С 1 января 2010 года владельцы десятилетних автомобилей, которые в России (и в Татарстане) составляют примерно половину автопарка, смогут обменять их на 50 тыс. рублей. Правда, не деньгами, а ваучером на покупку нового отечественного автомобиля. Правительство надеется, что это подстегнет спрос на самые дешевые машины, прежде всего на Lada.

 МЕНЬШЕ НЕЭКОЛОГИЧНЫХ АВТО

Предварительные предложения по утилизации старых автомобилей вчера были приняты рабочей группой, созданной по поручению премьер-министра. Но когда именно появится окончательный вариант, пока неизвестно.

- Мы рассчитываем, что программа заработает с 1 января 2010 года – говорит директор департамента автомобильной промышленности минпромторга Алексей Рахманов.

Цель, которую преследуют власти, – сократить долю неэкологичных и потенциально небезопасных машин на российских дорогах (по данным Автостата, машины старше 10 лет составляют примерно половину автопарка – 14,7 млн.), а с другой стороны – стимулировать продажи новых отечественных автомобилей, включая иномарки местной сборки.

 В ПИЛОТНОМ РЕЖИМЕ

Германия начала выдавать 2500 евро за утилизацию автомобиля в январе этого года. В июле в стране было продано на 30% машин больше, чем годом ранее. Правда, от 5% до 10% сданных машин были переправлены за границу. С конца июля в США при обмене старого авто на новое можно получить до $4500.

В пилотном режиме программа начнет действовать в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Самарской, Нижегородской и Ульяновской областях и, возможно, на Дальнем Востоке.

Сдать на утилизацию можно будет любой автомобиль не моложе 10 лет – легковой или коммерческий массой не более 3,5 тонн. Причем хозяин должен владеть машиной не меньше года. Машина должна быть на ходу, она должна быть зарегистрирована в ГИБДД, и на нее должен быть полный пакет документов. Сдав такую машину на утилизацию, владелец получит ваучер на 50 000 рублей, который можно использовать только для покупки нового автомобиля российского производства. Его стоимость, в отличие от госпрограммы льготного кредитования, не будет ограничена, уверяет Рахманов.

Предполагается, что принимать машины на утилизацию будут дилеры или специализированные фирмы (в Москве и области утилизация бесплатная), а ГИБДД и минпромторг будут контролировать процесс. Сотрудники ГИБДД будут проверять, на кого зарегистрирована машина, не находится ли она в угоне. А министерство будет контролировать VIP -номера, чтобы не допустить сдачу несуществующей машины или сдачу машины два раза. Эта схема предварительная, конкретный механизм должен быть разработан позднее.

В следующем году в рамках пилотного проекта по утилизации планируется продать до 200 000 новых машин, сообщил Рахманов, т. е. эта программа может обойтись государству в 10 млрд. рублей. Минпромторг заявку на необходимую сумму подал в минфин, однако пока никакого ответа не получил, утверждает чиновник. В минфине не смогли это прокомментировать.

 СНИЗИТЬ ДО СЕМИ ЛЕТ

В нынешнем виде программа вряд ли сильно поможет стимулировать спрос, считает представитель одного из российских автопроизводителей:

- Согласно нашим расчетам, спрос со стороны владельцев 10-летних машин будет небольшим: их владельцы небогаты. Стоило бы снизить возраст до семи лет.

Скорее всего, сдавать будут старые "Жигули" и "Волги", ведь массово пересаживаться на иномарки россияне начали лишь с 2003 года, а старые российские машины стоят меньше, чем сумма ваучера, говорит председатель совета директоров Genser Игорь Пономарев.

Инна Агапитова из компании "Автоцентр-планета", занимающейся торговлей подержанными автомобилями, оценивает 10-летние "Жигули" в среднем в 700 евро. И покупать по этой программе будут, скорее всего, новые Lada , особенно в регионах, считает замдиректора Автостата Сергей Удалов - они недороги, а в провинции потребители менее привередливые, чем в столицах.

- Если ваучер можно будет вносить в качестве первоначального взноса при покупке автомобиля в кредит, то человек может купить достаточно дорогое авто, – отмечает Пономарев. Но такую идею рабочая группа пока не рассматривала.

Группа ГАЗ пока не оценивала выгодность этой программы, говорит представитель группы. При поддержке правительства Нижегородской области ГАЗ в середине июля запустил собственную программу trade -in , которая не ограничивает возраст машины.

- 10-летние "Газели" точно подлежат утилизации, а более новые машины мы планируем восстанавливать и продавать, – говорит сотрудник ГАЗа. Всего на стимулирование спроса планируется потратить 150 млн. руб., выделенных правительством региона.

Ведомости
(в сокращении)

Справка

Германия начала выдавать 2500 евро за утилизацию автомобиля в январе этого года. В июле в стране было продано на 30% машин больше, чем годом ранее. Правда, от 5% до 10% сданных машин были переправлены за границу. С конца июля в США при обмене старого авто на новое можно получить до $4500.