XI фестиваль мусульманского кино в столице Татарстана завершил свою работу. Церемония закрытия форума ознаменовалась вручением гран-при фильму из Кыргызстана «Курманжан Датка» («Королева Гор»), который некоторые из наблюдателей успели окрестить антироссийским. Киновед Максим Семенов в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», успокаивает читателей, вспоминает положительные образы генерала Скобелева и императора Александра II, а также дает оценку решениям жюри.
Фильм «Курманжан Датка» Садыка Шер-Нияза получил в этом году главный приз казанского кинофестиваля (кадр из фильма) |
СРАЗУ ЖЕ СТОИТ ОТВЕСТИ ОТ ФИЛЬМА ОБВИНЕНИЯ В РУСОФОБИИ
Средняя Азия, начало XIX века. Курманджан из семьи киргизов-кочевников, сбегает от навязанного отцом жениха, а потом становится женой местного бека. Позднее она сплотит вокруг себя разрозненные племена, добьется признания у генерала Скобелева, а также станет самой известной женщиной в киргизской истории.
Таков краткий сюжет фильма «Курманжан Датка» («Королева Гор») режиссера Садыка Шер-Нияза, который получил в этом году главный приз казанского кинофестиваля. Вероятно, это не лучшая картина из представленных на конкурсе, она уступает иранскому, иракскому и даже таджикскому фильмам, однако награда вручена авторам «Курманжан Датка» совершенно заслуженно.
Хотя многое здесь — начиная от драматургии и заканчивая игрой актеров — кажется вполне традиционным, сами масштабы фильма удивляют и восхищают. Не случайно, объявляя победителя, Владимир Меньшов высказался в том духе, что отличные картины в Иране снимаются часто, но получить такую качественную картину из Кыргызстана, которая никогда не славилась своим кино, — это настоящее чудо.
Садык Шер-Нияз превращает историю своей героини в настоящий национальный эпос о становлении киргизского народа (фото: http://inter.kg/) |
На первый взгляд «Курманжан Датка» — это классическая биографическая драма, однако Шер-Нияз превращает историю своей героини в настоящий национальный эпос о становлении киргизского народа. Смотрится все это довольно увлекательно, несмотря даже на некоторую жанровую предопределенность сюжета.
Сразу же стоит отвести от фильма обвинения в русофобии или какой-то особой антироссийской интонации. Многие русские, включая генерала Скобелева и Александра II, показаны с симпатией, а исторические упрощения не слишком отличаются от упрощений, обычных в подобных фильмах. В конце концов, Российская империя действительно захватила Коканд, Хиву и Бухару, да и действия ее администрации на местах не всегда были безупречны и порой вызывали недовольство среди местных жителей.
Пожалуй, «Курманжан Датка» — это пример успешного национального кинофильма, созданного на постсоветском пространстве. Это кино черпает вдохновение в собственной истории, переводя традиционные мотивы на язык кинематографа. Нужно отметить, что вся история в фильме решена сценично. Вместо бесконечных разговоров — образы, которые помогают понять происходящее больше, чем целые потоки слов. Слово подчинено изображению и дополняет его, а не пытается его подменить.
ТОЛСТОЙ И БУНИН КИНО НЕ СНИМАЛИ
Увы, как уже отмечалось, всего этого нельзя сказать про наиболее известное татарстанское полнометражное игровое кино, представленное на фестивале. «Рудик» хотя и получил специальный приз международной организации тюркской культуры ТЮРКСОЙ, остается документальным фильмом, состоящим из нескольких инсценированных сцен, нанизанных на закадровый текст как на вертел.
«Белые цветы» Рената Аюпова, удостоившиеся специально созданного для них приза «За вклад в экранизацию татарской литературы», также слишком зависимы от слов, и представляют из себя вполне типичный российский сериал, что жаль, поскольку перенос литературной классики в кино — всегда задача сложная, но увлекательная. О том, сколь далеко «Цветы» оказались от кино, может свидетельствовать хотя бы тот факт, что некоторые их многочисленные защитники, оправдывая засилье в сериале разговоров, приводили в пример Толстого и Бунина, которые, как известно, кино не снимали.
«Белые цветы» Рената Аюпова удостоились специально созданного для них приза «За вклад в экранизацию татарской литературы» |
Впрочем, все то, что не получилось в полном метре, в этом году вышло в документальном кино. Награда режиссер Дениса Красильникова, снявшего фильм «Война непрощенных», кажется вполне заслуженной. Вероятно, у картины есть свои недостатки, прежде всего та страшная скороговорка, с которой зрителю часто рассказывается история легиона «Идель-Урал», однако в недостатке визуального ее обвинить нельзя. Более того, «Война непрощенных» по качеству вполне соответствует лучшим документальным телевизионным фильмам.
Приятным сюрпризом стала победа автора «Курбан-романа» режиссера Салавата Юзеева в конкурсе короткометражных игровых фильмов с картиной «Хлопнул дверью и ушел». Фильм состоит из нескольких небольших новелл, в каждой из которых речь также оказывается подчинена картинке. В отличие от «Курбан романа», короткометражки хорошо выдуманы, не перегружены метафорами и всячески свидетельствуют о необходимости умеренности в деле кино.
Приятным сюрпризом стала победа режиссера Салавата Юзеева (на втором плане) в конкурсе короткометражных игровых фильмов с картиной «Хлопнул дверью и ушел» |
Развитие татарстанского кино требует особого разговора. Если же заканчивать обзор победителей, то следует отметить, что программа этого года оказалась сильнее, чем прежде. Благодаря направленности фестиваля на кино мусульманского Востока санкции оказались его конкурсу попросту не страшны (чего, например, нельзя сказать про московский фестиваль этого года). Кроме того, все три самых интересных фильма конкурсной программы удостоились призов. «Учитель» Носира Саидова и «Лицо в пепле» Шавахана Идреса разделили приз за лучший сценарий, а простой и изящный фильм «Без границ» Амирхуссейна Азгари удостоился награды за режиссуру.
Будет ли программа следующего фестиваля такой же сильной? Хочется на это надеяться, однако доподлинно узнать об этом можно будет не ранее сентября 2016-го года.
Максим Семенов
Чиайте также:
Попал ли под санкции казанский международный кинофестиваль? Часть 1-я
«А вокруг – злая и бесчеловечная Москва, которая перемалывает людей и судьбы...» Часть 2-я
«Рудольф Нуриев. Рудик» оказался лучше «Курбан-романа». Часть 3-я
«Таджики здесь не «тоже люди», но просто люди». Часть 4-я
«В фильме есть все, что необходимо знать о легионе «Идель-Урал». Часть 5-я
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.