В Набережные Челны прибыла делегация Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР во главе с начальником департамента коммерции СУАР Ся Гуантаем

«В КАЗАНИ МЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОСТРОИТЬ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ТЕРМИНАЛ»

Сегодня в Набережные Челны с двухдневным визитом прибыла делегация Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР — 6 представителей администрации во главе с начальником департамента коммерции СУАР Ся Гуантаем и 12 членов деловой сферы района. Программа визита началась с официальной встречи с руководителем исполкома Набережных Челнов Наилем Магдеевым в мэрии города, на которой замначальника комитета по экономике СУАР Пэн Цзи рассказал, что накануне их делегация встретилась в Казани с врио президента РТ Рустамом Миннихановым. После этой встречи китайцы заговорили о запуске железнодорожного маршрута Урумчи — Казань и строительстве в столице Татарстана логистического терминала для нужд международного проекта «Экономический пояс «Шелковый путь». Впрочем, эти два проекта были затронуты лишь вскользь, в концептуальном ключе все-таки официально гости приехали посмотреть, насколько успешно их землякам из корпорации Haier удается сотрудничать с челнинцами на строительстве завода в КИП «Мастер», о чем сразу напомнил Магдеев.

«В городе успешно работают компании из Германии, Турции, — отметил сити-менеджер в приветственном слове. — Компания Haer реализует проект по производству холодильного оборудования, который будет запущен в 2016 году. Мы стараемся создать благоприятные условия для бизнеса из других государств».

Китайские же чиновники и бизнесмены на производстве холодильников в Челнах концентрироваться не стали. «К настоящему времени мы открыли маршруты в Москву и Челябинск, а также в столицу Казахстана Алма-Ату, — рассказал Цзи. — Многие провинции Китая уже имеют железнодорожные маршруты в Европу. А в Казани мы хотели бы построить логистический терминал. Синцзян расположен в центре экономической зоны, входящей в концепцию «Шелкового пути», — нашего окна на Запад. Мы хотим сотрудничать с вами в области логистических концепций. В Синьцзяне мы строим логистический центр, у нас собираются и перенаправляются все грузы Китая. О сотрудничестве с Татарстаном мы договорились во время прошлогоднего визита в вашу республику. В апреле Рустам Минниханов также был в Синьцзяне, к нам приезжали и татарстанские предприятия. Теперь мы хотим посмотреть ваш город, ведь сегодня стратегия Китая — это «Экономический пояс «Шелковый путь».

Напомним, в реализации предложенной Китаем концепции «Экономического пояса «Шелковый путь» под названием «Один пояс, один путь» к настоящему времени согласились участвовать уже более 50 стран. Концепция не предлагает конкретного механизма действий, а является скорее идеей совместного развития стран «Шелкового пути». Она предполагает пять связующих элементов: политическая согласованность, единая инфраструктура, торговые связи, валютно-финансовые потоки и гуманитарное общение. Географически «Один пояс, один путь» охватывает Азию, Европу и Африку. На востоке начало первому этапу концепции будет положено с Азиатско-Тихоокеанского региона, а на западе «Шелковый путь» пройдет через Россию и западноевропейские страны. Второй этап пойдет из Китая в Центральную и Западную Азию, третий — в Юго-Восточную и Южную Азию. Сейчас в рамках концепции строятся порты и трансграничные железные дороги, совместно с Россией и КНДР рассматриваются проекты выхода к морю по рекам, строятся логистические парки и отраслевые кластеры с международным участием. Синьцзян-Уйгурский автономный район является одним из шести северо-западных провинций Китая, активно участвующих в развитии концепции.

КИТАЙЦЫ ХОТЯТ В ЧЕЛНАХ СТРОИТЬ ДОРОГИ И ХИМИЧЕСКИЕ ПРОИЗВОДСТВА

Публичная часть запросов СУАР в области международной логистики заявлением Цзи ограничилась, более конкретно делегация коснулась сферы строительства дорог и химического производства, касающихся непосредственно Закамья и Челнов. В числе деловой части делегации в Татарстан приехал топ-менеджмент Синьцзянской корпорации транспортного строительства и Синьцзянской импортно-экспортной торговой компании по производству химической продукции. Обе компании провели презентации — как выяснилось, химики производят продукцию, по сути, конкурирующую с нижнекамским нефтехимическим комплексом: соду и полиэтилен. С гордостью они показали на слайдах полиэтиленовые трубы, а также китайские босоножки и сумки — правда, не те, что у нас в народе называют «мечтой оккупанта». Магдеев тем временем делал снимки для своего нового аккаунта «ВКонтакте».

Слайды с продукцией китайской легкой промышленности можно было воспринимать как адекватный ответ на затяжную презентацию Набережных Челнов, прочитанную Еленой Ворониной — начальником отдела социального планирования в экономическом управлении исполкома. Ее доклад стал настоящим испытанием для переводчицы из Китая, которая сначала попросила не проговаривать каждую цифру и воспряла духом, лишь когда речь от истории Челнов, климата и удаленности от Нью-Йорка и Парижа перешла к ценам на аренду в КИП «Мастер». Время от времени, когда массив канцеляризмов и лишней информации в речи челнинской чиновницы становился неподъемным, переводчица растерянно уточняла, о чем идет речь. Когда же дело дошло до культуры и спорта в Челнах и уже казалось, что следующим пунктом станет молодежная политика, переводчица с молчаливого согласия делегатов попросила сразу зачитывать абзацами, чтобы укладывать каждый в одну-две фразы на китайском.

Более предметной стала вторая презентация китайского топ-менеджмента от «Синьцзянской корпорации транспортного строительства». Гендиректор международного отдела корпорации Хуан Джисюе предложил городу и региону строительство дорог силами своей компании за свои инвестиции, подчеркнув возможности в привлечении льготных кредитов из китайских банков.

«Наша корпорация — это крупное государственное предприятие, непосредственно подчиненное комитету государственных ресурсов и имущества, — рассказал Джисюе. — Это крупнейшее предприятие, специализирующееся на строительстве дорог и мостов в регионе. Другое направление нашей деятельности — финансирование и инвестиции. Кроме того, мы производим асфальтобетон. Общая протяженность построенных нами дорог превышает на сегодня 3 тысячи километров. Валовый оборот — 30 миллиардов юаней. Мы располагаем почти тысячей единиц спецтехники. Мы имеем возможность кредитоваться и инвестировать, и наша деятельность распространяется как в Китае, так и за рубежом. Много работаем в Средней Азии. В Таджикистане у нас открылся офис, также мы присутствуем в Африке — это Судан, Кения, Камерун. Мы приехали с большой надеждой на строительство нашей компанией дорог в Татарстане и городе Набережные Челны».

Обнадеживать его, впрочем, не стали. В конце мероприятия Магдеев традиционно надел на китайских мужчин тюбетейки, а женщинам вручил по кукле ручной работы, за что получил большую коробку китайского чая. Руководитель делегации Гуантай пригласил главу автограда посетить Синьцзян-Уйгурский автономный район.

В-делегацию-СУАР-КНР-вошли-чиновники-и-бизнесмены.jpg
В делегацию СУАР КНР вошли чиновники и бизнесмены

«500 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ НА ДОРОГЕ НЕ ВАЛЯЮТСЯ»

После совещания в мэрии Магдеев с китайской делегацией посетил 4 площадку КИП «Мастер», где компания Haier строит свой завод по выпуску холодильников. Напомним, что в апреле 2015 года генеральный директор торговой компании «Хайер Рус» Сун Чженьхуа, будучи в Набережных Челнах, рассказал «БИЗНЕС Online», что выпуск первого холодильника на площадке КИП «Мастер» запланирован весной следующего года. «Все идет по плану, — сказал тогда представитель китайской компании. — Мы надеемся, что в декабре начнется уже монтаж оборудования, который займет около полутора месяцев. Весной 2016 года мы намерены запустить производство мощностью 500 тысяч холодильников в год. Они в основном будут продаваться в России».

Напомним, что соглашение об открытии на площадке КИП «Мастер» производства китайской компании «Хайер Рус» было подписано 6 марта 2014 года. Договор с финансовым директором корпорации из Поднебесной Шао Юнфеном подписал гендиректор КИП «Мастер» Максим Стеблов. Тогда было заявлено, что компания намерена занять 10% рынка холодильников в России. Уровень локализации невысок: в Татарстане китайские партнеры намерены закупать 20% комплектующих. Инвестиции в проект составят порядка $150 миллионов. Правда, сегодня Магдеев назвал другую сумму — $500 миллионов.

В ходе презентации китайским гостям проекта Haier, реализуемого в КИП «Мастер», руководитель исполкома автограда поинтересовался, все ли идет по графику, нет ли проблем, жалоб. На что ему ответили, что все о’кей. «Набережные Челны — открытый город для инвестиций, — сказал Магдеев позже, общаясь с журналистами. — Мы это подкрепляем реальными делами. Напомню, на прошлой неделе в городе активно работали турецкие бизнесмены, мы подписали соглашение с городом Казан Турецкой Республики, которое положило начало большим экономическим и культурным отношениям. Эта неделя ознаменована визитом делегации Синьцзян-Уйгурского автономного района Китайской народной республики. Вот сейчас мы находимся на площадке завода Haier. 500 миллионов долларов, которые они вкладывают в наш город, на дороге не валяются, они нужны экономике города. Инвестиции — это кровь экономики. Сегодня все государства борются за инвестиции. Поэтому инвестиции в город не просто так приходят. Компании стараются разместить свои инвестиции там, где они приветствуются, чувствуют себя хорошо и созданы хорошие условия для того, чтобы они инвестиции давали отдачу — прибыль. Поэтому сегодня Набережные Челны и для китайских, и для турецких, и для немецких инвестиций удобный город. Выгода обоюдная: в городе появляются рабочие места, дополнительные налоги в бюджет, диверсифицируется экономика города».

IMG_6471.jpg

Корреспондент «БИЗНЕС Online» попросил Магдеева прокомментировать комментарии некоторых читателей, которые, к примеру, о визите турецкой делегации написали: «Ну давайте все распродадим туркам и китайцам!» По мнению «рулевого» автограда, так могут рассуждать лишь те люди, которые не понимают, какие процессы происходят в экономике. «Я далек от мысли, что мы родину распродаем. Давайте уж реально рассуждать, мир давным-давно открыт, — сказал Магдеев. — Ну давайте мы будем жить, закрывшись одеялом от всего мира? Это уже было, мы это проходили в нашей стране под названием СССР. Мир давно открыт информационно, инвестиционно, идет приток капиталов, в том числе и нашего российского капитала в другие страны. Мы же не говорим ничего плохого, когда КАМАЗ развивает свое производство в странах Азии, Латинской Америки, в бывших странах СНГ. Мы же приветствуем только! Поэтому перетекание капиталов, людских ресурсов было, есть и будет, этот процесс не остановить. Поэтому мы предлагаем условия для развития бизнеса. Если в Челнах строится «Санрайз Сити», то покажите мне турецкого инвестора, который с собой заберет этот жилой комплекс. Он останется в Челнах, будет работать на социально-культурную жизнь города. Или завод, который турецкая компания «Кастамону» построила в особой экономической зоне? Кто-нибудь завод с собой забрал куда-нибудь? Никто не забрал. Поэтому этого бояться не надо, необходимо людям объяснять, что и мы строим производства за границей, и иностранный капитал сюда приходит. Россия же открытая страна...»

Из КИП «Мастер» делегация поехала в частный индустриальный парк «Челны», принадлежащий челнинскому королю недвижимости Алексею Миронову, но оказалось, что представителям СМИ туда путь заказан. Видимо, там китайцам предложат и покажут нечто такое, что не предназначено для глаз и ушей журналистов. Также «БИЗНЕС Online» удалось выяснить, что гостям из Поднебесной в селе Бакчасарай Тукаевского района покажут образцово-показательное хозяйство «передового фермера» Равиля Миннехузина, выращивающего 1,1 тыс. баранов и продающего в автоград редкое для местных пенат мраморное мясо.