В нынешние майские праздники Татарстан примет 30 тыс. туристов — гостиницы загружены практически на 100%. Когда Казань привлечет 4 млн. туристов, чем планируется заинтересовать финнов, чтобы самолеты Finnair не летали порожняком, и как получить грант на проект развития туризма, рассказал председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online».
Сергей Иванов: «С моей точки зрения, сейчас для бизнеса наиболее благоприятная ситуация для вхождения в туристическую отрасль» |
ТРИ КИТА РТ: КАЗАНЬ, ВОЛГА И ТАТАРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
— Сергей Евгеньевич, начнем с актуального: сколько и откуда гостей мы ждем на майские праздники?
— Ожидается порядка 30 тысяч человек. Мы исходим из загрузки номерного фонда, который на майские праздники загружен практически на 100 процентов. Причем в эту цифру не входят те туристы, которые приезжают на один день или останавливаются на съемных квартирах и у друзей.
На майские праздники стартует совместный с «РЖД-Тур» проект туристических поездов в Казань из ряда российских городов, и по этой программе мы суммарно ждем порядка 2 тысяч человек. На сегодняшний момент в программе участвуют Москва, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург. Покупая экскурсионный билет, человек получает не только билет на поезд туда и обратно, но и экскурсионное обслуживание в городе назначения. На первом этапе это туристы одного дня, на втором — туристы будут проводить в городе день и ночь.
— Сколько продано таких билетов в Казань?
— Продажи в городах идут по-разному, наибольшую активность показал Екатеринбург, где на сегодняшний день уже продано порядка 8 - 9 вагонов. Пакет билетов стоит 5,7 - 5,9 тысячи рублей на человека.
— Зачем едут? Как вы определяете туристический бренд Казани, Татарстана в целом? (Борис Силин)
— Туристический бренд Казани пока еще не сформулирован. Я могу сформулировать уникальное торговое предложение Татарстана, то есть то, что мы продвигаем на международном рынке: Казань, Волга и татарская национальная культура. Это три кита, которые мы по-разному комбинируем под конкретные туристические предложения.
Татарская национальная культура — один из трех китов туристического бренда республики (фото: iskekazan.ru) |
«СРЕДНЕЕ ПРЕБЫВАНИЕ ТУРИСТА, НАПРИМЕР, В ПАРИЖЕ — ДВА ДНЯ»
— Вы предлагаете Казань историческую или в целом?
— Казань — универсальный туристический продукт, и в этом ее уникальность. Здесь помимо классического культурно-исторического туризма развивается и активный туризм, и сити-брейк, и туризм, связанный с массовыми мероприятиями. Поэтому Казань продвигается как город с развитой туристической инфраструктурой, предлагающий большие возможности для туризма, с богатой культурной и спортивной программой, и как город с удобной логистикой по отношению к основным транспортным узлам.
— И все-таки вопросы приходят такие: «На майские праздники ждете 30 тысяч туристов, а чем вы их собираетесь удивлять? Казанским кремлем — и все? Кто думает над «фишками» для привлечения туристов?» (Эдуард)
— К сожалению, жители республики плохо знают свою республику. И эта проблема характерна для всех регионов России. Поэтому и вопросы такие задают. А при этом многие даже не знают, что есть в Казанском кремле помимо мечети «Кул-Шариф» и башни Сююмбике. Например, не все знают, что там есть филиал Эрмитажа, а ведь таких филиалов только два в стране. В Кремле работает музей естественной истории.
— А что смотреть помимо Казанского кремля?
— Национальный музей, музей 1000-летия Казани, музей изобразительных искусств Татарстана и т.д. У нас есть и частные музеи: Василия Аксенова, социалистического быта, чак-чака. Кроме этого, люди могут посетить большое количество культурно-развлекательных мероприятий: это и Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, и Большой концертный зал имени Сайдашева, и драматические театры.
— Но все это не является чем-то выдающимся, ради чего стоит приезжать в Казань на три дня. На один день — да, можно приехать, но не больше, поскольку нечего смотреть...
— Среднее пребывание туриста, например, в Париже — два дня. И это большая проблема для всех городов мира. Если это не курорт, то человек не задерживается там долго.
ЗА 10 ЛЕТ ТУРПОТОК В КАЗАНЬ УВЕЛИЧИЛСЯ В 6 РАЗ
— Что делать зарубежному туристу в Казани хотя бы два дня?
— Посмотреть на объект всемирного наследия ЮНЕСКО — Казанский кремль, посетить одну из галерей, спектакль оперного театра или концерт в ГБКЗ. Конечно, для иностранного туриста мы не позиционируем Казань как единственное место посещения в России, а продвигаем в составе трех столиц страны: Москва, Санкт-Петербург, Казань. У иностранцев к России есть большой интерес, и, посмотрев официальную и культурную столицы страны, им хочется увидеть что-то более душевное. А наши «козыри», повторю, — это татарская культура и Волга.
— Сколько иностранных туристов посетили Казань в прошлом году?
— Сложность подсчета заключается в том, что не все из них границу пересекают в Татарстане, а только те, кто прилетает самолетами иностранных авиалиний. По данным УФМС, в общем туристическом потоке иностранцы составляют 12 процентов, то есть порядка 250 тысяч жителей дальнего зарубежья.
— Насколько велика точность статистики по количеству приезжающих туристов в Казань (РТ)? (Марат)
— Мы используем данные Татстата о количестве людей, проживающих в коллективных местах размещения.
— Но там проживают и люди, которые приехали, например, на деловой форум.
— Это бизнес-туристы. В прошлом году мы дополнили список объектов Татстата, которые они мониторят, поэтому, надеюсь, что за 2014 год картина будет более полной.
— Какая динамика посещения Казани туристами?
— В 2005 году в Казань приезжали 400 тысяч туристов, в 2014 — 2,5 миллиона человек. Стоит задача за 7 лет довести это число до 4 миллионов человек.
«Наша задача заключается в том, чтобы такие города, как Елабуга, Чистополь (на фото), Набережные Челны, Билярск, Булгар были закольцованы в постоянный туристический маршрут по Татарстану» (фото: tw-tour.ru) |
«РЕЧЬ ИДЕТ О МИЛЛИАРДЕ ДОЛЛАРОВ...»
— Кремль — это хорошо, но согласитесь, Казани необходимы еще центры притяжения. К примеру, построить здесь океанариум.
— Безусловно, такие мегаобъекты Татарстану нужны, и я даже прошу читателей вашего издания присылать идеи относительно подобных объектов. Но здесь должны быть частные инвестиции. В первую очередь нас интересуют такие объекты, которые задерживали бы туриста на два и более дней.
— Это, например, какие объекты?
— К примеру, недавно состоялась закладка камня на месте строительства выставочного центра около аэропорта «Казань». Этот объект станет местом притяжения делового туризма, когда человек прилетает не на один день, а на время проведения делового мероприятия.
Еще одним примером длительного туризма может стать развлекательный парк высокого уровня — типа Диснейленда. Но в европейском офисе Диснейленда мне сказали, что в ближайшие годы у них не запланировано строительство парков в России. Идея парка развлечений лежит на поверхности, но пока у нас нет конкретного плана по ее реализации.
— Сколько денег требуется на такой парк?
— Речь идет о миллиарде долларов, поэтому инвестор требуется крупный. Мы работаем в этом направлении. Но есть и объективные ограничения: потенциальный инвестор смотрит на объем туристического потока, на посещаемость территории, чтобы понять, сколько людей придут к нему на объект. И не всегда турпоток в 2,5 миллиона устраивает инвестора.
— Выходит, круг замкнулся?
— Нет, круг не замкнулся, поскольку мы одновременно ищем инвестора и увеличиваем туристический поток. Рано или поздно эти две линии пересекутся и проект состоится.
— Чистополь — одна из точек притяжения туристов. Туда федеральные деньги уже пошли?
— Пока еще нет, поскольку туристическая концепция города только разрабатывается. Головные организации всего этого процесса — министерство культуры РФ и РТ. Если этот проект реализуется, Чистополь будет введен в активный туристический оборот в России и за рубежом.
— А по Елабуге уже все определено, или вы планируете что-то дополнить?
— В Елабуге разработана своя концепция, и менять ее смысла нет. Наша задача заключается в том, чтобы такие города, как Елабуга, Чистополь, Набережные Челны, Билярск, Булгар были закольцованы в постоянный туристический маршрут по Татарстану.
«Люди переплачивают за услуги, либо они недовольны сервисом. Вот над чем нам всем надо работать» |
8 ТЫС. ЧЕЛОВЕК НА СВИЯЖСКОЙ МАСЛЕНИЦЕ
— Какие меры государственной поддержки в реализации проектов в сфере туризма оказывает возглавляемый вами госкомитет? (Искандер Ахмедов); Каким образом поддерживаются частные инициативы по развитию туризма в Татарстане? (Наиль)
— В прошлом году мы запустили механизм поддержки инициатив со стороны представителей туристической индустрии. Так, в августе 2014 года была реализована идея проведения фестиваля исторической реконструкции «Великий Болгар». Костюмы, амуниция, обустройство стана воинов соответствовали периоду XIII - XV веков. Представители исторических клубов бились по-настоящему, чтобы установить, кто из них самый сильный. За два дня фестиваль посетили более 14 тысяч человек. Мы даже не ожидали такого интереса! Фестиваль завоевал первое место в номинации «Лучший проект исторической направленности в 2014 году» на национальной туристской премии в области событийного туризма Russian Event Awards-2014.
Мы также организационно поддерживаем проведение Свияжской масленицы, поскольку считаем, что этот проект идеально ложится в концепцию острова. В этом году мы ожидали, что примут участие 3,5 тысячи человек, а было 8 тысяч, поэтому возникли определенные проблемы с инфраструктурой, с парковкой. Все вопросы мы проанализировали, и в следующем году при проведении этого мероприятия они будут решены.
В текущем году мы также проводим конкурс идей в сфере туризма. Честно говоря, приносят и слабо проработанные проекты, и узко коммерческие, которые не работают на развитие республики, поэтому в прошлом году многие заявки мы отклонили. Но это естественный процесс роста. Я уверен, что в этом году нам заявят более проработанные проекты, что они будут не разовыми, а такими, на которых можно построить новый туристический продукт или новый информационный ресурс, актуальный для туристической отрасли.
— Где у вас «точка входа» с идеями?
— Информация о начале конкурсного отбора будет вывешена на нашем сайте. Думаю, конкурсный отбор мы проведем в начале лета. В этом году на реализацию всех проектов предусмотрено 2 миллиона рублей.
— Куда можно обращаться с идеями по брендингу территории и продвижению Татарстана в сфере туризма? Есть готовые PR-проекты и желание их реализовать. (Анна)
— С интересными идеями и проектами можно напрямую обращаться в нашу пресс-службу, контакты размещены на сайте.
— Известно ваше продуктивное взаимодействие с ассоциацией турагентств и другими. Каково ваше видение взаимодействия с бизнес-ассоциациями с позиций стратегии «Татарстан-2030»? (Рафик)
— Мы открыты для взаимодействия с любыми ассоциациями и предприятиями — как республиканскими, так и российскими. Чем активнее они будут вовлечены в процесс развития туризма, тем эффективнее будет наше взаимодействие. С моей точки зрения, сейчас для бизнеса наиболее благоприятная ситуация для вхождения в туристическую отрасль.
«СОБИРАЕМСЯ ПОКАЗАТЬ ФИННАМ ДЕРЕВНИ МАРИЙЦЕВ И УДМУРТОВ»
— Что больше всего мешает развитию туризма в РТ? Что вами предпринимается для преодоления этих трудностей? (Дмитрий)
— Трудности для развития туризма можно разделить на две части: внутренние и внешние. К внешним я отношу все-таки слабую информированность о том, что есть в Казани и Татарстане. Ситуация на уровне России лучше — о нас все-таки что-то позитивное знают. Но не знают, что конкретно здесь есть интересного. Поэтому за прошлый год мы запустили туристический портал Республики Татарстан visit-tatarstan.com, и он сегодня работает в тестовом режиме. Стратегически я понимаю, что нам необходимо быть конкурентоспособными в интернете, поскольку в сфере туризма он занимает сегодня 80 процентов каналов коммуникации. Наша задача — через этот портал сформировать у человека желание приехать сюда. Помимо этого, в прошлом году мы размещали прямую рекламу в СМИ в столицах регионов ПФО.
Кстати, и российские, и иностранные туристы после посещения Казани бывают приятно удивлены: город чистый и красивый, здесь есть что посмотреть и где развлечься. Мало того, кроме Казани в республике есть еще интересные места, куда можно поехать: Свияжск, Болгар, Елабуга, Чистополь, речная акватория. Туристам здесь объективно нравится, и они рекомендуют посетить Татарстан своим друзьям и знакомым. Более того, они сами сюда возвращаются.
В связи с этим перед нами стоит задача, решение которой не требует капитальных вложений: продать то, что у нас уже есть. А гостиничная инфраструктура у нас создана с запасом и позволяет наращивать турпоток в 1,5 - 2 раза.
— Речь идет только о российском туристе?
— Не только. Например, сегодня мы отрабатываем туристический продукт для Финляндии. С 24 апреля возобновляется прямое авиасообщение Хельсинки — Казань три раза в неделю, и наша задача — привлечь сюда финских туристов. Я недавно посетил Финляндию, чтобы найти там контрагента для налаживания турпотока, и первым рейсом к нам прилетят крупные финские туроператоры. Здесь мы с ними определим, какой туристический продукт будет для финнов актуален, который они смогут продать у себя в стране. Мы собираемся показать им Казань, Волгу и деревни финно-угорских народов — марийцев и удмуртов.
«За прошлый год мы запустили туристический портал Республики Татарстан visit-tatarstan.com, и он сегодня работает в тестовом режиме» |
«ПРЕДПРИЯТИЯМ ОБСЛУЖИВАНИЯ НУЖЕН ПОСТОЯННЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА»
— Что вы относите к внутренним проблемам, которые затрудняют развитие туризма?
— Вторая задача, которую мы решаем, — внутренняя технология обслуживания туристов. В первую очередь это качество работы гостиниц, предприятий общественного питания, экскурсоводов; второе — разнообразие туристических объектов. Ежегодно мы проводим тренинги для гостиничного персонала, очередной из них проходил с 14 по 18 апреля. Бизнес-тренеров мы приглашали из международной турецкой сети отелей. В июне мы планируем провести тренинг по навыкам сервиса для предприятий общественного питания.
Мы активно работаем с гидами и экскурсоводами, и в этом году впервые совместно с КФУ направили на обучение 50 экскурсоводов со знанием иностранных языков — арабского, китайского, турецкого, испанского и французского. В конце апреля они окончат обучение и с мая смогут начать работать.
Что касается разнообразия туристического продукта, то для этого мы как раз реализуем программу грантовой поддержки проектов в сфере туризма. Наша задача — появление новых интересных туристических продуктов, чтобы мы могли работать с любой аудиторией.
— У вас есть замеры уровня обслуживания в гостиницах и предприятиях общепита?
— В прошлом году мы провели глобальный мониторинг гостиниц, кафе и ресторанов, транспортных узлов, чтобы выявить соответствие реального уровня заявленному. Конечно, разброс соответствия был очень большой — от 35 - 40 процентов до 92-х. В среднем уровень обслуживания у нас пока невысокий: по отелям он составляет 65 процентов от заявленного, по хостелам — 58, по ресторанам и кафе — 63 процента, по транспорту — 61 процент, аэропорт — 67, речной вокзал — 30 процентов. Это очень низкие проценты! Это значит, что люди переплачивают за услуги, либо они недовольны сервисом. Вот над чем нам всем надо работать.
— После мониторинга какую-то работу провели?
— Определенная работа была проведена по секторам, и каждому предприятию, принимавшему участие в программе, был предложен экшен-план действий для введения постоянной программы контроля качества. На предприятиях обслуживания задействовано большое количество сотрудников, и невозможно за один раз объяснить им правила работы, чтобы они выполняли их на протяжении пяти лет, поэтому необходимо внедрение системы постоянного контроля качества. Только тогда будет результат. Экшен-планы сегодня реализуются, а летом будет сделан следующий замер качества работы.
Кстати говоря, Казань и Татарстан в прошлом году были отмечены несколькими наградами. По итогам престижной российской национальной премии «Моя планета» Татарстан был признан лучшим регионом для путешествий по России. Голосовали 100 экспертов, из которых 75 — российские, 25 — международные. Кроме того, Казань попала в Топ-10 самых быстро развивающихся туристических направлений в мире: она оказалась на третьем месте в Европе и на восьмом в мире. Другие российские города в Топ-10 не попали. Это очень важно, потому что наш век — это век рейтингов, и при выборе направления для путешествия многие ориентируются на рейтинги и отзывы. Количество положительных отзывов о Казани и Татарстане довольно большое, и наша задача — чтобы они не снижались.
— Дешевых гостиниц мало. Так что к потоку туристов мы не готовы. (Анонимно)
— Я не согласен, что у нас не хватает дешевых гостиниц. В Казани есть гостиницы на любой вкус и кошелек, начиная с хостелов за 500 рублей.
— Хотим открыть хостел в многоквартирном доме, ждем выхода ГОСТа «Общие требования к хостелам». Когда в Татарстане будет введен этот ГОСТ? (Ришат)
— В прошлом году приказом госкомитета РТ по туризму утверждены требования к хостелам, разработанные на основе действующего законодательства РФ. Текст размещен на нашем сайте, и любой желающий открыть хостел может руководствоваться им.
«Мы планируем совместно со всемирным конгрессом татар разработать специальную программу посещения Татарстана для татар, живущих за его пределами» (фото: kazan-kremlin.ru) |
«НЕ ХВАТАЕТ СЕРЬЕЗНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ»
— Вы учитываете в своей работе такое направление, как паломничество по святым местам? В Татарстане в этом плане много достопримечательностей — и Болгар, и Казанская икона Божией Матери.
— Вы абсолютно правы. Болгар как мусульманская святыня пропагандируется очень активно и нами, и муфтиятом Татарстана и России. Не хватает серьезного продвижения Казанской иконы Божией Матери. На мой взгляд, об этой святыне недостаточно информации продвигается со стороны русской православной церкви. Все-таки информация для паломников должна в первую очередь исходить от храмов. А сегодня к иконе больше приходит туристов, чем паломников. А вообще, посещение Казанской иконы Божией Матери заложено во все туристические маршруты.
— А тема «татары всего мира» вами используется?
— В этом году мы планируем совместно со всемирным конгрессом татар разработать специальную программу посещения Татарстана для татар, живущих за его пределами. С моей точки зрения, это не классические туристы, они глубже интересуются жизнью Татарстана. Им нужны контакты с татарской интеллигенцией, с представителями сельской местности, участие в культурных событиях, которые ярче раскроют современное состояние республики. Поэтому программа должна быть адаптирована под интересы этих людей. Вообще, сегодня рынок туризма очень сегментирован, и для каждого турпотока требуются свои акценты в маршрутах.
— Рядом с поселком Привольным располагается взлетно-посадочная площадка авиации общего назначения «Вишневка», которая уже сейчас востребована частными пилотами не только города и республики, но и из центрального региона РФ, которые прилетают в Казань с целями авиатуризма и транзита на восток. Есть ли у вас интерес к этому вопросу? (Радик)
— Тема авиатуризма очень интересна, потому что виды, которые открываются с воздуха, в Татарстане просто уникальны: это и Свияжск, и акватория Волги, и Болгарский музей. Причем у нас есть точки, которые могут быть связаны между собой.
Мы готовы встретиться и пообщаться с авторами этого вопроса. Единственное, здесь должны быть проработаны вопросы безопасности полетов. Важно, чтобы турист был защищен, в том числе юридически. С ростом туристического потока вероятность каких-либо инцидентов с людьми, безусловно, растет, и надо предусмотреть все, чтобы предоставляемая услуга была безопасной, а если что-то произойдет, была моментально оказана медицинская помощь.
— Как вы оцениваете перспективы въездного туризма в Татарстан из новых субъектов РФ — Севастополя и Республики Крым? Чем Татарстан может заинтересовать жителей регионов, которые и сами столь привлекательны для туристов? (Искандер Ахмедов)
— Думаю, в силу сложности логистики серьезно рассчитывать на туристический поток из Крыма и Севастополя нереально. К тому же с 1 мая по 30 сентября жители этих регионов сами принимают туристов. Когда у них туристический сезон заканчивается, у нас начинается зима. С точки зрения зимнего туризма какие-то возможности у нас, конечно, есть.
— Вопрос из вашего родного города, из Северодвинска: что вы можете сказать о туристических связях Татарстана и Архангельской области? (Елена Николихина)
— Это направление мы отдельно не выделяли, но работаем с Архангельской областью в рамках проведения выставок и форумов, которые проходят в Москве. Наша задача — развивать отношения со всеми регионами России. К сожалению, между Казанью и Архангельском непростая логистика. Но природа там шикарная!
По интересу к себе Россия находится на 5-м месте в мире, а по популярности путешествий — на 53-м. Это колоссальный разрыв! То есть люди хотят, но не едут в силу разных причин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 97
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.