В Египте задумали «стройки века», которые призваны в ближайшее десятилетие поднять с колен экономику страны пирамид. Казанская журналистка Лилия Ахмадеева, проживающая в Египте, в материале, подготовленном для «БИЗНЕС Online», рассказывает, зачем арабам понадобилась новая столица и куда страна в ближайшее время готова вложить миллиарды долларов.
ЕЩЕ ОДНА СТОЛИЦА
С нуля будет построена административная и деловая столица страны в 40 км от Каира в сторону Суэца, размером с Сингапур (700 кв. метров). Согласно плану, в городе будет более 1 млн. единиц жилья, современные офисные здания, отели, развитая транспортная инфраструктура, включая собственный аэропорт. По замыслу, это будет столица с приставкой «эко»: ее энергетика будет завязана на солнечных электростанциях, также планируется разбить самый большой в мире парк. Населенный пункт рассчитан на 5 млн. человек — видимо, по большей части это будут управленцы и бизнес-элита.
Первую очередь должны открыть через 5 - 7 лет, объем инвестирования в нее — $45 миллиардов. Из них 12,5 млрд. уже определены: по 4 млрд. от Саудовской Аравии, ОАЭ и Кувейта, и еще 500 млн. даст Оман.
Уже сейчас заселенный 18 млн. человек Каир задыхается в бесконечном трафике. Тысячи человек ежедневно приезжают в столицу со всех уголков Египта решать вопросы в государственных органах власти. Так, одно из важнейших учреждений страны — «Мугамма» (паспорта, визы, гражданство и другие вопросы) — находится прямо на площади Тахрир, и в последние три года его работа была, мягко говоря, затруднена. Мегаполис стал крайне неудобным местом для ведения бизнеса, что не способствует притоку инвестиций. Новая административная столица должна разгрузить старый город (особенно его исторический центр), но что еще важнее — создать 1,5 млрд. рабочих мест и существенно поддержать стройкомплекс Египта.
Идея переноса столицы для мира не нова. Достаточно вспомнить ближайшего соседа России — Казахстан. Сейчас административный центр — Астана, а еще 20 лет назад это была Алма-Ата. Перенос столицы в другой регион поспособствовал мощному притоку инвестиций на его территорию.
В Каире планируется реконструировать район Шейх-Заед, и самый амбициозный проект в этой связи — строительство 200-метрового небоскреба в виде пирамиды. Точнее, будет две пирамиды: 49-этажная вертикальная, больше похожая на башню, у подножия которой — приземистая с широким основанием пирамида. Вокруг зданий планируют разбить сады с фонтанами. Архитектурный комплекс, по замыслу, станет центром деловой, коммерческой и развлекательной активности восточной части Каира.
Объем и источник инвестиций не озвучены, известно, что это будет частно-государственное партнерство. Расположенный в 30 минутах езды от знаменитых древних пирамид Гизы, комплекс может стать еще одним центром притяжения туристов и наверняка будет включен в тур по Каиру. На время строительства это опять-таки новые рабочие места и поддержка местной стройотрасли.
Пирамида станет самым высоким зданием в стране. Однако это далеко не единственный небоскреб в мире, повторяющий самую известную архитектурную форму Египта. «Трансамерика» в Сан-Франциско превосходит его по высоте (260 м), еще выше лондонская пирамида «Шард» (300 метров). Бьет рекорды гостиница «Рюген» в Пхеньяне (330 метров).
НОВОЕ РУСЛО ЗА ГОД
Параллельно старому руслу идет прокладка новой морской артерии длиной в 72 км, соединяющей Средиземное и Красное моря. Существующий торговый путь является бюджетообразующим для экономики страны пирамид. Ежегодно он приносит в казну $5 миллиардов. Однако его проходимость ограничена и ниже потребности в транспортировке грузов этим путем (сейчас через Суэцкий канал осуществляется около 10% мировых морских перевозок). Выражаясь образно, суда выстраиваются в очередь, чтобы пройти по каналу. С открытием нового русла движение из односторонего превратится в двустороннее.
Вначале было заявлено, что стройка займет около трех лет, но на закладке первого камня в августе 2014 года президент Ас-Сиси попросил (приказал?) закончить работы за год.
Объем и источник инвестиций — около $8 млрд., источники не раскрываются. Неизвестно, будут ли потрачены на проект миллиарды долларов, полученные ранее от нефтяных арабских монархий. Вероятно, власти рассчитывают привлечь инвестиции уже в ходе реализации проекта. Например, правительство кинуло «народный клич» с просьбой поучаствовать в финансировании строительства, посредством покупки акций, видимо, специально созданной под проект компании. Известно, что стоимость акции для египтян, живущих за границей, составит $100, для местных жителей — 100 египетских фунтов (примерно $15 ) и 10 фунтов — для студентов.
Предполагается, что после введения в эксплуатацию нового канала доходы в бюджет возрастут с $5 до $13 миллиардов.
Суэцкий канал единственный в своем роде по ряду причин. Это самый короткий водный путь, связывающий две части света — Европу и Азию. Кроме того, он уникален еще и потому, что на нем нет шлюзов. Его значение для мировой торговли трудно переоценить. По каналу проходит около 10% всех мировых морских сообщений.
Также в Египте будет построен целый ряд заводов и предприятий по выработке энергии с участием внушительного перечня стран и компаний.
Siemens вложит $4,2 млрд. в строительство электростанции и установку в стране генераторов ветряной энергии. Кроме того, немецкий гигант построит фабрику по производству составных частей ветряных турбин. British Gas инвестирует $4 млрд. в течение двух лет, а итальянская Eni — $5 млрд. в течение четырех-пяти лет. Компании Masdar (ОАЭ) и ACWA Power (Саудовская Аравия) подписали с Каиром меморандумы о строительстве электростанций стоимостью $15 миллиардов. British Petroleum выделит $12 млрд. в рамках проекта «Дельта Западного Нила», предполагающего добычу газа и производство конденсата.
Один только проект BP должен удовлетворить до четверти потребностей Египта в энергоресурсах, в которых страна отчаянно нуждается. Массовые круглогодичные отключения электричества в жилых домах и на предприятиях стали настоящим бичом страны пирамид, приносящим большие неудобства в жизнь обывателей и обеспечивающим бизнесу простой и убытки.
Атомная отрасль. Россия и Египет подписали соглашение о разработке проекта по строительству первой египетской АЭС на берегу Средиземного моря. Речь идет о сооружении двух блоков мощностью 1200 МВт каждый (в перспективе — четырех), отвечающих самым современным требованиям по безопасности, так называемого постфукусимского типа. «Мы можем построить не только АЭС, но и целую атомную отрасль в Египте», — заявил Владимир Путин в ходе своего визита в Каир. Первый блок предполагается запустить в 2019 году. Россия готова предоставить межгосударственный кредит. Стоимость проекта не раскрывается, но эксперты полагают, что речь идет о сумме порядке $5 миллиардов. Впервые в мире эта АЭС будет объединена с блоками по опреснению воды. Египет станет второй страной арабского мира (после ОАЭ) с собственной атомной энергетикой.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.