print_647294_904198.jpg
Фарид Мухаметшин: «Мы пришли к решению, что напишем две дополнительные статьи, обязывающие денежные доходы, поступающие от использования штрафных санкций, использовать только на транспортное обслуживание населения»

МУХАМЕТШИН ПОПРОСИЛ СЭКОНОМИТЬ ВРЕМЯ

Сегодня на заседании Госсовета РТ депутаты приняли во втором и окончательном чтении законопроект, вносящий изменения в Кодекс РТ об административных правонарушениях. Таким образом, несмотря на протесты коммунистов, с 1 апреля в Казани штраф за неоплаченную парковку составит 2,5 тыс. рублей. «За» проголосовали 84 депутата, «против» — 3.

Однако голосованию предшествовала целая сцена с участием президента РТ Рустама Минниханова и коммунистов, которые предложили внести в законопроект 7 «протестных» поправок. Прежде чем перейти к их обсуждению, председатель Госсовета Фарид Мухаметшин предложил сэкономить время. По словам спикера, вчера он проговаривал с лидером «красной фракции» Хафизом Миргалимовым внесенные ими предложения, и главный вопрос в том, что поправки коммунистов направлены не по адресу — изменять размер оплаты парковки, делать скидочные дни или часы и прочее является прерогативой Казгордумы. Она не может вносить изменения в Кодекс об административных правонарушениях, вот поэтому депутаты из Казани и обратились к коллегам в парламент с предложением об установлении размера штрафа за неоплаченную парковку в 2,5 тыс. рублей. Мухаметшин предложил выход — коммунисты снимают свои поправки, но при этом...

«Мы пришли к решению, что напишем две дополнительные статьи, обязывающие денежные доходы, поступающие от использования штрафных санкций, использовать только на транспортное обслуживание населения. А также учесть при работе над документом предложения депутатов, которые были озвучены в поправках — о послаблении в ночное время, о послаблении ресторанам и ночным заведениям», — сказал Мухаметшин. Миргалимов согласился не ставить поправки на голосование, «попросив гарантии».

МИННИХАНОВ: «ПРОСИЛ БЫ ПОДДЕРЖАТЬ ИНИЦАТИВУ МЭРИИ»

И тут слово взял присутствующий на заседании Минниханов, который выступил с целой речью в поддержку городских властей.

«Тема больная, непростая, но вы можете изучить опыт всех больших городов — как у нас, так и за рубежом, — начал он. — Сегодня автомобили — это, с одной стороны, средство передвижения, первая необходимость. С другой стороны, у нас такое количество машин! К Универсиаде мы сделали новую трассу (проспект Универсиады прим. авт.) и уже там сейчас пробки. Мы не можем обеспечить, чтобы люди нормально перемещались в центральной части города. Для этого нужны системные решения».

По мнению президента, во-первых, необходимо разделить точки притяжения. Нельзя, чтобы в одном мегаполисе деловой и культурный центры были в одном месте. Во-вторых, необходимо сделать приоритет для пешехода. Но это не вопрос одного дня, и с чего-то надо начинать. Минниханов напомнил про опыт других городов, которые столкнулись с этой проблемой раньше Казани. В Сингапуре, например, власти регулируют уровень автомобилизации, выделяя строгие квоты на приобретение жителями авто. Есть опыт Лондона, где также платный въезд в центр города. Есть опыт Москвы с платными парковочными улицами, по которому пошла и Казань. «Некое болезненное время будет», — признался президент, но в той же Москве, после критики и негатива, центр города «не идеален, но проехать можно».

«Да, это затрагивает интересы многих людей. Но везде же машины! На тротуарах, тут, там... Вам нравится? Парковки, по большому счету, не все заполнены, но их и дальше надо строить, чтобы люди в них парковались. Надо изменить культуру. Чтобы изменить культуру, надо изменить качество общественного транспорта — он должен быть доступный, качественный. Я согласен, средства от штрафов и парковок мы должны направлять на улучшение качества общественного транспорта и подвижного состава — это очень важный момент», — заявил Минниханов.

По словам президента, Казань занимается вопросом улучшения городского пространства, приглашает лучших урбанистов. Год парков и скверов не должен ограничиваться появлением нескольких новых посаженных деревьев — системная работа должна касаться парков, скверов, велодорожек... Прокомментировал президент РТ и размер штрафа за неоплаченную парковку, которую, напомним, предлагается установить в размере 2,5 тыс. рублей: «Мы это делаем не для того, чтобы деньги в казну собирать. Если сегодня мы это не сделаем, через два года мы будет тут сидеть и обсуждать, что нам делать с центром города, как проехать в Казани? У нас запас временной прочности не такой уж большой».

«Я просил бы поддержать инициативу мэрии Казани, — резюмировал Минниханов. — Но и мэрия Казани должна чувствовать ответственность, быть гибкой. При необходимости должно быть принято соответствующее решение, например, в ночное время, в праздничные дни...»

Миргалимов попытался возразить, что величина штрафа в 2,5 тыс. рублей слишком велика

«НУ, ДАВАЙ ЕЩЕ ПРЕМИЮ ДАВАТЬ ВМЕСТО ШТРАФА!»

Тут Миргалимов попытался возразить, что величина штрафа в 2,5 тыс. рублей слишком велика: «Мы за порядок. Но величина штрафа должна быть соразмерна с финансовыми возможностями людей».

«Ну, давай еще премию будем давать вместо штрафа! Человек вообще не должен нарушать! — заявил Минниханов. — Давайте мы приучим исполнять законы, которые сами же и принимаем. Без этого штрафа схема не будет работать. Любые поблажки остановят всю работу, и тогда я вам гарантирую, что через два года, а тогда ваш срок полномочий (депутатаприм. авт.), кажется, не истечет, придется привлекать и большие материальные ресурсы, и принимать намного более сложные системные решения. Да, это не очень популярная мера, но давайте приучим себя к порядку. Мы сказали, что все ведомства — и республиканские, и федеральные — будут платить. Никому никаких исключений не будет. В том числе и кабинету министров, ко мне приедут — пожалуйста, заплатите. Все будут платить. И депутаты в первую очередь должны показать пример».

Артем Прокофьев (не намек ли это на очередной раскол или грядущую смену старой гвардии на молодую и горячую?) все-таки настоял на обсуждении двух поправок

Тут уже Мухаметшин хотел было поставить законопроект на голосование. И хотя Миргалимов после эмоционального выступления президента уже готов был отступить, слова упорно начал добиваться коммунист Артем Прокофьев (не намек ли это на очередной раскол или грядущую смену старой гвардии на молодую и горячую?) В итоге он все-таки настоял на обсуждении двух поправок — о размере штрафа и о вступлении закона в силу не сейчас, а с 1 января 2016 года. Мухаметшин отметил, что, казалось бы, президент все достаточно четко прояснил. Тем не менее, эти две поправки вновь погрузились в обсуждение — о том, что городской транспорт недостаточно комфортен и подготовлен для увеличенного потока пассажиров, о том, что нужны перехватывающие парковки. Словом, о том, что надо подготовиться. Пока их вновь не прервал несколько возмущенный Минниханов.

«Мы можем обсуждать этот вопрос целый день! Никогда у нас не будет порядка, если не будет нормального штрафа. Ну что мы сейчас будем... Да, общественный транспорт надо улучшать, это однозначно. Да, перехватывающие парковки должны быть. Для этого есть город — пусть занимается, мы будем с них требовать». После жесткого спича первого лица республики вопросов даже у КПРФ не осталось, и депутаты перешли к голосованию. «За» размер штрафа — 84 человека, против — 3 человека (по количеству членов фракции КПРФ). Воздержавшихся не было. Зеленый свет для запуска единого парковочного пространства в городе включен.

Под занавес темы спикер Мухаметшин обратился к властям Казани (в зале присутствовала замглавы муниципального образования города Людмила Андреева) и попросил принять во внимание все сказанное.

С 1 АПРЕЛЯ НА ПАРКОВКАХ НИКОМУ НЕ ВЕРЯТ

Таким образом, после окончательного вступления закона в силу в центре Казани начнет действовать единое парковочное пространство: припарковать свою машину вдоль центральных дорог можно будет только за 50 рублей в час. А пока с 9 февраля система «Казанский паркинг» работает в тестовом режиме — желающие водители могли попробовать различные варианты оплаты — через SMS или установленные паркоматы (подробно о системе работы городского паркинга в интервью «БИЗНЕС Online» рассказывал председатель комитета по транспорту исполкома города Айдар Абдулхаков).

Казанские власти ссылаются на опыт Москвы, где платная парковка на центральных улицах города начала действовать с 2012 года. Согласно опросам москвичей, которые первоначально встретили нововведение в штыки, в настоящее время около 70% горожан поддерживают платный паркинг. Поскольку количество въезжающего личного транспорта в центр столицы снизилось на 25%, что позволило транспортному потоку в городе вечных пробок двигаться быстрее на 12%. Количество ДТП сократилось на 65%. Освободилось городское пространство для пешеходов. Появилась возможность припарковаться в центре.

Аргументы за платную парковку в среду в Казанской ратуше приводил и директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Москвы Михаил Блинкин. Он наглядно и с цифрами доказал: если сегодня не принимать меры, через несколько лет Казань вновь встанет в пробках, учитывая темпы автомобилизации (по 30 тыс. авто в год) и количество дорог (40 кв. м на 1 авто). При том, что в Европе приоритет давно отдан пешеходу.