Сегодня детали нового поворота «дела бутлегеров» оказались в распоряжении «БИЗНЕС Online». Подпольный «водочный король» Станислав Федоров, по данным силовиков, находится в Израиле. А пока на дорогах России арестовывают принадлежащий ему автопарк из двух десятков престижных грузовиков. Одну из фур, где было 8,8 тыс. канистр со спиртом, пригнали в Татарстан, где нелегальный алкоголь с Северного Кавказа будет храниться до решения суда.
ГЕНПРОКУРАТУРА РФ ОТПРАВИЛА В ИЗРАИЛЬ ОРДЕР НА АРЕСТ ГЛАВНОГО БУТЛЕГЕРА ТАТАРСТАНА
Сегодня подробности очередной спецоперации МВД и ФСБ по разгрому «банды бутлегеров» Татарстана стали известны «БИЗНЕС Online». 16 сентября в Сызрани (Самарская область) была задержана фура со спиртом, расфасованным в 5-литровые канистры. Автопоезд с вещественными доказательствами вчера загнали на склад под Казанью, где вплоть до решения суда будет храниться весь изъятый полицией контрафакт. Этот момент засняли на видео корреспонденты «БИЗНЕС Online». В коробках оказалось 44 т спирта, расфасованного в 5-литровые канистры. Согласно документам, машина принадлежит Станиславу Федорову, контролирующему, по некоторым оценкам, 40% нелегального рынка алкоголя в республике.
Напомним, что фамилия Федорова всплыла летом этого года, когда МВД по РТ накрыло в Казани партию нелегального спирта в 45 т заодно с крупной сетью по производству и сбыту фальсифицированного алкоголя. В один день в трех районах Казани были закрыты пять подпольных производств и один склад и задержаны семь человек. Алкоголь разливали и продавали в Татарстане по ценам вдвое ниже минимальных цен на легальном рынке. Главным организатором сети, как полагают следователи, является 42-летний Федоров. Его причастность подтверждается тем, что нелегальный алкоголь возили его машинами. Дело ведут подразделение по борьбе с организованной преступностью МВД по РТ и следственное управление СК России по Татарстану.
«Когда на Федорова было возбуждено дело, суд в Казани в июне по ходатайству следственного комитета принял решение о наложении обеспечительных мер в случае появления гражданских исков или других возможных взысканий, — рассказал источник, знакомый с ходом расследования. — Имущество, принадлежащее Федорову, начали разыскивать. И выяснилось, что ему принадлежит 21 большегруз и один фургон-прицеп».
Летом этого года, когда МВД по РТ накрыло в Казани партию нелегального спирта в 45 т, были задержаны 7 человек |
Машины эти в основном дорогие: 8 большегрузов марки DAF, 5 Crow, 3 американских Kenworth и т. д. Машины не старые: некоторые 2009 года, есть 2011, 2012, 2014, что говорит о масштабе подпольного бизнеса. На весь автопарк наложили арест, и сотрудники ДПС на постах ГИБДД получили приказ задерживать транспорт. Пока задержано 5 машин «подпольных бутлегеров», в том числе и тот DAF, что засняли корреспонденты «БИЗНЕС Online».
По данным силовиков, организатор подпольного бизнеса Федоров по кличке Бизон продолжает оставаться в Израиле — он находится в федеральном и международном розыске. «Сейчас предпринимаются попытки его экстрадиции в Россию. Генпрокуратура отправила в Израиль ордер на его арест, чтобы израильская полиция его арестовала», — продолжает собеседник «БИЗНЕС Online». Но пока Бизон не задержан.
КАК РАСКРУЧИВАЛИ ГРУППУ ФЕДОРОВА
Группировку Бизон сформировал еще в 2009 году, постепенно туда вошли несколько бригад: «Соцгород», «Новотатарские», «29-я коробка». В общей сложности фигурантами нынешнего дела являются 12 человек. Среди них некий Гончаров по кличке Лебедь, Бадретдинов из ОПГ «Новотатарские», был участник ОПС «Соцгород» Ильфар Каюмов — они арестованы. В СИЗО находятся Сергей Синягин, Оганес Мкртчан по кличке Олик, Виталий Гончаров, Рустем Ибатуллин, Виталий Пожарин, Равиль Гатауллин, Ильдар Вахитов. Под домашним арестом казанец Евгений Полевов. Ильнар Галиахметов объявлен в розыск. Был и 13-й — Асхат Садыков, но он погиб в январе прошлого года при пожаре в доме. Большинство были взяты с поличным — заодно изъяли более 63 тыс. бутылок, 26 т спирта, 23 т спиртосодержащей продукции, приспособления для укупорки. Плюс немного денег — всего 1,5 млн. рублей.
Бизнес-схема Федорова включала поставки спирта с заводов во Владикавказе (Северная Осетия), Санкт-Петербурге, Балашихе (Московская область) |
Бизнес-схема Федорова включала поставки спирта с заводов во Владикавказе (Северная Осетия), Санкт-Петербурге, Балашихе (Московская область). Водители задержанных машин рассказали, что с 2009 года работали у Федорова, и сообщили, как были построены маршруты. Груз везли в республику на подпольные склады, передавали необходимые документы — все было очень серьезно организовано. Кроме спирта еще завозили всякие синтетические красители, ароматизаторы. Изготовлялась не только водка — спирт разбавляли водой, а затем имитировали виски, коньяки и прочий крепкий алкоголь. Из нескольких подпольных цехов развозили на «КАМАЗе» продукцию по потребителям — в основном это были мелкие частные магазинчики, рюмочные, кафе, бары. «То есть рассадник контрафакта, где люди сами не знают, что они покупают», — описал ситуацию собеседник газеты.
Значительную часть продукции группы Федорова составляли подделки под бренды «Татспиртпрома» — в том числе одну из популярных марок «Граф Ледофф». Чтобы запастись оригинальными бутылками этой марки, бутлегеры организовали сбор пустой посуды в пунктах приема стеклотары и рюмочных. В разлив шли и другие бренды — водка «Журавли», коньяк Hennessy, виски Red Label, Black Label, Jack Daniels.
«Случайных людей там не было — группу Бизона отличает высочайшая конспирация, — рассказывает источник. — Система была отстроена настолько хорошо, что долго не давала серьезных сбоев. С точки зрения бизнеса там работали способные люди. Но правоохранительные органы их все-таки вели, с 2013 года собирались доказательства. Задача была не просто их арестовать, но еще и доказать, что они все-таки представляют собой ОПС».
Изготовлялась не только водка — спирт разбавляли водой, а затем имитировали виски, коньяки и прочий крепкий алкоголь |
Нити к Бизону потянулись после того, как одна из входивших в его группу бригад была разоблачена. Как ранее рассказывала газета «БИЗНЕС Online», в 2014 году бригада из 6 «новотатарских» во главе с Артуром Бадретдиновым была приговорена к срокам от 1,6 до 6 лет лишения свободы со штрафом от 100 тыс. до миллиона рублей. Кроме того, уже в этом году они проиграли гражданский иск ОАО «Татспиртпром», в котором компания потребовала взыскать 1,2 млн. рублей за незаконное использование товарного знака. Именно члены этой бригады в ходе следствия дали показания о том, что над ними есть более весомая фигура, что и позволило следствию выйти на Федорова, который в то время уже был в Израиле якобы на лечении.
Стоит добавить, что до того момента Федоров не особо скрывался, например, рекламировал в интернете казанскую компанию «Спиртпрод», в открытую продававшую «фанфурики». Производятся они вполне легально, это так называемая продукция «двойного назначения»: официально это жидости для наружного применения, неофициально же — главный источник алкоголя для опустившихся граждан и настоящие «спиртпатроны» с непонятным содержимым, включая убивающие печень и зрение гексанол и метанол.
Вероятно, так уверенно Бизон себя чувствовал потому, что не был в достаточной степени наказан в 2013 году, будучи судим по нескольким статьям УК, связанным с нелегальным алкоголем. Федоров тогда отделался смехотворным штрафом в 200 тыс. рублей. Разумеется, он продолжил «плодотворный труд» на алкогольной ниве, благо что сеть была накрыта не полностью и по-прежнему работала.
Из нескольких подпольных цехов развозили на «КАМАЗе» продукцию по потребителям — в основном это были мелкие частные магазинчики, рюмочные, кафе, бары |
ПОДПОЛЬНЫЙ РЫНОК ЗА 5 ЛЕТ ВЫРОС В 24 РАЗА
Бутлегерский бизнес в Татарстане за время «работы» группы Федорова вырос до весьма ощутимых масштабов. Согласно статистике, за 2011 год в РТ изъяли 12 т нелегального алкоголя. В 2014 году было уже 280 т — рост в 24 раза. В этом году только у Федорова изъяли под 100 т спиртсодержащей продукции. А сколько не изъяли? Если предположить, что полтора десятка фур по 40 т еще колесят где-то по дорогам, это уже 600 т поддельного спирта.
С тем, что рынок нелегальной продукции растет, согласны и участники рынка легального. В частности, гендиректор ОАО «Татспиртпром» Ирек Миннахметов ранее говорил, что действия нелегалов подрывают репутацию компании, потому что бутлегеры крупными партиями имитируют водочные бренды «Татспиртпрома». Мало того, продвигая контрафакт, нелегалы частенько говорят заказчикам: берите, это «неучтенка» «Татспиртпрома». Миннахметов предупреждает: система контроля в «Татспиртпроме» настолько жесткая, что «левые» схемы невозможны.
По оценкам председателя алкогольной ассоциации РТ Анны Галимовой, в результате нелегальный рынок сейчас замещает легальный хотя бы потому, что первый доступнее населению. «А там, где есть спрос, есть и предложение, — резонно отмечает Галимова в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — Кого бы ни объявили в розыск, машины будут продолжать возить алкоголь. Думаю, нужно сделать легальный алкоголь доступнее. Ну и, конечно, продолжать борьбу с контрафактом. Хотя, если убрать нелегалку, часть населения уйдет в самогоноварение. Поэтому нужно и наказание ужесточить за подпольное производство алкоголя. Это все находится в ведении федеральных властей, в Татарстане и так достаточно делается для борьбы с контрафактом».
Ирек Миннахметов предупреждает: система контроля в «Татспиртпроме» настолько жесткая, что «левые» схемы невозможны |
ДОКАЗАТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРЕСТУПНОГО СООБЩЕСТВА НЕ ТАК ПРОСТО, ОСОБЕННО В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Оценить перспективы уголовного дела, сложность доказывания и экстрадиции подозреваемых «БИЗНЕС Online» попросил экспертов.
Вениамин Чубаренко — адвокат:
— Если генпрокуратура обратилась в Израиль, значит, межправительственное соглашение об экстрадиции между странами есть. В каждой стране есть свои внутренние правила по выдаче гражданина. Например, Российская Федерация, насколько мне известно, своего гражданина не выдает другим странам. Она может судить его здесь — для этого переводятся статьи Уголовного кодекса. Когда вопрос касается экстрадиции гражданина Израиля, там также есть какие-то препоны, свои внутренние правила.
Если Федоров получил израильское гражданство, экстрадировать его будет сложно, так как каждая страна стоит на страже интересов своего гражданина, невзирая на то, что он совершил какие-то уголовные преступления на территории другой страны. Помните Невзлина? Был у нас такой олигарх. Когда наши обратились о его выдаче, Израиль заявил, что тот является гражданином Израиля, и поэтому Израиль не имеет возможности экстрадировать его в другую страну. Если же наш бутлегер не гражданин Израиля, то, думаю, что его экстрадируют.
Сколько грозит Федорову? Это будет решать суд, не совсем этично предрешать за него. Но 210 статья Уголовного кодекса — это очень серьезная статья, если не ошибаюсь, то до 20 лет. При вынесении наказания будет учитываться его состояние здоровья, сотрудничает ли со следствием, совершил ли преступление впервые, как характеризуется, имеет ли госнаграды и так далее.
Доказать организацию ОПС очень сложно, так как должны быть определенные квалифицирующие признаки: устойчивость, долговременность преступного образования, распределение ролей, цели и задачи создания, которые следствие должно доказать, прежде чем с этой статьей выйти в суд.
В общей сложности фигурантами нынешнего дела являются 12 человек |
Наталья Фарукшина — адвокат центрального филиала Казани коллегии адвокатов РТ:
— Соглашение о выдаче между странами есть. Но, насколько я знаю из своего опыта, Израиль не выдает своих граждан. Даже если есть двойное гражданство — гражданин России и гражданин Израиля — они в любом случае не выдают. Выдать могут только гражданина России. Сложно ли получить гражданство Израиля? Дело в том, что даже если российские правоохранительные органы обратятся в Израиль с уведомлением, что Федоров привлекается в России к уголовной ответственности, я думаю, это не помешает ему получить гражданство Израиля, так как нет вступившего в силу приговора суда. Условия для получения гражданства в Израиле таковы: человек должен непрерывно прожить в течение полугода, и потом вопрос гражданстве решается очень недолго. Но получают исключительно те, кто возвращается на родину.
В условиях российского правосудия доказать статью 210 вообще легко: суду достаточно свидетельских показаний. По этой статье, по части первой «Участие в преступном сообществе», грозит наказание от 5 до 10 лет, по второй статье «Организация и руководство преступным сообществом» — от 12 до 20 лет.
Амира Марданова — адвокат:
— Все зависит, во-первых, от того, есть ли соглашение между странами о выдаче преступников. Во-вторых, не все страны охотно выдают сразу. Есть страны, которые очень хотят дружить с Россией и не хотят портить с ней отношения — они без разбора выдают. Ряд стран тщательно проверяет обоснованность обвинений, и бывают случаи, что отказывают. Тем более по экономическим преступлениям, не сопряженным с насилием. Иногда просто заставляют полностью переводить все обвинение с русского на язык своей страны, и это все затягивается на неограниченный срок. Как правило, страны с развитой судебной системой поступают именно так.
В нашей республике применение статьи 210 очень распространено. Но, как правило, она либо не доходит до суда, либо она разваливается в суде — доказать ее бывает достаточно сложно. Опять же, если это не касается насильственных преступлений или создания банды. Но ее, как правило, органы предварительного следствия вменяют с целью утяжелить обвинение для того, чтобы были основания для экстрадиции. Таким образом, чтобы заочно избрать меру пресечения в виде ареста для дальнейшей экстрадиции, а после того как человек будет экстрадирован, также продолжать его содержать под стражей и оказывать на него психологическое давление. Потом, как правило, эта статья из обвинения исчезает, но дело уже сделано.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.