2222.jpg
Айдар Гузаиров

СПОРТ — ДВИГАТЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

— Айдар Фаилевич, в Татарстане много любителей спорта, много болельщиков ходят на стадионы и в дворцы спорта. Современные спортивные мероприятия предусматривают некий набор услуг для болельщиков, для спортивных журналистов, букмекеров, телевизионщиков, тренеров и т. д., который стал возможен только с развитием информационных технологий. Но мало кто представляет, как это устроено «изнутри». Не могли бы вы об этом немного рассказать?

— Я долгие годы ходил на матчи «Ак Барса», «Рубина», но особо не задумывался над тем, как все это реально работает. До тех пор, пока мы не начали работу по проекту Универсиады-2013. С удивлением для себя я обнаружил, что это огромный, огромный пласт IT-сферы. Например, я не знал, что спортивный хронометраж — это отдельная «вещь в себе», это рынок, который десятилетиями бурно развивается. На самом деле информационные технологии сейчас уже повсеместно используются на всех спортивных мероприятиях. Без них невозможно создать интересный и зрелищный медиаконтент, который будет востребован телеаудиторией. Не надо забывать, что спортивные мероприятия — это шоу-бизнес. Соответственно, телеканалы должны иметь желание этот медиаконтент купить, а рекламодатели должны иметь желание размещать внутри него свою рекламу.

С другой стороны, крупное спортивное событие такого уровня, как Универсиада, Олимпиада или чемпионат мира, — это мероприятие, в котором принимают участие десятки и даже сотни тысяч человек. В связи с этим остро стоят вопросы организации, безопасности, взаимодействия различных служб. Я не представляю, как эти задачи можно решить без информационных систем.

— Каждое новое крупное спортивное событие мирового уровня, такое как Олимпиада или чемпионат мира по футболу, традиционно использовалось как полигон для демонстрации передовых технологий...

— Да, если вспомнить историю, то первая межконтинентальная передача телевизионного сигнала при помощи спутника была организована в 1960 году на Олимпиаде в Риме. Тогда же для обработки информации стали использоваться компьютеры. В 1964 году соревнования токийской Олимпиады впервые транслировались в цветном телесигнале. Мюнхенская Олимпиада 1972 года стала настоящим прорывом в области информационных технологий. На ней была опробована в действии универсальная компьютеризованная система информационного обеспечения спортивных мероприятий фирмы Siemens. Она включала в себя главный сервер, занимающийся обработкой информации, разветвленную систему ввода и вывода информации и была установлена на спортивных сооружениях и в пресс-центрах. Созданная база данных хранила информацию об играх, данные о спортсменах, судьях и других участниках соревнований. Быстрое распространение информации через сеть терминалов оказало хорошую поддержку работе журналистов. Среди последних «фишек», которые впервые появились на массовых мероприятиях мирового масштаба, можно назвать чипированные футбольные мячи, телевидение высокой четкости и многое другое. Компании соревнуются в том, чем в следующий раз удивить зрителей.

— А что про безопасность? Массовое скопление народа уже само по себе опасно, не говоря уж про теракты или пожар. Как информационные технологии помогают добываться большей безопасности спортивных мероприятий мирового масштаба?

— Во-первых, информационные технологии помогают лучше распланировать мероприятие, интерактивно перенаправлять потоки людей. Во-вторых, системы видеонаблюдения позволяют обеспечивать лучший контроль за ситуацией во всех уголках стадиона, оперативно выявлять и реагировать на возникающие угрозы.

45416.jpg

«ЧЕЛОВЕК ПОПАДАЛ В ОБЩУЮ ИНФОРМАЦИОННУЮ СИСТЕМУ, КОТОРАЯ ПОСТОЯННО ВЕЛА ЕГО ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УНИВЕРСИАДЫ»

— Ваши компетенции в сфере спортивных информационных технологий начались с Универсиады или же у группы компаний ICL и раньше были какие-то наработки?

— До Универсиады мы никогда не сталкивались с этой тематикой. Более того, мы до этого не выполняли заказы, связанные с крупными массовыми мероприятиями.

Вообще изнанка любого спортивного события мирового масштаба — это огромная совокупность различных информационных систем. При этом само событие длится несколько недель, а подготовка к событию начинается за несколько лет до этого.

— Ставки высоки — нельзя допустить сбоя в работе систем во время массового мероприятия, которое транслируется на весь мир.

— Это только один из моментов. Для Универсиады, а затем и для чемпионата мира по водным видам спорта по заказу министерства информатизации и связи РТ мы создали систему аккредитации. Это система, с помощью которой сами спортсмены, их тренеры и члены делегаций попадали на соревнования. Они все проходили через систему аккредитации. Она позволяла в последующем правильно организовать процессы прохождения пограничного контроля, таможни, а также встречи, размещение в гостиницах, трансферы и т. д.

— Она начинала работать в аэропорту?

— Система аккумулировала все данные о участниках и членах делегаций и отдавала другим системам, отвечающим за размещение членов спортивных делегаций в отелях, за их транспортировку и т. д.

ELG_0679.jpg

— То есть каждого из десятка тысяч членов спортивных делегаций, приехавших в Казани на Универсиаду, вы «вели» с помощью данной системы, чтобы им было комфортно и безопасно?

— Да, именно так. Человек попадал в общую информационную систему, которая постоянно вела его во время проведения Универсиады — от прилета в Казань и до вылета из Казани.

— Система аккредитации стала одной из важнейших частей общей ИКТ-Универсиады. Хотелось бы услышать ваше мнение, насколько слаженно сработали все системы, входящие в ИКТ-Универсиады? Были ли какие-то сбои?

— Сбоев не было. Был еще один важный момент. Помимо компании ICL-КПО ВС к работе во время подготовки и проведения Универсиады привлекался целый ряд других подрядчиков. Для того чтобы в сжатые сроки собрать и запустить общую информационную систему мероприятия, над ней трудились сотни программистов, инженеров и айтишников из разных компаний. Но все они старались ради одной идеи. Это был единый порыв…

— Это были наши разработчики?

— Да, в основном российские.

— Какая роль была у ICL?

— Мы были разработчиками ряда систем — системы аккредитации, системы информационной безопасности, медицинской системы. Также мы занимались организацией процесса технической поддержки на время проведения Универсиады.

DSC_9645.jpg

«НАША СИСТЕМА ДОЛЖНА БЫТЬ ЛУЧШЕ ТОЙ, КОТОРАЯ ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ НА КИТАЙСКОЙ УНИВЕРСИАДЕ»

— Этот заказ ICL получил на конкурсной основе?

— Да, разумеется.

— Расскажите, как проходил конкурс? Кто с вами конкурировал?

— Во время подготовки к Универсиаде министерством информатизации и связи Республики Татарстан совместно с коллегами из минкомсвязи России рассматривался вариант использовать готовую систему, разработанную швейцарской компанией, или создать собственное отечественное решение, способное гибко адаптироваться под особенности мероприятия. Несмотря на то что швейцарскую компанию рекомендовала FISU, выбор был сделан в пользу отечественных разработчиков.

— Если у вас не было до этого своего опыта, как вам удалось за короткое время создать специализированные системы, которые проработали на таком важном мероприятии без сбоя? Или вы использовали чужие наработки?

— Я очень благодарен нашему коллективу за их трудовой подвиг — они три месяца работали круглосуточно, без выходных, причем в условиях прессинга, в условиях постоянного дедлайна, когда в последний момент заказчик менял свои требования. Было очень много тестовых мероприятий, которую наша система обрабатывала перед Универсиадой.

Конечно, мы изучали опыт китайской Универсиады, мы изучали требования международной федерации студенческого спорта FISU. У нас была плотная работа с министерством информатизации и связи РТ и дирекцией Универсиады. Мы совместно с ними погружались в тему. Точно так же и для дирекции Универсиады, которая сейчас стала дирекцией чемпионата мира по водным видам спорта, это был первый проект подобного масштаба.

— Аналогичные системы есть в мире?

— Конечно!

— Можно ли как-то сравнить их с тем, что сделали вы?

— После того как мы выиграли конкурс и приступили к разработке системы, министерство связи и массовых коммуникаций РФ регулярно проводило с нами совещания, рефреном которых стало «наша система должна быть лучше той, которая использовалась на китайской Универсиаде». Я считаю, что мы поставленную задачу выполнили — система прошла неоднократные проверки в FISU и хорошо себя показала во время Универсиады. Мне даже интересно, как наши коллеги из других стран смогут преодолеть эту планку.

1111.jpg

«ДИЛЕММА РЕШАЕТСЯ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ТОТАЛЬНУЮ ПОТЕРЮ НЕРВОВ РАЗРАБОТЧИКОВ»

— Каковы главные трудности, с которыми вам приходится сталкиваться при разработке подобных систем?

— Надо понимать, что мероприятия реально мирового масштаба, поэтому на организаторов идет жесткий прессинг, который транслируется и на нас. В казанской дирекции работают увлеченные люди, которые постоянно генерируют новые идеи, что бы сделать еще, чтобы мероприятие прошло на высшем уровне. А мы должны успевать эти идеи быстро реализовывать. С другой стороны, чем программа консервативнее, чем меньше в ней модифицированных модулей, тем она стабильнее работает.

— И как эта дилемма решается?

— Дилемма решается только через тотальную потерю нервов разработчиков. Больше никак. Если говорить про чемпионат мира по водным видам спорта, то здесь нам было проще — у нас уже было стабильно работающее ядро системы. А во время подготовки к Универсиаде мы программу писали с нуля. Фактически мы разрабатывали две системы: одну, чтобы быстро заткнуть текущие потребности, и параллельно писали глобальное ядро, более отказоустойчивое, более мощное, масштабируемое, которое могло бы отработать любую пиковую нагрузку во время Универсиады.

— Вы создали для Универсиады отличную систему. И что дальше? Будет ли она использована еще где-то?

— Разумеется. Мы получили уникальный опыт и компетенции в области разработки и экспертизы информационных систем для мероприятий мирового масштаба, поэтому надеемся, что они будут востребованы и во время следующей Универсиады, которая пройдет в Красноярске в 2019 году. Кроме того, на основе системы аккредитации Универсиады мы создали аналогичную систему для чемпионата мира по водным видам спорта, который скоро начнется в Казани. Программу пришлось модернизировать под требования федерации водных видов спорта — они несколько отличаются от требований FISU. Добавились новые возможности, новые модули. Но хочу подчеркнуть, что подобного рода системы — это не массовый продукт. Понятно, что наработки и опыт, полученные в результате создания системы, могут так или иначе использоваться в других наших продуктах. Но сама система — это не коробочное решение (компьютерный сленг, означающий, что программа готова к использованию сразу же после распаковки из коробкиприм. ред.), которое легко тиражируется.

— Какие уникальные «фишки» были в разработанной вами системе, которых не было в Китае?

— Интероперабельность, гибкость, отказоустойчивость. На самом деле, во время предыдущей Универсиады наши китайские коллеги либо не успели запустить некоторые модули системы аккредитации, либо они не работали как надо. Некоторые вещи организаторам приходилось вести на бумаге. Мы же в Казани смогли добиться тотальной автоматизации. Мне не стыдно за ту работу, которую мы сделали тогда. Та же техническая поддержка всех IT-систем (Ай Ти) Универсиады: быстрый найм новых сотрудников, их адаптация и обучение, срочное разворачивание систем в конкретном месте, их обслуживание и сворачивание без потери управляемости — это был очень интересный и уникальный опыт.

ELG_0464.jpg

— Можно ли сравнить казанскую Универсиаду и сочинскую Олимпиаду по информационным технологиям? Насколько я знаю, в Сочи разработчиком системы все-таки была иностранная компания.

— Это было требованием международного олимпийского комитета (МОК). Если FISU рекомендовала компании, с которыми можно работать, то МОК просто диктовал, без вариантов. У них был контракт с французской компанией Atos. Мы не проводили прямого сравнения с ними, но считаем, что во время проведения казанской Универсиады был достигнут очень высокий уровень автоматизации.

— То есть вы вышли на международный уровень?

— В ближайшее время конкурировать с Atos мы не будем (смеется). Но мы видим свои конкурентные преимущества именно в сильной адаптации своих разработок под условия конкретного мероприятия.

«МЫ ВИДИМ ДЛЯ СЕБЯ НИШУ ПО КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО ОБЪЕКТА»

— Какова роль ICL в подготовке к проведению чемпионата мира по водным видам спорта в Казани?

— Мы одни из разработчиков IT-систем. А именно силами наших специалистов созданы система аккредитации и система контроля управления доступом. Также мы оказываем техническую поддержку 11 спортивным и тренировочным объектам, задействованным во время проведения чемпионата мира по водным видам спорта в Казани.

— Каждый день в мире происходит несколько крупных спортивных мероприятий. Это огромный рынок, где крутятся большие деньги. Нет ли у ICL желания занять на нем свою долю?

— Что касается программ для мероприятий типа Универсиады или Олимпиады, когда событие мирового масштаба идет в течение многих дней на разных спортивных объектах, то это нишевые продукты. Такие события довольно редки, и, как показал опыт Олимпиады, пробиться на этот рынок очень трудно — тот же МОК связан долгосрочными контрактами с крупнейшими IT-компаниями мира.

Что касается информационных систем для соревнований российского и республиканского уровней (те же игры «Ак Барса»), которые привязаны к конкретному спортивному объекту, — хронометражи, медиаконтент, безопасность, организация, проходы, дополнительные услуги для зрителей и т. д., здесь мы видим для себя нишу по коммерциализации спортивного объекта.

ELG_0716.jpg

— Что это такое?

— Например, когда у зрителя появляется возможность не просто через интернет покупать место на стадионе, но заранее бронировать место на парковке. Если вы ходили на футбол или хоккей, то должны знать, как «весело» это проходит. Те же самые шарфики и кепочки — надо в перерыве вскочить и побежать, успеть до очереди все это купить. Наверное, было бы приятно, если бы все это можно было бы заказать через интернет или мобильное приложение с доставкой прямо на ваше место. Точно так же можно было бы заказать какие-то напитки и закуски.

Иными словами, мы можем помочь добавить «IT-фишек», которые повысят трафик и увеличат собираемость денег с каждого кресла. По своему опыту я знаю, что зрители охотно готовы платить за дополнительный комфорт, клубную символику или памятные сувениры. Мы довольно часто водим своих партнеров из других городов на матчи «Рубина» или «Ак Барса», и никто из них не уходит, не купив шарфик или кепку. Но пока не хватает какой-то персонификации каждого зрителя. Это как раз то, что мы во время подготовки к Универсиаде-2013 прорабатывали с нашим партнером Cisco Systems. Разработанные нами решения для стадиона позволяют повысить коммерциализацию услуг. Мы сейчас тщательно присматриваемся к этому рынку и, наверное, вместе с партнерами будем предлагать какие-то коробочные решения для клубов или владельцев стадионов. Я считаю, что за этим направлением большое будущее — в одной Казани десятки спортивных объектов и клубов, которые нуждаются в коммерциализации. Информационная система может дать колоссальную прибавку к их бюджету. Я думаю, что мы уже вскоре начнем догонять западные спортивные клубы, которые зарабатывают большие деньги на подобного рода событиях.

— За счет чего?

— За счет лучшей работы с болельщиками, предоставления им большего набора услуг, продажи гарантированных парковочных мест, атрибутики клуба и т. д. Представьте себе, вы пришли на стадион, сели на свое место, тут вам приходит сообщение, что есть нераспроданные места в VIP-ложе. И вы можете прямо с мобильного поменять свой билет на более дорогой с большой скидкой. То, что надо сделать для этого, нам понятно. Все «кубики» такой системы либо партнеры с соответствующей компетенцией у нас уже есть.

Сейчас нужно лишь провести маркетинговые исследования рынка, подключить аналитиков и системных архитекторов и потом попытаться выйти на рынок со своим предложением.

ELG_0514.jpg

Недавно мы проводили собственные тестирования системы работы с массовой аудиторией. 28 - 29 мая в Казани прошел 9-й IT&Security Forum. На этот форум приехало порядка одной тысячи специалистов из России и из-за рубежа, поэтому он вполне подпадает под определение действующей модели массового мероприятия. Во время ITSF мы запустили мобильное приложение по взаимодействию с участниками — своего рода гид по ITSF, позволяющий гостям лучше ориентироваться во время мероприятия.

Перед нами стояла цель понять, будет ли такая «фишка» востребованной. Мобильное приложение скачали более 70 процентов участников. Мы получили около 1 тысячи оценок докладов и смогли понять, какие темы и какие спикеры вызывают интерес у наших гостей. Данная информация для нас ценна и обязательно пригодится нам для планирования юбилейного, 10-го форума. Мы также получали отзывы от участников о том, что стало гораздо проще ориентироваться на площадке — быстро найти нужный зал или стенд (учитывая тот факт, что демонстрационная зона, где были представлены решения, — это более 660 квадратных метров полезной площади). Кроме того, кураторы залов отмечали, что практически не было опозданий на доклады, так как система автоматически предупреждала, что интересный доклад вот-вот начнется.

Таким образом, мы убедились в том, что такое приложение действительно приносит нашим гостям пользу. Конечно, мы не первые в этом деле. Таких приложений уже довольно много. Но мы же не предлагаем отдельный софт. Это не вопрос технологии, а вопрос организации. Мы выступаем в роли интегратора, на себе обкатывая какие-то элементы системы.

— То есть вы будете инвестировать свои средства, не дожидаясь заказа на разработку?

— Возможны различные варианты. Например, я не исключаю появления какого-то инвестора, который готов вкладывать деньги в эту бизнес-идею.

— А в футбольном мундиале 2018 года принять участие не хотите?

— Да, мы подумываем об этом, собираем информацию, но пока не понятно, как это все будет происходить. Пока больше понятного, что будет на Универсиаде-2019 в Красноярске, чем на чемпионате мира по футболу.

16+