Сцена из спектакля «Джалиль»

БРЕДОВАЯ РЕКЛАМА ДАЖЕ ПОЛЕЗНА

Собственно эта история высосана из пальца депутата Хафиза Миргалимова и раздута до вселенских масштабов. Накануне 70-летия Победы над фашизмом, как раз после участившихся скандалов по поводу субъективной трактовки произведений искусства бдительный зритель-коммунист увидел в сценографии и режиссерском решении спектакля «крамолу». Облик «вождя народов» на сцене наряду с другими историческими личностями у него вызвал реакцию похлеще, чем карикатура на пророка Мухаммеда. Хотя ничего плохого о Сталине в спектакле не сказано, как и не дается оценок его деятельности.

Миргалимов сфотографировал одну из сцен спектакля, которую зритель даже не успевает рассмотреть, и передал в прокуратуру вместе со своим депутатским запросом. Теперь работники надзорного органа будут наслаждаться голосами замечательных певцов и стихами Мусы Джалиля, вплетенными в ткань театральной постановки, чтобы установить, нет ли в этой ситуации антигосударственных компонентов.

Впрочем, оценки деяниям Джалиля и 10 его соратников давно уже даны фашистской гильотиной и высшим коммунистическим руководством Советского Союза, присудившим высокое звание героя и государственные награды участникам антифашистского подполья. Поставлены памятники, написаны книги и песни, и даже опера, сочиненная после войны, исполняется на сценах разных стран. Сомневаться в лояльности постановщиков к государству тоже не приходится. Новая постановка оперы вот же четвертый год идет на сцене казанского театра, оказывая грандиозное, потрясающее патриотическое воздействие на зрителей.

Для раскрытия основной идеи художники (в широком смысле) вольны применять любые изобразительные, музыкальные, театральные средства, которые иногда ограниченные люди могут трактовать крамольными в отрыве от контекста. Такие бредовые толкования всегда были и, наверное, будут, пока существует человеческое скудоумие. При этом такая порода «экспертов» почти не замечает, как круглыми сутками телеканалы показывают насилие и жестокость, демонстрируют политический цинизм и агрессивное мышление.

Короче, фашизм пускает корни не из-за символов и художественных образов, а благодаря пропаганде насилия, расового и социального превосходства. Не хочу спорить ни с кем об этом спектакле, так как фанатики и догматики никаким аргументам не внемлют. Разумный человек и так понимает, что без раскрытия образов противоборствующих сторон невозможно показать трагедию и мужество человека, оказавшегося посреди двух огней и сложных жизненных обстоятельств. Германия со своим тогдашним фюрером и Совесткий Союз во главе с вождем и генералиссимусом были сторонами схватки, в которой маленький человек и группа лиц, иногда сотни и тысячи людей превращались пылинку. Даже сотни тысяч и миллионы, оказавшиеся в плену не по своей воле, а чаще всего из-за бездарности военачальников, отправлялись в лагеря, где погибали в бесславии.

Хафиз Миргалимов
Хафиз Миргалимов

КАЖДОЕ ГОСУДАРСТВО — ИНСТРУМЕНТ НАСИЛИЯ

Джалиль и соратники понимали, что их трагедия отразится бедой на их близких, объявляющихся членами семьи врага народа (ЧСВН) или предателей. В 1946 году, когда было объявлено разыскное дело Мусы Джалиля и он был объявлен предателем, его супругу Амину Залилову вызывали на Лубянку, предлагали отказаться от мужа. В опере «Джалиль» показаны переживания поэта по этому поводу, что органично вплетается в контекст произведения. Многие строки «Моабитских тетрадей» передают боль поэта в связи возможностью очернения его имени и репрессий по отношению к его жене.

Ни для кого не секрет, что каждое государство — инструмент насилия и отдельный человек, оказавшийся посреди двух воюющих государств, принимает на себя чудовищную нагрузку, переживая нечеловечскую боль и огромный шок. Джалиль в трактовке своего друга композитора Назиба Жиганова и автора либретто Ахмеда Файзи, особенно в постановке Михаила Панджавидзе и в исполнении Ахмеда Агади, предстает героической личностью, сделавшей свой выбор и сохранившей чистоту искренних чувств.

Содержание спектакля могут оценить только зрители, досидевшие, в отличие от коммуниста Миргалимова, до конца постановки. Они выходят из зала, потрясенные величием и героизмом человека. Трудно сказать, где еще можно получить такой же заряд патриотизма, мужества, испытать чувство любви к своему народу и многонациональному сообществу россиян, как на этом спектакле театра им. Джалиля. Подвергать оценке и экспертизе отдельные звуки, слова, сценографические элементы и видео-, фотопроекции вне контекста сюжета и общей философии произведения можно только в бреду. Никак иначе.

Поэтому «компромат» депутата-коммуниста больше дискредитрует его самого и сотоварищей, а на самом деле рекламирует спектакль и татарскую оперу. В ближайшее время ожидается показ спекталя «Джалиль» по каналу Mezzo, который смотрят во многих странах любители классической музыки. После просмотра и можно будет обсудить вопросы, возникающие в связи с Джалилем и судьбой его 10 соратников, казненных на гитлеровской гильотине в августе 1944 года.

Муса Джалиль с женой Аминой
Муса Джалиль с женой Аминой (фото: kitaphane.tatarstan.ru)

КАК ПОДРЕЗАТЬ КРЫЛЬЯ «ДЕМОНИЧЕСКОЙ СИЛЫ»?

Фридрих Энгельс назвал невежество демонической силой, которая может принести огромные бедствия. Эта истина сейчас становится все более актуальной. При нарастании объема информации и знаний массовое сознание слабо ориентируется в элементарных вопросах истории и культуры. Считается, что большинство современников получает информацию из телевизора и интернета, плюс из печатных изданий.

Многие мои знакомые, особенно молодые, просто не в курсе многих вещей, особенно по поводу страстей, вызванных оперой «Джалиль». Оно и понятно, 2 - 3 спектакля в год смотрят 1,5 тыс. зрителей. Это менее 0,2% казанцев. Авторов музыки и либретто помнят только в узком кругу любителей высокой культуры. Про других классиков литературы, культуры,науки родного края и страны распространяться не стану. Вы можете представить, какую эрудицию должен иметь следователь прокуратуры, расследующий запрос депутата-коммуниста насчет образа «святого Иосифа Виссарионовича»? Дай бог ему здоровья и ясности ума.

Для расширения общего кругозора назову только несколько элементарных моментов из истории оперы о Джалиле. Как известно, Муса Джалиль вернулся из Москвы в Казань для участия в организации оперного театра. В довоенные годы они вместе со студентом Московской консерватерии Назибом Жигановым вели большую работу в татарской оперной студии, сочинили оперы «Алтынчэч», «Ильдар».

После войны, когда стало известно о сотрудничестве Джалиля с легионом «Идель-Урал», он был объявлен предателем, а Назиб Жиганов сочинил оперу «Поэт» по либретто Ахмета Файзи. Прототипами главного героя были Джалиль и другие друзья-писатели. Бдительные рецензенты кинулись на спектакль как стервятники, уж настолько непростым был сюжет спектакля: «Автор либретто положил в основу оперы нетипичный, нехарактерный факт пленения советского офицера и силится оправдать его перед зрителем...» Остается лишь гадать, как не посадили автора оперы в «кутузку»?

Какую же волю и смелость нужно иметь, чтобы написать такое сценическое произведение к открытию нового театра, в котором просматривается образа друга, подозреваемого в предательстве.

В 1956 году, после ребилитации Джалиля, Жиганов написал оперу «Джалиль». Ее поставил на казанской сцене знаменитый режиссер Борис Покровский. Потом эта же опера с огромным успехом была поставлена в Большом театре. Она была поставлена в Пражском театре и тоже с большим успехом. За эти десятилетия опера стала настоящей классикой. И тем почетнее миссия режиссера Панждавидзе, который поставил спектакль в новой стилистике, динамично, открыто, эмоционально, с раскрытием внутренних противоречий истории и событий. Поэтому он, как и Жиганов, предстает герической творческой личностью, современным художником, рисующим полотно времени и грандиозных событий.

На такую сильную работу и сейчас не могли не пожаловаться «искусствоведы в штатском». Но времена все таки не те. Депутат Госсовета, директор театра оперы и балета Рауфаль Мухаметзянов считает, что невозможно по замечанию депутата КПРФ изменить сценографию, убрать какой-то портрет или инсталляцию и снять проблему. Было бы губительно убивать художественный замысел в угоду ограниченным штампам в восприятии искусства.

Муса Джалиль (первый справа) и Назиб Жиганов (второй справа)
Муса Джалиль (первый справа) и Назиб Жиганов (второй справа; (фото: kitaphane.tatarstan.ru)

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СПАС «МОАБИТСКИЕ ТЕТРАДИ»

Есть еще одна яркая фигура, с которой следовало познакомиться нынешним поклонникам Сталина. Первые 60 стихов «Моабитских тетрадей» привез из плена и передал в союз писателей Татарстана Нигмат Терегулов. Как известно, именно «Моабитские тетеради» послужили причиной и мотивом реабилитации и раскрытия подвига Мусы Джалиля. Вернуться из плена, пройти проверки, зная, что могут расправиться с ним за связь с «предателем», приехать из Уфы в Казань и отдать стихи по просьбе Джалиля — это мог сделать только честный, сильный человек.

На мой взгляд, Терегулов тоже совершил подвиг, о котором знают немногие. Личность того же калибра, что и Муса Джалиль. Органы НКВД только и ждали «весточку» от «предателя», и вскоре, буквально в тот же день, вечером после передачи стихов, Нигмат Терегулов был арестован по срочному доносу о его появлении в Казани. И вскоре курьер «Моабитской тетради» вновь оказался там же, где охраняют с овчарками.

Вот что известно от самого Нигмата Терегулова. «В марте 1944 года в лагерь Ле-Пюи (Франция) прибыл Шарипов Габбас. Я с ним познакомился, он спросил, знаю ли я по-арабски, я ответил утвердительно. Тогда он мне передал дневник А. Алишева и Джалиля. По приезде в Казань я... передал блокноты по указанному адресу», — писал Нигмат в письме одному из знакомых. И, по словам сестры Мукаррамы, в тот же вечер он был арестован.

В 1946 году 30 октября Волжский военный трибунал приговорил Терегулова к 10 годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере. В семье сестры сохранилось единственное письмо, написанное 13 апреля 1947 года из станции Известковой Амурской области. Жизнь человека, который сохранил блокнот Мусы Джалиля, оборвалась в лагере.

До сих пор жалею, что при жизни не расспросил о Нигмате народного писателя республики, замечательного прозаика Амирхана Еники. Оказывается, они из одной деревни Каргалы Благоварского района Башкортостана. И даже родовая фамилия у них общая — они оба из Терегуловых. Остается сказать, что Нигмат Терегулов был уничтожен за спасение стихов Джалиля в возрасте 36 лет. Он вернулся и передал стихи, о чем и просил поэт. Такой человек не мог поступить иначе.

Столько же прожил поэт и воин Фатих Карим. Муса Джалиль на эшафот поднялся в возрасте 38 лет. Пушкинский, как говорится, возраст. Великий русский поэт погиб на дуэли в 37 лет.

Наверное, Хафиз Миргалимов опять скажет, что сравнение и сопоставление столь разных людей неуместны. А я и не сопоставляю. Просто думаю о том, какая же сила бросает таких разных и ярких людей под топор или под пулю именно в таком возрасте. А конвои с овчарками — это же стандарт, как и шурупы карательной машины. И не стоит бояться того, что такие детали тоже попали в историю. А как же иначе?

Все попадают в нее, и Николай Кузнецов, и Александр Матросов, и Штирлиц, и вожди, и солдаты, и герои, и трусы. До сих пор в документальных кадрах показывают штандарты и флаги Вермахта, когда их бросают к кремлевской стене. В советских фильмах о войне играть роль Гитлера привлекали актеров из ГДР. Специально изготавливали танки, корабли и мундиры с фашистской символикой. Да и сейчас так делают.

Без всего этого невозможно рассказать всю правду о пережитом кошмаре войны и величии подвига. И пусть никто на это не обижается.