Олег Морозов уходит с поста главы управления внутренней политики президента России
Олег Морозов уходит с поста главы управления внутренней политики президента России

«МОРОЗОВ ПО-ПРЕЖНЕМУ БУДЕТ ПОМОГАТЬ ТАТАРСТАНУ»

Один из главных лоббистов Татарстана на федеральном уровне, а также один из идеологов и создателей партии «Единая Россия» Олег Морозов уходит с поста главы управления внутренней политики президента России, где он курировал такие чувствительные для власти вопросы, как проведение выборов, взаимодействие с партиями и общественными организациями, а также политическая ситуация в регионах.

— Олег Морозов покинет свой пост в течение одной-двух недель, — подтвердил «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь пока еще действующего начальника управления президента РФ по внутренней политике Андрей Абрамов. — За это время, как мы рассчитываем, удастся определиться с его официальным преемником. В настоящее время Олег Викторович уже написал заявление об отставке, которое было удовлетворено.

Несмотря на свой уход с должности, Морозов, по словам Абрамова, в любом случае останется в публичной политике и по-прежнему будет по мере сил и возможностей помогать Татарстану. Кроме этого, он будет работать в сфере образования: возглавит учебно-научный центр при МГУ, который займется подготовкой управленческих кадров.

Конкретного преемника Абрамов не назвал, хотя в ряде СМИ наиболее вероятным преемником Морозова называется его заместитель Татьяна Воронова, которая до этого времени курировала региональную политику. Она — давний член команды замруководителя администрации президента РФ Вячеслава Володина, знакома с ним еще по работе в партии.

Морозов — фигура уникальная, иначе не скажешь. Не только для Татарстана, где началась его политическая карьера, но и для политической элиты России. До развала СССР он работал преподавателем на кафедре научного коммунизма Казанского университета. После стажировки в середине 80-х в Институте политологии Боннского университета (ФРГ) был заместителем секретаря парткома университета, затем занимал должности заведующего отделом пропаганды, заведующего идеологическим отделом Татарского обкома КПСС. На сломе эпох, в 1989 году, Морозов был приглашен на работу в Москву в аппарат ЦК КПСС, где в 1991 году дорос до помощника секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева. Затем он 19 лет работал в Госдуме, был депутатом всех 6 созывов, причем целых 7 лет занимал пост вице-спикера парламента.

Морозов считается опытным переговорщиком, который всегда мог найти выход из сложной ситуации, и человеком, который сумел сохранить хорошие отношения с лидерами всех думских фракций. Возможно, именно эти качества дипломата, а не умение креативно, «по-сурковски», мыслить, показались Владимиру Путину в свое время главными в диалоге власти с новыми «несогласными».

Для Татарстана все эти годы Морозов, безусловно, был «нашим человеком» в Москве, главным лоббистом интересов республики в столичных кабинетах власти и в парламенте. Он всегда был предан первому президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву, очень часто посещал республику, вникал во все вопросы, продвигал проекты. Кто только не ездил в Москву на прием к земляку. Как депутат-одномандатник он избирался от Набережных Челнов, что обусловило его тесный контакт с КАМАЗом и властями города: вначале Ильдаром Халиковым, а впоследствии с Василем Шайхразиевым.

Возможно, дипломатические качества Морозова показались Путину в свое время главными в диалоге власти с новыми «несогласными»
Возможно, дипломатические качества Морозова показались Путину в свое время главными в диалоге власти с новыми «несогласными» (фото: kremlin.ru)

Сам Морозов позиционирует себя как гибкий и неконфликтный политик. Он хорошо чувствует конъюнктуру. В одном из интервью на заре политического кризиса в России он открыто высказался в том смысле, что вверенной ему партии («Единой России») просто необходимо меняться, научиться конкурировать и выйти из прямой зависимости от лидера (на тот момент — Путина), иначе ей не выжить.

К слову, слухи о том, что главный лоббист Татарстана потихоньку отходит от дел, появились уже давно. Об этом заговорили еще в 2013 году, когда стало известно, что Морозов, еще недавно занимавший ключевой пост в «Единой России», приостановил свое членство в партии.

«МОРОЗОВ ИМЕЛ РЕПУТАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА ВЗВЕШЕННОГО...»

Павел Салин — директор центра политологических исследований (Москва):

— Слухи-то эти давно уже циркулировали, в данном случае это личное желание Морозова, как я считаю. Вряд ли к нему есть какие-либо серьезные претензии, потому что Морозов в администрации президента являлся достаточно самостоятельной фигурой, самостоятельным центром принятия решений.

Управление внутренней политики президента ранее лично курировал одиозный Владислав Сурков
Управление внутренней политики президента ранее лично курировал одиозный Владислав Сурков (фото: archive.government.ru)

В целом Морозов имел репутацию человека взвешенного, который пытался искать компромиссные решения всегда. В администрации президента ведь есть различные группы, и он пытался уравновесить интересы этих групп. Сейчас многое будет зависеть от фигуры его преемника. Что касается последних событий — убийство Немцова, разногласия с Кадыровым, — эти вещи вне компетенции начальника управления внутренней политики президента. Со своим функционалом, как я предполагаю, он справлялся достаточно хорошо, и претензий к нему никаких серьезных быть не может. С его уходом Татарстаном, наверное, какие-то позиции лоббистские будут утеряны, но я затрудняюсь ответить. Всегда, когда человек уходит либо на пенсию, либо в действующий резерв, то, как правило, он выбирает проекты, связанные с образованием. Морозов здесь не исключение.

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы четвертого созыва:

— Конечно, в подготовке управленческих кадров у него есть опыт. Работа в управлении у него была непростая — иногда рабочий день начинался в 7 утра, а заканчивался в 10 вечера. И время сейчас нелегкое. Может быть, просто устал — тем более уже возраст за 60. Вообще, это очень коммуникабельный человек, грамотный и слишком порядочный.

Его можно назвать настоящим патриотом не только России, но и Татарстана. Все может решать абсолютно спокойно, без раздражения. Всем, независимо от должности, он помогал, помогает и, думаю, будет помогать. Подготовка кадров — это тоже очень ответственная работа.

Морозов всегда был предан первому президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву, очень часто посещал республику, вникал во все вопросы
Морозов всегда был предан первому президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву, очень часто посещал республику, вникал во все вопросы (фото: speaker.tatarstan.ru)

Татарстан во всех отношениях выделяется среди других регионов. А было время, когда мы белой завистью завидовали Самаре. Башкортостан тоже был для нас чем-то недосягаемым. В том, что мы вырвались вперед, есть в том числе и заслуга Олега Морозова. Он практически единственный, кто защищал интересы Татарстана. А он всегда умел находить общий язык и с Минтимером Шаймиевым, и с Фаридом Мухаметшиным, и с Рустамом Миннихановым, хорошо разбирался в людях. Помню, когда еще Ильдар Халиков был депутатом от Челнов, Морозов очень хорошо о нем отзывался, говорил, что он двигается в правильном направлении — и Халиков стал премьер-министром!

Марат Галеев — заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:

— Олег Морозов работал у нас в Казани в областном комитете партии заведующим отделом идеологии. Причем в такой перестроечный период, когда элемент творческого начала играл очень существенную роль. И я должен сказать, что он был генератором многих перестроечных процессов демократизации. И это было заметно на общесоюзном фоне. Поэтому это не случайность, что его взяли работать в ЦК КПСС. Он был советником Горбачева. Сначала как генерального секретаря, а потом президента СССР. А в то время стать заметным на общесоюзном фоне было непросто, очень непросто. А он был заметной фигурой, у него были определенные идеи по демократизации общества. Поэтому он стал депутатом Госдумы не на пустом месте, а имея определенный опыт общегосударственной работы на союзном уровне. В первых созывах Госдумы он тоже стал заметной фигурой, потому что возглавлял межрегиональную депутатскую группу, которая имела определенное число голосов, которые играли определенную роль при голосовании... То есть он стал в Думе весьма заметной фигурой и несколько созывов занимал пост заместителя председателя.

А если говорить о Татарстане, то да, он был одним из главных наших лоббистов. Хотя бы в силу своей должности заместителя председателя Государственной думы. Имел существенное влияние и впоследствии несколько созывов руководил уже депутатской группой от республики. Его роль была очень важной при подписании договора от 2007 года, потому что там были определенные драматические события. Но в Госдуме, пользуясь своим влиянием, уважением, лоббировал интересы Татарстана. И ежегодно при разработке бюджета, при реализации федеральных программ его помощь, безусловно, была существенной. В последней должности — главы управления президента по внутренней политике — он был в хорошем смысле слова наш человек, преданный республике, и, если возникали вопросы, которые он мог решать, он всегда шел навстречу.

Ильдар Берхеев — советник ректора КГМУ, экс-депутат Госдумы:

— Несомненно, это один из сильнейших федеральных лоббистов интересов республики. Есть масса проектов, которые были реализованы практически исключительно при его поддержке: от Универсиады до модернизации городской больницы №7. Быстрого выделения федеральных средств для этого Татарстан добился во многом благодаря тому, что подключился Олег Викторович. В свое время, по-моему, Forbes назвал его 6-м по силе лоббистом в Госдуме, при том что там 450 депутатов.

Конечно, непонятно, почему он уходит из управления по внутренней политике, может быть, действительно так остро стоит кадровый вопрос.

Однозначно, это человек с аналитическим складом ума. Думаю, он прекрасно справится с новой работой. Тем более он будет организовывать этот процесс, а не работать в одиночку. С его знаниями, с его опытом работы на государственных должностях, думаю, лучше кандидатуры просто не подобрать.

Андрей Коваленко — лидер Евразийского союза молодежи, политолог, активист, помощник депутата Евгения Федорова:

— В этом случае человек уходит на академическую должность, но, скорее всего, это связано с недовольством первого лица внутренней политикой, уличной активностью. В первую очередь беспокойство лидера вызывает убийство Немцова, когда люди вышли на улицу, к счастью, ничего не произошло. Морозов, возможно, при этом оказался не способен контролировать процесс.

Существенные промахи были и в том, что с народом не велась целенаправленная работа на идеологическом уровне. Все сводилось к ура-популистским лозунгам и заявлениям. Любые искренние порывы людей, даже провластные — по поводу поддержки восстания на Донбассе, по поводу поддержки Крыма — практически не были освещены в прессе и встречали всяческие препятствия со стороны власти. Под контроль ставилась любая политическая активность.

Вообще, задачи управления заключаются во всестороннем мягком контроле и взаимодействии с разными группами патриотической общественности. Однако нельзя сказать, чтобы со стороны администрации велась творческая, интересная, многоуровневая работа с разными идеологическими группами — от левых до правых. Все сводилось к каким-то банальным лозунгам, мероприятиям, совершенно не вселяющим в народ доверия.

Александр Шатилов — декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ:

— Олег Морозов — очень опытный аппаратчик, вроде бы в серьезных скандалах он замечен не был. Как говорят, слуга царю, отец солдатам. И в этой связи я думаю, что вряд ли здесь поводом для его отставки становятся какие-то коррупционные моменты. Скорее причина в том, что он человек уже не молодой и нужно как-то политику омоложения кадров проводить... Думаю, что Морозов займется, с одной стороны, образовательным проектом — для него создана ниша на очень авторитетной образовательной базе Московского государственного университета. С другой стороны, я не исключаю его привлечения в качестве GR-щика (человек, лоббирующий интересы во властиприм. ред.) какой-нибудь из крупных российских компаний, так как опыт у него богатейший, связи наработаны и кадр он в этом плане ценный. Как правило, такого рода назначения производятся под конкретную фигуру, гадать здесь можно долго, но не исключаю, что решение будет неожиданным. Если говорить о Немцове, то управление внутренней политики, на мой взгляд, довольно умело купировало проблему Немцова. А что касается внутриэлитных противоречий, то тут при всем своем авторитете и значимости управление внутренней политики вряд ли несет за это ответственность, это вопрос более глобального уровня. А Татарстан так или иначе остается одним из ключевых регионов Российской Федерации, и у него хватает иных лоббистских возможностей для отстаивания своих позиций.