордеева — руководитель компании «Буревестник»:

— Каждое событие, которое происходит в нашем городе, однозначно привлекает к себе внимание гостей, туристов, потенциальных партнеров. Поэтому отдача от чемпионата водных видов спорта, однозначно, ожидается, многие делают на это мероприятие ставку.

Из-за кризиса мы ощутили некий спад, но, думаю, к лету ситуация должна более или менее стабилизироваться, хотя бы потому, что люди должны к нам приезжать. Тем более сейчас многие наши коллеги отмечают, что очень хорошо выросла доля внутреннего туризма. Если говорить о прошедших новогодних праздниках, то да, у нас был прирост примерно в 2 - 2,5 раза.