К ВОПРОСУ О «ЧЕЛНИНСКОМ ФЕНОМЕНЕ»

Самый старый в Набережных Челнах профессиональный театр — театр кукол. Насколько само слово «старый» применимо к учреждению культуры молодого города с древней историей. Проектировался и строился автоград быстро. За несколько лет из маленького старинного городка вырос промышленный гигант, сегодня обгоняющий по целому ряду показателей многие областные центры. В 70-е население росло на 30 - 40 тыс. ежегодно, достигнув к концу следующего десятилетия отметки в полмиллиона человек. По странному стечению обстоятельств обычно чуткое к таким вещам советское руководство при строительстве города абсолютно не учло духовные запросы челнинцев. Не был построен ни один концертный зал, ни один театр, лишь дома культуры. Словно простому рабочему люду и дела нет до театрального искусства. Шли годы. Молодые люди, съехавшиеся по комсомольским путевкам со всей страны для строительства Камского автогиганта, обзаводились семьями, в которых рождались дети — коренные челнинцы.

Очевидно, любым социальным стратам присуща тяга к исполнительскому творчеству и зрительскому сотворчеству. В городе одна за другой стали возникать самодеятельные театральные студии. Располагались они на случайной территории: при заводских ДК, в подвальчиках, в других неприспособленных для профессионального служения Мельпомене и Талии местах. Нет, конечно, для небольшого поискового театра вполне подойдет и подвальчик, но город в полмиллиона остро нуждался в крупных профессиональных театрах, способных обслужить максимальное количество жителей. Что и говорить, для того чтобы где-то развивался экспериментальный театр, по соседству необходимо иметь крупные репертуарные стационары. «Эксперимент» ведь понятие, обретающее смысл в сравнении. Уже давно Челны — не только город рабочих, но и огромной массы служащих, интеллигенции, студенческой молодежи, а самое главное — в городе много детей, но специальных театральных зданий как не было, так и нет. Этот вопрос располагается на самой отдаленной периферии интересов чиновников.

Кому нужны театры? У нас же столько других важных проблем. Зато на голубом глазу мы честим молодежь, дескать, она сейчас пошла не та. А какой еще она может быть? Даю руку на отсечение, но печально знаменитый «челнинский феномен» преступных группировок в значительной степени является следствием узости, неразвитости духовного мира подростков. А где еще формироваться духовному миру, эмоциональной открытости, состраданию к ближнему, как не в театре?! А пока... Возникший на излете перестройки на волне национального самосознания татарский театр ютится в помещении бывшего то ли райкома партии, то ли дома профсоюзов. Получивший муниципальный статус театр «Мастеровые», кстати, родившийся из студийного театрального движения, не в лучшей ситуации. Но хуже всего, несправедливее всего, отвратительнее всего, что маленькие челнинцы впервые знакомятся с волшебством театра кукольной сказки в категорически неподходящем для этой цели помещении бывшей школы.

У РУКОВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ И ГОРОДА В ЗАПАСЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ

На сайте Набережночелнинского театра кукол в разделе «История» можно найти такую вот трогательную информацию: «30 декабря 1987 года и стал днем рождения театра для малышей. А потом Александр Янкелевич (первый художественный руководитель театра прим. ред.) нашел заброшенную школу, в которой ему главный начальник города разрешил занять часть здания под театр, и начались чудеса. Школьная раздевалка превратилась в театральный гардероб, холл — в фойе театра, школьный коридор — в галерею с портретами актеров. И вдруг после этих превращений в театре запели птицы! Да-да! Это правда, и еще много лет горожане называли театр кукол домом детей и птиц».

Мило, не так ли? Какой приятный для чтения текст! И горький, стоит над ним поразмыслить! Прошло почти 30 лет, а воз и ныне там. Здание школы выглядит отталкивающе невзрачно, и ощущение необжитости, заброшенности, огромных серых пространств, угрюмого советского стиля типовой застройки не покидает эти места. А соседство со спортивной секцией, экологическим центром и автошколой! А само расположение театра кукол в глубине дворов, куда еще нужно суметь отыскать дорогу! Далеко не каждый прохожий сумеет подсказать путь к нему. Челнинцы вообще плохо осведомлены, что в их городе работают три по-своему замечательных театра: татарский, русский и кукольный. Как в таких условиях быть коллективу театра кукол конкурентоспособным, привлекательным, интересным детям...

Конечно, пройдя в зрительный зал сквозь череду коридоров, дети так или иначе становятся свидетелями театрального волшебства. Однако современный театр кукол (да и театр вообще) — крайне техничный, технологичный вид искусства. А отсутствие верховых механизмов и нормальной световой и звуковой аппаратуры, убогая машинерия, неприспособленность сцены, плохая вентиляция, неудобные места для зрителей не позволяют челнинским кукольникам прыгнуть выше собственной головы. Плюс ко всему театр с завидной регулярностью достойной лучшего применения то закрывают, то вновь открывают пожарники...

Это привело к тому, что из театра ушли и продолжают уходить актеры, остаются только самые преданные, самые стойкие, а пригласить кого-то на место покинувших труппу весьма проблематично. Но можно ли винить их, избравших иной удел? Ведь жизнь одна, а отсутствие серьезных творческих перспектив губительно сказывается на атмосфере в коллективе. В какие только инстанции не писали письма кукольники, мамы и папы челнинской детворы. Буквально на каждом совещании-мероприятии с участием деятелей культуры и первых, вторых и прочих лиц республики директор театра Зухра Митрофанова поднимает (иногда от безысходности совершенно неуместно) вопрос о новом здании. В ответ звучат самые искренние заверения, что, мол, вот-вот приступим к решению вопроса, но с каждым прожитым сезоном надежды убывают, и сил терпеть и ждать все меньше и меньше.

Без тени сомнения скажу так. У руководства республики и города в запасе всего несколько лет, чтобы построить здание кукольникам и оснастить его. Все возможные сроки вышли. Через некоторое время в Набережных Челнах не станет театра кукол, он просто прекратит свое существование по объективным причинам. И что вы, дорогие чиновники всех ранжиров, на словах так любящие детей, будете делать с демонстрациями осатаневших родителей и школьных учителей? Спишете на происки госдепа, распихаете недовольных по кутузкам?

Зухра Митрофанова
Зухра Митрофанова

ЧТО ТАКОЕ «РАБОЧАЯ ЛОШАДКА»?

Отрадно лишь одно. Даже в этих непростых условиях театр не сдается: выпускает любопытные премьеры, обслуживает детские сады и школы, ездит на гастроли и фестивали, с 2008 года проводит собственный фестиваль «Рабочая лошадка» с уникальной концепцией. Теперь вот дело дошло до театрального образовательного форума под тем же брендом.

Но пару слов о самой «Рабочей лошадке». Как видно по названию, это фестиваль не самых выдающихся, экспериментальных, претендующих на театральные открытия работ. И действительно, есть в репертуаре российских театров кукол спектакли, которыми прирастает их профессиональная репутация, а есть те, которые «кормят» театр и активно востребованы маленьким зрителем, мамами и папами. Эти спектакли, как правило, рассчитаны на выезды в школы и садики, они малофигурны, просты в оформлении, в них редко играют больше трех-четырех актеров. Давно подмечено, что дети любят повторно смотреть понравившиеся им сказки, сюжеты, «закреплять» увиденные мультфильмы театральными постановками. Поэтому среди названий непременные «Три поросенка», «Винни Пух», «Красная шапочка», «38 попугаев», «Бука». Эти и другие ходовые названия идут практически во всех театрах страны, и именно они ярче других обнажают проблемные зоны российского театра кукол.

Внешне простой, незатейливый спектакль требует большой ответственности, постановочной и исполнительской культуры, отменного владения ремеслом. И в то же время подобный материал как нельзя лучше позволяет схалтурить, воспользоваться режиссерским переносом, стандартизировать решение, играть спустя рукава. Поэтому появление фестиваля «Рабочая лошадка» в профессиональной среде поначалу было воспринято отчасти с усмешкой, отчасти с непониманием. Однако постепенно фестиваль занял свою особую нишу среди многочисленных кукольных смотров и конкурсов. Более того, последний по времени фестиваль, состоявшийся в прошлом году, убедительно показал, что художественный и исполнительский уровень «рабочих лошадок» театров кукол заметно вырос. Принципиальные, без каких-либо скидок, обсуждения «кассовых» спектаклей ведущими специалистами, теоретиками и практиками театра кукол (В. Шрайман, В. Куприн, М. Супонин, А. Гончаренко и др.) оказали свое влияние на театральный процесс, изменили отношение к «рабочим лошадкам» в самих театрах.

На круглом столе руководители театров неоднократно подчеркивали нужность и своевременность возникновения фестиваля. Хотя это ни разу прежде не декларировалось, но уже сама идея «Рабочей лошадки» несет в себе образовательное зерно, это своего рода фестиваль-лаборатория, где все внимание членов жюри, гостей, участников сосредоточено на сугубо технических моментах: разборе пьесы, постановочном решении, художественном и музыкальном оформлении, вождении кукол различных систем, речевой характерности и пр. Вполне закономерно, что фестиваль породил идею театрального образовательного форума.

ТЕАТР КУКОЛ И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

Итак, на неделю, с 29 июня по 5 июля, Набережные Челны стали образовательным центром для российских кукольников. На I межрегиональный форум собрались коллеги из соседних регионов, представители театров Ижевска, Чебоксар, Уфы, Самары, Волгограда, Кстово, Ульяновска, Саранска, Озерска. Среди участников были не только творческие работники: режиссеры, художники, актеры, но и директора, их заместители по разным направлениям деятельности, завлиты, рекламщики, специалисты по связям с общественностью. Работали три секции: «Современный театр кукол, маркетинг и PR», «Теория театра и театральная критика» и «Мастерство актера театра кукол». Надо подчеркнуть, что каждый из педагогов разработал оригинальную программу семинаров и мастер-классов специально для форума. Это не просто слова, ведь образовательные программы для кукольников системно проводит лишь СТД РФ. Последний по времени образовательный форум Приволжского федерального округа состоялся в Нижнем Новгороде в 2009 году. Есть секция театра кукол театрально-образовательного форума «Науруз». Вот, пожалуй, и все в нашем регионе. На отдельных кукольных фестивалях ведущие специалисты проводят свои мастер-классы, но такая практика лишена системы, это программа-офф. Поэтому челнинцы сделали уверенный шаг вперед по первопутку.

Главный специалист кабинета детских театров и театров кукол союза театральных деятелей России, кандидат искусствоведения Алексей Гончаренко выступил с циклом видеолекций о современном театре кукол. Искусство играющей куклы переживает сегодня непростые времена — меняются видовые границы жанра. Сам театр кукол активно использует приемы и возможности смежных искусств, мультимедиа, новейшие инженерно-технические разработки, видеоарт, предметы и объекты, пространственные формы, инсталляции. С другой стороны, многие из указанных направлений современного искусства вторгаются на территорию театра кукол, не становясь при этом искусством действия, но так или иначе используя кукольную эстетику и влияя на характер и способы подачи театрального текста. Драматический театр уже давно освоил многие из приемов и подходов театра кукол, но ведь и театр кукол когда-то, в 70-е, активно перенимал завоевания драматического театра. В целом театр кукол на современном этапе испытывает общие веяния времени — кроссжанровые постановки занимают все большее место в репертуаре, размываются видовые границы, активно идет авторский поиск, получают развитие социально ориентированные постановки.

Театровед из Уфы Дина Давлетшина провела семинар «Сказка: смысл и интерпретация», на котором знакомые с детства истории про Курочку Рябу и Колобка, были проанализированы в динамике трансформации сюжета — от фольклорно-обрядовых истоков до наших дней. В современной сказке, обращающейся к известному сюжету, метафорическая первооснова замещается бытовой характерностью, и это следует учесть всем, кто причастен к репертуарной политике театров. Сказочный фольклор — это не просто набор фантастических персонажей в волшебных ситуациях, но образ жизни многих поколений, в современных городских условиях символика старых сказок должна обрести новое содержание и адекватную ему форму.

Директор по PR и маркетингу театра им. Камала Айгуль Давлетшина подготовила и провела семинар, в рамках которого раскрыла вопросы практического применения инструментов связи с общественностью и маркетинга в театральной сфере. Затронула вопросы формирования положительного имиджа театра, активного использования интернет-технологий и социальных сетей. Все на примере конкретных кейсов, конкретных примеров.

Мы с ведущим специалистом отдела творческих программ СТД РТ Адилей Хайбуллиной провели семинар по театральной критике, на котором детально разобрали «Золушку» Шварца и говорили об основных принципах обсуждения спектакля и написания рецензии.

РЕАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛНИНСКИХ КУКОЛЬНИКОВ СПРОЕЦИРОВАЛИСЬ НА ИХ ОТНОШЕНИЯ С РЕПЕРТУАРОМ

Но, вне всякого сомнения, самой полезно-изнурительной для участников и одновременно наиболее ярко выявляющей пороки ремесла стала работа актерской секции. А что поделать? Ведь, в конце концов, некий театр может отставать в вопросах позиционирования, работы со зрителем, грантонаписания, даже быть несведущ в актуальных тенденциях своего искусства, уже не говоря об умении завлитов разбирать пьесы и спектакли. Все это несложно исправить при наличии желания. Однако в театре кукол, испытывающем проблемы с вождением, сценической речью и движением в живом плане, налицо серьезные проблемы. К счастью, исходя из профессиональной оснащенности участников, речь на форуме шла в основном о деталях. Но ведь и в них, как известно, водится черт.

Мастерство кукловождения актеры и режиссеры оттачивали под руководством нашей соотечественницы, живущей и работающей во Франции, актрисы и режиссера Елены Гусевой. Ведущий кукловод знаменитого Воронежского театра кукол «Шут» эпохи замечательного режиссера Валерия Вольховского сегодня занимается социальным театром в Париже. Елена — непревзойденный мастер вождения самой расхожей в наших палестинах планшетной куклы.

Огромную работу проделала доцент ГИТИС, специалист по сценической речи, кандидат искусствоведения Ирина Автушенко. Речь современных кукольников безбожно засорена и малограмотна. Но это общая актерская проблема, в драматических театрах ситуация не лучше. А взгляните на ТВ — 90% дикторов делают ошибки в ударениях и «глотают» окончания. О какой «полетности» звука, о каких смысловых акцентах текста может идти речь. И все же. Всего за пять дней эти очаровательные женщины сумели вытащить из 50 кукольников дремавшие в них воспоминания о классических стандартах, выжать из уставших актеров складную речь и другие исполнительские таланты. Апофеозом работы актерской секции стал часовой мини-спектакль на закрытии форума, созданный педагогами за одни сутки, когда должным образом заработали руки, ожили предметы (шейные платки в нашем случае) и самими актерами изготовленные куклы, зазвучали голоса.

Вообще, нужно подчеркнуть именно практическую, прикладную направленность форума. Каждый вечер после трудного дня с крайне плотным графиком семинаров и мастер-классов актеры Набережночелнинского театра кукол, мужественно собрав в кулак волю и последние остатки сил, играли спектакли. Среди которых, как минимум два представляют особый интерес. Это «14 писем к Богу» Э.-Э.Шмитта и «У ковчега в восемь» У.Хуба. Это богоискательские пьесы. В первой неизлечимо больной раком мальчик Оскар по напутствию доброй Розовой дамы пытается разобраться в своих отношениях с родителями, сверстниками, докторами, а приходит к Богу. Во второй герои, пингвины, через ряд перипетий приходят к пониманию Бога-любви. Думаю, реальные проблемы челнинских кукольников спроецировались на их отношения с репертуаром. Похоже, кроме Бога никто не в силах помочь им со зданием. Не делая скидок на возраст, Набережночелнинский театр кукол говорит со своим зрителем об очень важном. Без патриотической неврастеники, без заученных слоганов, без отсылок к политической конъюнктуре воспитывает в детях радость и непоказной патриотизм, доверие и уважение к традиционным ценностям. Поучиться бы у них нашей странной Думе...