Новую креативную площадку для театральных экспериментов презентовали накануне в столице Татарстана. Одна из соучредителей фонда «Живой город», в котором и придумали «Угол», Диана Сафарова — дочь главы аппарата президента РТ, что уже само по себе сулит проекту неплохие перспективы. Станет ли «молодая шпана» конкурентом традиционным театральным формам, попытался выяснить корреспондент «БИЗНЕС Online».
Новая креативная площадка для театральных экспериментов открылась накануне в Казани |
КРЕАТИВНЫЕ И МОЛОДЫЕ
В последнее время о молодых и креативных в Татарстане говорят едва ли не все, а тренд задает сам Рустам Минниханов, взять хотя бы прошедший недавно в Казани Calvert Forum и реплики главы республики, сказанные на нем и вокруг него. Все это расходится кругами на воде и доходит даже до простых строителей. Корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем того, как двое мужчин в спецовках с нескрываемым интересом обратились к молодому человеку с окладистой бородой в черной футболке с надписью «Угол»: «Ну что у вас здесь, все молодые и креативные, никаких ветеранов?» Тот очень интеллигентно начал рассказывать собеседникам о проекте, сообщив, что сегодня проходит его презентация сначала для прессы, а потом и для почетных гостей. За журналистскую братию было немного обидно, ведь ее не включили в число «почетных», зато среди последних фигурировали такие уважаемые люди, как худруки Камаловского театра и ТЮЗа Фарид Бикчантаев и Туфан Имамутдинов.
Впрочем, прессы действительно было много, и думается, это не отнюдь не чистое совпадение, а напротив, редкий случай применения «административного ресурса с человеческим лицом». Отчего и сам проект кажется еще более перспективным. Дело в том, что его вдохновителем стал фонд «Живой город», который уже два года реализует в РТ проекты в области культуры — от ретроспективы фильмов ветерана европейского артхаусного кино Йоса Стеллинга до театральной лаборатории в Свияжске. Одна из соучредителей фонда — Диана Сафарова. Она не только окончила ГИТИС и поставила в челнинском театре «Мастеровые» спектакль «Маугли», признанный управлением культуры автограда лучшей постановкой года, но и приходится дочерью одному из самых влиятельных чиновников республики Асгату Сафарову. Кстати, сам нынешний глава аппарата президента РТ — председатель фонда поддержки культуры при главе Татарстана. В этих условиях не заметить «Живой город» было сложно, и вот уже на годовой коллегии минкульта РТ глава ведомства Айрат Сибагатуллин упомянул в своем докладе о достижениях фонда.
Теперь Сафарова со товарищи — директором «Живого города» Инной Ярковой и директором музея «Остров-град Свияжск» Артемом Силкиным — решили создать в Казани постоянно действующую площадку для разнообразных театральных экспериментов — творческую лабораторию «Угол».
Диана Сафарова и Артем Силкин |
«У НАС НЕТ СВОЕЙ ТРУППЫ АКТЕРОВ»
О целях и задачах нового пространства «БИЗНЕС Online» обстоятельно поговорил с организаторами накануне мероприятия. По словам Силкина, речь не идет о создании еще одного репертуарного театра: «На самом деле мы сейчас формулируем, что там будет происходить, это такой достаточно живой процесс, потому что у нас есть общее понимание того, чтобы нам хотелось там видеть, а конкретное наполнение будет осуществляться в основном за счет резидентных программ. Это не репертуарный театр, у нас нет своей труппы актеров, допустим, в этом отличие от классического театра-студии, где есть какой-то актерский коллектив, перед которым стоит задача раз в два дня какой-то спектакль показывать. И это, по сути, репертуарный театр».
При этом «Угол» не собирается переманивать к себе какие-то из уже существующих проектов, вроде камерного «Театра.Акт». «У некоторых театров, например, у «Театра.Акт», есть свои площадки, на которой они вполне успешно работают. Какой смысл им куда-то еще кочевать? «Угол» больше ориентирован на те коллективы, которые лишены какой-то постоянной площадки, чтобы у них была возможность что-то интересное сделать и показать. Вот сейчас «Смена», слава богу, появилась, там что-то происходит. А до этого происходила в самых странных неприспособленных местах, хотя творческая деятельность не затухала никогда. А здесь будет возможность в конкретном месте все эти вещи проводить», — говорит Силкин.
На пресс-конференции Сафарова рассказала и том, чем конкретно будет наполняться пространство «Угла»: «Это будет трансформирующаяся театральная площадка, которая станет пространством для постановок всех основных форм современного театра: вербатим, документальный театр, site-specific, сторителлинг, беби-театр. Здесь пройдут драматургические и режиссерские лаборатории, проекты в сфере современного танца, организован лекторий...» В общем, выглядит все это как настоящий «подрыв устоев» театральной жизни Казани, славящейся своим академизмом. Впрочем, в «Живом» городе отказываются признать, что вступают на «тропу войны». «Диссонанса никакого нет, это может быть даже положительно, человек пойдет на какую-то современную постановку, подумает: «Нет, это не мое, пойду лучше в классический театр, посмотрю классическую постановку». Это тоже есть. Ну не нравится человеку такая форма, нравится ему классическая, он должен иметь право на выбор, — считает Силкин. — Это же совершенно разные формы, это совершенно другой формат. Но в целом оживляет общую театральную среду».
ЧЬИ ГРАНТЫ УРЕЖЕТ «УГОЛ»?
Тем не менее если проект окажется удачным, думается, некоторые из театральных «генералов» Казани будут не очень довольны. Учитывая то, что власти Татарстана довольно щедро «грантуют» отдельные культурные учреждения, у последних вряд ли возникнет большое желание делиться. В «Живом городе» не скрывают, что рассчитывают и на государственную поддержку своих проектов, хотя и не очень охотно говорят об источниках финансирования, делая упор на том, что тот же «Угол» — сугубо некоммерческий проект, а некоторые мероприятия и вовсе будут бесплатными для посетителей.
Артем Петраков |
Что же до самой площадки, решенной в лаконичных черных цветах, то директор «Живого города» Яркова рассказывает о ней так: «Когда заходишь, то понимаешь: вот здесь и должны мы обосноваться. Пространство совсем маленькое, совсем крошечное, но как раз здесь и можно апробировать какие-то свои идеи, задумки. Хочется, чтобы это была такая территория, где по-другому выстраиваются отношения со зрителем, где мы пробуем, где мы ищем, где работаем с современной драматургией...»
При внешней простоте помещения о его особенностях нам рассказал технический директор «Угла» Артем Петраков: «Основная задача была такова: чтобы в любом месте этого пространства можно было реализовать любое цветовое решение, а сам спектакль мог идти в любой точке этого помещения. Для этого были сделаны специальные технические решетки, которые позволяют с легкостью перемещать соответствующее оборудование». По словам Петракова, в отношении тех самых специальных решеток был использован опыт реконструкции столичного театра им. Станиславского, ныне «Электротеатра «Станиславский», с поправкой на несопоставимый уровень бюджетов. Максимальная вместимость «Угла» — порядка 80 зрительских мест.
Инна Яркова и Туфан Имамутдинов |
«ТАКОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОСТО ДОЛЖНО ВОЗНИКНУТЬ»
Любопытно, что из казанских театров работают с «Живым городом» пока лишь камаловцы и тюзовцы. Правда, руководители ЖГ отрицают наличие ревности к их идеям со стороны других театральных учреждений и говорят о том, что иные масштабы деятельности пока просто неспособны «переварить». Что же до непосредственно того, что зритель увидит на «угловой» сцене, то это будет решать худсовет, а главным советчиком выбран известный критик и специалист по региональным театрам Олег Лоевский. Среди прочего здесь надеются увидеть проекты казанского ТЮЗа. О сотрудничестве с «Живым городом» нашей газете рассказал главный режиссер театра Туфан Имамутдинов.
— Можно ли сказать, что «Угол» на какой-то период фактически становится малой сценой ТЮЗа?
— Так как у нас на данный момент нет малой сцены, но есть желание ее иметь, то «Живой город» предоставляет нам это театральное пространство, в котором мы уже сможем эти малые формы играть. И в лучшем случае, если все заявки будут хорошего качества, все это будет продолжаться и жить. Нам нужно воспитывать свою публику, а для этого нужна некая стабильность. Стабильность показов, стабильность этих лабораторий, стабильность общения, диалогов, выпусков.
Такое пространство просто должно возникнуть. И тогда возникает база, не только пространственная, но и, что еще важнее, даже человеческая. Вот есть Инна Яркова, есть другие хорошие молодые и перспективные люди, которые хотели бы, чтобы наше театральное пространство расширилось. А пока мы, к сожалению, существуем вот в такой довольно-таки устоявшейся форме. Мы понимаем, что ждать от нашего театра, от других театров.
— Кто-то может вам возразить, что главреж Имамутдинов пока еще не выпустил в этом качестве ни одного спектакля в ТЮЗе, а уже занимается параллельными проектами.
— Есть такая вещь, как перспектива, тем более в современном мире она должна существовать. Я не могу сегодняшним днем только жить. Я думаю, вот, у меня одна работа, буду ее полгода делать. Работу сделали, а что дальше? Это значит, что фокус внимания сконцентрирован только на своем театре — и все, остального ничего не вижу. Вот мой спектакль, мое творчество — и все. Нет! Есть же тоже люди, есть другая жизнь вне театра, с которой тоже нужно контактировать, чтобы развиваться даже элементарно.
И, кроме того, работа с «Живым городом» должна помочь и ТЮЗу. Я во всех интервью говорю, что современные театральные фестивали — это прежде всего малые формы. Значит, в том числе и здесь мы можем их апробировать.
Мэтры казанской театральной общественности на открытии «Угла» |
МОНОСПЕКТАКЛЬ ОТ ДИАНЫ САФАРОВОЙ
Одним «Углом» планы фонда не ограничиваются. Уже в июне стартует вторая молодежная театральная лаборатория «Город-АРТ-подготовка», которую курирует вышеупомянутый Лоевский. «В этом году ТЮЗ выступает как официальный участник лаборатории, причем работать будут они с несколькими режиссерами. Лаборатория так выстроена, что мы идем немножечко дальше в развитии своей концепции, то есть если раньше мы делали ставку на взаимодействие театрального действия, драматургии и места, а в этом году мы делаем ставку на разную возрастную аудиторию, что нам представляется очень важным. И ТЮЗу интересно в этом участвовать, потому что одна из возрастных аудиторий — дети от четырех до семи лет, а это одна из аудиторий ТЮЗа», — говорит Яркова. Причем в это году в рамках «АРТ-подготовки» эскизы своих спектаклей будут ставить и несколько швейцарских режиссеров. А Сафарова заинтриговала прессу заявлением о том, что в рамках лаборатории один из постановщиков предложил ей сыграть моноспектакль...
Фарид Бикчантаев |
«Мы не открываем «Метрополитен-опера», и говорить о том, что сейчас немедля, прямо завтра классный режиссер из Петербурга поставит здесь спектакль и будет все очень круто, мы об этом речи даже никакой не ведем, — подытоживает разговор Силкин. — То есть мы приглашаем молодых авторов, режиссеров, драматургов, с которыми, соответственно, что-то там экспериментируем. И мы не претендуем на то, что это будет какой-то обязательно аховый продукт. Как я уже сказал, тут важен сам процесс, важно участие зрителей и непосредственный контакт с самим произведением».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.