ВОЗВРАЩЕНИЕ КУБКА

Спустя пять лет в Казань вернулся финал Кубка Гагарина, и город встретил его достойно. Аншлаг на таком матче никого не удивил, билеты были раскуплены за два часа после начала продаж, хотя цены начинались от тысячи рублей, и атмосфера, которая не всегда приходит вместе с полными трибунами, была самой подходящей для главного этапа всего хоккейного сезона. Организаторы матча накануне Дня космонавтики представили публике включение с МКС с напутствиями российского экипажа и красочные видеоролики о пути команд к финалу. Все это вкупе с качеством трансляции, которая была и на медиакубе арены, и с предматчевым шоу, создавало эффект НХЛ. Арена была живой благодаря двум многочисленным фан-секторам, а обычные зрители чувствовали себя намного раскрепощёеннее между шумными болельщиками гостей и хозяев. Подорожавшие билеты парадоксально создали лояльного зрителя, который не уйдет раньше времени, даже если команда крупно проигрывает, и будет доволен зрелищем.

«Ак Барс» совершенно неожиданным для всех образом оказался не готов к началу матча — долгий перерыв все же сказался на игроках. Не проходящий в состав Казани североамериканец Шелдон Брукбэнк в таких случаях говорит, что команда «заржавела», и это наиболее подходящее слово. Объяснить тактикой ошибки, которые делал «Ак Барс» в начале игры, довольно сложно. Конечно, СКА давил, не позволял сопернику переходить даже красную линию, пресекал все попытки раскатиться от ворот, но ничего сверхъестественного гости не делали.

Казанцы скорее проигрывали себе сами, не зная, что делать в непривычной ситуации — все эксперты отмечали, что на Востоке у «Ак Барса» не было сильного конкурента уровня СКА, поэтому команда Зинэтулы Билялетдинова была не готова не только физически, но и морально. Лишь второй раз за весь сезон «барсы» проигрывали по ходу матча со счетом 0:4 — ранее это привело к поражению от «Сибири» 1:6 в матче регулярного чемпионата. По ходу плей-офф такого опыта у «Ак Барса» не было, и было видно, что хоккеисты не готовы играть в своем стиле в подобных условиях. Помимо просто неудачных передач, потерь и проигранной силовой борьбы казанцев подкосили две быстрые шайбы во втором периоде — СКА забросил два гола за 42 секунды, причем обе шайбы могут попасть в Топ-10 голов всего розыгрыша Кубка Гагарина. А защитники «барсов» Илья Никулин и Владимир Денисов совершили несвойственные им ошибки, позволив обыграть себя один в один на простом движении. Не лучшим образом сыграл и голкипер хозяев Андерс Нильссон, который не смог поймать темп соперника, повторив свою ошибку первого матча серии с «Авангардом». Но оценивая вратаря нужно учитывать, что швед за свою карьеру еще не играл на подобном уровне, а 25 лет для голкипера — не такой уж серьезный возраст.

ВСПОМНИТЬ «ЛОКОМОТИВ» И ПОБЕДИТЬ

Несмотря на шайбы престижа от Джастина Азеведо и Степана Захарчука, лучшими игроками в составе «Ак Барса» в прошедшем матче были Кирилл Петров и Михаил Глухов. Крайние нападающие выделялись на фоне партнеров отсутствием брака, постоянным обострением игры и заметным зарядом на борьбу. Петров нахватал 8 штрафных минут за грубость, но ситуации требовали силового вмешательства — 90-й номер «барсов» в нужный момент вступался за своих партнеров, в отличие от многих других хоккеистов, и весь этот эмоциональный накал, возникший во втором периоде, явно помог команде. Эмоции завели «Ак Барс», который после нескольких стычек направил свою энергию в создание опасных моментов, а не на разговоры на льду. При этом что Петров, что Глухов активно играли во всех зонах, открывались для передач, боролись с двумя соперниками сразу. Вероятно, победная шайба в серии с «Сибирью» благотворно сказалась на Глухове, который добавил в жесткости и стал заметно увереннее в себе.

Перед началом финальной серии у Билялетдинова спрашивали, будет ли он целенаправленно закрывать звено Вадима Шипачева — самую результативную тройку СКА в этом плей-офф. «Посмотрим», — ответил тренер, не желая давать четкого ответа. Матч показал, что специально против Артемия ПанаринаВадима ШипачеваЕвгения Дадонова никто не играл, «Ак Барс» не стал разменивать на них звено Александра Свитова или Александра Бурмистрова, не менял тройки в зависимости от соперника и вообще не использовал наложение. В итоге три шайбы забросили... Панарин, Дадонов и Шипачев. Билялетдинов не хочет подстраиваться и рушить свою систему, и к концу сезона у его команды не осталось выраженного сдерживающего звена, Свитов или тот же АртемЛукоянов не боятся идти вперед и играют, как все остальные тройки. Возможно, в нормальных условиях «Ак Барсу» и не понадобится конкретная опека одного звена СКА, а казанской команде лишь нужно сыграть так же, как во второй половине матча — не давать сопернику пространства и подходить ближе к шайбе

Ближе к концу второго периода и весь третий питерцы больше отбивались — их можно понять, при счете 4:0 в свою пользу нет никакого смысла бежать вперед, бросать, отдавать шайбу сопернику. Проблема оказалась в том, что армейцы не выдерживали натиска «Ак Барса», которому дали играть. Петр Врана после матча заявил, что его команде не хватило времени, чтобы забросить еще пару шайб и сравнять счет, и с этим тоже спорить не приходится. Казанцы выдали мощнейшую концовку — смогли в нужный момент реализовать большинство и пойти на штурм. СКА «сел» слишком рано, отчего пропустил и шайбу Захарчука, реабилитировавшегося за очередной грубый фол. Теперь же «Ак Барс», осознав, что может играть в свой хоккей и забрасывать шайбы, вернул себе тонус и выйдет на второй матч серии с совершенно другим настроем. В 2009 году уже было плохое начало финала — тогда «Локомотив» одержал «сухую» победу в первой игре, но все решилось лишь в 7-м матче и решилось в пользу Казани. Правда, тогда у нее были Алексей Морозов и Данис Зарипов.