СЕРГЕЙ КОГОГИН МОЖЕТ ВСТАТЬ ВО ГЛАВЕ НАЦИОНАЛЬНОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ХОЛДИНГА

Сенсацией минувших выходных стало сообщение агентства Reuters о том, что госкорпорация "Ростехнологии" намерена создать объединенный холдинг на базе АвтоВАЗа, КАМАЗа и Ярославского моторного завода "Автодизель" и что новую структуру возглавит нынешний гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. О создании автомобилестроительной корпорации гендиректор "Ростехнологий" Сергей Чемезов объявит, по информации Reuters, 26 августа на открывающемся в Москве международном автосалоне "Интеравто". Однако создание холдинга может быть перенесено на сентябрь, так как вопросы его создания не утрясены с иностранными акционерами российских автозаводов – Renault и Daimler.

ПОЯВИТСЯ МОЩНОЕ АВТО-ЛОББИ

Федеральная пресса подхватила информацию и активно комментирует возможное объединение двух автогигантов и моторного завода. СМИ напоминают, что слухи о том, что президент АвтоВАЗа Борис Алешин вот-вот уйдет со своего поста, ходят давно и, возможно, уже завтра, 25 августа, он все-таки объявит о своей отставке. В феврале будущего года истекает и четырехлетний контракт Сергея Когогина с КАМАЗом. Впрочем, в соглашении акционеров, которое было подписано в конце 2008-го (при заключении сделки о продаже 10% акций автогиганта немецкому Daimler), записано, что Когогин будет возглавлять КАМАЗ в течение пяти лет с момента сделки.

Эксперты высказывают разные точки зрения на создание национального автомобильного холдинга. С одной стороны, может повыситься эффективность управления автопромом, тем более что оба автогиганта, объединив усилия, смогут создать мощное лобби, которое будет воздействовать на федеральное правительство. С другой стороны, появление новой структуры неизбежно повлечет за собой новые затраты и новые издержки, поскольку резко увеличится бюрократический аппарат.

ВЛАДИМИР ПУТИН: ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОЗМОЖНО

Что интересно, идея объединения российских автогигантов не нова. Еще в 2005 году ее высказал возглавлявший тогда Роспром Алешин. Он предложил объединить ГАЗ, КАМАЗ и АвтоВАЗ и тем самым повысить конкурентоспособность автомобильного рынка России. Став президентом АвтоВАЗа, Алешин подтвердил свою уверенность в том, что консолидация автомобильных заводов России неизбежна.

В начале 2006 года эта идея вызвала лавину комментариев в российской прессе. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев тогда резко заявил, что объединение ГАЗа, АвтоВАЗа и КАМАЗа нереально и невозможно.

Такую же точку зрения высказал тогдашний глава МЭРТа Герман Греф. По поводу объединения АвтоВАЗа, КАМАЗа и ГАЗа он резко заявил: "Не вижу никаких предпосылок к этому".

Некоторые эксперты в 2006 году говорили о том, что объединение автогигантов вряд ли повысит их конкурентоспособность, наоборот, слияние предприятий приведет к концентрации не только их ресурсов, но и их многочисленных проблем.

А вот у Владимира Путина, который тогда был президентом России, оказалась другая точка зрения. Он сказал: "Объединение ГАЗа, АвтоВАЗа и КАМАЗа возможно". И уточнил: "Если все участники придут к выводу, что такое объединение автопроизводителей может помочь развитию российской автомобильной промышленности, мы такое решение поддержим, но не будем навязывать никаких решений".

В 2006 году создание национального автомобильного холдинга не состоялось. Однако финансово-экономический кризис и резко обострившиеся проблемы отечественного автопрома заставили федеральные власти вернуться к этой идее. Возможно, уже завтра прояснится, будет ли она осуществлена на этот раз.

БИЗНЕС Online

Справка

"КАМАЗ" входит в десятку мировых компаний по производству тяжелых грузовиков.
"АвтоВАЗ" работает с 1966 года и является крупнейшим автопроизводителем России и Восточной Европы.
Ярославский моторный завод "Автодизель" специализируется на производстве дизельных силовых и электроагрегатов.
"Ростехнологии" владеют 25% АвтоВАЗа, 37,8 процента КАМАЗа и 30% Автодизеля.
Иностранные акционеры российских автозаводов – Renault (владеет 25% акций АвтоВАЗа) и Daimler (владеет 10% акций КАМАЗа).