КАК ЭМИССАРЫ ЦБ И БИРЖИ ПРИБЕЖАЛИ В КАЗАНЬ

Поразительная история, взбудоражившая финансовый мир страны, произошла 27 февраля.

По версии Энергобанка (принадлежит известным татарстанским предпринимателям — братьям Айрату и Илшату Хайруллиным), в этот день с 12:30 до 12:43 некие коварные злоумышленники получили контроль над терминалом банка и провели на Московской бирже ряд несанкционированных операций по покупке и продаже валюты. Да по таким неудачным курсам, что в результате этих операций банк, как уверяют представители брокерских компаний, потерял около 470 млн. рублей, часть из которых досталась неизвестным участникам торгов. Среди установленных лиц, получивших прибыли в результате этих операций, оказались клиенты брокерских компаний БКС, «Финам» и «Открытие».

Потери Энергобанка, конечно, несопоставимы с 4,9 млрд. евро, которые в 2008 году потерял французский банк «Сосьете Женераль» из-за действий своего трейдера Жерома Кервьеля. Но в масштабах России они очень велики и превышают прибыль банка за весь прошлый год (по данным Banki.ru, около 370 млн. рублей).

В тот же день по факту несанкционированного проникновения в компьютерную сеть Энергобанка было возбуждено уголовное дело по статье 272 УК РФ «Неправомерный доступ к компьютерной информации». 6 марта на основании возбужденного дела Энергобанк подал иск в Вахитовский районный суд Казани о возбуждении гражданского судопроизводства в отношении БКС, «Финама» и «Открытия», чьи клиенты воспользовались ситуацией.

Энергобанк принадлежит известным татарстанским предпринимателям братьям Хайруллиным
Энергобанк принадлежит известным татарстанским предпринимателям — братьям Хайруллиным

Однако федеральный скандал вызвали даже не сами иски, а ходатайство в суд о принятии обеспечительных мер по замораживанию средств брокеров. В тот же день суд заблокировал 117,3 млн. рублей на счетах «Открытия», 118,5 млн. рублей — на счетах БКС и 7,86 млн. рублей — на счетах «Финама».

Как заявил «БИЗНЕС Online» встреченный нами вчера в суде директор юридического департамента Московской биржи Александр Смирнов, создание такого прецедента полностью парализовало бы деятельность биржи, так как любой трейдер, который бы совершил неудачную для себя сделку, мог бы потребовать возврата денег. «Именно поэтому я бросил все свои дела в Москве и приехал сюда. Сюда же приехали представители ЦБ РФ» — объяснил Смирнов.

«МНЕ ОДНОЙ КАЖЕТСЯ АБСУРДНОЙ СИТУАЦИЯ?»

Стоит ли удивляться, что при таком внимании Москвы слушания по делу, которые изначально были назначены на 3 апреля, были неожиданно переназначены на 17 марта. При этом, как стало известно в ходе заседания, ответчики уведомлены всего за два рабочих дня, что поставило их в трудное положение.

Федеральный скандал вызвали даже не сами иски, а замораживание средств брокеров: суд заблокировал 117,3 млн. рублей на счетах «Открытия», 118,5 млн. рублей — на счетах БКС и 7,86 млн. рублей — на счетах «Финама»

Слушания вызвали повышенный интерес со стороны федеральных СМИ и представителей рынка — в зале суда не было свободных мест. В начале заседания адвокаты брокерских компаний обратились к председательствующей на суде Евгении Зыбуновой с ходатайством об отводе состава суда. Они отметили, что иск в суде принят в работу с нарушениями норм подведомственности: он должен был рассматриваться в Арбитражном суде. Во-вторых, иск истца был основан на уголовном деле, но следствие еще не определило круг подозреваемых и обвиняемых, так что претензий к ответчикам быть не может.

— Судья обязан был оставить исковое заявление без движения. Мы считаем, что судьей были грубо нарушены права и законные интересы ответчиков. Очевидно, что судья опытный, является заместителем председателя Вахитовского районного суда. Поэтому у нас имеются сомнения в объективности и беспристрастности судьи, — завершил свое выступление адвокат компании «Финам». Его поддержали и адвокаты остальных ответчиков.

Судья на 50 минут удалился в совещательную комнату для рассмотрения ходатайств, в это время в лагере юристов ответчиков царило приподнятое настроение, они открыто обсуждали свои дальнейшие действия, гадали, успеют ли они на ближайший рейс самолета, и удивлялись порядкам, заведенным в Казани — судья у них даже не потребовал заверенной доверенности на право представления интересов ответчиков.

Двое представительниц Энергобанка все это время молча сидели с непроницаемыми лицами. Однако в конце концов одна из них не выдержала и обратилась к коллегам из конкурирующего лагеря.

— Мне только одной кажется абсурдной ситуация? — неожиданно спросила у них заместитель председателя правления Энергобанка по правовым вопросам Юлия Соколова. — Мы — потерпевшая сторона, но почему-то эмоциональный окрас вокруг нас такой негативный. Энергобанк не хотел никому причинять вреда и не претендует на ваши средства.

— Согласитесь, что неприятно, когда блокируются счета наших клиентов, — ответил представитель БКС.

Впрочем, эту тему развивать не стали, решив дождаться окончания судебных слушаний.

Наконец-то вернувшаяся в зал судья заявила об отказе в удовлетворении ходатайства о своем отводе. Задержку в извещении ответчиков о переносе даты рассмотрения дела она объяснила праздничными днями, а изъяны в документах — техническими ошибками.

— Никто и не ожидал, что будет легко, — тихо прокомментировал решение судьи кто-то из московских юристов.

Тут с неожиданным ходатайством выступила Соколова, которая попросила судью отменить обеспечительные меры и разрешить использовать средства на счетах клиентов брокерских компаний. При этом она сослалась на то, что в случае необходимости следователь, который ведет расследование по уголовному делу, сможет самостоятельно решить, вводить ли такие меры или нет.

Адвокаты ответчиков поддержали иск, вновь повторив, что обеспечительные меры были приняты с нарушением законодательства.

«МЫ СЕЙЧАС ГОТОВЫ ПРЕДЛОЖИТЬ ДИСКОНТ В 15 - 20 ПРОЦЕНТОВ»

Судья вновь надолго удалилась в совещательную комнату. Ее возвращение принесло сенсацию. Судья не только сняла обеспечительные меры, но и прекратила производство по иску Энергобанка. Это было настолько неожиданно, что юристы и адвокаты московских компаний, настроенные на упорную борьбу, даже немного растерялись.

— Судья сделала то, что должна была сделать. Как мы и говорили, у судьи не было никаких оснований начинать рассмотрение этого иска, — прокомментировал «БИЗНЕС Online» юрист «Финама» Сергей Володькин.

В свою очередь, представители Энергобанка отказались комментировать результаты слушаний.

— Энергобанк вынужден защищать свои права как потерпевший. Это не была ошибка трейдера, это преступление. Потери от операций являются значимыми для банка, но они не оказали существенного влияния на результаты работы, — заверила Соколова.

По ее словам, в рамках расследования уголовного дела была проведена экспертиза, которая подтвердила несанкционированный доступ к компьютерам Энергобанка.

— Я считаю, что у лиц, получивших в результате этого инцидента выгоду, нет оснований удерживать денежные средства, поскольку вне зависимости от их невиновности правовая база РФ предусматривает возврат этих средств, как полученных в результате преступных действий. Мы надеемся, что следствие установит лиц, в интересах которых действовал злоумышленник, — сухо сказала она.

Далее заместитель председателя правления Энергобанка по правовым вопросам предложила тем, кто воспользовался ситуацией и получил прибыль, сделку: банк отказывается от их уголовного преследования и предлагает дисконт в размере 15 - 20% при добровольном возврате полученных средств.

«По ошибкам трейдеров дисконт за добровольный возврат средств достигает 50 процентов, но так как следствием будет раскрыто преступление, проблематичность возврата денег уменьшается. Поэтому мы сейчас готовы предложить дисконт в 15 - 20 процентов». Причем, по словам юриста Энергобанка, уже несколько человек согласились вернуть средства даже без дисконта. Если добровольно суммы не будут возвращены, то после получения на руки приговора по уголовному делу, требования Энергобанка будут направлены на конечных выгодоприобретателей — физлиц.

Впрочем, юристы брокерских компаний пока не настроены на компромисс и пообещали защищать интересы своих клиентов. «Возбуждено дело по статье о неправомерном доступе к программному обеспечению, ни о каком хищении в этой статье речь не идет. Никакой информации о том, что Энергобанку причинен какой-то ущерб, кроме слов представителей самого банка, у нас нет. Возможно, были какие-то тестовые работы с программным обеспечением, кто-то из сотрудников банка не уследил — и произошли невыгодные сделки. Но почему клиенты брокерских компаний должны возвращать деньги? Пока не доказано обратное, мы считаем, что среди наших клиентов нет мошенников. Мы считаем, что законные интересы и права инвесторов на бирже подлежат жесткой защите. В противном случае, ни о каком создании в Москве международного финансового центра речи быть не может», — заявил представитель «Финама».

В свою очередь, представитель биржи Смирнов отметил, что в указанную дату все сделки на валютном рынке проводились в полном соответствии с законодательством об организованных торгах и правилами торгов. «Биржа — это не тот орган, который высказывает сомнения и подозрения. Если какой-то участник торгов хочет продать доллар выше существующей рыночной цены, а другой человек хочет его купить, возможно, за этим стоит какая-то инвестиционная политика. Если мы будем каждую сделку анализировать на предмет ее экономической целесообразности, то мы займемся несвойственным нам делом. Биржа — это площадка, инфраструктура. Цены сделок — это дело участников торгов», — отметил он.

Смирнов также прокомментировал предложение Энергобанка о дисконте.

— Я не участник торгов, но по существующему опыту это смешной дисконт. Таких дисконтов никто не предлагает. Бывали случаи, что действительно происходили хакерские атаки, были взломы. Участники торгов в добровольном порядке договаривались. Но это не происходило через решение суда, через обеспечительные меры, через уголовное дело. Мы считаем, что это не рыночный путь, — подчеркнул он.

«СУММА УЩЕРБА НЕ ПРЕВЫСИЛА 250 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ»

После публикации статьи в редакцию «БИЗНЕС Online» обратились сотрудники пресс-службы АКБ «Энергобанк», которые пояснили позицию банка по данным событиям.

— Обеспечительные меры принимались только по убыточным сделкам, которые были проведены 27 февраля во временном диапазоне с 12:30:00 до 12:43:57. Средства самих брокеров и средства клиентов сверх такой маржи ничем не ограничивались. Все притязания банка ограничены исключительно целью вернуть ущерб, причиненный вследствие преступления, без цели причинения кому-либо вреда. Кстати, хотели бы уточнить, что банк сам, добровольно, еще 13 марта обратился в суд со своим заявлением для снятия обеспечительных мер, ранее определенных судом к брокерам.

Также банк еще раз уточняет, что нестандартные операции 27 февраля не были вызваны ошибками нашего трейдера. Учитывая, что лицами, совершившими неправомерный доступ к охраняемой компьютерной информации и ее несанкционированной модификации, были осуществлены спланированные профессиональные действия — выставлены крупные лоты на покупку и продажу валюты без указания конкретной цены, с пониманием возможных объемов сделок для полного удовлетворения всего объема заявок в «стакане», в том числе и заявок по курсам, существенно отличающимся от среднерыночного, их действия, на наш взгляд, возможно оценить как манипулирование рынком для достижения собственных корыстных целей. Мы рассчитываем, что расследование в рамках уголовного дела принесет свои положительные результаты и виновники преступления будут найдены.

Кроме того, в СМИ сейчас озвучиваются различные, кардинально отличающиеся друг от друга, суммы полученного банком ущерба по обсуждаемому инциденту. Поэтому считаем необходимым уточнить сумму ущерба, который фактически составил около 250 миллионов рублей. Данная сумма не является существенной для банка и никак не отразилась на ликвидности банка. Банк завершил февраль с прибылью, выполняет все обязательные экономические нормативы, работает в стандартном режиме, активно кредитует предприятия и население. Более того, с учетом расследования возбужденного уголовного дела и того, что банк продолжает вести переговоры с добросовестными участниками рынка, случайно получившими доходы от несанкционированных операций с валютой по нерыночным курсам, отклоняющимся от среднерыночного диапазона 60 - 62 рубля за доллар, у нас есть все основания полагать, что данная сумма будет уменьшена.