Сообщения о том, что казанский музей чак-чака может закрыться, стали поступать накануне вечером. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» прибыли на место, чтобы своими глазами увидеть, как в конфликт между музейщиками и руководством мечети аль-Марджани вмешались высокопоставленные чиновники. В итоге стороны удалось привести к перемирию за считанные минуты, а кусочек татарского быта, привлекающий туристов, удалось сохранить, но осадок остался.
МЕЧЕТЬ СДАВАЛА В АРЕНДУ НЕ СВОЕ ЗДАНИЕ?
При входе в дом по адресу ул. Насыри, 11 складывается полное ощущение, что ты в татарской деревенской избе, настолько аутентично там обустроен быт. Тут же за столом можно отведать чай из самовара и попробовать сладкое национальное блюдо. Единственное, вместо традиционной печки — напольный кондиционер и современные трубы отопления. В отличие от деревенского дома, в котором летом всегда прохладно, в музее чак-чака при большом скоплении народа в хорошую погоду очень душно. То ли пластиковые окна тому виной, то ли иная технология при строительстве была нарушена — непонятно. Чувствуется, что за последнее время экспозиция музея заметно разрослась. Причем порой там можно найти совершенно неожиданные вещи, например, с виду маленькое, а на самом деле очень тяжелое пушечное ядро времен Петра I.
Напомним, открыли этот музей год назад супружеская пара Дмитрий Полосин и Раушания Сулейманова. «В середине сентября хотели торжественно отметить первый день рождения, а тут получился скандал», — призналась Рушания корреспонденту «БИЗНЕС Online».
Действительно, придя в музей, мы увидели странную картину. Вывески сняты, а во дворе у входа в дом установили строительные леса, проход через которые оказался весьма затруднителен. Кроме того, попав внутрь, корреспонденты нашей газеты столкнулись с двумя полицейскими. Как позже оказалось, вызвал их сам директор музея. «Придя на работу, мы увидели, что рабочие снимают вывески, нумерацию дома, — рассказывает Полосин. — Все наши «украшательства» во дворе оказались сдвинуты, вместо этого — огромное количество строительного мусора, плюс еще рабочие установили строительные леса, которые мешают проходу сотрудников». По словам Полосина, экскурсии, которые были забронированы еще два месяца назад, оказались под вопросом, потому что музей без вывески попросту будет сложно найти, ну и пройти внутрь большой группе туристов тоже проблематично.
По словам директора, договор аренды они заключили с мечетью аль-Марджани, в котором было прописано, что мечеть является единственным собственником здания. «Когда мы решили заявляться на различные гранты, требовались документы, в которых прописано, на каком основании мы находимся в помещении. Мы стали запрашивать бумаги у мечети, на что получили отказ. Тогда мы пошли по инстанциям. В управлении архитектуры Казани нам заявили, что дом до конца не отреставрирован и вообще здание не принадлежит мечети аль-Марджани. У нас возник вопрос: а кому мы вообще деньги за аренду платили?»
Музей чак-чака год назад открыла супружеская пара Дмитрий Полосин и Раушания Сулейманова |
Как позже выяснилось, дом Муллина находится на балансе минземимущества РТ, а мечети он передан по договору в безвозмездное пользование. На основании этого договора руководство духовного учреждения не имело право заниматься коммерческой деятельностью, в том числе сдавать помещение в аренду, не уведомив об этом министерство. Между тем деньги мечети шли довольно приличные — ежемесячная плата за аренду 50 кв. м на первом этаже составляла 45 тыс. рублей. Отдельный доход духовному учреждению приносила и расположенная в здании сувенирная лавка. Однако сразу после того, как возникли все эти вопросы, музей попросили на выход.
«В середине августа нас уведомили, что с 1 сентября мы должны покинуть данное помещение, — говорит директор. — В договоре прописано, что в случае реставрации здания мы действительно должны его освободить. Однако предупредить нас должны были за 60 рабочих дней, то есть выехать мы должны были до 9 ноября. Аренду мы всегда платили исправно, проблем с этим не было».
Полосин уверен, что причина конфликта — обида имама мечети на то, что факт незаконной сдачи помещения в субаренду из-за музея выплыл наружу. По его словам, проблемы начались именно тогда, когда в музее решили все документы привести в норму.
Как только в СМИ появились сообщения о том, что музей чак-чака может закрыться, на место событий примчались руководитель Госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов и помощник президента РТ Олеся Балтусова |
«ДОБРОСОСЕДСКИ РЕШАТЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СПОРЫ ЗДЕСЬ ЕЩЕ НЕ НАУЧИЛИСЬ»
Дмитрий уверяет, что встретиться с Мансуром хазратом Джалялетдином все это время не представлялось возможным, общение шло через юриста мечети. И только вчера, когда рядом с музеем появились строительные леса, Полосин начал бить во все колокола.
Как только в СМИ появились сообщения о том, что музей чак-чака может закрыться, на место событий примчались руководитель Госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов и помощник президента РТ Олеся Балтусова. Переговоры проводились непосредственно в мечети. Охрана духовного учреждения не пустила корреспондентов «БИЗНЕС Online» на это совещание, однако через какое-то время все участники вышли на улицу.
«За круглым столом я принес извинения Мансуру хазрату, если я его чем-то обидел, если были какие-то моменты недопонимания, — признался директор музея. — Мы сошлись на том, что Мансур хазрат согласовывает реставрацию этого здания, приводит его в первоначальный вид, который задумывался архитекторами. Для этого нужно согласовать огромное количество документов, как правило, все оформление занимает минимум полгода. На это время остаемся в здании и работаем на тех же условиях. Плюс ко всему у нас появится еще помещение на первом этаже».
По словам Полосина, в туристической группе в среднем обычно около 15 человек. В день часовая экскурсия проходит 7 раз. Если взять среднюю стоимость билетов в 350 рублей, то можно рассчитать, что музей чак-чака приносит своим владельцам около 36 тыс. рублей в день. А туристы, как мы знаем со слов директора, записываются к ним аж за два месяца...
Рядом с музеем появились строительные леса |
Иванов не стал комментировать ситуацию, сославшись на то, что Полосин уже все подробно изложил. Олеся Балтусова отметила, что про конфликт было известно до этого момента, просто теплилась надежда, что его удастся решить по-соседски. «Это чисто юридический спор, хотя есть там и творческие вопросы. Ведь надо понимать, еще никогда ранее в одном пространстве в Старо-Татарской слободе не работало столько конкурирующих точек — они появились и на улице Насыри, и на Марджани, их количество только растет на прилегающих улицах, — рассказала помощник президента корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Конечно, добрососедски решать хозяйственные споры здесь еще не научились, но ничего, так бывает, методом проб и ошибок нарабатывается опыт. Имам-мухтасиб Мансур хазрат Джалялетдин сегодня помог нам всем вместе прийти к согласованному решению по существованию в здании на Насыри, 11 двух культурных точек — музея чак-чака и сувенирной галереи. Сложность там не только в том, что арендаторы с трудом взаимодействуют, преодолевая взаимные претензии чисто в коммерческом плане. Но есть и в том сложность, что реконструкция проведена с нарушениями, не по проекту, есть вопросы и по планировке, и по дворовым флигелям. Таким образом, пока доделывается проект, существование в здании разных творческих проектов еще возможно, но когда начнутся ремонтные работы, оно закроется на неопределенный срок. Сейчас ищем средства на доделку проекта. А также примерно к весне следующего года будем искать другие помещения для обоих проектов, прижившихся в доме Муллина».
Балтусова отметила, что частный музей чак-чака — очень важный проект для Казани, да и для Татарстана в целом: «Он занял ту нишу, которая пока не занята музеем татарской Слободы» (фото: inkazan.ru) |
«ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СЛАБОСТЬ, КОГДА ЛЮДИ НАЧИНАЮТ ПИСАТЬ ПИСЬМА КУДА-ТО»
Балтусова отметила, что частный музей чак-чака — очень важный проект для Казани, да и для Татарстана в целом. «Он занял ту нишу, которая пока не занята музеем татарской Слободы. Все, что мы сегодня слышим о быте татарского дома, воочию можно увидеть в Казани только в музее чак-чака. Для нас этот объект очень важен именно на этой улице». О музее действительно встречается немало хороших отзывов, при этом он не раз становился местом для съемок различных западных телеканалов о путешествиях.
Мансур хазрат сожалеет, что конфликт так быстро разлетелся в СМИ. По его суждениям чувствовалось, что небольшой осадок от данной ситуации в его душе все же остался: «Арендатор не соизволил к нам прийти. Может быть, у него что-то внутри сидит и не пускает в мечеть? Он почему-то решил идти по инстанциям. Это же проще — строить из себя обиженного человека, таких обычно жалеют. Я ему об этом уже сказал. Чисто по-человечески он неправильно поступает, некрасиво. Нельзя везде ходить и жаловаться. Буквально в течение пяти минут мы все вопросы решили. Они заявляют, что создали туристический поток. Мечеть аль-Марджани 250 лет здесь стоит, и все это время люди тянутся в Старо-Татарскую слободу, не они создавали этот туристический поток. Это человеческая слабость, когда люди начинают писать письмо куда-то».
На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», откуда в таком случае во дворе музея чак-чака взялись строительные леса, Мансур хазрат ответил, что в Старо-Татарской слободе постоянно ведется реконструкция и их из одного здания пока перенесли во двор. По мнению Мансура хазрата, неприятная ситуация образовалась потому, что музейщики решили расшириться и со временем присвоить это здание себе. Однако этот дом восстанавливался на средства мечети и был предназначен для нужд Казанского исламского колледжа.
Как будет урегулирован вопрос с минземимущества и как быть с незаконным договором аренды, пока, впрочем, так и осталось неясным.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 152
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.