«Меня всегда посылали туда, где трудно», — говорит о себе новый глава РПЦ в Татарстане, у которого и вправду чрезвычайно богатое прошлое. Митрополит Феофан к своим 68 годам успел послужить на благо церкви в самых отдаленных точках земного шара и оказаться в эпицентре трагических событий в Москве-1993 и Беслане-2004. «БИЗНЕС Online» приводит наиболее значимые и любопытные детали биографии иерарха, приходя к выводу, что православную жизнь в Татарстане явно ждут перемены.
1. «СПЕЦПОСЛАННИК» РПЦ
«Никогда не был на легких местах. Находясь в Дамаске, был назначен в Магадан. И совершенно не считал это ссылкой. Построил великолепный кафедральный собор на вечной мерзлоте за два года. А из Магадана, появилась необходимость, меня перебросили на Северный Кавказ. Руководил огромной епархией, которая включала 6 субъектов Федерации, перенес Беслан, Нальчик и многое другое. Провел там 6 лет, но со всем этим справился. Челябинск тоже имеет проблемы. Меня всегда посылали туда, где трудно», — так говорил о себе митрополит Феофан в 2011 году.
С середины 70-х он делает довольно успешную карьеру на церковно-дипломатическом поприще, старт которой был дан в святом городе Иерусалиме, где он нес послушание в составе русской духовной миссии. Далее среди его длительных командировок — Южная Америка, Египет, Сирия. Тележурналист, представитель пресс-службы Симбирской епархии Святогор Богданов вспоминает: «Владыка Феофан действительно очень опытный и тонкий дипломат, много путешествовал по миру, в связи с этим лично знаком с некоторыми известными зарубежными политиками и религиозными деятелями. К примеру, работая в Экзархате Центральной и Южной Америки, он познакомился с нынешним Папой Римским Франциском, который тогда был простым священником. Президента ЮАР Нельсона Манделу Феофан знал еще до его тюремного заключения, а потом встречался с ним после его освобождения. Также он знал известного палестинского лидера Ясира Арафата». Мог ли в советские годы священнослужитель с таким кругом связей не быть связан со спецслужбами, остается только гадать...
Любопытно, что ни на одной из должностей новый митрополит Казанский не задерживался надолго, что, впрочем, не сказывалось на его авторитете в церкви. Это лишний раз наводит на мысль, что в РПЦ он выполняет роль «посланника по особым поручениям». К примеру, сам Феофан так объяснял свое назначение в 2000 году епископом Магаданским и Синегорским: «С распадом СССР в далеком Колымском крае сложилась очень непростая религиозная ситуация. На каноническую землю русской православной церкви обрушилась целая армия проповедников: католиков, протестантов, последователей псевдорелигиозных сект из США, Кореи, Японии. Они развернули бурную деятельность. Край мог стать первым протестантским центром в России. Складывалось впечатление, что для русской православной церкви нет достойного места в своем доме. Такое положение сильно беспокоило Святейшего патриарха и священный синод, и, направляя меня на очередное послушание сюда, они, конечно, учитывали многолетний опыт моего предыдущего служения в условиях многоконфессиональности».
Более того, в 2003 году буквально за несколько дней до начала вторжения США и его союзников в Ирак Феофан возглавлял миротворческую делегацию РПЦ в этой стране. И хотя остановить надвигавшуюся войну и дальнейшее свержение Саддама Хуссейна не удалось, факт говорит о многом.
2. ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА
С 1993 по 1999 год Феофан был заместителем председателя отдела внешних церковных связей РПЦ митрополита Кирилла. Так что знаком он с нынешним патриархом далеко не понаслышке и практически в каждом своем публичном заявлении подчеркивает роль патриарха Кирилла в нынешнем общественном согласии и духовном возрождении.
Многие обратили внимание на то, что в мае этого года глава РПЦ посетил Ульяновск, где служил к тому времени всего лишь год наш главный герой. Можно предположить, что этот визит был неслучайным. Вероятно, именно тогда он и мог получить окончательное предложение возглавить казанскую проблемную кафедру, тем более сам жизненный опыт владыки подсказывал РПЦ подобный выбор.
3. ДРУГ МУСУЛЬМАН
Биография Феофана и вправду располагает к его появлению в Татарстане. В его богатой зарубежно-дипломатической биографии выделяется работа в исламских странах — с 1989 по 1993 год — в качестве экзарха патриарха Московского при патриархе Александрийском и всей Африки (Египет), а в 1999 - 2000 годах — в роли представителя патриарха Московского при патриархе Антиохийском и всего Востока (Сирия). Таким образом, специфика работы ему вполне ясна. Добавьте сюда еще и восьмилетнее служение в качестве архиепископа Ставропольского и Владикавказского.
Будучи митрополитом Челябинским, Феофан во время визита верховного муфтия РФ Талгата Таджуддина подписал с местным представителем духовного управления мусульман договор о социальном партнерстве, первый подобный документ в России. Его основная задача — «укрепление мира между представителями разных конфессий». Будучи в Уфе на торжественном заседании в честь 225-летия ЦДУМ РФ в 2013 году, Феофан так прокомментировал подписание этого документа: «Наша митрополия подписала соглашение о социальном партнерстве с региональным духовным управлением мусульман Челябинской области. Здесь речь не идет о наших вероисповедательных принципах, догматах, мы не касаемся этого вопроса. Для нас выше общие заботы. Это потеря веры как тех, кто своими корнями принадлежит к исламу, так и православных. Это безнравственное состояние общества, наркомания, пьянство, это, скажем, непонимание ценностей семьи, неправильное отношение к браку. И все это есть, и мы должны с этим совместно бороться, чтобы наши духовные усилия были направлены на чистоту нравственного состояния общества».
4. МИРОТВОРЕЦ ВО ВРЕМЯ РАССТРЕЛА БЕЛОГО ДОМА В 1993 ГОДУ
Новый митрополит Казанский обратил на себя особое внимание более 20 лет назад, когда оказался в эпицентре противостояния между президентом РФ Борисом Ельциным и российским парламентом. Сам Феофан рассказывает о совещаниях, в которых у патриарха Алексия, вызвавшегося стать посредником, участвовали первый зампред правительства Олег Сосковец, мэр Москвы Юрий Лужков, глава администрации президента Сергей Филатов и председатель отдела внешних церковных связей РПЦ Кирилл. Именно будущий патриарх и предложил кандидатуру одного из своих заместителей в качестве парламентера. Феофан вспоминает об этом так: «Понятно было, что исполнительная власть готова к переговорам. Но было не совсем ясно, что думают народные депутаты в Белом доме. Решили, что кто-то должен пойти и провести переговоры с вице-президентом Руцким и депутатами Верховного Совета во главе с Хасбулатовым. Тогда митрополит Кирилл, нынешний патриарх, предложил мою кандидатуру. Дело в том, что я был человеком, не облеченным высшей иерархической властью, однако имел довольно серьезный опыт участия в различных дипломатических переговорах, в том числе международных».
В результате с соответствующими бумагами, позволяющими ему вести переговоры, иерарх несколько раз был в Белом доме, встречаясь и с Русланом Хасбулатовым, и со своим земляком по Курской области Александром Руцким. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» экс-глава Верховного Совета РСФСР Хасбулатов вспомнил о событиях 22-летней давности и о роли в них нашего героя: «Хорошо помню владыку Феофана по событиям октября 1993 года: умный человек, у меня сложилось впечатление, что он сочувствовал нам (защитникам Белого дома — прим. ред.). Феофан хотел примирения, встречался по этому поводу со мной и с Руцким (Александр Руцкой, в то время вице-президент России — прим. ред.), говорил нам: «Мы будем делать все, что в наших силах сделать». Хотя силы у церкви были сравнительно небольшие — помните ведь, как патриарху Алексию II, пытавшемуся воздействовать на ситуацию, один из высокопоставленных российских чиновников сказал: «А ты, поп, не суйся не в свое дело». И, невзирая на это, Феофан занимал активную позицию...»
Один из наших собеседников в окружении владыки считает, что Феофан тогда употребил весь свой дипломатический опыт, чтобы добиться мирного разрешения конфликта или, по крайней мере, не допустить полномасштабных военных действий в центре российской столицы. И ему это удалось — как знать, быть может, если бы не вмешательство владыки, события в России могли бы пойти по сценарию, которым сейчас идет Украина: гражданская война, смута, распад страны...
5. ВЫНОСИЛ РАНЕНЫХ ДЕТЕЙ ИЗ ШКОЛЫ В БЕСЛАНЕ
Богданов рассказал «БИЗНЕС Online»: «Первое, что мне вспоминается из прошлого владыки Феофана, — его героическое поведение во время теракта в Беслане. Получив известие, что бесланская школа захвачена террористами, преосвященный (который тогда занимал пост ректора Ставропольской духовной семинарии) уже через 40 минут был на месте трагедии. Сохранились фотографии, на которых после начала штурма Феофан под пулями выносит из школы раненых детей».
Сам Феофан вспоминал, что все время этой трагедии находился рядом со школой в штабе, отвечавшем за переговоры с террористами. А в одном из телеинтервью он рассказывал о беседах, которые вел в Беслане с подполковником, начальником отделения управления «Вымпел» центра специального назначения ФСБ РФ Дмитрием Разумовским буквально за несколько минут до взрыва, после которого начался штурм учебного заведения. Разумовский, как и еще несколько его коллег, погиб, закрывая собой детей, и посмертно удостоен звания Героя России.
6. 26-ЛЕТНИХ МОНАХ
Родился будущий митрополит Феофан в 1947 году в Курской области РСФСР, в городе Дмитриев-Льговский. Позднее учился в Новотроицке слесарному делу. К церкви владыка пришел еще в конце 60-х во время службы в армии в Ульяновске. Он вспоминал, что однажды самовольно отправился в храм в день Пасхи, был замечен командиром и наказан «губой» (гауптвахтой). После прохождения срочной службы принял решение уйти в монастырь.
В 1973 году в возрасте 26 лет он был пострижен в монашество архимандритом Иеронимом (Зиновьевым), наместником Троице-Сергиевой лавры, с именем Феофан — в честь преподобного Феофана Исповедника. Обучался в Московской духовной семинарии, затем — в Московской духовной академии, которую окончил в 1976 году со степенью кандидата богословия (кандидатская диссертация была на тему «Догматическое учение Василия Великого»). В 1974 году рукоположен в сан иеродиакона, в 1979-м — в сан игумена, в 1985-м — архимандрита. В 2000 году он впервые стал епископом, в 2011-м — архиепископом и, наконец, 1 августа 2012 года — митрополитом.
7. «ВСКОЛЫХНУЛ УЛЬЯНОВСКУЮ ОБЛАСТЬ»
«Могу сказать, что за один только год на посту митрополита Симбирского и Новоспасского владыка Феофан так всколыхнул Ульяновскую область и поднял ее духовный уровень, как никому до этого не удавалось. Взаимодействие светской и духовной власти в Ульяновске (губернатор Ульяновской области Сергей Морозов — митрополит Феофан) даже стали ставить в пример как образец сотрудничества государства и церкви. Феофану удалось реанимировать даже самые мертвые проекты, про которые и подумать было нельзя, что им дадут ход. Кроме того, в распоряжение православной церкви вернулись два региональных объекта, которые когда-то были экспроприированы большевиками», — рассказывает Богданов, подводя итог работе митрополита в Ульяновске.
Вообще, где бы Феофан ни служил, везде довольно жестко ставил вопрос о строительстве культовых учреждений, а в Магадане и вовсе был построен один из самых больших православных храмов России — Свято-Троицкий собор, причем ранее это здание было... недостроенным Домом советов. Закладывал православный храм Феофан и в ингушском селе Сунжа.
Заметим, что Феофана в его бытность архиепископом Ставропольским и Владикавказским периодически обвиняли в жизни на широкую ногу, в частности, вспоминая его с размахом отмеченный юбилей. Заступив на кафедру в Челябинске, он так на это отвечал журналистам: «Я построил в Ставрополье и Владикавказе более 100 великолепных храмов, много хороших представительств, но ни метра площади не принадлежит мне лично. Все это — собственность церкви. Если найдете хоть один мой дворец — дарю!» Что касается своего 60-летнего юбилея, то владыка тогда выразил благодарность любящим его народам Кавказа, организовавшим праздник, на который не была потрачена ни одна церковная копейка.
8. ПУБЛИЧНЫЙ ПЕРСОНАЖ
Феофан, в отличие от своего предшественника в Казани, отнюдь не чурается публичности. На просторах сети можно встретить массу его интервью, он проводил online-конференции и вел собственные телепередачи, к примеру, на канале «Россия-24» или челябинском ОТВ. Такая его открытость вполне естественна для бывшего дипломата и сотрудника отдела внешних церковных связей. Некоторые, однако, обвиняют его в склонности к эпатажу.
«Он любит демонстративно жертвовать на строительство или ремонт храма свои личные деньги. А потом через церковную кассу эти деньги возвращает себе! Сколько было шуму о том, что будет строить храмы! Где эти храмы? Не может наладить диалог с потенциальными инвесторами, которые могли бы пожертвовать на строительство храма. Уволил весь обслуживающий персонал епархии. Даже полы мыть некому!» — так говорили недоброжелатели в Челябинской области, рассылавшие в СМИ анонимные письма.
В письме говорится, что перед Новым годом в храме Александра Невского владыка снял свой клобук, положил в него крупную сумму и пустил по рядам: «На нужды храмов! Батюшки просто растерялись, когда Феофан пустил клобук по рядам. Что могли из карманов выгребали, в том числе и те, что в сельских приходах служат. Клобук-то, между прочим, украшен золотым крестиком в бриллиантовой оправе. Уж очень смешно там смотрелись мятые десятирублевки!» — рассказывал URA.Ru один из свидетелей.
9. ИНИЦИАТОР ШКОЛЬНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Феофан много и охотно говорит в интервью об образовании, подчеркивая при этом, что церковь не претендует на то, чтобы в школах преподавали Закон Божий. Хотя на том же Южном Урале вспоминали, что владыка был очень недоволен, когда узнал, что абсолютное большинство местных учеников предпочли «Основам православной культуры» курс «Основы светской этики».
«Именно Феофану принадлежит инициатива лоббирования в светских школах предмета «Основы православной культуры» — для этого он неоднократно встречался со школьными педагогами и директорами, объяснял им доступным языком, почему, на его взгляд, в этом есть необходимость. И чаще всего убеждал — достаточно сказать, что стараниями Феофана даже на Северном Кавказе курс «Основы православной культуры» был введен в школьную программу. Более того, на том же Кавказе владыка открывал православные детские сады, что для данного региона (с преобладанием мусульманского населения) было совсем уж экзотикой», — говорит Богданов.
10. ПРОТИВНИК ГОМОСЕКСУАЛИЗМА
Новый митрополит Казанский не раз в своих речах касался темы гомосексуализма, актуальной для церкви в нашей республике, вспоминая скандал в духовной семинарии. Феофан не раз подчеркивал свое крайне негативное отношение к этому явлению, называя его «физиологическим извращением». Любопытно, что, работая в нулевые годы в Магадане, он пригласил туда с лекциями популярного диакона Андрея Кураева, который в последние годы заслужил славу одного из борцов с «голубым лобби».
В те же времена Кураев во время одной из лекций высказал допущение, что гомосексуалист вполне может быть православным священником. Феофану пришлось даже выйти на сцену, чтобы резко оборвать своего гостя.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 50
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.