Несмотря на антирелигиозную борьбу большевиков, татары не отказывались от поста даже в годы Великой Отечественной войны, указывает доцент кафедры востоковедения и исламоведения КФУ Азат Ахунов. В статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», он рассказывает о том, почему в Абу-Даби легче держать уразу, чем в Казани, в чем столица Татарстана еще отстает от стран Востока, а также приводит примеры местного креатива от мусульман в социальных сетях.
БЕЛЫЕ НОЧИ И ПОСТ
Многие устали от непогоды, а для мусульман она только в радость. Немалая часть священного месяца Рамадан прошла под аккомпанемент дождя. Верующие видят в этом знак Всевышнего — облегчилась участь постящегося. Шутка ли — чуть ли не 20 часов без воды и пищи!
В первые дни уразы мы летели с ректором Российского исламского института Рафиком Мухаметшиным в Петербург. Самолет сел в Северной столице ровно в 20:30 — время разговения. Ан нет! Ректор напомнил, что мы переместились на север и теперь время разговения передвигается на два часа позже.
Невольно вспомнилась история со строительством железной дороги Москва — Санкт-Петербург в середине XIX века. Простые татарские крестьяне, занятые на тяжелых земельных работах, строго следовали кораническому аяту: «Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи» (Аль-Бакара: 187). Следовали аяту и... погибали. В условиях высоких широт в период белых ночей ночь не наступала. Они не прекращали свой пост, видя в этом, выражаясь христианской терминологией, промысел Божий. И некому было подсказать им еще один аят из Корана: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения». Напомнить, что если нет четкого разделения между днем и ночью, то надо поститься по времени ближайшего мусульманского города, где эта разница видна. Или по времени священной Мекки.
И еще на тему поста и здоровья. В 1914 году была опубликована работа доктора медицины Алексея Сухарева «Казанские татары. Опыт этнографического и медико-антропологического исследования». Проведя обследование татарского населения Казанского уезда, он пришел к выводу, что наименьшее количество больных у татар приходится на месяц уразы.
Религиозность татар была высокой вплоть до начала XX века, когда под натиском европейской культуры она стала размываться. Именно тогда татарские бунтари поэт Габдулла Тукай и писатель Фатих Амирхан демонстративно закусывали во время поста на глазах мулл-кадимистов, открыв нараспашку окна.
ПИРШЕСТВО И ВЕСЕЛЬЕ НА УЛИЦАХ МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН
Несмотря на антирелигиозную борьбу большевиков, татары не отказывались от поста даже в годы Великой Отечественной войны. В жаркую страду оставшиеся в тылу деревенские женщины, несмотря на тяжелый изнурительный труд, воздерживались от еды и питья. Конечно, все это делалось скрытно. И если председатель колхоза узнавал секрет, то силком вливал в рот «провинившимся» воду.
К чему все эти примеры? К тому, что в наш век трудности преодолеваются намного проще. Почти не осталось такой работы, которая требовала бы тяжелого физического труда. Никто не запрещает соблюдать пост, но и никто не делает поблажек постящимся. Мы живем в светском государстве, поэтому у нас нет сокращенного рабочего дня или отпуска на время Рамадана, как это происходит в арабских странах.
Знакомые арабы, живущие в Казани, постят на своих страницах в социальных сетях календарь Рамадана. Краткий перерыв на ночь и длинный световой день вызывают у них уважение и религиозный трепет. Ведь время воздержания, например, в Абу-Даби на пять часов короче, чем в Казани.
Конечно, Казань еще далека от Востока. В месяц Рамадан в мусульманских странах выручка торговли и общепита вырастает двукратно. Если днем кафе и рестораны стоят закрытыми, то с заходом солнца туда стекается публика. Начинаются всеобщие пиршество и веселье. Публика гуляет чуть ли не до самого восхода солнца. В этот месяц посетители заказывают лучшие блюда и напитки, балуют себя сладостями, меньше экономят. Немалая часть бюджета уходит на положенные традицией подарки друзьям и родственникам, обязательны пожертвования в пользу больных и бедных.
Для тех, кто не может позволить себе роскоши чревоугодия в дорогих ресторанах, накрываются бесплатные столы прямо на улицах. Благотворительные ифтары (ужины-разговения) собирают тысячи и тысячи неимущих мусульман, путников, да всех желающих.
Внешне в Казани ничего не меняется с приходом Рамадана. В первые дни уразы молодежь (а пост соблюдают в основном молодые люди) делится в социальных сетях своими впечатлениями, сетует на трудность воздержания в летние дни. Но все это длится день-два — не больше. Дальше начинается креатив — как лучше и где провести ифтар, куда пойти на обязательный в уразу намаз-таравих. Одна моя знакомая поставила цель ежедневно читать таравих в новой мечети. Учитывая, что в городе мечетей около 60, она так и не сумела осуществить свой план.
ИСЛАМ СТАНОВИТСЯ ЧАСТЬЮ НАШЕЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Фишкой летнего казанского сезона стали ифтары на пленэре. Хорошая возможность совместно поужинать и пообщаться на свежем воздухе.
Духовное управление мусульман Татарстана, отдельные мечети в этом году (впрочем, как и в предыдущие годы) организовали «Шатры Рамадана». Самый большой республиканский «шатер» был раскинут на территории «Казань Арены». Он вместил в себя свыше 5 тыс. человек. Причем туда приглашались не только мусульмане, но и представители других конфессий, известные и уважаемые в республике люди, да и все желающие.
Пост в Рамадан, да и вообще исполнение остальных религиозных предписаний становятся уделом молодежи. Ислам в Татарстане молодеет. Об этом мы говорили в предыдущем материале. Ислам перестал быть исключительно пенсионерским, как в советские годы. Лично я не вижу в этом никакой опасности. Искренне верующий мусульманин, так же как и искренне верующий христианин, исповедует те же самые вечные заповеди. В целом религиозная молодежь Татарстана неконфликтна, она современна, креативна, социализирована.
В Татарстане немало медиафигур, известных людей, которые читают пятикратный намаз, соблюдают пост в месяц Рамадан, но широкой публике об этом неизвестно. Внешне они ничем не отличаются от других. Да и сами не афишируют свою веру.
Ислам становится частью нашей повседневности. Несмотря на многовековое проживание в иноконфессиональной среде, татары сохранили свою веру. Верность традициям и корням в глобализующемся мире — это очень важно.
Азат Ахунов, доцент кафедры востоковедения и исламоведения КФУ
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.