АГРОПРОМПАРК — ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ

— Олег Геннадьевич, давайте сразу выясним, кому принадлежит агропромпарк, построенный на бюджетные деньги? Этот вопрос очень волнует некоторых наших читателей.

— Все 100 процентов акций принадлежат министерству земельных и имущественных отношений РТ. Как того требует закон об открытых акционерных обществах, каждый год нашу деятельность проверяет аудиторская компания, которая выбирается на основании конкурса и согласовывается с минземом РТ. Также собственнику ежеквартально предоставляется отчет о финансово-хозяйственной деятельности. Все имущество агропромпарка передано нам в доверительное управление.

— Вы возглавляете агропромпарк с самого начала его строительства?

— Когда я пришел, уже стояли стены, концепция была утверждена. Что-то удалось изменить на этапе строительства с учетом изученного опыта других регионов и собственного представления, что-то переделать было уже невозможно. Что-то мы выстраиваем совместно с арендаторами в ежедневной работе уже более полутора лет.

— Агропромпарк открылся в мае 2013 года. Этап запуска очень сложный для всех предприятий. С какими трудностями вы столкнулись в первое время работы?

— Вообще, открытие предполагалось осенью 2013 года. И мы к этому готовились. Но президент РТ Рустам Минниханов дал поручение готовить открытие в мае. Я понимаю его: дальше затягивать строительство было уже нельзя. В сжатые сроки была сформирована команда из 100 человек, которая должна была запустить в работу огромный комплекс в 50 тысяч квадратных метров, ввести в эксплуатацию инженерное оборудование на сумму более 400 миллионов рублей. Несмотря на все трудности агропромпарк открылся 11 мая. Обозначенные президентом РТ сроки мы выдержали.

Я с благодарностью вспоминаю, какую неоценимую помощь оказало нам министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ. Перед открытием практически все сотрудники министерства готовили 50 тысяч квадратных метров комплекса к знаменательному дню. А Марат Готович (Марат Ахметов — министр сельского хозяйства РТприм. ред.) обзванивал глав районов и через них приглашал сельхозпроизводителей на открывающуюся специальную площадку. Это дорогого стоит...

В первые полгода заполняемость торговых залов достигала 66 процентов. Но через какое-то время наступил момент, когда пришел первый арендатор и сказал, что съезжает от нас. Тогда все только начиналось, и вполне естественно, что об агропромпарке в городе мало знали, особенно жители отдаленных от нас районов Казани. Поэтому покупательский трафик был не так высок, как сейчас. И арендаторы, видя это, начали расторгать договоры. Нужны были срочные эффективные меры.

Чтобы пресечь этот неблагоприятный процесс, мы с конца 2013 года стали выстраивать поэтапную работу с каждым сельхозпроизводителем, с каждым арендатором на предмет построения нового взаимовыгодного формата отношений. В тот же период началась работа по популяризации агропромпарка: на сегодняшний день реализовано более 90 рекламных мероприятий на сумму 11 миллионов рублей.

Благодаря исполкому Казани на агропромпарке было закольцовано несколько маршрутов общественного транспорта, все остановки расположили вблизи нашего комплекса, оборудовали пешеходные дорожки. Это заметно увеличило трафик. Но мы прекрасно понимаем, что проблема транспортной доступности до сих пор окончательно не решена. Есть трудности в логистике, преодоление которых требует серьезного финансирования. К примеру, для обеспечения удобного выезда из агропромпарка на улицу Космонавтов в сторону центра города нужна новая современная развязка, строительство которой обойдется более чем в 115 миллионов рублей. Но пока о реализации этого проекта речи не идет.

— Кстати, о необходимости как-то связать с агропромпарком станцию метро на проспекте Победы написали несколько наших читателей.

— В 2014 году агропромпарк закупил собственный 100-местный автобус. На корпус нанесли фирменную символику, и теперь он ежедневно совершает бесплатные маршруты до проспекта Победы через 10 микрорайон специально для покупателей. Но заполняемость автобуса в будние дни не очень высока, поэтому, возможно, в скором времени его маршрут будет изменен: агропромпарк — остановка Файзи.

25% ТОРГОВЫХ ЗАЛОВ ЗАНИМАЮТ МЕСТНЫЕ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛИ

— Покупательская активность сегодня уже достаточно высокая?

— Поскольку нам очень важно, как покупатель реагирует на все предпринимаемые меры, мы постоянно проводим мониторинг при помощи счетных видеокамер, установленных в торговых залах. Поэтому у нас довольно точные данные о покупательском потоке. Если в начале 2014 года агропромпарк посещали порядка 174 тысяч человек в месяц, то сегодня — до 300 тысяч. По сути, это четверть Казани. В субботу за один день бывает до 19 тысяч человек. Я родился в Менделеевске, где население на тот момент было около 20 тысяч человек. Выходит, за один день наш комплекс принимает население целого города!

— А насколько выросло количество продавцов?

— На первом этапе работы у нас было 157 торговых мест (июль 2013). Сегодня только в торговых залах заполнено 386 мест. Всего в агропромпарке создано более 600 рабочих мест. За 2014 год было продано товаров на сумму около 500 миллионов рублей.

— И кто конкретно торгует?

— Порядка четверти продавцов составляют крестьянско-фермерские хозяйства, личные подворья, крупные аграрные фирмы. Остальная часть — это ИП и предприниматели других форм собственности. Надо понимать, что весь ассортимент продукции фермеры производить не могут, поэтому всегда будут посредники между производителем и покупателем. Тем более когда это касается кондитерки, бакалеи, свежей рыбы и т.д. Но я свою миссию вижу в том, чтобы в любую минуту предоставить место для местного сельхозпроизводителя. Когда мы достигли заполняемости зала в 87 процентов, я своих сотрудников начал несколько останавливать, потому что всегда должны быть свободные места для однодневных арендаторов. Фермер не может каждый день стоять за прилавком. В лучшем случае — в выходные дни. А вообще, я убежден, что в агропромпарк покупатель идет не обязательно к фермеру, а за свежей фермерской продукцией.

ВСЯ ПРОДУКЦИЯ ПРОВЕРЯЕТСЯ В ВЕТЛАБОРАТОРИИ

— Получается, что 75 процентов у вас торгуют посредники? И кто они — татарстанцы или мигранты?

— Наверное, единственное, что не может продавать местный продавец, — это специи и, может быть, сухофрукты. Там нужен профессионал, и никто лучше выходца из Средней Азии не может вам подсказать, какая трава нужна для того или иного блюда. Да и производства этих продуктов у нас нет — не растут в нашей полосе те травы, которые идут для приготовления специй. А мы стараемся представить все группы товаров, чтобы покупатель в одном месте мог приобрести все, что ему требуется. И бананы в том числе.

Приведу один пример. Когда мы поняли, что в республике в поставках морской рыбы есть определенный монополизм, что негативно сказывается на качестве продукции и ее ассортименте, мы напрямую вышли на дальневосточного предпринимателя. Сегодня у нас продаются морепродукты с Дальнего Востока. В планах на ближайшее будущее — завести в Казань хорошего рыбного поставщика-производителя.

— Чтобы покупатель поехал в агропромпарк, например, из Московского и Кировского районов, где есть свои рынки и магазины в шаговой доступности, нужны веские конкурентные преимущества. О широком ассортименте товаров вы уже сказали. А качество продукции — это одно из основных преимуществ, которое у вас может быть, как считаете?

— На одном из этапов строительства агропромпарка у меня были «баталии» с финансовыми органами на предмет стоимости ветеринарной лаборатории. Мы понимали, что эта лаборатория должна быть многофункциональна и обладать возможностью экспресс-анализа. Для меня было очевидно, что если мы при таком масштабе торговли не создадим должного контроля качества продукции, то грош цена будет всему остальному. В итоге мы приобрели за 9 миллионов рублей (в ценах 2013 годаприм. ред.) самую современную ветлабораторию в Казани. Сегодня в ней работают сотрудники главного ветеринарного управления РТ.

Сегодня все группы товаров поступают в торговый зал, что называется, через одни ворота. Когда арендатор со своей продукцией входит на нашу площадку, его встречают сотрудники ветлабораторий. Без их проверки торговые места не предоставляются. В лаборатории проверяют документацию, сопровождающую товар, проводят лабораторный анализ продукции. Если товар соответствует всем требованиям, дается соответствующее заключение, и, предъявив его охране, можно попасть непосредственно в торговый зал.

— Проверка идет только на наличие инфекции?

— Нет, проверка комплексная. В том числе и на содержание нитратов, нитритов, радионуклидов и т.п. Мало того, мы, например, варим картофель, чтобы определить, каким он будет при варке. Если картофель чернеет, то мы в следующий раз уже более пристально присматриваемся к его производителю. А вообще, мы сделали вывод, что в зимний период на ярмарочной площади овощи продавать не надо, поскольку их сложно защитить от переохлаждения.

— За анализы в лаборатории платит арендатор?

— Конечно. На каждый анализ есть свои расценки, утвержденные главным управлением ветеринарии кабинета министров РТ. К примеру, анализ мяса: клеймение свинины стоит 130 рублей с туши, говядины — 216 рублей. Если же мясо промышленного производства, то стоимость анализа — в среднем 45 рублей с полутуши.

Тем не менее наши читатели жалуются на качество продукции: «Дважды сталкивалась с протухшим мясом» (Анна); «Покупала картофель несколько раз, и из 6 продавцов только у одной он был надлежащего качества» (Мария).

— За все время работы агропромпарка не было ни одного случая испорченного мяса! Если все-таки попался некачественный товар, покупатель вправе вернуть его. У каждого продавца есть табличка с информацией о хозяйстве, номере телефона владельца или производителя, поэтому претензии по некачественному продукту можно сразу передать производителю. Если покупатель захочет обратиться в администрацию, то на стене крупно написан номер «телефона доверия» агропромпарка. Сообщение тут же попадает в электронную почту генерального директора. Можно пожаловаться и через наш сайт www.agroprompark-kazan.ru. Помимо этого, в 50 метрах от торгового зала находится кабинет санитарного врача агропромпарка, в 100 метрах — ветеринарная лаборатория. На обоснованную претензию покупателя там обязательно отреагируют.

Я два-три раза покупала сливочное масло в агропромпарке у разных продавцов. Всякий раз это был маргарин, то есть поддельное сливочное масло, которое продавали под видом продукции Арского, Балтасинского, Мамадышского и других маслозаводов. Планирует ли руководство агропромпарка бороться с поддельной, некачественной продукцией? (Гульназ)

— Продукцию в фабричной упаковке имеет право проверять только Роспотребнадзор по жалобе потребителя. А мы должны верить сопроводительной документации. Ответственность за продукт несет в первую очередь производитель, во вторую — продавец. Но если вам кажется, что есть несоответствия, обращайтесь в Роспотребнадзор. Мы вместе обязательно рассмотрим обращение.

Насколько безопасно фермерское коровье молоко, разлитое в пластиковую тару и продаваемое в агропромпарке? Можно ли его пить без кипячения? Регулярно ли оно проверяется на содержание антибиотиков и лейкоцитов? (Алсу).

— Конечно, проверка молока на определенные параметры ведется, но я все-таки рекомендую разливное молоко перед употреблением кипятить. О чем, кстати, сообщают таблички на молочных прилавках.

ИЩИТЕ ЖЕЛТЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК С НАДПИСЬЮ «АКЦИЯ»

— Что чаще всего покупают в агропромпарке?

— Агропромпарк сегодня — самая крупная в Казани площадка по торговле мясом и мясными продуктами, мы продаем их до 200 тонн в месяц. Также представлен большой ассортимент овощей и фруктов. Только в феврале мы реализовали более 180 тонн товаров этой группы. Рыбный «остров» агропромпарка ежемесячно продает в среднем свыше 15 тонн свежей и свежемороженой продукции. Мясо птицы — свежая индейка, домашняя курица, утка — тоже весьма популярны. В среднем продается более 45 тонн в месяц. Не остается без внимания фермерское молоко и молочные продукты. По всем этим позициям мы выигрываем не только в качестве и свежести, но и в цене, которая значительно ниже, чем на остальных площадках Казани.

Еще в агропромпарке работает уникальная точка по холодному отжиму растительного масла из любых семян, орехов и плодов. Причем за процессом отжима покупатель может сам понаблюдать. Подобный продукт пока еще мало кто предлагает в Казани.

— Приемлемая цена товара — это еще одно ваше конкурентное преимущество?

— Совершенно верно! Я примерно представляю, насколько трудоемкий, достаточно затратный и рискованный процесс сельхозпроизводства, но если мы не создадим ценового преимущества, зачем покупателю приезжать к нам? Поэтому мы проводим акции, когда можно тот или иной товар купить по более низкой цене. Конечно, мы не можем принудить арендаторов к проведению акций, но совместно обсуждая, мы приходим к выводу, что это необходимо, потому что надо бороться за каждого покупателя. Нам крайне важно иметь привлекательные преимущества по сравнению с другими торговыми площадками. Узнать о проводимых акциях можно через наш сайт. Кроме того, о проводимых акциях сигнализируют желтые воздушные шарики с надписью «акция». Но самое главное — торгуйтесь, где это возможно.

Я полагала, что цены в агропромпарке должны быть ниже, чем везде, и была разочарована, увидев их... (Анна Миронова)

— Не может фермерская продукция стоить дешевле той, которая получена промышленным способом! В личных подворьях практически не применяют различные стимуляторы, биодобавки, поэтому требуется больше времени на то, чтобы вырастить того же бычка. Соответственно — больше затрат на содержание. И, как следствие, возможно, несколько выше цена. Кроме того, мы еще окончательно не ушли от посредников между сельхозпроизводителем и покупателем. В этом заключается наша задача на ближайший период.

В ЯРМАРОЧНЫЕ ДНИ ПОКУПАТЬ ВЫГОДНЕЕ

— Ярмарки у вас часто проводятся?

— Каждую субботу! Агропромпарк — одна из основных площадок Казани, где ярмарки проводятся регулярно. За нами закреплено 7 муниципальных районов, и на каждую ярмарку приезжают до 100 машин. Правда, в зимний период не все продукты можно продавать на улице.

— А как с контролем продукции на ярмарке?

— Все то же самое: ветеринарное управление начинает свою работу с 5 часов утра.

— Кто определяет, что нужно привезти на ярмарку?

— Ассортимент определяется временем года и возможностями сельскохозяйственных районов.

— Цены во время ярмарки ниже?

— Ниже на 15 - 20 процентов как минимум. Ярмарки очень помогают жителям Казани.

ВСЕГДА В НАЛИЧИИ ПРОДУКЦИЯ ХАЛЯЛЬ

— Среди торговцев мясом фермеров меньше?

— Да, посредников несколько больше. Но надо понимать, что ни один фермер в республике не способен обеспечить круглогодичную поставку мяса со своего подворья на наш прилавок. Он продал одну партию мяса, а следующее поголовье должно подрасти. Сегодня происходит так: если фермер в период ожидания предлагает поставлять мясо с соседних подворий, то мы сохраняем за ним его место. Вполне возможно, что в дальнейшем срок действия договора будет определяться объемами именно собственной продукции.

Еще одна проблема в продаже мяса местного производства — недостаток в республике убойных цехов. Раньше часть поголовья отправляли на убой в Чувашию, а оттуда мясо возвращалось как произведенное там. Сейчас проблема с убоем скота в Татарстане решается, правительством РТ принята соответствующая республиканская программа. В настоящее время много посредников по продаже продукции «Камского бекона». Сегодня мы с руководством компании обсуждаем возможность открытия фирменной торговой точки. Это будет уже другой ассортимент и другая цена.

— Халяльная продукция у вас есть?

— Да, есть. Только за последнее полугодие совместно с духовным управлением мусульман РТ на территории агропромпарка были проведены две республиканские ярмарки халяль. Создан целый торговый «остров» халяльной продукции, где есть в наличии даже домашние колбасы. Процесс еще не завершен.

— А фермерская молочная продукция есть?

— Есть, конечно. Причем есть фермер, который уже несколько месяцев привозит к нам свою продукцию аж за 350 километров — из Агрызского района! Он предлагает покупателям сыры различных сортов, натуральное молоко и молочные продукты. Его «изюминка» — козье молоко с собственного подворья. У фермера здесь есть постоянный рынок сбыта, своя клиентура.

— Мурат Сиразин у вас торгует?

— Он к нам привозит свою молочную продукцию и сдает продавцам. Хочу встретиться с ним, чтобы обсудить новые варианты сотрудничества.

— Фрукты откуда у вас? Из Аргентины?

— Есть и оттуда, есть и из Средней Азии. К сожалению, в нашем регионе не все произрастает.

— А морковка — из Израиля?

— И из Нармонки есть, и из «Татплодовощпрома». К сожалению, в республике не так много высокоэффективных хранилищ для овощей и фруктов. В агропромпарке есть овощехранилище на 2,5 тысячи тонн. Продукция может находиться здесь максимум 5 — 6 месяцев, а потом потери начинают расти в геометрической прогрессии. Конечно, есть большое желание оборудовать современные хранилища для овощей, но это для нас пока очень дорого.

— Бабушка со своим урожаем укропа или редиски может у вас торговать?

— Конечно, может! Но и ее продукцию мы обязаны проверить. Были случаи, когда бабушки приносили на продажу грибы, но при проверке выяснялось, что они содержат тяжелые металлы. Видимо, грибы были собраны возле трассы или промышленного предприятия. Естественно, такой товар мы не пропустили.

ВЫГОДНАЯ АРЕНДА — ЗАЛОГ УСПЕШНОГО БИЗНЕСА

— По арендной плате для пенсионеров есть льготы?

— Для всех категорий пенсионеров установлены льготные расценки стоимостью 50 рублей за место за целый день торговли. Данный сбор уходит на организацию этого места и содержание его в надлежащем виде.

— Сколько вообще стоит торговое место?

— За время работы агропромпарка мы только один раз пересматривали размер арендной платы. А на момент открытия мы высчитали средний размер аренды аналогичных площадей по Казани и снизили его на 30 - 40 процентов. Через год по некоторым позициям расценки несколько выровняли. Нам было важно не столько заработать, сколько пригласить арендаторов в агропромпарк и предложить им поработать на этой площадке. Конечно, можно было установить арендную плату как везде, но мы понимали, для кого строился этот комплекс. В то же время предоставить агропромпарк в бесплатное пользование мы тоже не можем.

Дотаций из бюджета у нас нет ни рубля, а на содержание комплекса требуется более 9 миллионов рублей ежемесячно: 50 тысяч «квадратов» здания надо мыть, освещать и отапливать, почти 9 гектаров территории очищать от снега и грязи. И 9 миллионов — это затраты после проведенной оптимизации расходов по всем направлениям.

Что касается размера арендной платы, то он различается в зависимости от комплектации места. У нас нет такого понятия — квадратный метр. Каждый павильон имеет свой набор оборудования, которое арендатор выбирает на свое усмотрение. Отсюда формируется и стоимость аренды. Так называемый «развал» для овощей и фруктов размером около двух метров стоит 10 тысяч рублей, стол в мясном ряду — 12 тысяч рублей в месяц. В эту стоимость включено все: охрана, уборка, освещение. Также он может дополнительно взять весы, заплатив за них 250 рублей. Услуга по рубке мяса тоже имеет свои расценки — 3,5 рубля за килограмм.

ELG_8731.jpg

ПОЛУЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ ЛЮБЫМ ПУТЕМ НЕ САМОЦЕЛЬ

— Какие площади вы сдаете в аренду?

— У нас четыре зоны. Складская зона площадью более 13 тысяч квадратных метров сдана в аренду полностью. В производственной зоне имеется 8 модулей для открытия арендаторами собственных производств. Из них сегодня задействованы уже пять. К примеру, фермерское хозяйство «Рамаевское» перерабатывает утку, КФХ Зарипова готовит домашние обеды, ЗАО «Закамье» производит мясные полуфабрикаты. В ближайшие два-три месяца и оставшиеся три модуля будут освоены.

Торговая зона площадью около 13 тысяч «квадратов» на сегодня заполнена на 87 процентов. Как я уже сказал, все 100 процентов мы заполнять не будем, чтобы всегда иметь свободные места для местного товаропроизводителя. Четвертая зона — офисный центр, который мы тоже сдаем в аренду. Сегодня он составляет порядка 400 квадратных метров, и востребованность есть, поэтому хотим расширить эту зону. Также у нас есть гостиница на 37 номеров, кафе на 100 посадочных мест, хлебобулочное и кондитерское производство.

— Если все эти площади умножить на арендную плату, должна получиться большая ежемесячная прибыль.

— Возможно. Если выставить соответствующую стоимость аренды, а получение прибыли любым путем сделать самоцелью. По итогам четвертого квартала 2014 года мы впервые получили небольшую прибыль — чуть более 1,5 миллионов рублей. В первом квартале 2015 года тоже сохранили положительную динамику. И это в условиях экономического кризиса и потребительского спада. На одном из последних совещаний Рустам Нургалиевич еще раз подчеркнул: ваша основная цель не получение прибыли, а помощь в сбыте сельскохозяйственной продукции на принципах самоокупаемости.

Куда поступают доходы от аренды площадей и оборудования, если они не поступают в бюджет? (Фарида Галеева)

— Все имущество агропромпарка стоит на балансе минземимущества РТ и по договору передано нам, управляющей компании, в доверительное управление. Мы осуществляем хозяйственную деятельность, но, согласно закону об акционерных обществах, мы ничего не должны возвращать в бюджет, кроме соответствующих налогов. Затраты на содержание всей инфраструктуры сегодня превосходят наши возможности. Вот, например, чтобы освежить разметку на парковке агропромпарка, надо заплатить 1,2 миллиона рублей. Посетители сетуют, что тележек не хватает. Согласен! Но цена вопроса — 700 тысяч рублей за 100 тележек. Опять же, на косметический ремонт ежегодно требуется более миллиона рублей.

АГРОПРОМПАРК: АНАЛОГОВ В РОССИИ НЕТ

— Один наш читатель написал: «Не все знают, что в Казани это не единственный агропромпарк в России. Подобные есть и в соседних регионах, и в Краснодарском крае. Есть еще и в Набережных Челнах». (Экономист) Это так?

— Это не так! В той конфигурации, которую имеет сегодня агропромпарк «Казань», он единственный в России. Под одной крышей, в одном месте собрано несколько направлений: складирование, переработка, торговля. Вы вырастили продукцию, приехали к нам — вам предоставили складские и холодильные помещения, открыли собственное производство или переработали свой урожай на нашем оборудовании, реализовали его, в том числе на нашей площадке. Мы изучали опыт других агропромпарков — ездили в Краснодар, Нижний Новгород, Ульяновск. Кто-то занимается селекцией зерновых, кто-то построил логистический комплекс, где-то в концепцию агропромпарка заложена высокоэффективная система овощехранения. Мы пытаемся многое из этого реализовать под одной крышей.

У нас еще есть производства. К примеру, хлебобулочный и кондитерский цеха производят более 40 наименований изделий. Причем за изготовлением может наблюдать каждый посетитель через стеклянную стену. В первые месяцы работы цех давал выручку 300 тысяч рублей в месяц, сегодня — уже 1,5 миллиона.

ЧТО НАЗЫВАЮТ «КАБАЛЬНЫМИ» ТРЕБОВАНИЯМИ?

Почему в последнее время мы часто слышим о скандалах в агропромпарке с участием арендаторов? (Артур)

— На самом деле недовольных на территории агропромпарка всего трое — это предприниматели Панкова, Садретдинов и Шайхесламова. Работают давно, ничем особо не выделялись. Садретдинов продает посуду кукморского производства, Панкова перепродает мясо ООО «Камский бекон», Шайхесламова как владелец крестьянско-фермерского хозяйства арендовала в агропромпарке место, но сама на нем не работала, а предоставила его в пользование предпринимателю из Чувашии, который предлагал продукцию производства Чувашской Республики.

За все время работы от этих предпринимателей в адрес администрации агропромпарка не поступило ни одной жалобы или претензии. Поэтому мы были крайне удивлены, когда в один момент в различные республиканские инстанции практически одновременно было направлено более 10 обращений с жалобами на «кабальный» режим, несоответствие заключенных договоров букве закона с требованием разобраться с нами, арендодателями. Эти же арендаторы помимо всего прочего обвиняли администрацию агропромпарка в коррупции, поборах и ущемлении их прав как предпринимателей. По эпизодам, указанным в обращениях, соответствующими госорганами были проведены проверки, которые показали, что все жалобы надуманные и безосновательные. Видимо, поэтому следующие обращения в те же госорганы от тех же заявителей стали приходить как анонимные.

IMG_5341.jpg

— То есть претензии недовольных арендаторов, на ваш взгляд, были необоснованными?

— Абсолютно убежден. Та же Панкова в претензиях умолчала, что вначале имея 9, а потом 6 торговых мест, создала монополию на площадке по реализации мяса ООО «Камский бекон». Она в последнее время не имела отношения к сельскому хозяйству, животноводству, и вся ее миссия в течение полутора лет заключалась в том, чтобы сделать заказ посредникам, раздать полученное мясо продавцам, а вечером, придя в торговый зал, собрать деньги.

Садретдинов на различных пикетах говорил об отобранном у его продавца бейджике, но умолчал о том, что продавец несколько дней кормил «завтраками» администрацию, выходя на работу с просроченной медкнижкой! Могли ли мы в той ситуации рисковать здоровьем покупателя? Убежден, что нет. Арендатор Шайхесламова вообще предоставила свое место предпринимателю из другой республики для реализации продукции того региона.

Вопрос: кому была выгодна вся эта шумиха? Эти недовольные не понимают, что они всего лишь «действующие лица» в чужом спектакле, который «постановщики» разыгрывают с целью подорвать имидж агропромпарка, преследуя свои интересы. У кого-то они местечковые — сохранить монополию на реализацию продукции определенного производителя, у кого-то — изменить существующий порядок дел в агропромпарке и выстроить новые коммерческие процессы. Есть те, кто любыми путями хочет вернуться в агропромпарк хотя бы в статусе заместителей. А кому-то нужно в целом взять все процессы комплекса под контроль и ручное управление. Представители некоторых общественных организаций, участвуя в этом спектакле, в очередной раз хотят заявить о себе, как о борцах за справедливость, не вдаваясь при этом в суть проблем и не задумываясь о том, где правда, а где ложь. За кулисами стояли, да и сейчас еще «выглядывают» конкретные люди. А ведь их не было ни на этапе строительства комплекса, ни в первые трудные месяцы работы агропромпарка. Они не обращались к прессе, чтобы рассказать, как трудно пройти пуско-наладку инженерного оборудованию стоимостью более полумиллиарда рублей. Они смотрели со стороны, когда мы боролись за каждого арендатора и покупателя. Тогда агропромпарк им был не нужен. Это сейчас, когда мы прошли все трудности становления и нам удалось получить определенную прибыль, агропромпарк стал для них лакомым куском и надеждой на организацию своих бизнес-процессов.

А что касается используемых информационных поводов, пересудов о сроках договоров и «кабальных» условиях для предпринимателей, считаю, что обязательное ношение арендаторами спецодежды, продажа мяса в перчатках, наличие действительной санитарной книжки, идентификационный бейджик продавца, эстетическая выкладка товара и строгая проверка его на качество — все это делается не в интересах администрации. Это делается в интересах потребителя и для его безопасности. А также для повышения общей культуры торговли. И постоянно растущий поток покупателей подтверждает правильность наших действий. Если кто-то не желает развиваться и повышать уровень обслуживания, то в городе есть и другие торговые площадки, где и такой подход к торговле приемлем.

Какие ожидаются репрессии в отношении предпринимателей, недовольных вашей политикой? (Раис Сулейманов)

— Для администрации агропромпарка сложившаяся ситуация — хороший жизненный опыт в выстраивании открытых отношений с арендаторами, невзирая на их моральные и деловые качества. Для нас очевидно, что в любой ситуации нужно сохранять достоинство и человеческий облик, вести себя порядочно, не опускаясь до скандалов и дрязг. Всегда можно понять, услышать друг друга. Было бы желание. Если бы мы были зациклены на наказаниях, то, наверное, применяли бы все зафиксированные в договоре штрафные санкции, о которых так много говорят. Но за все время работы агропромпарка ни одного штрафа, ни одного рубля с арендаторов взыскано не было. «Репрессии» — это не наш метод.

— Пересмотрен ли договор с заказчиками торговых площадей после его экспертной оценки юристами (если таковая производилась)? (ECODER); ЮК «ТатЮрИформ» сделал экспертное заключение договора аренды агропромпарка: условия кабальные. В какие сроки будет пересматриваться кабальный договор сроком на 30 дней для 500 предпринимателей рынка, который препятствует реализации заявленных целей поддержки фермеров и кооператоров и создает социальную напряженность на рынке? (Фарида Галеева)

— Председатель комиссии, первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Николай Леонидович Титов обратился в министерство юстиции республики с просьбой дать заключение относительно нашего договора аренды. После соответствующего анализа минюст ответил, что никаких юридических отклонений в нашем договоре нет. Что касается заключения ЮК «ТатЮрИформ», которым козыряют зачинщики скандала, то подобные частные коммерческие фирмы никогда не будут для нас объективными экспертами.

МОНОПОЛИЗАЦИЯ ТОРГОВЫХ МЕСТ НЕДОПУСТИМА!

— С 1 марта вы сократили количество арендуемых Панковой торговых мест до трех. Как вы можете объяснить эти действия?

— Действительно, с 1 марта мы ввели новое правило: не более трех рабочих мест на одного арендатора. Это решение продиктовано необходимостью демонополизации в торговом зале, чтобы как можно больше местных сельхозпроизводителей имели возможность реализовывать свою продукцию на нашей площадке. Решение поддержали в министерстве сельского хозяйства РТ, оно было единогласно утверждено на совете директоров агропромпарка. Мы начали с мясных рядов, потому что именно в этой группе наибольшее количество желающих зайти в агропромпарк со своей продукцией.

В связи с этим пришлось сократить количество арендуемых мест у двух предпринимателей, за которыми было закреплено более трех рабочих мест. Одна из них — Панкова, которая занимала 6 торговых прилавков. Сокращение торговых мест дойдет и до остальных арендаторов, предлагающих другие категории товаров. Мы и дальше намерены отдавать предпочтение продукции крестьянско-фермерских хозяйств, личных подворий. На начальном этапе мы были рады всем арендаторам, но сегодня мы не гонимся за количеством: нам нужно понять, с чем к нам идет арендатор, что нового, а главное, по какой цене он может предложить покупателю.

АГРОПРОМПАРК САМООКУПАЕМ

Поступило несколько вопросов от общественного антикризисного штаба под председательством Фариды Галеевой. На часть из них вы уже ответили, на остальные предлагаю ответить в блиц-режиме. Первый из них: «Вы сказали, что 2,4 миллиарда бюджетных средств, вложенных в агропромпарк, это невозвратные инвестиции. Это, по сути, подарок правительства РТ и РФ. Кому конкретно был сделан этот подарок?»

— Если кто-то еще не понял, повторю: это подарок правительства РТ жителям Казани и сельхозпроизводителям. У меня в агропромпарке нет своих торговых мест, нет своего бизнеса. И доли с прибыли я тут не имею. Министерство земельных и имущественных отношений РТ заключило со мной контракт на управление комплексом, установило зарплату и определило реперные точки работы.

— Затраты на содержание рынка несет государство?

— С начала 2014 года мы находимся на самоокупаемости. Сегодня ежемесячная наша прибыль — порядка 300 — 500 тысяч рублей. Еще раз обращаю внимание: мы не получаем субсидий из госбюджета. Мы ежеквартально отчитываемся перед минземом и контролирующими госорганами. Нам скрывать нечего!

Куда поступают доходы от аренды площадей и оборудования, если они не поступают в бюджет? Каковы доходы агропромпарка — госпроекта поддержки фермеров? Каковы доходы от рубки мяса, пекарни, кафе, гостиницы, аренды холодильников, офисов, складов, оборудования?

— Агропромпарк как государственная собственность находится под пристальным вниманием контролирующих органов, поэтому автор вопросов пусть не беспокоится — все процессы у нас прозрачные, доходы идут на содержание и развитие комплекса.

— Проводил ли собственник — минземимущества РТ — обязательную проверку эффективности расходования полученной прибыли? Какой доход рынку дают входные бонусы — 50 тысяч рублей за место?

— Как я уже сказал, минземимущества РТ проводит проверку и анализ нашей работы ежеквартально. Что касается якобы «входных бонусов», то их никогда не было и не будет. Год назад мы обратились к арендаторам с предложением по желанию принять участие в рекламной кампании. Всю организационную работу агропромпарк взял на себя. С арендаторами заключался договор на предоставление рекламных и маркетинговых услуг, деньги вносились через кассу, по завершении составлялся акт выполненных работ. И вдруг, год спустя, этот эпизод вырывается из контекста и преподносится как какой-то входной бонус и чуть ли ни в карман кому-то лично! Но прокуратура проверила этот «сигнал» и сделала вывод, что с нашей стороны не было никакого нарушения.

— Как использовались субсидии, выделенные приказом минэкономразвития РФ от 23.04.2012 №223?

— Управляющая компания агропромпарка субсидии не получала. Я только знаю, что министр сельского хозяйства и продовольствия РТ изыскал возможность на первом этапе субсидировать сельхозпроизводителям затраты на аренду места в агропромпарке. Но субсидии эти предназначались для арендаторов, а не для нас.

ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ УВЕЛИЧИТ ДОХОДЫ

Почему убыточное до недавнего времени предприятие содержит внедорожник номер 888? Сколько у вас водителей, секретарей и помощников? (Любопытный)

— Сегодня в штате администрации агропромпарка 67 человек. Охрану и клининг мы отдали на аутсорсинг на конкурсной основе. Средняя зарплата по итогам 2014 года — чуть больше 28 тысяч рублей. Что касается автомобиля, то мы его не покупали — он был передан в уставной капитал ОАО «Агропромышленный парк «Казань» инвестиционно-строительным управлением после завершения строительных работ. Водитель у меня один, должности секретаря и помощника совмещает один человек. Есть водители, которые работают исключительно на спецтехнике, обслуживающей агропромпарк.

— На чем можно экономить вашей организации в настоящее кризисное время, когда нам с трудом приходится набирать денег на арендную плату? (Любопытный)

— На сегодняшний день мы практически завершили анализ эффективности работы всего оборудования агропромпарка. К примеру, после полутора месяцев работы котельной мы увидели, что 15 процентов газа не сгорает. А это наши деньги! За газ мы ежемесячно платим миллион рублей. Наши инженеры вместе с приглашенными специалистами отрегулировали оборудование котельной, и потребление газа сократилось. Экономия составила порядка 200 тысяч рублей.

За электричество ежемесячно платим до 1,5 миллионов рублей. Как сэкономить? В торговом зале установлено более 400 светильников. Решили поменять в них лампы на энергосберегающие. Еще раз перепроверили затраты и выяснили, что самый большой потребитель электроэнергии — холодильники. Почему они так много потребляют? Оказалось, арендаторы не закрывают герметично двери, когда завозят и загружают свой товар. Уговоры не помогли, и тогда мы установили на каждый холодильник предупреждающие сигналы — они оповещают, что дверь закрыта неплотно. И достаточно громко оповещают! Арендаторы сначала жаловались на шум, а сейчас просто стараются быстрее закрыть дверь холодильника. А мы получили экономический эффект. И так поэтапно за 2014 год мы сократили затраты на обслуживание оборудования на 20 процентов.

— С такой большой площадью крыши не было ли идеи установить солнечные панели? (Адель)

— Агропромпарк сегодня потребляет энергии более 2 мегаватт, и площади крыши будет недостаточно, чтобы солнечные батареи удовлетворили наш спрос. Мы рассматривали данное предложение: 1 метр солнечной панели стоит примерно 2,5 тысячи рублей. Чтобы покрыть нашу крышу, требуется порядка 30 миллионов рублей, да и то мощности будет недостаточно. Считаю, затраты не соответствуют экономической целесообразности.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

— Олег Геннадьевич, как вы считаете, этап становления у агропромпарка завершился?

— Думаю, да. Считаю, из ростка, посаженного руководством республики, сегодня выросло дерево с пышной кроной, и уже плоды появились.

— Какие задачи для дальнейшего развития вы для себя наметили?

— Мы с коллегами взяли карту республики и вокруг Казани начертили круг диаметром 150 километров — это комфортная зона для работы сельхозпроизводителей с агропромпарком. Дальше — увеличиваются транспортные расходы. На первое полугодие 2015 года мы запланировали объехать крупные населенные пункты в этой зоне, где есть объединения сельхозпроизводителей. Хотим предложить им новые условия, новый формат отношений. Даже если у них был не совсем удачный опыт работы на этапе становления агропромпарка. Эту задачу сегодня я считаю приоритетной.

Вторая задача — развитие оптовой торговли. Недавно в минсельхозе РТ прошла защита проекта оптовой торговли на площадке агропромпарка. При этом мы говорим о местной сельхозпродукции.

Третье направление работы — запуск в этом году двух новых производств переработки сельхозпродукции: 10 тонн овощей и 1,5 тонны мяса в смену. Они были заложены в саму концепцию агропромпарка еще при его проектировании, и средства на это были выделены бюджетами Татарстана и Российской Федерации, в целом порядка 97 миллионов рублей. Оборудование уже прошло пуско-наладку.

— Видимо, об этом оборудовании идет речь в следующем вопросе: «Насколько сегодня задействовано зарубежное оборудование по переработке овощей на цокольном этаже? Найден ли рынок сбыта? Окупает ли оно себя?» (Адель)

— Здесь есть ряд составляющих, которые требуют детальной проработки и времени. Это прежде всего рынок сырья, рынок сбыта, наличие достаточного количества оборотных средств. К примеру, мытый и калиброванный картофель, упакованный в сетку по 2 килограмма, может эффективнее реализовываться через торговые сети. Но это не тот объем для нас, так как в день за две смены мы можем переработать 20 тонн овощей. Поэтому сейчас анализируем рынки сбыта. Другой вопрос — потенциальные поставщики качественного сырья.

Цех по переработке мяса у нас небольшой — 1,5 тонны в смену, поэтому, думаю, надо организовать трехсменную работу. Сегодня в Татарстане 85 процентов всей колбасной продукции завозится со стороны. Нет в Казани своей серьезной мясопереработки, нет своего бренда. Поэтому мы перед собой ставим задачу создать свой продукт под маркой агропромпарка «Казань». В каких объемах это будет реализовано, покажет ближайшее время. Пока решение по форме работы не найдено: либо наша управляющая компания организует это производство самостоятельно, либо появится сельхозпроизводитель, который готов реализовать этот проект совместно с агропромпарком.

Организуйте сбор продукции у сельчан и перепродавайте, ведь реально фермеров за прилавками не видно, все равно же перекупы работают. (Елена)

— Организовывать сбор выращенной продукции — это не прямая функция управляющей компании агропромпарка. Считаю, что этим должна заниматься ассоциация фермеров и крестьянских подворий РТ. Председатель ассоциации Камияр Байтемиров уже на протяжении полутора лет постоянно говорит о кооперативах первого и второго уровня: кооператив первого уровня должен заниматься сбором и закупкой продукции у сельхозпроизводителей, второго уровня — реализацией этой продукции. Но дальше разговоров дело пока не движется.

Я даже рассматривал возможность организации этой работы самостоятельно, но для этого потребуется создать что-то типа потребкооперации с разветвленной сетью по населенным пунктам с соответствующей материально-технической базой. Для нас это сегодня нереальные затраты. Ассоциация вполне может реализовать этот проект на нашей площадке, с учетом знания сельхозпроизводства республики, понимания объемов и качества производимой продукции. Просто от слов надо перейти к делу.

ОСТРОВ ОТДЫХА ДЛЯ АВТОТУРИСТОВ

Не планируете ли установить детскую игровую зону или комнату для детей? (Адель)

— Я убежден, что детская площадка нам нужна. Но самый минимальный безопасный набор оборудования для нее стоит 550 тысяч рублей. Год назад мы пытались реализовать проект так называемого контактного зоопарка, но с учетом реализации продуктов питания, требований санитарных норм в основных помещениях это оказалось сделать нереально. Сейчас мы рассматриваем другие формы организации детского досуга.

— Рассматривается ли возможность включения агропромпарка в туристический маршрут? (Ильгизар)

— Конечно, мысли по этому поводу есть, и часть из них мы уже реализовываем. Например, есть такое понятие, как автотуризм по регионам России. Мы встретились с ассоциацией автотуризма РФ и сегодня рассматриваем необходимые условия для приема автотуристов на нашей площадке, подбираем соответствующее место, рассматриваем возможность подведения к нему инженерных коммуникаций. Для желающих переночевать в более комфортных условиях на территории комплекса есть недорогая гостиница. Также работаем с госкомитетом РТ по туризму и туристическими фирмами на предмет ориентирования турпотока на агропромпарк.

— Вы уже сказали, что пустили свой автобус по кольцевому маршруту, а вот еще такое предложение: «Было бы здорово и на телеге, запряженной лошадкой, прокатиться, и вспомнить деревенскую нашу молодость. И с внуками заодно на фоне лошадки и агропромпарка сфотографироваться». (Пенсионер)

— У нас рядом расположен конноспортивный комплекс, и мы в прошлом году договорились о сотрудничестве: в определенные дни они бесплатно катали детей по территории агропромпарка. После Универсиады по нашей просьбе нам выделили два электромобиля. Хотели пустить их до остановки Файзи, но оказалось, что за пределы территории комплекса на таком транспорте выезжать нельзя. Но мы нашли им применение — в дни ярмарки возим посетителей до ворот агропромпарка. Что касается телеги, запряженной лошадью, то идея очень интересная, будем думать, как ее воплотить с точки зрения безопасности.

— У вас нет видеостойки с размещением информации о товарах, где и что продается. (Роман)

— Навигация внутри зала есть, но нам не хватает большого информационного экрана. Место для него мы уже выделили. Но цена вопроса — 2 миллиона рублей, и она для нас пока неподъемна.

Сайт у агропромпарка слабенький. Никакой рекламы фермерской продукции. Кто этим вопросом у вас занимается, и не напрасно ли вы тратите деньги на этот сайт только для того, чтобы он просто был? (Просто житель Казани)

— Признаю, что наш сайт недостаточно информативен, но работа в этом направлении продолжается, и сейчас мы подыскиваем IT-компанию (айти). Я хочу, чтобы потенциальный арендатор посредством нашего сайта мог посмотреть все изнутри, забронировать место, сделать заявку. На сегодняшний день на сайте можно совершить интерактивную экскурсию по агропромпарку, узнать график работы и цены на некоторые товары, посмотреть автобусные маршруты.

— А вы обязаны рекламировать продукцию фермеров на своем сайте?

— Конечно нет, но мы понимаем, что это усилило бы нашу совместную работу.

Кто платит за рекламу — администрация агропромпарка или арендаторы? (Маршида Хасаншина)

— В 2014 году мы запустили рекламную кампанию, в которой презентовали агропромпарк: разместили на ТНВ видеоролики и установили по Казани несколько билбордов. Расходы взял на себя агропромпарк. Как я уже сказал, был опыт привлечения арендаторов к этой работе на добровольной основе, но потом решили, что администрация будет заниматься рекламой самостоятельно.

— Мы, предприниматели сгоревшего ТД «Адмирал», обратились к президенту РТ с просьбой о выделении земельного участка рядом с агропромпарком. Поддерживаете ли вы соседство такого торгового центра, ведь оно взаимовыгодное? (Сариева Т.)

— Думаю, такое соседство нам никак мешать не будет. Между нами нет конкуренции. Но, как вы понимаете, этот вопрос не в моей компетенции.

«И КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР ЗАКЛЮЧИМ!»

Почему в агропромпарке нарушается Трудовой кодекс? Почему не заключен коллективный договор, почему нет положения о премировании работников? Почему не оплачиваются переработки и работа в выходные и праздничные дни? Почему увольняются по различным причинам работники, которые стали неугодны старшему администратору Татьяне Руснак? Почему вы так бесконечно верите всему, что доносит вам Руснак? Вопросы неудобные и требуют большого мужества, чтобы на них ответить! (Простой казанец)

— Одно из ценных приобретений последних полутора лет работы — это сформировавшаяся команда, и я с благодарностью к ней отношусь. Да, были люди, которые приходили, много заявляли о своих способностях, но разговоров было больше, чем реальных дел. С такими приходилось расставаться. Первые полгода работали практически в авральном режиме, и текучесть кадров была большой. Но это нормально в период становления предприятия и формирования команды.

Что касается Татьяны Николаевны Руснак: да, она требовательна, непримирима к нарушениям установленных правил, но делает она это в общих интересах как арендаторов, так и покупателей. Я благодарен ей за такую принципиальную позицию.

К вопросу о премиях: в течение месяца после образования компании было принято положение о премировании. Другой вопрос — не всегда могли премировать, поскольку не было прибыли. Я намеревался заключить и коллективный договор, но для его реализации необходима финансовая основа. Как только с финансами у нас будет более стабильно, конечно, и коллективный договор заключим. Кстати, закон не принуждает акционерное общество заключать колдоговор.

А то, что у нас не оплачивается переработка в выходные дни, — это неправда! За субботу и воскресенье оплата у нас двойная, а тем, у кого ненормированный рабочий день, до пяти дней добавляем к отпуску.

— Можно ли принять на работу администратора, умеющего разговаривать по-татарски? (Клиенты рынка)

— Абсолютно правы, и мы эту проблему знаем. У нас только один из трех администраторов хорошо говорит по-татарски. Мы эту проблему решаем.

— Каким бизнесом занимаются члены вашей семьи? Чем вы владеете? Какими акциями? (Экономист)

— Моя семья живет в квартире. Никаких излишеств в нашей жизни нет. Да мы никогда к этому и не стремились, видя свое счастье в других ценностях. Жена не работает — занимается воспитанием внуков и младшей дочери. Про меня говорили, что я владею большим пакетом акций «Нижнекамскнефтехима», но это неправда — акций данной компании у меня нет.

В какие сроки вы учились в институте и где, кем вы в это время трудились? (ECODER)

— В институте я учился в 1993 - 1999 годах и в это время работал в совместном предприятии.

«Я — ЗА МАКСИМАЛЬНО ЦИВИЛИЗОВАННУЮ ТОРГОВЛЮ!»

Планируется ли в Татарстане открытие агропромышленных парков для тех, кто далеко от Казани, например, на востоке республики? (Гарайшин)

— Как я уже сказал, есть зона комфортности для доставки сельхозпродукции — 100 - 150 километров, поэтому, на мой взгляд, и в Закамской, и в Бугульминской зонах должно быть что-то подобное агропромпарку. Может быть, в разной конфигурации, но это должно быть. Тогда всем будет удобно и выгодно.

Каждый день на «бойких» перекрестках Казани частники продают масло, мясо, молоко и картошку. Такая торговля незаконна и создает проблемы — мусор, машины на тротуаре и т.п., но пока есть спрос, будет и предложение. Ваше отношение к этой проблеме? Каким вы видите ее решение? (Виталий)

— Я — за максимально цивилизованную торговлю. Оставшийся мусор убрать несложно, а вот здоровье поправить сложнее. На таких стихийных базарах никто не проверяет продукцию, не обеспечивает гарантию ее безопасности. На сегодня достаточно много интересных форм реализации продукции, в том числе и крестьянско-фермерской, это различные магазины «у дома», специально оборудованные и сертифицированные трейлеры. Спрос в том или ином виде будет всегда, но предложение должно быть безопасным для покупателя.

Вы готовы до конца отстаивать интересы государства на этом посту? (Наблюдательный)

— Мне этот пост доверил президент РТ Рустам Нургалиевич Минниханов и поставил передо мной и советом директоров четкие цели. У меня нет никаких сомнений в том, что мы их обязательно достигнем. Я априори не могу подвести руководство республики.

— Вам не кажется, что была, есть и, видимо, остается попытка рейдерского захвата агропромпарка? События развиваются так, что, видимо, надо предупредительные меры предпринимать на всех уровнях... (Экономист)

— Сегодня совет директоров возглавляет первый заместитель министра земельных и имущественных отношений РТ Сергей Анатольевич Демидов, и, думаю, это ответ на все вопросы о приватизации: государство было, есть и будет собственником агропромпарка. Что касается предупредительных мер, то все, что сегодня происходит вокруг комплекса, известно не только мне.

— Чем агропромпарк принципиально отличается от любого рынка Казани? Вы заняли пустующую нишу или просто построили конкурента частным торговым площадкам за деньги налогоплательщика?

— Агропромпарк нельзя сравнивать с рынками, потому что из 50 тысяч «квадратов» комплекса торговлей занято всего 13 тысяч. Все остальное — это производственная, складская и вспомогательная инфраструктура. Цель проекта — оказание помощи сельхозпроизводителям, предоставление им материально-технической базы, дополнительной возможности сбыта своей продукции. И в эту реальную помощь государство вложило 2,5 миллиарда рублей. Другое дело — сегодня надо до конца выстроить все процессы. Впереди у нас еще много работы, но я уверен, что в недалеком будущем агропромпарк станет любимой и главной площадкой для местного сельхозпроизводителя и покупателя.

— Олег Геннадьевич, спасибо за обстоятельный и откровенный разговор. Успехов вам!