Реалии таковы, что выпускники вузов не знают, как сложится их дальнейшая жизнь — попросту потому, что зачастую не знают, как применить полученные знания. Между тем бизнесу нужны люди с четким набором навыков для решения конкретных вопросов. Откуда в стране острая нехватка управленцев? Почему нынешний рейтинг вузов не отображает качества обучения? Об этом рассказал учредитель ООО «Арт Авто», кандидат в депутаты Казанской городской Думы Владислав Кадыров.
Владислав Кадыров |
«…А ВЕДЬ ЛЮДИ С НЕСКОЛЬКИМИ ВЫСШИМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ»
— Владислав, как вы считаете, хватает ли сегодня квалифицированных специалистов?
— Ответ на этот вопрос я знаю по личному опыту. Я владею достаточно крупной компанией «Арт Авто» и параллельно занимаю пост вице-президента еще в одной компании международного уровня. У меня 19 филиалов по стране, но недавно я столкнулся с проблемой — уже три месяца не могу найти управляющего в самарский филиал. Зарплату предлагаю 150 тысяч рублей плюс весь социальный пакет! Но не пришло ни одного достойного кандидата. У всех резюме краше некуда, на словах каждый второй — готовый управляющий, но как доходит до обсуждения практических задач, выясняется, что человек не может решить элементарных вопросов. А ведь среди соискателей были люди с несколькими высшими образованиями.
— …Нехватка практики?
— Все немного сложнее. Простой пример. Татарстан заинтересован в инвесторах. Республика «ввязывается» в любой крупный проект — были бы деньги. Да, инвесторы первым делом обращают внимание на законодательную базу, инфраструктуру. Но вот в Марий Эл стоимость земли, рабочей силы, газа и электроэнергии ниже, чем у соседей, однако там никто ничего не строит. Почему? Некому работать! Нет квалифицированных кадров. В Татарстане они есть, но в большом дефиците. И если в перспективе республика хочет по-прежнему привлекать инвесторов и реализовывать глобальные проекты, то надо срочно заняться кадрами! Если инвесторы увидят, что у нас есть специалисты любого уровня, они охотнее пойдут к нам, а местные специалисты будут знать, что у них есть все шансы на достойную работу и хорошую зарплату! Представьте, что компания уровня Microsoft в течение трех лет хочет разместить свои мощности в особой экономической зоне «Алабуга». Как только поступает такой сигнал, сразу же идет «заказ» в КАИ, КФУ, КХТИ, к примеру, на 100 специалистов. Вузы готовят кадры, и после отбора лучшие из лучших занимают свои места, с гордостью рассказывая друзьям и близким, что стали частью компании с мировым именем!.. Проблема в том, что сейчас вузы не в состоянии подготовить такие кадры.
ЕСЛИ СРАВНИТЬ С… ХОККЕЕМ
— Почему вы считаете, что вузы не способны подготовить квалифицированных специалистов?
— В стратегии развития Татарстана-2030 особое внимание уделено подготовке кадров. Для этого созданы и создаются «Смарт Сити», IT-парк, Иннополис. Но давайте вспомним, сколько государство за последние годы вложило в образование. Ежегодно в вузы республики уходят миллиарды рублей. Но где результат? Уверен, что необходимо в корне менять систему образования. Оно должно иметь стратегические цели и задачи!
— Разве сегодня не так?
— Поймите, сейчас у студентов одна цель — как-нибудь получить корочку об окончании — и все! И большинству студентов все равно, что для этого нужно сделать: кофе с преподавателем пить два раза в неделю или в конверте занести... Главное — получить диплом. А что дальше? Нужно же, чтобы выпускник владел навыками, способностями и умел свои знания применять на деле! Он должен понимать, ради чего он учится и к чему он стремится. Он уже при поступлении в вуз должен предполагать, где будет работать, когда получит диплом! Примерно таким образом функционируют спортшколы. Например, хоккейная. Если вы будете плохо тренироваться, потеряете кондиции, форму, следовательно, из первого звена вылетите во второе, третье, а потом и вовсе никому не будете нужны и вас вообще выгонят. И каждый, кто занимается в спортшколе, из шкуры вон лезет, чтобы быть лучшим и зацепиться за путевку в жизнь обеими руками. А в вузах такого нет. Более того, наша система образования напрочь оторвана от бизнеса! А должно быть наоборот! Бизнес — заказчик и потребитель системы образования, а вузы — поставщики услуг. Так почему бы им не подстроиться под требования бизнеса?
Нужно понимать, что у России основной ресурс — люди, а не нефть или газ. Потому что люди принимают ключевые решения. Есть немало стран, где в достатке ресурсы, но государства на грани выживания. А есть и противоположные примеры: ресурсов нет вообще, а экономика процветает. Все дело в управлении!
— Но чтобы появлялось больше квалифицированных управленцев, нужна серьезная мотивация...
— Безусловно. Сейчас бизнес меняется, вместе с ним меняются и его запросы. Нужно, чтобы вузы и бизнес работали сообща на одно благое дело.
— Каким должен быть первый шаг?
— Первый шаг — налаживание связей между бизнесом и образованием!
— Разве сейчас такого общения нет?
— Есть некоторые государственные компании, которые подбирают себе кадры. Но в этом случае весьма слаба мотивация. Все прекрасно знают, что в большинстве государственных компаний, если у вас нет знакомств с руководством, нужно будет проработать лет 10, чтобы получить хорошую должность, при этом пахать придется много за не самые большие деньги. И это, по понятным причинам, не вызывает особого интереса у молодежи. А теперь представьте, что к студентам приходят из крупных корпораций и гарантируют им высокую зарплату, международные командировки, карьерный рост. Заинтересуются? Ответ очевиден. Поэтому вопрос мотивации надо решать коллективно — вузами, бизнесом, инвесторами.
ПРИЛЕЖНЫЙ СТУДЕНТ НЕ ВСЕГДА ХОРОШИЙ РАБОТНИК
— Вы как предприниматель делали какие-то попытки заинтересовать студентов, например, тех, что идут на красный диплом?
— Нет. Рейтинги составляются лишь из оценок выпускников. Сможет ли хотя бы десятая часть краснодипломников сделать хоть что-то для экономики страны? Человек, который умеет хорошо учиться, не всегда хорошо работает. У меня был управляющий с тремя высшими образованиями, школой MBA, опытом 7 лет работы в Нью-Йорке. Красиво говорил, на выездных тренингах учил преподавателей, как надо вести занятия, знал все современные технологии продаж, ведения переговоров, менеджмента. А применить на практике все это не мог... И это не редкость!.. Словом, я бы предпочел лучших среди второкурсников, ведь давать мотивацию в конце обучения или по ее окончании — потеря времени: как правило, студент уже не заинтересован впитывать, он уже хочет отдавать (хотя у него ничего и нет). А у тех, кто помоложе, глаза горят, и каждый крупный бизнесмен знает, что вырастить свой кадр — это гораздо эффективнее, надежнее и дешевле, чем привлечь. Поэтому на реанимацию взаимоотношений бизнеса и вузов надо привлекать крупные компании. Таких в Татарстане много. Беда только, что у них слабые социальные лифты.
— Что надо сделать, чтобы вузы и бизнес стали ближе?
— Во-первых, нужна отмашка «сверху», чтобы проблема была названа, а все заинтересованные лица встретились и пришли к согласию. Интерес обоюден. Для бизнеса «новая кровь» — бесплатная рабочая сила (во время практики), которая может принести очень много пользы. А для вузов это козырь для привлечения абитуриентов, ведь каждый из молодых людей захочет поступить туда, где у него будет возможность трудоустроиться! Я, например, даже готов дать стипендию каждому студенту, который пройдет у меня практику с положительным результатом! А особо одаренных готов брать на контракт начиная с третьего курса, чтобы мы оба знали, что играем в одной команде.
— А если такое предложение затуманит студенту голову и по учебе он начнет скатываться?
— Думаю, одним из инструментов в выстраивании отношений вузов и бизнеса должна стать интернет-площадка, при помощи которой работодатель сможет отслеживать успеваемость «своих» студентов. Если я буду видеть, что он скатился, свяжусь с ним и скажу: «Если в следующем семестре не будет положительной динамики, стипендия от компании отменяется». Это будет самой справедливой мотивацией. В таком случае заинтересованы все стороны… А сейчас картина удручающая. Мало того что работодателю все равно, какой вуз вы окончили, так еще и большая часть выпускников идут работать не по профессии. Вы посмотрите, сколько среди фотографов, диджеев, продавцов людей с образованием юриста, экономиста! Какое у них будущее? Что они дадут своей семье и экономике страны спустя несколько лет? Непонятно. Какой тогда смысл в их высшем образовании?
Заказчик и изготовитель: кандидат в депутаты Казанской городской Думы третьего созыва по Северному одномандатному избирательному округу №1 Кадыров Владислав Валерьевич, проживающий в городе Казани Республики Татарстан. Тираж 1 экз. Дата выпуска 08.09.2015. Изготовлено на оборудовании, находящемся в собственности изготовителя на день официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Казанской городской Думы третьего созыва, без материальных расходов. Размещение оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Казанской городской Думы третьего созыва по Северному одномандатному избирательному округу №1 Кадырова Владислава Валерьевича.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 60
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.