Сегодня в России не без политического подтекста широко отмечается 1000-летие преставления равноапостольного князя Владимира. В преддверии даты корреспондент «БИЗНЕС Online» побеседовал со старообрядческим митрополитом Московским и всея Руси Корнилием, который на прошлой неделе встречался с врио президента РТ Рустамом Миннихановым. В интервью старец высказал свои мысли о крестителе Руси, рассказал о сакральном значении Казани и объяснил, почему настоящие мужчины не должны брить бороду.
На прошлой неделе митрополит Московский и всея Руси Корнилий встречался с врио президента РТ Рустамом Миннихановым |
«ПРЕЗИДЕНТ ТАТАРСТАНА ЛИЧНО ПРОВЕРИТ ХОД РЕКОНСТРУКЦИИ»
— Владыка Корнилий, 10 лет назад вы стояли во главе Казанско-Вятской епархии русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ). Наверное, с тех самых пор Казань для вас — не чужая земля?
— Для меня и для всех старообрядцев казанская земля не только не чужая, а священная. Она связана с замечательным образом Казанской иконы Божией Матери и уже поэтому является источником духовной энергии и благодати. Каждый раз, прибывая сюда, я увожу в душе частицу этой благодати — памяти о том, что именно здесь Господь явил чудо спасения Руси в Смутное время. Я думаю, что это спасение продолжается до сих пор: ведь у Руси всегда были трудные времена.
В самом деле, а когда на Руси было легко? Наверное, никогда. Конечно, всегда Русь держалась помощью Божией, святых, Пресвятой Богородицы — всегда наша страна была под покровом Святого Духа. Поэтому пребывание в Казани каждый раз для меня — это праздник души. Сегодня это очередной праздник, очередное посещение столицы Татарстана — я вижу здесь возрождение душ и сердец и материальное возрождение храмов, в одном из которых мы теперь находимся (Покровский собор на Старой улице — прим. ред.). Это будет кафедральный собор русской православной старообрядческой церкви в Казани, работы в нем уже близятся к завершению и освящению храма. Встреча с врио президента Татарстана Рустамом Миннихановым дает нам возможность уже говорить о каких-то сроках окончания работ и о том, как это будет. Конечно, старообрядцы по всей России ждут приглашения на освящение храма. Казань — это ведь один из старообрядческих центров Поволжья.
— На какие сроки ориентируетесь в плане окончания работ по реконструкции храма?
— Сроки полного завершения работ по реконструкции пока назвать трудно, так как они ведутся поэтапно и финансирование тоже частичное. Впрочем, Рустам Минниханов пообещал профинансировать первоочередные работы по реконструкции собора и выделить средства на замену кровли, реставрацию куполов и барабанов, гидроизоляцию. Также обещана поддержка по дренажной системе — для осушения цокольной части храма, в которой проектом запланирован музей старообрядчества. Казанско-Вятская епархия и митрополия РПСЦ, в свою очередь, взяли на себя обязательство профинансировать работы по защите и восстановлению фасадов Покровского кафедрального собора.
Впрочем, мы еще в 2004 - 2005 годах получили на восстановление храма из резервного фонда президента РТ 2 миллиона рублей, еще 3 миллиона — из фонда кабинета министров республики. Затем нам оказывалась помощь по линии целевой программы «Мирас-Наследие» (это еще 15 с небольшим миллионов рублей). Но особенно активно восстановительные работы начали вестись после нашей первой встречи с Рустамом Миннихановым в октябре 2013 года. К настоящему времени уже выполнен большой объем внутренних ремонтно-восстановительных работ, что и позволяет нам надеяться на скорое освещение собора.
— Минниханов будет как-то отслеживать свою часть работ?
— Да, на 4 ноября 2015 года, на день Казанской иконы Божией Матери, у нас запланирована очередная встреча с Рустамом Нургалиевичем на территории комплекса старообрядческого кафедрального собора. Минниханов должен приехать, чтобы лично проверить ход реконструкции.
Но все в руках Божиих. Все еще может поменяться. На встрече с Миннихановым названо именно 4 ноября, это записано в госпротоколах. Храм обещает стать украшением, архитектурной и духовной жемчужиной Казани и всего Татарстана. Кроме этого, в сквере напротив собора должен появиться памятник моему предшественнику в Казанско-Вятской епархии РПСЦ, покойному митрополиту Андриану (Четвергову). В связи с этим мы поставили закладной камень в основании будущего памятника. Сам сквер тоже, можно сказать, воссоздан из руин, но буквально за несколько последних дней до появления здесь закладного камня он преобразился.
Конечно, работы еще много. Впрочем, у кафедрального собора в Казани уже появился епископ — владыка Евфимий. Так что у казанско-вятской кафедры в скором времени отстроится свой кафедральный собор, вполне заслуживающий этого звания и по своим масштабам, и по украшениям, и по истории храма.
«ЗДЕШНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИСЛАМА БЛИЗКИ НАМ ПО ДУХУ»
— Ваш нынешний визит в Казань и встреча с врио президента РТ были запланированы задолго до этого дня?
— Не то чтобы задолго, но заранее, конечно. Мы приурочили встречу к празднику Казанской иконы Божией Матери — именно она в какой-то мере и привела нас в Казань. Так что в первую очередь хотел бы всех поздравить с этим замечательным праздником!
— Какое впечатление на вас произвел Рустам Минниханов? Это ведь уже не первая ваша с ним встреча?
— Да, до этого мне доводилось встречаться и с Минтимером Шаймиевым в его бытность президентом, а с Миннихановым мы видимся уже во второй раз. Что могу сказать? Рустам Нургалиевич был в хорошем, даже радостном настроении, принимал нашу делегацию очень по-доброму. Нас привели в большой зал, рассадили за столами с заранее заготовленными табличками, напротив нас поместились сотрудники республиканкой администрации, помощники президента. Было видно, что к нашим переговорам тщательно готовились. В целом нас приняли по высшему разряду.
Минниханов вообще очень открытый человек, понимающий историю. Как государственный деятель он призывает к миру и взаимному сотрудничеству, особенно в делах наведения порядка, имею в виду среди тех, кто пытается нарушать законы, жить не по совести, предается пьянству, допускает аборты. Мы с ним как раз говорили о том, что аборты в России — это наша общая беда и в то же время повод для приложения наших сил по их недопущению. С нашей стороны это в первую очередь молитва и проповедь. А со стороны власти, которая, по слову апостола, «держит меч при своем бедре», допускаются и элементы принуждения. Минниханов сам сказал, что готов, когда нужно, и жесткость в этом вопросе проявлять — ну на то он власть и есть. Кстати, по мнению татарстанского президента, именно в старообрядчестве очень крепкие и здоровые семьи, так что он даже посоветовал брать с нас пример.
— Говорили ли вы с Миннихановым о взаимоотношениях старообрядцев с исламской конфессией?
— Беседовали о том, насколько важно нам жить с мусульманами в мире и поддерживать добрые взаимоотношения. И для президента РТ это имеет огромное значение. К тому же, насколько могу судить, представители здешней исламской конфессии близки нам по духу. Они фундаменталисты и свои традиции тоже стараются не нарушать. Например, в одежде. Если посмотреть, старообрядческая женская одежда и мусульманская очень схожи: головные платки, длинные юбки. Не допускается окрашивание волос. Ну и борода, которая положена для мужчины, дополняет сходство наших вероисповеданий. Так что даже в таких бытовых вещах мы совпадаем. А там, где есть наружное сходство, наверняка есть и внутреннее. И это, разумеется, роднит нас с мусульманами. Пусть по истокам мы разные веры, но, если живем в мире, если сообща делаем добрые дела для нашей родины и хотим это делать, мы близки.
Корнилий (Константин Иванович Титов) избран митрополитом Московским и всея Руси на Освященном соборе 18 октября 2005 года |
«НА СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ КАРТЕ ТРАДИЦИОННО СИЛЬНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ПОВОЛЖЬЕ»
— Сколько людей насчитывает старообрядческая паства в Татарстане?
— Обыкновенно говорят про тысячи прихожан. Но точное число трудно назвать, потому что все мы по большому счету вышли из старообрядчества. Даже врио президента РТ Минниханнов на нашей с ним встрече согласился, что первым старообрядцем номинально был равноапостольный князь Владимир, крестивший Русь. И святой Сергий Радонежский тоже был старообрядцем. Что касается князя Владимира, то именно он принес на Святую Русь истинную русскую веру, и мы, старообрядцы, как бы трудно ни было (особенно во времена после раскола), нередко — даже ценой своей жизни — эту веру отстаиваем. Потому что в ней спасение нашей души и спасение нашей православной родины. Поэтому такие вроде бы частные случаи, как восстановление старообрядческого собора в Казани, — это залог восстановления и спасения наших душ.
— А как много сейчас старообрядческих церквей и приходов на территории России?
— По России где-то 200. В Татарстане пять уже есть, еще умножается. В Чистополе зарегистрирована сильная община. В Набережных Челнах идет интенсивное развитие: строительство храма там уже в завершающей стадии.
— Какие российские регионы традиционно сильны на старообрядческой карте?
— Традиционно сильно как раз Поволжье. Ну и, конечно, Сибирь, Дальний Восток. Также Украина, Молдавия... Вот через несколько дней мы в Молдавию поедем к нашим старообрядцам. Так что сторонники исконного православия по всей земле рассеяны.
— Как сейчас обстоят дела с налаживанием диалога между старообрядцами и Московской патриархией (МП)?
— По линии социального служения мы давно сотрудничаем. Надо помогать бедным, неимущим и попавшим в беду. Христос пребывает и в тюрьмах, как известно. Кроме этого, помогаем военным, оказываем содействие школам. Церковь призвана к социальному служению, к тому, чтобы помогать людям и духовно, и материально, Московская патриархия это хорошо понимает.
— С нынешним Святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом вы хорошо знакомы?
— Нельзя сказать, что хорошо, но мы общались с ним прежде, да и теперь общаемся. Конечно, когда люди уже знают друг друга, какие-то вопросы легче решать. Сейчас владыка Иларион (митрополит Волоколамский, председатель отдела внешних церковных связей РПЦ — прим. ред.) отвечает за старообрядные вопросы в МП, с ним тоже идет диалог.
О ПАТРИОТИЗМЕ: «НАША РОДИНА — ЭТО ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ»
— Буквально за год в нашей стране возникли мода и спрос на патриотические настроения. Этот перелом в массовом сознании вы оцениваете как суетный и временный или благодатный?
— Наша родина, наше отечество — это Царствие Божие. Так это следует из православной догматики. Возвращение на вечную родину — это и есть основная цель жизни христианина. Здесь, как мы знаем, пытались в прошлом веке строить рай на земле без Бога. Что из этого вышло, мы тоже знаем: на обломках этого прошлого мы с вами сейчас и стоим. Пытаемся строить что-то доброе и вечное: вначале делали это на обломках самовластия, теперь — народовластия. Так что следует в первую очередь любить Бога и любить свою душу, которую надлежит спасти.
— А земная родина в этом контексте какое имеет значение?
— Мы понимаем, что Святая Русь — наша изначальная родина, альма-матер, из которой мы все вышли и которую должны сохранить. Старообрядцы и их мировоззрение ведь на этом и замешаны: на том, что мы должны сохранить основы православной веры, без которой мы ничто. Враг рода человеческого покушается на наши основы, но мы должны их хранить, чтобы со временем перейти в наше истинное небесное отечество. Если такая установка есть, тогда все понятно: есть православие, есть отечество, есть спасение души. Если это рушится, тогда, к сожалению, о каком отечестве можно говорить? Как мы тогда вообще на свою небесную родину можем попасть без наших корней?
Очень радостно, что российское руководство, начиная с самого высшего, теперь понимает смысл консерватизма, знает Ильина (Иван Ильин, русский религиозный мыслитель — прим. ред.) и других русских философов. Русь, обращаясь к здоровому консерватизму, всегда спасалась. А для старообрядцев вдвойне приятно услышать, что мы должны возвращаться к нашим консервативным истокам. Мы всегда это делали и будем с Божьей помощью делать.
— Но ведь Русь многонациональна и многоконфессиональна, даже во времена Московского царства она уже была таковой. Способно ли православие вместить всю пеструю мозаику нашей большой страны?
— Можно сказать, что старообрядцы всегда ее вмещали. Они всегда жили, мирно сосуществуя с другими конфессиями, не смешиваясь с ними ни в коем случае. Хотя нас пытались смешать — в последний раз этим занималось коммунистическое движение, пытаясь переплавить нас в одном советском котле. Но мы от таких попыток дистанцируемся и в то же время живем в мире, понимая, что никакие военные действия ни к чему хорошему не приведут. Если нас спрашивают о нашей вере, мы отвечаем о своих упованиях. Но самое главное — храним себя внутри, храним семьи, храним наше общество.
Корнилий на встрече со Святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом |
«МЫ ПОБЛАГОДАРИЛИ МИННИХАНОВА ЗА СОХРАНЕНИЕ МИРА В КРЫМУ»
— А в Крыму как подвигается возрождение старообрядческих общин?
— Мы как раз на встрече благодарили Рустама Минниханова за то участие, которое он принял в сохранении мира в Крыму. Тогда было очень трудно решать эти вопросы, особенно по линии крымско-татарской диаспоры, но президент РТ внес в умиротворение полуострова свою основополагающую, фундаментальную лепту. Президент Путин и президент Минниханов сделали большое дело, направив события в правильное русло. После присоединения Крыма я там был уже два раза: люди воспринимают возвращение в нашу страну как подарок судьбы и подарок Бога. Из Крыма и князь Владимир, и православие, а православие связано со старообрядчеством, поэтому это большая радость и для крымчан, и для старообрядцев, которые там живут, и для всей нашей церкви. Неделю назад я был в Симферополе — мы там обрели храм в центре города и уже освятили его. В Ялте и Севастополе со временем образуются общины. Но главное — запущен процесс духовного и материального возрождения в Крыму. Так что это большая радость для нас, что Крым возвращается к своим старообрядческим корням.
— В Бахчисарае еще нет старообрядцев?
— Нет на сегодняшний день.
— Насколько «Домострой» протопопа Сильвестра актуален в сегодняшней России? Можно ли на основе этой книги, пришедшей к нам из старообрядческих времен, выстроить, к примеру, нравственное воспитание в современной России?
— Здесь надо говорить о христианских и православных понятиях устроения жизни. Взять того же равноапостольного князя Владимира. Ведь он был язычником, а когда стал православным, то в корне поменял свою жизнь. Тогда еще никакого «Домостроя» не было, но дух, который пришел на Русь вместе с православием, изменил его, сделав из язычника, многоженца, человека грубого, жестокого, подверженного страстям христианина. Волк превратился в агнца. Вот это совершилось благодатью Духа Святого. «Домострой» на этих вечных истинах и выстроен. Какие-то его элементы надо сейчас пересматривать — например, грубое и, можно сказать, жестокое отношение к жене, к детям.
— То есть жену плеткой бить (как это предписывает «Домострой») совсем необязательно?
— У каждого свои воззрения, но глава семьи — это, конечно, муж. Сейчас, как мы знаем, муж зачастую никакой не глава — и пьет, и блудит, но тогда все было строже — другое общество и другое время. Сказано «Не убий» в Ветхом Завете — и женщина не смела делать аборты, то есть убивать плод в себе. А теперь называют себя православными, но с легкостью идут и делают аборт. Поэтому старообрядческая церковь активно участвует в современных программах, направленных против абортов, да и в своих проповедях я стараюсь об этом говорить. Нельзя убивать душу, которую Господь к вам послал. Поэтому и семьи раньше были большие, и разводов не случалось. Нам заново надо выдавливать из себя по капле язычника и делать себя православным человеком.
Нельзя нарушать Божью волю. Вот Господь дал мужчине бороду, чтобы отличать его от женщины, и нельзя на эту бороду покушаться, потому что Господь так задумал. Он архитектор человека — зачем же нам перечить ему по своему разумению, думая, что без бороды мы будем красивее? Покорность и смирение замыслу Творца — одно из качеств православного человека. Если нет смирения — начинается все вплоть до изменения пола. Таков современный человек. Обыкновенно он отвечает: «Зачем мне борода — у меня она, может, в душе и гораздо длиннее твоей?» Но внутреннее всегда зависит от внешнего и наоборот. Так что не надо обманываться.
«Нас привели в большой зал, рассадили за столами с заранее заготовленными табличками. Было видно, что к нашим переговорам тщательно готовились. В целом нас приняли по высшему разряду» |
«СЛОВА «ЗАПАД» И «ЗАПАДНЯ» ОДНОГО КОРНЯ»
— Россия выстоит против агрессивной атаки Запада — политической, экономической, культурной?
— Я вижу эту атаку. Но в моем представлении это не столько экономическая и культурная агрессия, сколько агрессия духовная. Она от начала века была — и на русскую церковь, и на православие. Дьявол пытается разрушить доброе, вечное, православное. Сколько было за последнее тысячелетие на Россию атак...
— Никонианский раскол тоже ведь, по сути, пришел с Запада. Никон захотел быть как Папа Римский — выше царской власти.
— Да, этот поворот на Запад очень печальный. Кстати, слова «запад» и «западня» одного корня. О том, что Европа бездуховная и падшая, говорил еще протопоп Аввакум. По его словам, Рим пал и лежит, не вставая. Вот Запад и лежит, не вставая. А минувшие 300 лет — это просто процесс гниения. Теперь уже до однополых браков европейцы докатились.
— Но что-то долго Запад гниет: целых 300 лет...
— Ну и что?! В масштабах истории это не так уж и много времени. Но западный путь — это не наш путь: Аввакум это понял, и наши предки поняли. Наш путь — православие, как бы трудно ни было. Старообрядцы-поповцы — это оптимисты. Нам трудно, но все равно мы верим. Если будем хранить веру, то мы будем живы, несмотря на все происки Запада. И врата адовы, как сказано в Писании, не одолеют нас.
Мы оптимисты еще и потому, что хорошо понимаем: смерти нет. Расскажу в связи с этим небольшую историю. На Алтае в одной старообрядческих общин на смертном одре оказалась пожилая женщина. К ней приходят другие верующие (а община была беспоповская) и говорят: «Марья, ты вот скоро уже придешь в Царствие Божие. Как только придешь, сразу обратись к Николе (Чудотворцу — прим. ред.) и скажи, что нашей общине нужны поддержка и помощь. Передай это ему». Женщина вскорости действительно умерла. Хотите верьте, хотите нет, но община получила невидимую помощь, начала отстраиваться, богатеть.
— Владыка, никогда не будет слияния церквей — РПЦ и РПСЦ?
— В настоящее время это невозможно. Да это и не нужно. Для чего сливать-то? Сегодня это только породит раскол в обеих церквях. Если взять два провода (плюс и минус), соединить — что будет, вы представляете?
Справка
Митрополит Корнилий (Константин Иванович Титов) родился 1 августа 1947 года в Орехово-Зуеве Московской области в старообрядческой семье. Заочно окончил Московский автомеханический институт в 1976 году. На литейно-механическом заводе Орехово-Зуевского хлопчато-бумажного комбината прошел путь от ученика токаря до начальника отдела технического контроля. Состоял в КПСС, но вышел из партии задолго до 1991 года, когда начал активно участвовать в жизни русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ).
С 1991 года — председатель церковного совета старообрядческой общины Орехова-Зуева. Его наставником и учителем был настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуеве иерей Леонтий Пименов. В мае 1997 году, дав обет безбрачия, рукоположен в сан диакона митрополитом Алимпием (Гусевым).
28 сентября 2002 года был участником первых Аввакумовских чтений у памятника протопопу Аввакуму Петрову в селе Григорово Нижегородской области.
7 марта 2004 года в Покровском кафедральном соборе в Москве митрополитом Московским и всея Руси Андрианом (Четверговым) был рукоположен в сан иерея. Местом его служения был назначен храм Рождества Пресвятой Богородицы в Орехове-Зуеве, где он исполнял обязанности второго священника.
21 октября 2004 года на Освященном соборе РПСЦ избран кандидатом в епископы. Принял иноческий постриг 14 марта 2005 года с наречением имени Корнилий.
8 мая 2005 года митрополит Андриан в сослужении епископов Новосибирского и всея Сибири Силуяна (Килина), Дальневосточного Германа (Савельева) и Кишиневского и всея Молдавии Евмения (Михеева) рукоположил Корнилия в сан епископа на Казанскую и Вятскую епархию.
21 июля, в день празднования явления Казанской иконы Богородицы, был совершен чин его восхождения на Казанскую кафедру.
Избран митрополитом Московским и всея Руси на Освященном соборе 18 октября 2005 года.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.