Россия доказала свою платежеспособность и вполне способна снизить зависимость от «сырьевой иглы» — к такому выводу привел аналитик Сбербанка Антон Струченевский руководителей челнинских предприятий — крупных клиентов банка. Предметный разговор о среднесрочных перспективах российской экономики, об инфляции, удешевлении кредитов и возможностях бизнеса состоялся в среду в автограде.
Нажмите, чтобы увеличить |
ВНЕШНИЙ ДОЛГ НЕ ПРОБЛЕМА
На этой неделе ведущие экономисты Sberbank CIB1 приехали в челнинский бизнес-отель «Татарстан», чтобы принять участие в семинаре, организованном клубом «Стратегия и лидерство». Старший экономист корпоративно-инвестиционного бизнеса банка Антон Струченевский выступил со свежим аналитическим обзором российской экономики перед руководителями предприятий среднего бизнеса автограда.
С первых же минут спикер захватил внимание аудитории, заговорив о будущем российского рынка. Струченевский подчеркнул, что стабилизация российской экономики уже началась. По мысли аналитиков Сбербанка, Россия успешно вписалась в рамки навязанных ограничений: снижение цены на нефть с одновременными расчетами по внешнему долгу. Основным фактором общей устойчивости стала для страны девальвация рубля. Россия успешно расплачивается с долгами, и при адекватных действиях Центробанка нас ждет снижение инфляции, процентных ставок по кредитам и, следовательно, оживление рынков.
Итак, внешний долг российских компаний в конце первого квартала 2014 года превысил $700 миллиардов.* Основываясь на статистике Банка России, Струченевский рассуждает: торговый баланс (экспорт минус импорт) растет несмотря на сокращение объема экспорта практически вдвое, пропорционально удешевлению нефти. Но импорт также снизился (почти на 40% к лету 2015 года), что обеспечено девальвацией рубля и стратегией импортозамещения. При этом в последнее десятилетие меняется структура российского импорта: доля потребительских товаров снижается (46% в 2006-м, 36,1% в 2014-м), а инвестиционных — растет (2006-й — 17%, 2014-й — 24,5%).
Антон Струченевский |
Россия вполне может развиваться за счет экспорта, а вовсе не нефти. Только за первый квартал этого года экспорт вырос на 6,5%. Хотя сырье по-прежнему занимает порядка 80% в его структуре, где нефтегазовый сегмент — около 50%, в валовой добавленной стоимости доля углеводородов — это всего лишь 10,1%. Добавив к этому нефтепереработку и транспортировку, получается не более 17% ВВП. При этом экономический рост в России был связан с ростом обрабатывающей промышленности и услуг, в то время как добыча нефти и газа увеличилась очень незначительно. Из этого и следует, что «сырьевая игла» — вовсе не проклятие.
Хотя отток капитала вырос в 2014 году, характер потерь изменился. Если в 2013-м бизнес «прятал» деньги за границей, то в 2014-м просто платит по внешнему долгу. Струченевский, кстати, отмечает, что за год мы незаметно для себя прошли уже несколько пиков платежей.
Что происходит с бюджетом? Снижение цен на нефть, конечно, повлияло на доходы, однако российский бюджет планируется в рублях, ослабление которого при сильном сокращении потока нефтедолларов позволило удержаться на достойном уровне. Дефицит прогнозируется примерно в 2% от ВВП по 2015 году, а в следующем году — около 1%.
Нажмите, чтобы увеличить |
Сложно поверить, но статистика фиксирует хорошее финансовое самочувствие реального сектора экономики даже при наблюдающемся спаде производства. Прибыль компаний за 6 месяцев выросла на 40%. Другое дело, что бизнес опасается инвестировать свои деньги: за тот же период инвестиции в промышленность снизились более чем на 5%. Но потенциал для роста есть. Не исключено, что уже в августе динамика инвестиций улучшилась.
Важно сбить инфляцию, и она постепенно снижается, по году аналитики прогнозируют около 12%, в 2016-м, возможно, ниже 10%. Впрочем, Струченевский отмечает, что фактический показатель зависит от волатильности валютного рынка, которая обусловлена нестабильной ценой на нефть.
Нажмите, чтобы увеличить |
ИСПУГ УЖЕ ПРОШЕЛ
Отметим, что позитивный настрой исследования передался аудитории, среди которой были руководители таких компаний автограда, как «Эссен Продакшн», КБК, «Раритек», «Бизнес-центр 2.18» и других. Струченевского не отпускали еще час после выступления: бизнес интересовали возможные сценарии развития экономики на ближайшие годы, возможности банков по кредитованию бизнеса, прогнозы по ключевой ставке, курсу рубля, дополнительным санкциям со стороны Запада…
Резюмируя обстоятельные ответы спикера, сформулируем позицию аналитиков Сбербанка. Базовый сценарий: инфляция снизится, кредиты подешевеют. Устойчивость банков формируется вместе с депозитами, а их масса растет. Снижение ключевой ставки в этом году продолжится и к концу года она может опуститься до 10%, в следующем — до 8%.
Разговор получился конструктивным. «Меня очень порадовала заинтересованность и тональность вопросов, — поделился Струченевский с «БИЗНЕС Online». — Сегодня основная дискуссия развилась вокруг перехода экономики из фазы стагнации в фазу роста. Разумеется, у всех много вопросов: где взять кредиты, что будет с процентной ставкой… Но все указывает на то, что люди об этом думают. Сознание меняется. Нет того испуга, который преобладал полгода назад, и это самое важное».
1 На основе ЗАО «Сбербанк КИБ»
*45,5 трлн. рублей.
ПАО «Сбербанк»
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.