На пятничный материал нашей газеты о конфликте в «Мастеровых» первым отреагировал директор театра Армандо Диамантэ. «БИЗНЕС Online» предложил ему подробно изложить свое мнение, Диамантэ выбрал формат развернутого комментария под самой статьей. После чего главреж Георгий Цнобиладзе также попросил ответного слова. Наша редакция посчитала справедливым объединить реплики «фигурантов дела» и предложить читателям делать самостоятельные выводы.
«Я ОШИБСЯ И СВОЮ ОШИБКУ ИСПРАВИЛ»
Прочел статью в «БИЗНЕС Online», что ж, классическая картина: директор-самодур, ничего не понимающий в театре, выгоняет талантливого режиссера, лишая всю республику современных популярных спектаклей. Причина? Конечно, директору не хватает абсолютной власти, чего же еще.
Так как в мире театра очень много разговоров (ну любят люди поговорить о том о сем, это же театр), то давайте лаконично изложу факты и суть всех разногласий (а факты от просто разговоров отличаются наличием конкретных подтверждений).
Итак, к расставанию с Цнобиладзе (де-юре он — актер, учеником Додина он является как актер) привели сразу несколько причин.
Причина первая. Финансовая. Согласно данным бухгалтерии, Цнобиладзе за все время работы получил неплохую зарплату. Однако ни одного спектакля у нас в театре поставлено не было («Тестостерон» не в счет, его Георгию заказало кафе, которое у нас арендует помещение, они ему и выплачивают гонорар, в зачет театра в муниципальном задании «Тестостерон» не идет).
Причина вторая. Организационная. Хоть Цнобиладзе и говорит о том, что весь год у нас был распланирован, парадокс в том, что как раз четкого, расписанного по датам творческого плана у нас не было. Так как производство спектаклей — это трудоемкий процесс, где задействованы цеха, где распланировано финансирование, спектакли нужно готовить минимум за три месяца до премьеры, поэтому нужно иметь годовой план с расписанными сроками, названием спектаклей и подготовленными сметами. К сожалению, за столь длительный срок сотрудничества с Цнобиладзе мы с трудом представляли, что нас ожидает, что в какой-то степени парализовало службы.
Причина третья. Творческая. Любимая тема всех журналистов, именно здесь они видят обычно камень преткновения. Что ж, давайте порассуждаем. Цнобиладзе в большей мере в театре отсутствует, ездит по городам России, ставит спектакли. Он востребован (лишний повод бросить в директора камень: гонит популярного режиссера). Все это здорово, я рад за Георгия Теймуразовича. Перед устройством на работу он предупреждал, что будет иногда уезжать на постановки, и я был не против. Иногда. Но получилось, что иногда он будет приезжать в театр «Мастеровые», а все основные ЦУ он будет давать через сайт «ВКонтакте».
Теперь о качестве его работ. Простите, о каких работах идет речь? У нас в репертуаре только спектакль «Золушка», который он поставил как гастролирующий режиссер еще до прихода в наш театр. И все. «Маугли» поставила Диана Сафарова, Цнобиладзе в это время находился на Сахалине. Какой спектакль Георгию не дали поставить в нашем театре? Хоть один пример творческого притеснения, пожалуйста, хоть один.
Резюме. Я был против выхода статьи, потому что считал, что это внутреннее дело нашего театра. Мне не хотелось вытаскивать эту историю на публику. Нет здесь классической истории конфликта «режиссер-труппа против директора», потому что здесь нет одной из главных составляющих — «труппы».
Не сомневаюсь, что Цнобиладзе — «хороший парень», желаю ему всего самого доброго. Давайте не будем посыпать голову пеплом и хоронить творческую составляющую театра. Мы прошли «эпоху Цнобиладзе», давайте посмотрим куда пойдет театр в ближайшей перспективе. Именно я пригласил Цнобиладзе главным режиссером в театр. Я ошибся и свою ошибку исправил. Театр идет дальше...
Армандо Диамантэ
«ГОСПОДИН ДИРЕКТОР, ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО У МЕНЯ ЕЩЕ ПОЛНО ВОСПОМИНАНИЙ О ВАШЕМ УПРАВЛЕНЧЕСКОМ ГЕНИИ»
Не хотел ничего писать, но передергивание фактов от директора «Мастеровых» превышает разумные границы. Я действительно работал у Льва Додина как актер, но учился у Льва Абрамовича на актерско-режиссерском курсе и получил двойное образование. Армандо Диамантэ, очевидно, не знает, но практически на всех режиссерских курсах в России учатся совместно с артистами. Это производственная необходимость. На моем курсе были Дима Волкострелов, Семен Александровский, Влад Наставшев, Сергей Щипицин и Елена Соломонова. Все в настоящий момент — состоявшиеся режиссеры. А «де-юре» я — экономист. У меня диплом экономического факультета СПбГУ. Не вводите читателей в заблуждение.
О каких причинах расставания с Цнобиладзе говорит директор, если это я ухожу из театра, а не он меня увольняет, — загадка. Точнее, тут все понятно. Это не от Армандо, оказывается, сбегают все (Лилия Мякишева, Камиль Иблеев, Юля Советникова, Алсу Фатыхова и т.д.), это он разогнал всех бездарей. Позиция удобная, но далекая от действительности.
Вопрос финансовый. Тут, конечно, вопросов масса. У театра передо мной задолженность с сентября. Выплачивать будете, господин директор? На покупку декораций к спектаклю «Маугли» я выложил деньги из своего кармана (специально прилетел с Сахалина, ага). Театр обещал вернуть. Дождусь ли? Куда уходит моя зарплата с января — не знаю. Обещают. Вы считаете, мой гонорар велик? Вы сами его предложили, я не торговался. Вы считаете, что я его не отрабатываю? Но зачем врать? Даже если не брать в расчет мою профессиональную деятельность, только бизнес. Вы считали, сколько театр получил с приходом нового главного режиссера? Спонсорская помощь, грант на имя Цнобиладзе, мной организованные гастроли? Поверьте, сумма превысит мою годовую зарплату. Это даже без учета режиссерской работы. Кстати, а почему вы, господин Диамантэ, за два года не подали ни одной заявки на грант? У театра полно денег или в кресле сидеть привычнее, чем работать? А то, что я разбивался в лепешку, чтобы не дать вам принять решение, приносящее театру 500 тыс. убытков (надеюсь, не надо напоминать?) — так это я злодей.
Много ли я отсутствую? Сложно сказать. Выбор у вас был между мной и Петром Шерешевским. Тот обещал поставить один спектакль в год, я — два. Первый — детский на Новый год. Второй — в сентябре на открытие сезона. Это и есть муниципальное задание, которое я должен выполнить. Детский спектакль — «Маугли» — театр выпустил. Как я его репетировал — через ЦУ «ВКонтакте» или с помощью режиссера Дианы Сафаровой — это, извините, мое дело. С меня спрос за результат, а он есть. «Маугли» имеет огромный успех. Следующий спектакль, согласно муниципальному заданию, я должен выпустить только в новом сезоне. В сентябре. Какие ко мне претензии со стороны бухгалтерии? Что я не сделал? С января по август мог уехать в Петербург (вы так надеялись на это), но предпочел воевать с вами за право выпустить три спектакля сверх муниципального задания. Вы, господин директор, сделали все возможное, чтобы этого не случилось. Боялись, что после того, как отсутствующий в театре Цнобиладзе выпустит 5 спектаклей за сезон, вам поднимут муниципальное задание? Боялись, что теперь придется каждый год 5 премьер выпускать? Работать не хотелось? Не вы первый театральный директор с такой прогрессивной логикой. Еще некоторые тормозят продажи билетов. Чтобы из-за лишних аншлагов не повысились нормативы по средней заполняемости зала. Бесплатный совет. Дарю.
По поводу моих спектаклей. Давайте разбираться. Театр «Мастеровые» выпускал до меня два спектакля в год. На открытие сезона взрослый и детский на Новый год. Всегда. На Новый год театр выпустил «Маугли». Дипломный спектакль Дианы Сафаровой под моим руководством. Все в театре знают, что в сентябре-октябре-ноябре я присутствовал на репетициях Дианы, занимался с артистами речью и даже разминал материал перед ее приездом. Вы же знаете это, господин директор, вы заглядывали на репетиции и видели меня. Зачем же врете? Выпускала спектакль Диана, действительно, сама, пока я был на Сахалине. Это же ее работа. Но приглашал ее я, ответственность за режиссерский дебют лежала на мне, и пока я не убедился, что Диана справляется, я из Челнов не уехал. Но если вы, Армандо, считаете, что мой вклад в работу над «Маугли» ничтожен, тогда извольте заплатить Диане гонорар за постановку. Это будет честно.
Вы год работали в театре до меня. А что сделали? Я пришел в сентябре. Играть нечего. В репертуаре театра три взрослых спектакля («Дикарь», «Васса» и «Очень простая история»). Приехал «вечно отсутствующий Цнобиладзе» и наметил пять премьер в год. «Дикарь», «Маугли», «Тестостерон» вышли. «8 женщин» мы уже начали репетировать и планировали выпуск в мае. В июне должен был приехать швейцарский режиссер (на деньги швейцарского фонда, кстати, директор благополучно упустил эту возможность). Получается 5 спектаклей за сезон. Это, разумеется, не 5 спектаклей, которые поставил я как режиссер. Это 5 спектаклей, которые организовал я как главный режиссер театра. Точно так планировался и следующий сезон. Что-то ставил я, что-то — приглашенные мной коллеги. Но не меньше 5 спектаклей в сезон. Это минимум для такого большого города.
Вы спрашиваете: какой спектакль вы мне не дали выпустить? Простите, а кто поставил вместо моих репетиций «8 женщин» (и «Игроков» параллельно) восстановление «Пигмалиона»? У нас оставалось полтора месяца на выпуск музыкального спектакля (с живым вокалом), а вы у меня отнимаете две недели — треть времени. Это как? Если вы сами не смогли ничего сделать за год, то почему не дали работать мне? Объясните зрителю. Кстати, о невыпущенных мной спектаклях. В свое время Лилия Мякишева (бывший заместитель директора «Мастеровых» — прим. ред.) получила грант (не за это ли вы ее травили?) на мою работу над спектаклем «Оскар и Розовая дама». Почему вы не дали мне работать? Вы решили, что история про умирающего мальчика, в содержание которой вплетены нормы христианской морали, не соберет кассу. Так ведь? Тогда вам не приходила мысль убрать слово драматический из названия театра? Такая история и с «Любовными письмами» Гурнея. Снова этот аргумент. Зритель не пойдет на драму. Вам не стыдно так откровенно лицемерить?
По поводу социальных сетей. Да, я ими пользуюсь в работе. Как большинство современных режиссеров. Да, я обмениваюсь картинками с художником. Да, я обмениваюсь аудиозаписями с композитором. Да, я обмениваюсь видео с хореографом. Да, я вел переговоры с артистами, которых хотел пригласить в театр «Мастеровые» из других городов через «ВКонтакте». Да, я живу в ХХІ веке. А вы в каком, господин директор? Кстати, я полтора года просил вас сделать нормальный интернет в театре. Чтобы не обрывался каждые пять минут. Мне он нужен для работы. Вы, наверное, не в курсе, но я еще готовлюсь к работе в свободное от репетиций время. Читаю пьесы и критические статьи, смотрю спектакли и т.д.
Это только ответы на ваши комментарии, господин директор, вы знаете, что у меня еще полно воспоминаний о вашем управленческом гении. В нем суть всех наших расхождений. Поэтому постарайтесь без лжи и лицемерия. Не провоцируйте меня на откровенность. Совершенно не хочется во все это снова погружаться. Я в «Мастеровые» приеду, чтобы попрощаться с артистами и цехами. Но театр жалко. Вы, Армандо, когда-нибудь уйдете из «Мастеровых» и больше с театрами работать не будете. А у нас там проходит вся жизнь. Позвольте людям проводить ее в работе, а не в ваших интригах.
Георгий Цнобиладзе
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.