СТАРЫЕ БОЛЯЧКИ «РУБИНА»

Может показаться, что «Рубин» в матче со «Спартаком» выглядел принципиально иначе, чем в победном австрийском матче против «Штурма». Хотя бы счет 3:2 мог склонить к мнению, что казанцы играли качественнее и чуть собраннее, но в данном случае обилие голов, скорее, вводит в заблуждение. «Рубин» не сильно поменялся: он все так же склонен допускать помарки в обороне и охотно транжирит голевые моменты у чужих ворот. Матч со «Спартаком» не открыл ничего нового о «Рубине», а лишь продемонстрировал разницу между «Штурмом» и красно-белыми. То, что давалось с австрийцами легко, игроки «Спартака» допускать не позволяли.

«Рубин» точно так же первые 15 минут находился под давлением, словно думал, что матч снова пойдет в телевизионный эфир с задержкой. «Спартак» включил скорости с первых минут, но, создав несколько отличных моментов у ворот Сергея Рыжикова, счет открыть не смог. И по австрийскому сценарию «Рубин» ответил после стартовых минут — Гекдениз Карадениз и Магомед Оздоев, Маурисио Лемос могли открывать счет, но Артем Ребров играл в раме так, словно пытался соревноваться в эффектности сэйва с коллегой в противоположных воротах, который тоже стал одним из героев матча.

В эпизоде с голом все напоминало автогол в матче с «Амкаром»: Олег Кузьмин недорабатывает, а центральные защитники теряют позиции при развитии атаки соперника. Роман Широков забрасывает парашют точно в зону, которую бросил капитан «Рубина», а Руслан Камболов не готов встретить и помешать принять мяч в штрафной Зе Луишу. Во всей этой круговерти у Лемоса закружилась голова, и он без опекаемого игрока смотрит, как Юра Мовсисян без сопротивления расстреливает ворота в упор. Самое примечательное, что ничего необычного «Спартак» в голевой атаке не показал — это не был контрвыпад, когда можно было бы сослаться на эффект неожиданности и развал линий, да и скорость атаки была минимальна. Банально и просто каждый в чем-то недоработал, из безобидной атаки родился гол. Так было в Австрии, так было с «Амкаром», точно так же отличился и «Спартак».

Понять, почему «Рубин» проигрывает, не могут ни тренер, ни игроки. Забить гол и не пропустить — для казанцев это постепенно становится невыполнимой миссией, как в фильме с Томом Крузом, который пробирается через лазерные лучи, свисает на лебедке и преодолевает тучу врагов. «Рубин» вроде бы эпизодами очень здорово играет в защите, регулярно создает остроту у ворот соперников, делает все для того, чтобы взять первые очки в чемпионате и впервые забить, но, видимо, лишь в фильмах героям все дается легко и просто. Визуально игра «Рубина» может казаться совершенно разной, лучше или хуже. Но, к примеру, если взять встречу с «Амкаром», казалось бы, провальный матч в атаке, но казанцы по его итогам стали лидерами во втором туре по количеству атак — 120. По итогам второго тура «Рубин» стал худшим клубом лиги по этому показателю, организовав лишь 82 атаки. В обоих матчах казанцы нанесли одинаковое число ударов — по 16 (5 в створ). Примечательно, что в разрезе матчей кажется, что матч против «Спартака» в атаке «Рубину» удался, хоть цифры и говорят об обратном.

ОТЛИЧНЫЙ ДЕБЮТ ЛЕМОСА

Несмотря на худший результат среди всех команд по итогам трех туров и отсутствие забитых мячей, в игре «Рубина» хватает светлых пятен. Сказать, что казанцы безнадежны и что не показывают качественной игры, нельзя. «Рубин» играет в привычном стиле и очень неплохо, индивидуально многие игроки выглядят вполне солидно. Карадениз и Оздоев традиционно неплохо смотрятся в атаке, Карлос Эдуардо с ролью распасовщика более-менее справляется, хоть и далек пока от оптимальной формы. В матче со «Спартаком» заявил о себе Маурисио Лемос, проведший, пожалуй, самый яркий и качественный матч в сезоне среди всех защитников «Рубина».

Уругвайский новичок, дико фанатеющий по бразильскому защитнику Давиду Луизу, точно так же тряс шевелюрой на чужих стандартах, здорово вступал в отбор и принимал активное участие в атаках, как это регулярно делает его кумир. Чего стоит хотя бы сольный проход уругвайца, когда он протащил мяч через центр поля, попутно обыграв сразу четверых соперников. Подобное последний раз исполнял Эльмир Набиуллин в матче с «Уралом».

Лемос, несмотря на позиционную ошибку в эпизоде с голом, в остальном смотрелся довольно уверенно. Защитник «Рубина» стал лучшим в матче и туре по проценту выигранных единоборств — 88% (17 выигранных из 19), лишь один раз проиграл верховую дуэль из шести. Да, видно, что в действиях Маурисио еще хватает суеты и проглядывается желание сыграть сложнее там, где требуется сыграть значительно проще. Но в целом дебют Лемоса можно признать удачным: в 19 лет в первом матче в новой стране и на полном стадионе серьезного соперника сыграть вот так — это дорогого стоит. Если учесть, как за казанцев дебютировал приятель и соотечественник Лемоса Гильерме Котуньо, в дальнейшем от кудрявого защитника следует ожидать еще более классной игры.

ПРАГМАТИЧНЫЙ «СПАРТАК»

После трех матчей стало примерно понятно, каким видит «Спартак» Дмитрий Аленичев. Ершистая и веселая команда в определенный момент игры закрывается на все засовы и играет от печки, а стеночки и забегания в какой-то момент превращаются в тыкву — чуть ли не автобус у своих ворот.

До поры до времени «Спартак» играл с «Рубином» в давление, в открытый футбол, совершенно не так, как в прошлом сезоне при Мурате Якине, который смог выиграть по большому счету не из-за какой-то выбранной тактической модели, а за счет индивидуального мастерства Куинси Промеса. В недавнем матче Аленичев в нужный момент насытил атаку, выпустив Зе Луиша, к которому не подстроилась защита «Рубина», и это помогло «Спартаку» выиграть. «Три очка были важнее игры», — пояснил Аленичев после матча. Именно поэтому аккурат после гола «Спартак» перестроился в схему с тремя центральными защитниками и по большому счету играл на отбой. Острые моменты у хозяев затем возникали из-за удаления Кузьмина и из-за того, что «Рубин» большим числом уходил на чужую половину поля, оставляя пустые зоны и большие разрывы.

Показательна статистика, когда к перерыву хозяева значительно больше владели мячом и чаще били по воротам, но, получив преимущество в счете, отказались от позиции доминирующей команды и во втором тайме отошли назад. Потому матч и закончился с примерно равными по владению мячом и ударам по воротам показателями. Очевидно, что «Спартак» теперь довольствуется синицей в руках и не особо стремится развивать преимущество, даже если ведет лишь в один мяч. Правда, риска в такой философии хватает. Даже в матче с «Рубином» гости могли брать очко и по игре во втором тайме, пожалуй, наиграли на ничью. Возможно, это бы и случилось, если бы не два спорных решения судьи.

ФАКТОР ЛАПОЧКИНА

«Если Кузьмину дают желтую за игру рукой и затем удаляют, то чем же рука Таски в штрафной отличается от этого эпизода? Двойные стандарты перечеркивают труд всей команды. Давайте судить одинаково и туда и туда. Мне казалось, что Кузьмин не заслуживал удаления», — Ринат Билялетдинов после матча не оставил в стороне один из ключевых эпизодов встречи, связанный с судейством.

На 86-й минуте Кузьмин получает вторую желтую якобы за игру рукой — защитник бросается в подкат под Промеса, после чего мяч коснулся его руки. Рабочий эпизод, когда игрок во время подката прижимается руками к газону и порой задевает мяч: в большинстве случаев судьи не котирует эти моменты как игру рукой. Но у Сергея Лапочкина свое видение ситуации, он удалил защитника. Спустя пять минут Сердар Таски принимает навес «Рубина» рукой, но Лапочкин эпизод игнорирует.

Последовательность? Не, не слышал. Судья, конечно, серьезно повлиял на ход встречи — концовка могла быть совершенно другой, гости могли бы перевернуть игру, взяв первые очки. Но «Рубин» точно проиграл не из-за судейства, поэтому ни Билялетдинов, ни игроки не делали акцента на работу Лапочкина в прошедшем матче в своих послематчевых интервью. Если команда играет действительно здорово и качественно, то сломать ее игру плохим судейством вряд ли возможно. И «Рубину» следует винить лишь себя за то, что он по праву носит статус чемпиона упущенных возможностей.