СМИ ТАТАРСТАНА СОЗДАЮТ "ЧЕРНЫЙ СПИСОК" РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ

 

Руководители нескольких казанских СМИ решили создать единый "черный список" недобросовестных рекламодателей. В конце минувшей недели эта идея обсуждалась на закрытой встрече руководителей коммерческих служб нескольких крупных печатных СМИ города (в частности, известно об участии "ИнтерМедиаГрупп", "КП-Казань"). Страсти на рекламном рынке в кризис накаляются - выяснение отношений с компаниями-должниками некоторые СМИ активно ведут в Арбитражном суде РТ. 

 

КАК ПОЛУЧИТЬ СВОЕ?

 

Общий спад экономики, как известно, сильнейшим образом повлиял на состояние рекламного рынка. На нем, как и во многих других сферах, возникли проблемы с платежами. СМИ вынуждены прибегать к юридическим способам их разрешения.

 

- Наше издание в период кризиса, так же как, и я в этом уверена, многие СМИ, столкнулись с некоторыми сложностями и проблемами во взаимоотношениях с рекламодателями, - говорит главный редактор журнала "Казанская недвижимость" Гузель Вагапова. - В частности наше издание, работающее по оплате по факту оказания рекламных услуг, иногда сталкивается с недобросовестными рекламодателями, которые не желают оплачивать оказание рекламных услуг, ссылаясь на кризис и иные финансовые причины, не обозначенные в договоре об указании рекламных услуг. Мы вынуждены подавать на недобросовестных рекламодателей в суд, поэтому сейчас в Арбитражном суде РТ рассматриваются несколько дел, где истцом выступило наше издание. На сегодняшний день по всем делам, по которым вынесено решение, мы выиграли.

 

Согласно данным, приведенным на сайте Арбитражного суда РТ, "Казанской недвижимости" задолжали, в частности,  "Альянс-строй" (276 тыс. руб.)

 

Количество судебных разбирательств возросло и у журнала "Выбирай".

 

- Дебиторская задолженность у нас была и до кризиса, будет и после его завершения, - говорит директор журнала "Выбирай" Андрей Кораблев. – Не могу сказать, что в период экономических неурядиц она возросла, наоборот - по нашей организации уменьшилась и в количественном, и в процентом отношении. Дело в том, что мы достаточно серьезно начали относиться к просрочке с середины 2008 года, когда только появились первые "звоночки" о наступающем кризисе. Пересмотрели систему внутренней мотивации персонала, ввели штрафы для сотрудников за просрочку. В упреждающем режиме решили работать по предоплате, в договорах прописывать четкие сроки погашения задолженности.

 

Кораблев советует коллегам серьезнее относиться к живым деньгам, а не к отгрузке рекламы. У многих СМИ проблема возникла именно потому, что на бумаге все было хорошо: клиенты заказали рекламу, причем на большие суммы без скидок, но расплачивались либо через месяц, либо через два, либо вообще пропадали. В результате эйфория сменялась разочарованием.

 

Решать в суде вопросы с некоторыми рекламодателями вынуждены и в ИнтерМедиаГруп Казань (издания "Ва-банкъ", "Ва-банкъ-Ремонт", "Телесемь").

 

- По нашей компании на данный момент уровень задолженности находится на том же уровне относительно выручки, что и до осени прошлого года, - говорит заместитель генерального директора ООО "ИнтерМедиаГруп Казань" Ольга Федорова. - В основном, это текущие просрочки по платежам. Хотя есть, не скроем, есть и незначительные суммы, "повисшие" в связи с плачевным финансовым состоянием некоторых клиентов. В редких случаях мы вынуждены решать вопрос в судебном порядке, но и такие случаи есть. Чаще стараемся решить проблему без привлечения арбитража со стороны. И здесь есть свои процедуры: официальные претензии, увеличение рассрочки, реструктуризация долга.

 

ВРЕМЯ "ЧЕРНЫХ СПИСКОВ"

 

- Одним из инструментов, дисциплинирующих рынок, может стать обмен списками так называемых "злостных неплательщиков" между участниками рынка СМИ, - считает Федорова. - Такая практика может стать определенным барьером для недобросовестных контрагентов. ИнтерМедиаГруп Казань сейчас работает над созданием такого публичного информационного канала. Очень важное условие работы такого канала – отраслевые стандарты отнесения рекламодателя к "злостным неплательщикам".

 

- Есть смысл отказаться от рекламодателей, которые кажутся неблагонадежными, - считает директор журнала "Выбирай". - Издатели должны встречаться. Встречаться за чашечкой чая и обсуждать рекламодателей (они, ведь, у всех одни и те же), иметь "черные списки".

 

Идею создания "черного списка" поддерживает и коммерческий директор газеты "Коммерсантъ. Казань" Альбина Ибрагимова. "Такие списки есть во всех сферах, а в казанской рекламе до сих пор нет", - говорит она.

 

Кстати, известно, что "Коммерсантъ. Казань" этим летом инициировала судебные разбирательства в Арбитражном суде РТ в отношении ООО "Форестер" (381 тыс. рублей) и ООО "Мегалит" (329 тыс. рублей).

 

ПРЕДОПЛАТА – ЛУЧШИЙ ДРУГ

 

Отслеживать поступление средств и оперативно реагировать на возникновение дебиторской задолженности рекомендует коммерческий директор ТК "Эфир" Алена Ермолаева.

 

- Объем дебиторской задолженности нашей компании в месяцы кризиса не вырос, и у нас очень небольшое число судебных тяжб с рекламодателями, - говорит она. - Для нас эта проблема неактуальна. Все дело в правильном оформлении документов, внимательной работе юридического отдела. Если вовремя выполнять условия договора, то проблем нет. И потом предоплата – лучший друг рекламщика. Мы работаем только по ней, используем всевозможные ее формы.

 

В то же время в некоторых СМИ считают, что грамотное управление дебиторской задолженностью может в некоторых случаях быть даже полезным.

 

- Понятие "дебиторская задолженность" нельзя окрашивать исключительно в черные тона, - рассуждает Федорова. - При правильном планировании денежных потоков, поддержание определенного уровня дебиторской задолженности позволяет увеличить оборот компании. Если говорить об издательском бизнесе в нашем городе это, практически, отраслевой стандарт. Очень часто краткосрочное кредитование клиента является одним из аргументов продаж. Каждая компания, и наша в том числе, снижает риски путем внедрения определенных процедур в работу с дебиторами. Есть прописанные процедуры: с кем из клиентов, в каком объеме и при наличии каких соглашений возможна работа на условиях  отсрочки платежа. В связи с кризисом, естественно, эти нормы ужесточены.

 

 

Лилия Хабибуллина