«В Татарстане есть нефть, но подсолнечник — это тоже «черное золото», — убеждал председатель совета директоров Казанского жирового комбината (входит в ГК «Нэфис») Дмитрий Самаренкин, собрав фермеров со всей республики на семинар в Рыбно-Слободском районе. Как узнал корреспондент «БИЗНЕС Online», «Нэфис» рассчитывает обеспечить себя местным сырьем уже к 2018 году, но для этого нынешние посевы должны увеличиться в 10 раз.
Дмитрий Самаренкин |
«С 1 ТЫСЯЧИ ГЕКТАРОВ ФЕРМЕР 30 МИЛЛИОНОВ ЗАРАБАТЫВАЕТ!»
Эпицентром для проведения обучающего семинара для фермеров «Подсолнечник — уникальная культура для уникальных возможностей» организаторы выбрали село Большой Солтан Рыбно-Слободского района. Именно здесь после нескольких лет усилий директор агрофирмы «Солтан» Ринат Хамадияров вышел на урожайность в 24 ц/га.
В большом белом надувном шатре, напоминающем патиссон, собрались фермеры республики, заинтригованные перспективностью плодородного цветка. На заднем фоне темнел неубранный подсолнечник. Вокруг шатра раскидана сельскохозяйственная техника в окружении большого распаханного поля.
— Мало кто занимается в Татарстане подсолнечником, — сетует по пути к шатру главный интересант семинара, председатель совета директоров ОАО «Казанский жировой комбинат (входит в ГК «Нэфис») Дмитрий Самаренкин. — С 1 тысячи гектаров можно собрать урожая больше 2 тысяч тонн. При затратах в 10 - 12 миллионов рублей можно получить выручку в 40 миллионов! С 1 тысячи гектаров фермер 30 миллионов зарабатывает!
От дороги путь к шатру устлан квадратами фанеры. Между ними широкие полосы распаханной земли. Даже фермеры стараются перепрыгивать через землю, ступая только по фанере.
Казанский маслоэкстракционный завод |
— Почему в Ульяновске, Самаре, Саратове, Башкирии занимаются этим? — горячился Самаренкин, за руку здороваясь со знакомыми сельхозпроизводителями. — Там увидели преимущество. Подсолнечник там называют «черным золотом». А у нас в республике построен завод крупнейший, мы перерабатываем до 1 миллиона тонн в год! Даже обида где-то внутри есть за наших аграриев — мы за прошлый год в Ульяновск, Самару, Саратов, в Башкирию отправили порядка 5 миллиардов рублей. А эти деньги могли бы работать здесь, чтобы сельхозпроизводители зарабатывали.
Чуть подумав, топ-менеджер ГК «Нэфис» признался: «Для нас, конечно, это (100% поставки семян от татарстанских фермеров — прим. ред.) тоже был бы большой плюс. Греха чего таить, нам это выгодно». Понятно, что возить семечку из соседних районов намного дешевле, чем из сопредельных регионов.
«МЫ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ НЕ ЗАХОДИЛИ К СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЯМ»
Тут начал накрапывать дождь, и участники семинара, отряхивая ботинки от налипшей земли, забрались под крышу спасительного шатра-патиссона — потенциальных поставщиков маслозавода оказалось несколько десятков.
— Так происходило, что мы долгое время не заходили к сельхозпроизводителям, посчитали, что раз мы сделали рынок, сельхозпроизводитель должен сам к нам прийти, — повинился перед ними Самаренкин. — И в итоге основной объем сырья — до 85 - 90 процентов — заходит к нам из соседних областей...
Это заявление очень польстило фермерам, осознав свою значимость, многие даже отложили блокноты и выпрямились на стульях. Пользуясь произведенным эффектом, представитель «Нэфиса» продолжил убеждать сельхозпроизводителей цифрами высокой урожайности и напомнил, что цена на подсолнечник в 2,5 - 3 раза выше стоимости зерна.
Рузаль Ахметзянов |
— Мы проводим этот семинар, чтобы развеять стереотипы о подсолнечнике, — рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор ООО «Милагро» Рузаль Ахметзянов. — У нас в республике бытует стереотип о том, что подсолнечник портит почву, иссушает и «убивает» ее. Но в соседних регионах по миллиону и полтора миллиона гектаров возделывается и ничего с землей не стало.
Чтобы развеять сомнения, организаторы семинара решили выбрать наиболее добросовестных фермеров, для которых выращивать подсолнух в новинку, выдать им на сезон сельхозтехнику на условиях бесплатного лизинга и подарить семена. После сбора урожая КМЗ выкупит у них урожай по рыночным ценам. Попробовав поработать с подсолнечником в таких «тепличных» условиях, фермеры должны сами захотеть его выращивать, заразив этой тягой других. В успехе эксперимента организаторы семинара не сомневаются.
— Мы беседовали со специалистами «Сингента» (швейцарская компания, один из лидеров в области производства средств защиты растений и семеноводства — прим. ред.), они утверждают, что для наших широт и для нашего уровня влагообеспеченности получать урожай ниже 30 центнеров подсолнечника с гектара стыдно! — заключил Ахметзянов. — В Татарстане всего 55 тысяч гектаров возделывается под подсолнечник. Мы планируем к 2018 году довести этот показатель до 500 тысяч гектаров.
Нехитрая арифметика позволяет сделать вывод, что скачок с 55 до 500 тыс. га посевов для подсолнечника требует увеличения инвестиций в выращивание этой культуры в республике до 500 млн. рублей. При урожайности в 2 тыс. тонн с 1 тыс. га и получается 1 млн. тонн, который покроет потребности казанского МЭЗа.
— У нас есть нефть, но подсолнечник — это тоже «черное золото». Надо только его качественно выращивать. В первый сезон может не выйти урожайности, о которой мы говорим, — предупредил фермеров Самаренкин. — Но если заниматься правильно, все должно получиться.
«ДЛЯ НАС ДИКО ПОДСОЛНУХ ВЫРАЩИВАТЬ»
Наибольший аппетит к выращиванию подсолнечника, судя по семинару, разыгрался у фермеров южных районов — Дрожжановского, Буинского, Тетюшского, что неудивительно. Однако в целом фермеры пока сдержанно оценивают оптимизм переработчиков.
Рамиль Ахметзянов |
— Я второй год сею подсолнечник, — поделился опытом с «БИЗНЕС Online» директор ООО «Родник» Рамиль Ахметзянов. — В прошлом году сработал в ноль — не такая получилась урожайность, да и не такая цена, как хотелось бы. В Чистопольском районе я собрал около 14 центнеров с 1 гектара. Надо хотя бы центнеров 20 получать, тогда будет результат положительный. У подсолнечника есть и свои минусы — надо делать чистку и сушку семян.
По словам фермера, проблем со сбытом семян у него не возникает. Свою продукцию Ахметзянов сдает небольшому предприятию-переработчику в Чистопольском районе. В этом году производитель решил увеличить площадь под посевы подсолнечника со 180 га до 290.
— В этом году я рассчитываю на 20 центнеров с гектара, — заключил Ахметзянов. — В следующем году хочу засеять 522 гектара. Конечно, хорошо, что крупные переработчики повернулись к нам лицом, это значит, что деньги, налоги и рабочие места останутся в Татарстане.
Тем не менее торопиться и вытеснять другие культуры подсолнечником сельхозпроизводители не намерены, соблюдая правило равномерного перекладывания яиц в разные корзины. Еще один веками оправданный принцип крестьянина гласит: «Много урожая — цены нет. Мало урожая — цена есть». Сельхозпроизводители убеждены: рост доли подсолнечника будет плавным, а не резким, нельзя разом перевести все земли под подсолнечник, не нарушив системы севооборота.
Айрат Идрисов |
Не сильно вдохновили заместителя генерального директора ООО «Ак Барс-Пестрецы» Айрата Идрисова рассказы экспертов семинара о новых сверхранних гибридах подсолнечника, которые будут вызревать даже в Балтасях или Кукморе.
— Все должно быть в меру, положено, чтобы подсолнух на поле возвращался через 7 лет, он и должен вернуться через 7 лет, — уверен Идрисов. — А не так: «все, ребята, семечки — супервыгодная культура» — все подсели на него, а лет через 5 - 10 он по цене ниже зерна. Люди настороженно к подсолнечнику относятся, для нас дико его выращивать.
Фанур Валитов |
Однако при этом компания «Ак Барс-Пестрецы» в этом году засеяла масляной культурой 500 га, а в следующем намерена увеличить этот показатель в 2,5 раза.
Оптимистичнее всех был настроен гость из Уфы: «Я ревностно слушал директора завода (Дмитрия Самаренкина — прим. ред.), — признался «БИЗНЕС Online» менеджер по дистрибуции компании «Сингента» Фанур Валитов. — Почему у нас такого мощного гиганта нет? Мы вынуждены сами искать своих партнеров...»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 63
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.