«ФОРМАЛЬНО КУПИТ КАРТОШКУ, А ФАКТИЧЕСКИ — ВОДКУ»

Пугающие на первый взгляд слова «продуктовые карточки» возвращаются в наш обиход. Министерство промышленности и торговли России подготовило и внесло в правительство стратегию создания новой формы поддержки малоимущих. По словам замминистра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова, «с одной стороны, это будет система продвижения отечественных товаров, а с другой — она даст людям возможность купить достаточно широкий спектр продуктов».

В отличие от уже действующих сегодня в некоторых регионах социальных карт продуктовый «пластик» задуман как обычная банковская карта. По ней не предоставляются скидки малоимущим. Вместо этого на продуктовую карту ежемесячно зачисляются «живые» деньги. Добавлять средства смогут и сами малоимущие, а бюджет будет добавлять к ним 30 - 50% от суммы.

При этом «отоварить» карту можно будет только отечественными продуктами питания, номенклатура которых будет утверждена отдельно. Главное ограничение — нельзя будет покупать товары длительного хранения. Речь идет о субсидировании покупок исключительно скоропортящихся продуктов, которые невозможно запасти впрок: свежего мяса и рыбы, молочной продукции, а также сезонных овощей и фруктов.

Видимо, авторы программы опасаются злоупотреблений. Между тем, как говорят участники рынка продуктового ретейла, малоимущие потребители, к которым относятся прежде всего пенсионеры, потребляют совсем иную продуктовую корзину. Основу их рациона составляют крупы, хлеб и макаронные изделия. Из набора, предложенного минпромторгом, малообеспеченные покупают разве что недорогие кисломолочные продукты типа кефира и сметаны, а также картофель, капусту и морковь. Попытка простимулировать потребление дорогих белковых продуктов, по их мнению, вряд ли даст ожидаемый эффект.

Также запрещено будет покупать на карточки алкоголь и сигареты, хотя эксперты сомневаются в эффективности такого запрета. «Русский человек смекалистый и хитрый, он, конечно же, найдет, как объегорить эту систему. Формально купит картошку, а фактически ему продадут по этой карте водку. Защиты от этого тоже нет», — говорит в интервью «БИЗНЕС Online» известный экономист Никита Кричевский.

В остальном никаких ограничений ни по количеству, ни по качеству, ни по конкретным наименованиям товара не предусмотрено.

Как напомнил в интервью нашему изданию финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин, система специальных продовольственных карточек ранее доказала свою высокую эффективность в других странах. Например, в США по программе Supplemental Nutrition Assistance «талоны» получают более 10 миллионов человек». Однако, отметим, что в США никаких ограничений на состав продуктовой корзины по карточкам нет. Нельзя покупать, конечно, алкоголь и сигареты, но любую еду, в том числе импортную, — пожалуйста.

Так или иначе, если стратегия будет принята, то уже в следующем году, как надеется минпромторг, система должна заработать в торговых сетях. Супермаркеты будут обязаны принимать карты к оплате, вывесив соответствующие объявления. Вторым этапом (через несколько лет) программы минпромторга должна стать система социальных столовых, где по тем же картам малоимущие смогут питаться. Интересно, что в Татарстане подобный опыт есть, правда, в виде частной инициативы — много лет социальные столовые работают при сети «Бахетле».

МЯСА СЪЕЛИ НА 5,3% МЕНЬШЕ, КРУПЫ — НА 17,7%

Примечательно, что авторы идеи не приводят никаких цифр о хотя бы примерном числе нуждающихся в продовольственной помощи. Минпромторг, судя по всему, озабочен своими профильными проблемами — спадом оборота розничной торговли, а вовсе не «социалкой».

Что ж, понять это можно. С покупкой еды в стране в целом и в Татарстане в частности действительно не все в порядке. По данным Татарстанстата, в первом полугодии по сравнению с тем же периодом прошлого года мяса в республике было продано на 5,3% меньше. Рыбы купили меньше на 11,1%. Животного масла — на 6,1%, растительного — на 5,8%, сыров — на 5,3%. Чая татарстанцы стали потреблять меньше аж на 13,7%, а круп — и вовсе на 17,7%. Последняя цифра особенно показательна. Обвал покупок крупы говорит о том, что на еде экономят прежде всего малообеспеченные слои населения. Заметим, что спад потребления дорогого мяса в три раза меньше, чем дешевой гречки.

В целом оборот розничной торговли снизился в Татарстане за январь-июль на 13%, по пищевым продуктам — на 10,1%. Очевидно, что идея карточной системы призвана переломить эту тенденцию. Кроме того, введение карточек, как ожидается, позволит оградить торговые сети от попыток административного регулирования цен. Появление новой формы поддержки самых бедных может стать моральным оправданием для роста стоимости корзины для всех остальных покупателей.

«НЕ НАДО ИСКАТЬ ДЕНЬГИ В БЮДЖЕТЕ, НАДО СПЕКУЛЯНТОВ ОТСТРАНИТЬ»

На первый взгляд, идея с карточками выглядит красиво. Во-первых, накормить бедных в условиях кризиса — весьма эффектный ход с политической точки зрения. Во-вторых, это могло бы стать действительно мощным механизмом поддержки отечественных производителей продуктов питания. Тем более что такая помощь им не противоречит нормам ВТО.

Однако, по мнению экспертов «БИЗНЕС Online», шансов на успех немного. Прежде всего по причине отсутствия в бюджетах всех уровней денег на реализацию данной идеи.

В минфине РФ заявили, что пока не видели стратегию минпромторга. Однако не приходится сомневаться: когда увидят, реакция будет отрицательной. Дело в том, что идея продуктовых карточек, мягко говоря, не нова. В разных вариациях она предлагается со времен кризиса 2008 года, а то и раньше. С подобными инициативами выступали депутаты Госдумы, минсельхоз РФ в то время, когда его возглавлял Алексей Гордеев, федеральная антимонопольная служба и т. д. Каждый раз реакция минфина была однозначной: отказать по причине отсутствия финансового обеспечения.

В проекте минпромторга предполагается, что обладателями продуктовых карточек станут получатели федеральных субсидий. Это, например, все пенсионеры, которым бюджет субсидирует плату за проезд и коммунальные услуги. Так вот число пенсионеров в Татарстане приближается к 900 тысячам. По некоторой информации, рассматривается предложение выделять на каждого нуждающегося по 2 тыс. рублей в месяц «карточных» денег на продукты питания. Значит, в месяц республика должна доплатить пенсионерам 1,8 млрд. рублей, в год — 21,6 миллиарда. Это седьмая часть бюджета Татарстана на этот год. Естественно, что ни один субъект РФ такой социальной нагрузки не выдержит.

По нашей просьбе Кричевский приблизительно подсчитал, во что инициатива с продуктовыми карточками может вылиться в масштабах всей страны. По его словам, если предположить, что к малоимущим относится хотя бы пятая часть населения, а это вполне адекватная оценка, мы получаем 30 млн. человек. Если на каждого из них ежемесячно выделять по тысяче рублей на покупку дополнительного продовольствия, это обойдется бюджету в 30 млрд. в месяц, 360 млрд. в год. Даже если мы будем считать, что самых нуждающихся лишь 10 млн. человек, то в год понадобится 120 миллиардов. В любом случае речь идет о сотнях миллиардах рублей, а таких денег в бюджете нет не то что на новую программу, их нет даже для того, чтобы обеспечить устойчивость пенсионного фонда, выполнить те социальные обязательства, которые уже взяло на себя государство.

Ясно, что на фоне таких сумм меркнут попытки минпромторга изыскать источники финансирования в перераспределении существующих программ продовольственной помощи. Во-первых, они есть в считанных регионах. Например, в Татарстане на питание доплачивают только детям из многодетных и малоимущих семей. Во-вторых, объемы финансирования таких программ крайне незначительны. Потому целесообразнее было бы, наверное, добиваться снижения цен на продукты, а также позаботиться об адекватной индексации пенсий и социальных пособий. В этом году, например, прибавка к пенсиям составила 5,5%, что в два с лишним раза меньше уровня инфляции. Какая уж тут карточная система?

«Есть много вопросов, которые позволяют отнести эту инициативу к бездарным, к очередному пшику, выстрелу в молоко, — говорит Кричевский. — Прежде всего непонятно, кого относить к малоимущим. В каждом регионе это определяют по-разному. Во-вторых, совершенно непонятно, кто будет финансировать эту программу. Минпромторг возлагает эту «почетную» обязанность на регионы. Но регионы сегодня в долгах как в шелках. Они могут просто этой нагрузки не потянуть».

Ему вторит другой экономист — Валентин Катасонов: «Мне трудно сказать, из какого источника это будет поддерживаться. Но, с моей точки зрения, вместо того чтобы искать деньги в бюджете, который у нас и так тощает на глазах, региональные власти могли бы сделать то, что они должны были сделать еще 10 - 20 лет назад, то есть они должны были создать товаропроводящую сеть, которая бы связывала напрямую нашего отечественного производителя и потребителя. Например, эти самые сетевые магазины, если бы не торговые наценки, которые они как монополисты устанавливают, то было бы в два-три раза дешевле. Так что не надо искать деньги в бюджете, надо спекулянтов отстранить».

По мнению ряда экспертов, куда большее воздействие на доступность продовольствия для малообеспеченных могла бы оказать другая инициатива. Госдума уже приняла в первом чтении поправки в закон о торговле, которые снижают размер так называемых ретробонусов (плата производителя за право размещать свой товар на полках сетевых магазинов) с 10% до 3%, а также сокращают сроки выплат торговых сетей за поставленную продукцию. Однако законопроект застрял на стадии согласования с правительством РФ, финансово-экономический блок которого стеной стоит на пути дальнейшего ограничения прав и доходов крупнейших ретейлеров.

«У НАС БЕДНЫМИ ПРИЗНАЮТСЯ ПЕНСИОНЕРЫ, ВКЛЮЧАЯ РОДИТЕЛЕЙ АБРАМОВИЧА И ХОДОРКОВСКОГО»

Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик (macroeconomics, IT&consumer) ИХ «Финам»:

— В России за чертой бедности живет более 11 процентов населения. Из-за низких доходов и, соответственно, расходов оно фактически выпадает из экономических взаимоотношений. Они почти не покупают товаров и услуг. Также нельзя забывать о высоком социальном напряжении в малообеспеченных слоях населения. Реализация программы позволит в значительной мере решить перечисленные проблемы.

На мой взгляд, наиболее оптимально будет распределить нагрузку по финансированию данной программы между федеральным и региональными бюджетами за счет сокращения малоэффективных действующих программ и внесения в расходную часть новых статей. С одной стороны, это существенно снизит величину дополнительной нагрузки на бюджеты. С другой стороны, регионы получат возможность корректировать программы в соответствии с особенностями местной экономики: средней зарплаты, степени проникновения современных форматов торговли или состава продовольственной корзины.

На мой взгляд, реализация программы положительно скажется на бизнесе крупных продовольственных сетей. Вряд ли они много заработают на росте среднего чека. Тем более бизнес понесет некоторые издержки в связи с интеграцией в систему. Однако участие в программе однозначно приведет к увеличению покупательского трафика, что положительно скажется на совокупной выручке.

Эдуард Юнусов — генеральный директор ТД «Челны-Хлеб»:

— Если такая идея — один из дополнительных инструментов социальной поддержки, наверное, это хорошо. Если говорить о том, что финансирование будет браться из одного места и перекладываться в другое из бюджетных средств, то не очень. Сегодня нужно развивать конкуренцию, а конкуренция всегда будет снижать цены. Как будут раздаваться эти карточки, к кому они попадут?.. На сегодня недостаточно конкуренции, чтобы мы могли проводить отбор по качеству, по цене, ни для кого не секрет, что наша отрасль отстает в разы от европейских коллег. Вложим деньги в пиар (назовем это так), а он как придет, так и уйдет.

Если гречки выросло мало, видимо, чтобы не было дефицита на рынке, надо ее возделывать лучше, или больше сажать, или не надо продавать так много за пределы страны. Надо решать какие-то глобальные вопросы в экономике. Да, пенсионеры поцелуют человека, который придумал эту идею с карточками, скажут, какой он хороший, ну и все. А дальше-то что делать с этим?

Василий Узун — главный научный сотрудник центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС:

— Несомненно, такая программа нужна. Мы живем в условиях рыночной экономики, капитализма. Следствием такой экономики являются необеспеченные граждане, которые не имеют работы, не могут обеспечить себя даже едой. В научном плане мы давно ставили вопрос, чтобы в госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынка должна быть мера по помощи бедным семьям. Службы собеса вообще не знают, кто такие бедные. У нас нет нормального учета, чтобы можно было сказать, что семья бедная. У нас бедными признаются то пенсионеры, включая родителей Абрамовича и Ходорковского, то еще какие-то категории граждан, но не семья. А речь идет о том, что если семье не хватает на всех доходов, чтобы приобрести продовольствие, то возникает эта проблема. Все страны делают это, причем, в отличие от нашей соцпомощи, делают это систематически. То, что делается сейчас, — попытка исправить ошибку властей за последние 25 лет. Но надо позаботиться о том, чтобы выявить точно семьи, которым не хватает доходов, чтобы приобрести еду.

Конечно, есть какие-то элементы в этой заявке, что-то типа только отечественного производства, что уже затруднительно. Например, продает магазин колбасу, там написано, сколько отечественного, а сколько импортного? Это не очень ясно. Наверное, если этикетка стоит отечественного производителя, то признаем отечественным.

Деньги должны быть заложены в госпрограмме на продовольственную помощь. Много раз пытались их выделить, но не было официального решения оказать эту помощь. К тому же у нас и в законе нет этой помощи. Надо вставлять это в закон. Если все это возложить на регионы, то это значит поделить граждан страны на граждан Ростовской области, Краснодара, Ингушетии или Тывы, где каждый будет получать помощь в разном размере, одни будут помогать больше, а другие — меньше. Мне кажется, что основную нагрузку должен взять на себя федеральный бюджет. Поскольку регионы в этом заинтересованы, то софинансирование тоже должно быть. Его строго определит закон, что не сколько кто хочет, а размеры поддержки малоимущих должны стать ясны. Если федеральный бюджет берет на себя две трети, то одну треть должен давать регион. Конечно, уровень не будет одинаков по всей стране, поскольку все привязывается еще к уровню жизни, МРОТ. Но федерация не должна уходить от этого. Если уйдет, то в бутафорию все превратится: заявка будет, а помощи не будет со ссылкой, что денег нет.