70-летний митрополит Анастасий (Меткин) покидает свой пост, который занимал более чем четверть века
70-летний митрополит Анастасий (Меткин) покидает свой пост, который занимал более чем четверть века

МИТРОПОЛИТ-ДОЛГОЖИТЕЛЬ

Заседание священного синода РПЦ под председательством патриарха Кирилла накануне вечером принесло сенсацию регионального масштаба. «Журнал №44» отчетного мероприятия сухо гласит, что в синоде «имели суждение о возглавлении симбирской и татарстанской митрополий». И постановили, что «преосвященным Казанским и Татарстанским, главой татарстанской митрополии быть митрополиту Симбирскому и Новоспасскому Феофану», в свою очередь, «преосвященным Симбирским и Новоспасским, главой симбирской митрополии быть митрополиту Казанскому и Татарстанскому Анастасию». Соответственно, выразив благодарность иерархам за их деятельность на прежнем месте службы. Таким образом, руководители соседних митрополий поменялись креслами. Однако исключительно формальными такие изменения в РПЦ назвать нельзя.

70-летний митрополит Анастасий (Меткин) покидает свой пост, который занимал более чем четверть века, будучи назначенным епископом казанским и марийским еще в 1988 году. Казалось, что теперь экс-глава казанской митрополии был всегда, во всяком случае, активизация роли в общественной жизни Татарстана православной церкви была связана прежде всего с его именем. Анастасий, который приехал в Казань еще во второй половине 1960-х годов, всегда умел находить общий язык с местными властями. Своеобразные итоги его многолетней работы были подведены в мае прошлого года на довольно массовом и представительном форуме православной общественности в столице Татарстана. Сам митрополит приводил там следующие цифры, что до начала активного возвращения храмов в казанской и татарстанской епархии было чуть более 20 приходов (в Казани, например, их было всего 3), то сейчас в митрополии 450 храмов, где служат более 400 священников. А в воскресных школах митрополии сейчас учатся более 2,5 тыс. детей.

Анастасий, который приехал в Казань еще во второй половине 1960-х годов, всегда умел находить общий язык с местными властями
Анастасий, который приехал в Казань еще во второй половине 1960-х годов, всегда умел находить общий язык с местными властями

Один из инициаторов того форума, заместитель руководителя аппарата президента РТ — руководитель департамента президента Татарстана по вопросам внутренней политики Александр Терентьев тогда также отметил оживление интереса к религии в республике. «Казанской и татарстанской митрополии церкви был возвращен 181 храм, 138 построили, 39 еще строятся. За последние 10 лет церкви переданы десятки земельных участков», — привел он конкретные цифры. И попутно отметил, что всем миром был восстановлен Благовещенский собор в Казанском кремле. А глава Татарстана Рустам Минниханов на том же заседании отметил, что за последнее десятилетие казанской епархии только в Казани оказана помощь на сумму 1,1 млрд. рублей, а в возрождение острова-града Свияжск и церковно-монастырского комплекса фондом «Возрождение» Минтимера Шаймиева вложено 1,2 млрд. рублей.

ГЕЙ-СКАНДАЛ ОТ АНДРЕЯ КУРАЕВА

Несмотря на столь по-хорошему впечатляющие результаты работы, вчерашнюю отставку Анастасия можно назвать ожидаемой сенсацией. Ожидаемой, поскольку имя иерарха последние полтора года прочно связано с громким и очень неприятным скандалом, а сенсацией — поскольку о развитии того самого конфликта в последнее время мы слышали очень немного. Речь идет о сексуальных домогательствах, которым якобы подвергались студенты Казанской духовной семинарии. «Сор из избы» вынес в конце 2013 года один из самых медийных отечественных деятелей церкви, диакон Андрей Кураев, поведавший «граду и миру» историю о проверке, начатой РПЦ в семинарии после писем нескольких учащихся. Кураев тогда не стеснялся в выражениях, рассказывая «БИЗНЕС Online» о «голубой ложе», которая «пустила свои метастазы» и в среде священников.

Кроме того, известный религиозный деятель разместил в своем блоге в «Живом Журнале» стенограмму выступления тогда еще и ректора семинарии Анастасия перед студентами, где он подверг резкой критике «смутьянов», которые своим письмом, вызвавшим приезд московской комиссии во главе с отцом Максимом Козловым, подписали «приговор мне... подписали всему руководству духовной семинарии». В результате учебное заведение покинул проректор по воспитательной работе Кирилл Илюхин — главный фигурант истории, а несколько авторов письма перевелись в столицу. Сам Кураев еще не раз возвращался к этой теме, но Анастасий все на том же форуме православной общественности год назад в Казани, впервые публично высказавшись об этой истории, отметил, что в результате различных проверок никакого подтверждения фактам скандала не нашлось, так что все обвинения были голословными.

Тем не менее митрополит был вынужден покинуть пост ректора. Хотя он и объяснял свое решение чрезвычайной загруженностью по основному месту работы, всем было понятно, что речь идет о последствиях громкого скандала. Многие тогда посчитали символичным и новое назначение в марте 2014-го — ректором стал игумен Евфимий (Моисеев), фактический наместник патриарха Кирилла, занимавший до этого должность заместителя председателя издательского совета РПЦ. Молодой по меркам церкви, 42-летний прекрасно образованный иерарх, об этом можно судить и по его просветительским текстам, публикуемым «БИЗНЕС Online», тут же снискал самую добрую славу не только в религиозных, но и в светских кругах республики. А сам Евфимий рассматривался едва ли не как главный кандидат на смену уже не молодому казанскому митрополиту, а вчерашние перестановки в разговоре с нашим корреспондентом предпочел не комментировать.

В марте 2014-го ректором Казанской духовной семинарии стал игумен Евфимий (слева)
В марте 2014-го ректором Казанской духовной семинарии стал игумен Евфимий (слева)

Однако решение священного синода все равно выглядит любопытно. Для Анастасия нынешнее решение можно назвать понижением в статусе, поскольку симбирская митрополия значительно меньше казанской. Но РПЦ лишний раз подтвердила, что по-своему устройству она во многом похожа на российскую власть. Своих здесь не принято бросать, и даже провинившимся иерархам находится свое место в системе. Кроме того, церковь не стала реагировать на казанский скандал тотчас же, этим она недвусмысленно дала бы понять, что сексуальные домогательства в духовной семинарии были. И лишь теперь «по-тихому» максимально благообразно проводятся необходимые перестановки. В этом практически читается стиль Владимира Путина, который тоже не любит реагировать на острые запросы общественности, желающей «крови» того или иного чиновника, предпочитая принимать самостоятельные и отстроченные решения.

Кстати, на сегодня была анонсирована пресс-конференция Анастасия по поводу выставки икон в Казани, но в итоге на брифинге были его заместители. Это говорит о том, что для многолетнего казанского митрополита решение священного синода могло стать неожиданным.

ФЕОФАН АШУРКОВ: ДИПЛОМАТ, ВОСТОКОВЕД И ПРАВАЯ РУКА ПАТРИАРХА КИРИЛЛА

Что же до нового казанского митрополита, то он фигура также чрезвычайно интересная и при этом довольно близкая к нынешнему патриарху. Достаточно сказать, что с 1993 года по 1999 год митрополит Феофан (Ашурков) был заместителем председателя отдела внешних церковных сношений Московского патриархата, митрополита смоленского и калининградского Кирилла, будущего главы РПЦ. Митрополит Феофан уже не молод, предшественник старше его всего на три года, а за плечами у него богатая и обширная биография. Еще в 1960-е, после службы в армии, принял решение уйти в монастырь.

Митрополит Феофан уже не молод, предшественник старше его всего на три года, а за плечами у него богатая биография
Митрополит Феофан уже не молод, предшественник старше его всего на три года, а за плечами у него богатая биография (фото: mgn-eparhia.cerkov.ru)

На счету Феофана длительные зарубежные командировки еще в советское время: послушание в русской духовной миссии в Иерусалиме, секретарь экзархата Центральной и Южной Америки, экзарх патриарха московского при патриархе александрийском и всей Африки. Если согласиться с довольно распространенным мнением, что все иерархи РПЦ в СССР, активно работавшие за границей, так или иначе были связаны со спецслужбами, в Казань приехала очень сильная фигура.

Феофан участвовал в переговорах с осажденными в московском Белом доме парламентариями в октябре 1993 года. Будучи архиепископом ставропольским и владикавказским, был на месте во время разворачивавшейся трагедии в Беслане в 2004-м, а в 2008-м открывал в монастыре реабилитационный центр для пострадавших во время российского-грузинского конфликта в Южной Осетии.

Митрополит Феофан — довольно активный пастырь, на просторах сети можно встретить его интервью, где он высказывается за захоронение Владимира Ленина, критикует так называемые общечеловеческие ценности и рассказывает о том, что церковь отнюдь не пытается восстановить свое влияние в образовательных учреждениях на дореволюционный уровень. Будучи главой челябинской митрополии, вел собственную передачу на местном телеканале. Отмечается также, что, имея опыт работы в Египте и Сирии, не говоря уже о Кавказе, иерарху будет легче приспособиться к работе в Татарстане, где встречаются православие и ислам.

Интересно, что главой симбирской митрополии он был назначен совсем недавно — 30 мая 2014 года (через несколько месяцев после скандала в Казани), а почти ровно через год 20 мая этого года патриарх Кирилл нанес ему в Ульяновск визит. Не исключено, что все было решено уже тогда...

«НЕ МОГУ СКАЗАТЬ, ЧЕМ ЗАПОМНИТСЯ МИТРОПОЛИТ АНАСТАСИЙ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» дали свою оценку громким перестановкам в РПЦ.

Всеволод Чаплин — председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата:

— Владыка Анастасий был центральной фигурой церковной жизни Татарстана более четверти века, с тех самых пор, как в 1988 году его нарекли епископом казанским и марийским. Очень многое в своем служении ему приходилось начинать с нуля, и в том, что сегодня жизнь в татарстанской митрополии протекает спокойно, есть огромная его заслуга. Определением священного синода преосвященному Анастасию выражена благодарность за его огромные многолетние труды.

Но, бесспорно, потенциал церковной жизни в Татарстане не исчерпан — митрополии есть куда развиваться. И здесь очень пригодится огромный опыт владыки Феофана, которого я знаю более 30 лет, с Троице-Сергиевой лавры. С тех пор ему довелось нести служение в самых разных странах — от Святой Земли до Центральной и Южной Америки. Преосвященный Феофан был и заместителем председателя отдела внешних церковных связей, работал в таких разных регионах России, как Магаданская и Челябинская область, Ставропольский край, Ульяновская область. Так что, безусловно, это человек очень опытный, с крепкой волей, всегда стремящийся сделать максимум для развития церковной жизни. Он умеет выстраивать отношения с представителями других религий, главным образом с представителями ислама и иудаизма, как об этом свидетельствует уже упомянутая мною работа владыки Феофана в Израиле. Еще раз повторюсь: Феофан — яркий православный иерарх, практик и строитель церковной жизни.

Сейчас владыкам Анастасию и Феофану дается время на то, чтобы попрощаться со своим духовенством и паствой. Поэтому какое-то количество дней пройдет, прежде чем они появятся в своих новых митрополиях. Но долгим этот период, как правило, не бывает — обычно до пары недель.

Всеволод Чаплин (справа): «Владыка Анастасий был центральной фигурой церковной жизни Татарстана более четверти века... И в том, что сегодня жизнь в Татарстанской митрополии протекает спокойно — есть огромная его заслуга»
Всеволод Чаплин (справа): «В том, что сегодня жизнь в татарстанской митрополии протекает спокойно, есть огромная его [Анастасия] заслуга»

Андрей Кураев — протодиакон русской православной церкви:

— При Анастасии деятельность епархии была довольно рахитичной. Он исходил из позиции «главное — не мозолить глаза властям», старался не создавать проблем. Позиция Анастасия очень схожа с позицией другого митрополита — Литовского — Хризостома. Тот православным говорил прямым текстом: «Православию здесь не место, это не наша земля, мы здесь гости». Складывается ощущение, что такие убеждения были и у Анастасия в отношении православных в Татарстане. Он очень боялся реальной помощи кряшенскому движению. Кроме того, он не имел в республике нравственного авторитета. Наследие после себя он оставил тяжелое. В частности, он, по сути, разогнал тех людей, которые могли воссоздать Казанскую академию в том научном блеске, в каком она была в XIX столетии. При нем епархиальная жизнь зашла тупик. Причем довольно дурно пахнущий.

Разумеется, на решение синода повлияла и ситуация, которая сложилась несколько лет назад в казанской семинарии. Но складывается ощущение, что все было сделано по сталинским лекалам. В те годы комдива, который пользуется авторитетом, если его надо арестовать, вызывают в Москву якобы на повышение, а ночью в поезде арестовывают вдали от его боевых товарищей. Честно говоря, эта операция похожа на этот метод. Убирая Анастасия из Казани во вроде бы почетный Симбирск, его выводят из политического контекста, потому что все, что происходит с элитой в Татарстане, имеет федеральный уровень интереса. А Симбирской элитой уже не так. В Симбирске Анастасий будет среди чужих ему людей, «голый». Поэтому там его уже можно спокойно снять и без шума отправить его на пенсию. А может быть, даже и под суд.

А пока Анастасия похвалили, сказали самые высокие слова. И меня беспокоит эта инфляция высоких слов, когда и говорящие, и слушающие понимают, что эти слова ничего не стоят. Сам Анастасий, может быть, и рад, что сбежал из такого проблемного места. Ну а я рад за Татарстан. Это решение Синода и лично патриарха Кирилла. Оно не стало для Анастасия неожиданностью. Говорят, он уже давно к этому готовился, распродавал свое имущество. Устроил себе «монетизацию льгот». Но не исключаю, что именно это решение и именно в этот день он мог и по телефону узнать. Но я за него не беспокоюсь. Он обеспечил себе спокойную старость. Интересно лишь одно: кто за ним поедет туда? Посмотрим, что это за стая такая «голубиная» станет перелетной.

Митрополит Феофан — человек очень умный, с огромным опытом работы именно в мусульманских регионах. До того как стать епископом, он много лет служил в Иерусалиме, в Египте, в Африке. Он очень хорошо знает Ближний Восток и мусульманский мир. Кроме того, он был епископом в Ставрополе несколько лет, а это тоже такой пограничный регион, и Северный Кавказ входил в его епархию. Он на руках выносил раненых детей из школы в Беслане. Это человек, который для вашего региона в этом смысле идеален. Напомню также, что это человек, который осуществил уникальнейший в истории проект: он здание обкома КПСС в Магадане перестроил в собор!

Лариса Астахова — заведующая кафедрой религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций К(П)ФУ:

— В биографии Феофана работа с Кавказом, поэтому думаю, никаких проблем в межконфессиональном общении у него не будет. Хотя для меня стала неожиданностью, обычно хоть какие-то слухи просачиваются. Наследство митрополит Анастасий оставляет сложное, при стабильном взаимодействии с властями мы видим достаточное количество скандалов за последние два года, хотя они длились и дольше. Тут и поджоги храмов, и история с казанской семинарией — она закончилась, но осталась в памяти, и в прошлом году это ударило по набору, репутация испорчена. Татарстан в этом плане постоянно попадал в какие-то рейтинги, на страницы газет — это не может не сыграть свою роль.

Владыке Феофану потребуется какое-то время, чтобы с этим освоиться. Во времена Анастасия наладился процесс взаимодействия с органами госвласти, он приложил много сил к восстановлению духовного образования. Я ему в некотором роде сочувствую, потому что здесь он проработал десятки лет, но такая перемена, считается, идет монахам на пользу.

Александр Волков — руководитель пресс-службы патриарха московского и всея Руси:

— Это понятное церковное решение, связанное с необходимостью усиления церковного присутствия в регионе. У владыки Феофана богатейший опыт межконфессионального общения, на протяжении многих лет он возглавлял нашу епархию в Ставрополье, где имел положительный опыт взаимодействия с исламскими общинами в самые непростые 90-е годы, служил и в Магадане, и на Урале. Похожие перестановки происходят по мере их необходимости в текущей церковной ситуации, по мере тех вопросов, которые необходимо решать, тех вопросов, которые ставит перед митрополитом священноначалие. Решение принято и несет в себе целый набор факторов, поэтому говорить о чем-то конкретном я затрудняюсь.

Илья Пищулин — главный редактор сайта «Православие.fm»:

— Смена митрополитов — это обычная практика, над механизмом которой я особо не задумывался: всегда кто-то занимает новые должности и места в церковной иерархии. Я не знаю, какой смысл в это вкладывают те, кто принимает кадровые решения, но если рассматривать этот процесс с точки зрения духовной, то это необходимо для обновления церковной жизни. Те, кто долго работают на одном месте, всегда обрастают связями, часто благотворными, но иногда не очень хорошими, ведь местные политики и чиновники тоже пытаются «подмазаться» к православным иерархам. В этом случае новое служение позволяет порвать эти связи и начать все заново, оздоровиться.

Владимир Вигилянский — настоятель храма Мученицы Татианы при МГУ, экс-руководитель пресс-службы Московской патриархии:

— Это мое личное мнение, у владыки Феофана есть огромный опыт в межконфессиональном общении, он был на ставропольской кафедре, где много мусульманских общин. Мне кажется, там было взаимопонимание, были достигнуты многие успехи. Я его хорошо знаю, но работать с ним не приходилось, были хорошие отношения, но я простой священник, а он архиерей, не равные величины. С патриархом Кириллом он знаком лично, был одним из его заместителей в 90-е годы в отделе внешних церковных связей. Не могу сказать, чем запомнится митрополит Анастасий, его пребывание. Конечно, были всякие истории, судя по средствам массовой информации, возможно, одной из причин такой перемены могли послужить недавние конфликты.