КОНКУРЕНТЫ НЕ РАДЫ ПРИХОДУ ФРАНЦУЗСКОГО РИТЭЙЛЕРА И ПЫТАЮТСЯ ПРИВЛЕЧЬ НА СВОЮ СТОРОНУ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС

Вокруг прихода в столицу Татарстана французской продуктовой сети Ашан и ведущего европейского ритэйлера бытовой электроники Media Markt закрутилась целая интрига.

По данным "БИЗНЕС Online", обе компании должны стать якорными арендаторами реконструируемого ТЦ "Южный". Сейчас собственник "Южного" - ЗАО "Казстройинвест" ведет активное строительство, и в ближайшие годы Казань может получить ТЦ нового формата, где "якорями" станут две международные торговые сети. Появление нового игрока вызывает опасения у существующих казанских торговых центров, которые готовы бороться с конкурентом разными способами.

ОТЛОЖЕННЫЙ ВЫХОД

Свой приход в Казань международная торговая сеть Ашан (Auchan Group) начала планировать накануне празднования тысячелетия города. По данным источника «БИЗНЕС Online», в 2003 году в головном российском офисе компании в Москве началось формирование команд для первых трех региональных гипермаркетов, которые должны были открыться в Самаре, Нижнем Новгороде и Казани. Тогда же шли переговоры с администрацией Казани о выборе места для будущего магазина.

Но вскоре французы с выходом в столицу Татарстана решили повременить, причем назывались разные причины – начиная от сложности логистики, заканчивая неудачной транспортной схемой города.

Но, похоже, главной причиной стало отсутствие подходящих торговых площадей. Так, открывшийся в декабре 2005 года ТЦ "МЕГА-Казань", который и является партнером Ашана во многих регионах, предпочел в качестве якорного продовольственного арендатора выбрать Рамстор (по мнению некоторых участников рынка, столь неожиданный выбор объяснялся тем, что турецкая сеть пользовались поддержкой некоторых высокопоставленных татарстанских чиновников). Как известно, позже Рамстор покинул Казань.

ПО РУКАМ...

Разговоры о выходе Ашана в Татарстан вновь возобновились спустя четыре года. В апреле 2009 года в кабмине премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов принял руководство российского офиса Ашан. В беседе с премьером генеральный директор "Ашан Россия" Жан Пьер Жермен выразил заинтересованность в присутствии на розничном рынке республики. Во время встречи Минниханов дал поручение минпромторгу и минэкономики РТ совместно проработать вопросы присутствия компании "Ашан" в муниципальных районах Татарстана, а вопросы размещения сети в Казани отдал на проработку мэру Ильсуру Метшину.

После той встречи глава минэкономики Марат Сафиуллин заявил, что привлечение ритэйлеров способствует притоку дополнительных инвестиций и развитию конкуренции, что благоприятно отразится на обслуживании населения, а также поспособствует снижению цен на продовольственные и бытовые товары.

МЕСТО ВСТРЕЧИ - ЮЖНЫЙ

Руководитель по внешним коммуникациям сети Ашан Мария Курносова подтвердила «БИЗНЕС Online», что сейчас компания ведет переговоры и подбирает место для размещения гипермаркета в Казани.

"Но открытие магазина однозначно не произойдет в 2009 году. Возможно, это будет 2010", - заявила Курносова. Назвать возможные места расположения торговых центров PR -менеджер отказалась

По информации «БИЗНЕС Online», будущий гипермаркет французской сети разместится в торгово-культурном центре "Южный", который сегодня реконструируется и расширяет свою торговую площадь.

По данным информированных источников, ЗАО "Казстройинвест", являющееся собственником комплекса, планирует запустить три очереди. Так, в первой очереди (реконструируемое здание имеющегося ТЦ) уже запланировано размещение сети Media Markt, которая является лидером европейского ритэйлера бытовой техники и электроники.

Гипермаркеты немецкой сети, как правило, размещаются на огромных площадях, представляют громадный выбор последних новинок бытовой электроники (45 тыс. наименований товаров и более) и пользуются заслуженной популярностью у покупателей.

Представители российского офиса Media Markt подтвердили «БИЗНЕС Online», что до конца 2010 года компания планирует открыть в ТЦ "Южный" магазин общей площадью   8 тыс. кв. метров. Ранее наше издание также сообщило о планируемом открытии магазина Media Markt в ТЦ "Детский мир" на улице Петербургской общей площадью 6,1 тыс. кв. метров.
Вторую очередь ТЦ "Южный" планируется отдать под гипермаркет "Ашан".

Ашан за короткое время сумел завоевать популярность из-за низких цен и большого ассортимента у многих россиян. Так, Auchan Group сегодня в Москве занимает 5% рынка, а в Нижнем Новгороде - все 15%.

Предполагаемая площадь будущего казанского магазина Ашан около 14 тыс. кв..метров, что соответствует принятым стандартам сети. Средняя площадь ашановского гипермаркета в России – 15 - 17 тыс. кв.метров.

В планах девелопера, завершить возведение ангара второй очереди к декабрю этого года.

ЗА ПОМОЩЬЮ К АДМИНИСТРАТИВНОМУ РЕСУРСУ

Как сообщил «БИЗНЕС Online» один из участников рынка, реконструкция и реконцепция Южного вызвало обеспокоенность у ряда крупных игроков на рынке торговой недвижимости Казани. Местные руководители ТЦ опасаются, что приход двух международных сетей – немецкой Media Markt и французской Auchan Group в обновленный Южный может составить серьезную конкуренцию и оттянуть значительную часть посетителей.

Но больше всех из-за схожих концепций и близости расположения может пострадать крупнейший казанский торговый комплекс ТЦ "МЕГА-Казань", которым управляет шведская мебельная сеть ИКЕА.

Так, по информации нашего источника, руководство одного из торговых центров даже направило письма в головной офис Media Markt в Германии, в котором пыталось убедить немцев в том, что ТЦ "Южный" не соответствует высоким требования европейского ритэйлера. Все закончилось тем, что в Казань из Германия приехала делегация, осмотрела реконструируемый торговый центр и в итоге оставила в силе решение российского офиса.

Одновременно один из торговых центров попытался отсрочить и приход Ашана. Как утверждает один из участников рынка, было направлено письмо к татарстанским властям с просьбой озаботится защитой местных торговых сетей (акцентировав внимание на сети "Бахетле") от иностранных ритэйлеров.

Арслан Минвалеев

Справка

Auchan Group - продуктовый ритейлер основан в 1961 г. во Франции. Владеет 475 гипермаркетами и 729 супермаркетами по всему миру, банком Accord. Дочерняя компания Immochan управляет 290 торговыми центрами и владеет 1,6 млн кв. м торговых площадей.

Финансовые показатели (2008 г.): выручка — 39,5 млрд евро, чистая прибыль — 727 млн евро. Торговля осуществляется под марками Auchan (гипермаркеты), Leroy Merlin (магазины стройматериалов и товаров для дома), St. Maclou (товары для дома), Decathlon (спорттовары), Norauto (автоаксессуары), Kiabi (одежда), Atac и Elea (супермаркеты).

Первый и крупнейший в России гипермаркет "Ашан" был открыт в Московской области в 2002 году. С 2006 года компания начала сотрудничество с российскими регионами, Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом, Екатеринбургом. В 2007 года гипермаркеты "Ашан" открылись в Самаре, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Краснодаре. В настоящий момент ООО "Ашан" имеет в России 33 гипермаркета.

 

Media Markt - лидер европейского розничного рынка бытовой техники и электроники основан в 1979 году. Входит в состав Media-Saturn-Holding GmbH и располагает 560 магазинами в 14 европейских странах. В 2006 году сеть вышла на российский рынок, открыв к сегодняшнему дню 15 магазинов. Оборот Media-Saturn-Holding GmbH в 2008 году составил 19 млрд евро, объем продаж российского подразделения — 374 млн евро.