ВСЕ МЫ СТРАДАЕМ ОТ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ПРОБЛЕМ

С моей точки зрения, сейчас самая важная задача для Иннополиса — как для города, так и для Университета — получить резидентов в технопарке. Потому что вся эта идея хорошо работает именно в сообществе коммерческих компаний и академического института. Сейчас в сфере IT тренды более-менее понятны — это интернет вещей, мобильные приложения, большие данные. Та система, которую сейчас построили в Иннополисе (а это и создание наблюдательного совета, и привлечение российских экспертов и специалистов международного уровня), вполне работоспособна и в советах со стороны не нуждается. Остается пожелать Иннополису справиться со всеми своими «детскими болезнями», которые наверняка будут и которых трудно избежать.

Что у нас сейчас происходит в стране в отношении IT? У нас есть IT-индустрия, она растет, крепнет. Недавно мне попались на глаза интересные цифры: в России доля IT-сектора и связанных с ним смежных отраслей экономики сейчас уже оценивается чуть ли не в 10% ВВП, а это достаточно большая цифра. Я понимаю, что эти данные, возможно, слегка притянуты за счет, например, деятельности онлайн-магазинов, но тем не менее.

К сожалению, у нас не получилось встретиться в Иннополисе с Дмитрием Медведевым, но я знаю, о чем шла речь на той сессии, какие вопросы обсуждались. В первую очередь это образование, импортозамещение и помощь отечественным компаниям, которая может быть оказана государством. Это стандартные темы, потому что у всех участников рынка одни и те же боли и, соответственно, всем нужно примерно одно и то же.

Все мы страдаем от одних и тех же проблем. Конкуренция на глобальном рынке высокая, а у нас по мировым масштабам все-таки пока компании еще средних размеров и нет гигантов. К сожалению, мы до сих пор не можем избавиться от кадрового голода. Я недавно разговаривал с нашими ребятами, которые работают в казанском офисе Acronis, и спросил их, трудно ли найти здесь работу по специальности. Они ответили, что IT-специалист находит работу в течение недели. Спрос превышает предложение, несмотря на то что у нас в экономике какие-то кризисные явления до сих пор присутствуют. С этой точки зрения Иннополис — как технопарк, так и университет — это отличная кузница кадров.

ЖИЗНЬ СТУДЕНТОВ В ИННОПОЛИСЕ ВЫЗЫВАЕТ ЗАВИСТЬ

С моей точки зрения, первое достижение Иннополиса — это то, что он все-таки случился. Я не могу сказать, что у меня были сомнения, потому что я в процесс был вовлечен в минимальной степени, а сомневаться в том, что делают другие люди, глупо. Но реально я понимаю, какие трудности существовали при создании Университета, а также тот факт, что впереди тоже достаточно много трудностей.

В Иннополисе мне показали общежитие. Сам я жил в существенно худших условиях — в общежитиях советского образца с коридорной системой, где, как пел Владимир Высоцкий, «на 38 комнаток всего одна уборная...». Здесь современное и хорошее жилье. Если люди не будут учиться там, тогда я вообще не знаю, что еще надо сделать. То, что Иннополис случился, — это очень важно. То, что были первые студенты, которые поехали в Пенсильванию и там проходили курсы, — тоже очень здорово. То, что сейчас идет набор и, судя по всему, желающих значительно больше, чем доступно мест, радует. Поэтому на будущее Иннополиса можно смотреть с оптимизмом. И конечно же, сообщество «Технопарк плюс Университет» — это как раз то, что определяет именно ту культурную среду, в которой рождаются новые идеи, новые стартапы, новые компании.

В Татарстане информационные технологии развиты лучше, чем в среднем по России. Об этом говорят цифры. Если в среднем по России в валовом региональном продукте доля IT составляет 1,6%, то в Татарстане — 3,8%. Валовый региональный продукт — это, естественно, не совсем ВВП, но тем не менее это хороший показатель.

У меня нет четкого представления о том, какие именно области информационных технологий сильнее всего развиты в Татарстане. Думаю, что на данный момент нет еще таких областей, где бы специалисты Татарстана на голову превосходили остальных. Но вот решил Татарстан перейти на электронные госуслуги и перешел. Насколько я понимаю, в Российской Федерации других таких регионов нет, включая даже Москву. Татарстан начал первым. Понятно, что это подтянуло ряд специалистов в электронных коммуникациях, построении баз данных и пр. Нельзя сказать, что это какой-то уникальный для мира опыт. Но, во-первых, он дал реальный выход для всех жителей, а во-вторых, он воспитал специалистов, которые теперь способны разбираться в более сложных проблемах. Поэтому, мне кажется, рост будет как раз органичный. От относительно простых задач люди будут переходить к более сложным, будут создавать свои продукты. И хорошо, если эти продукты будут глобальными и не будут замыкаться только на Татарстане или только на России.

15 лет назад про Татарстан как источник IT-специалистов даже не думали. Новосибирск тогда уже был известен, Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород — тоже. А сейчас ситуация другая. В принципе, насколько я понимаю, достаточно многие компании из других регионов внимательно смотрят на Татарстан. Компания принимает решение прийти в тот или иной регион, во-первых, при наличии там IT-специалистов, во-вторых, если регион предлагает хорошие условия для работы. Это может включать в себя налоговые преференции или какой-то специальный статус. Я бы не сказал, что в Татарстане отсутствует конкуренция. Наоборот, она здесь достаточно жесткая. Здесь есть как локальные компании, так и игроки глобального масштаба. Бизнес устроен как: если где-то стало хорошо, все хотят туда, потому что всем нужны специалисты.

В КАЗАНИ ACRONIS ПОКА НЕ ПРОПИШЕТСЯ

Мы уже ведем совместные проекты с Университетом Иннополис. А когда делаешь какой-то проект с университетом, полезно, чтобы рядом с этим университетом был офис. Потому что существует необходимость в ежедневной коммуникации. Проблемы, вопросы возникают ежеминутно. Можно, конечно, работать и удаленно, но удаленно заниматься такими вещами тяжело. Поэтому сейчас мы здесь пытаемся набрать команду. У нас уже есть первые разработчики. Они будут плотно работать с университетом над технологиями, которые пойдут в наши продукты.

В Татарстане наша компания на данный момент планирует все свои силы направить только в Иннополис. При этом мы так или иначе будем пытаться сотрудничать и с министерством информационных технологий Татарстана, естественно, будем вести работу с другими компаниями, которые присутствуют в Казани. Но если говорить о том, где мы будем держать свой региональный офис, то пока план такой, что он будет расположен именно в Иннополисе. Помимо близости к университету свою роль сыграло и то, что там создана особая экономическая зона. Российское государство сейчас вообще старается развивать IT и предоставлять различные льготы.

Иметь несколько офисов и в Казани, и в Иннополисе — это как в поговорке про веник, который сложно сломать. Если мы разбиваемся на маленькие офисы, то мы создаем те самые хрупкие прутики.

У нас есть корпоративный стиль, и мы не собираемся поражать людей своим офисом. Наш стиль включает синий цвет, двойную букву А и т. д. Мы были в том месте, где у нас будет офис, и мне кажется, там уже вполне хорошо. Кроме того, из окна открывается отличный вид на город.

На все наши вопросы мы оперативно получаем от руководства Татарстана компетентный ответ, но я не думаю, что мы в этом уникальны. Я считаю, это вообще характерно для данной индустрии и резидентов технопарка. Никаких финансовых преференций нам не оказывают. Для всех компаний созданы равные условия. Если говорить об арендной ставке, то она будет такой же, как у всех. В чем заключается помощь правительства Татарстана, так это в том, что если возникает вопрос заключения каких-то соглашений с университетом, то нам подсказывают, к кому можно обратиться. Я в Казани третий раз в жизни и ориентируюсь здесь еще достаточно плохо, но мне всегда подсказывают, кто и чем здесь занимается, с кем надо переговорить, чтобы какие-то вопросы решить. А финансовая поддержка IT-компаний — задача не правительства РТ.

Станислав Протасов