На сегодняшнем заседании комитета по бюджету, налогам и финансам было предложено принять бюджет с дефицитом в 5,8 млрд. рублей

«ГАЗОВЫЕ ИЗЪЯТИЯ» ДАДУТ МИНУС 300 МЛН.РУБЛЕЙ ИЗ БЮДЖЕТА РТ

Сегодня министр экономики РТ Артем Здунов собственной персоной держал ответ за прогноз социально-экономического развития в Госсовете РТ. Заседание комитета по бюджету, налогам и финансам стало первым его появлением с этим документом в бюджетном процессе — до этого отдуваться приходилось замминистра экономики РТ Олегу Пелевину. За собственно бюджет отвечал лично министр финансов РТ Радик Гайзатуллин.

Впрочем, личное озвучивание докладов министрами не изменило их сути. Бюджет предлагается принять с дефицитом в 5,8 млрд. рублей, существенная часть бюджета — порядка 70% — традиционно состоит из расходов на социальную сферу. При этом источников покрытия дефицита Гайзатуллин не назвал.

«Несмотря на достаточно положительное исполнение текущего бюджета республики, до конца года возможны сбои в получении 2 миллиардов рублей доходов, — предупредил Гайзатуллин. — Об этих рисках свидетельствуют данные по налогу на прибыль крупных предприятий в 2015 году — нефтяных компаний, ТАИФа. Это связано с ценовым фактором, фондовыми индексами...»

Глава минфина снова не стал обходить стороной возможные потери республиканского бюджета от планируемого замедления темпов снижения экспортной пошлины нефтяникам при увеличении налога на добычу полезных ископаемых, оценив недобор бюджета РТ на уровне более 6 млрд. рублей. «Татнефть» и малые нефтяные компании от этого потеряют порядка 25 млрд. рублей — об этом «БИЗНЕС Online» рассказывал после парламентских слушаний бюджета в минувшую пятницу. Нефтяные компании на этой неделе жалуются президенту РФ Владимиру Путину и просят не менять сложившиеся параметры налогообложения, а президент РТ Рустам Минниханов тем временем обращается с аналогичным письмом к главе минфина РФ Антону Силуанову.

Радик Гайзатуллин оценил потери бюджета РТ от возможного увеличения НДПИ на газ в 300 млн. рублей

Накануне в правительстве РФ определились, наконец, с тем, как будут пополнять бюджет страны за счет «стрижки» сверхдоходов нефтегазового сектора и пенсионеров. Примерно 200 млрд. рублей должно прийти от нефтянки (пошлина на экспорт не будет снижена, как предусматривал налоговый маневр, до 36% с 42%). Еще около 100 млрд. — от НДПИ за газ с «Газпрома». 342 млрд. рублей принесет замораживание накопительных взносов. Такой вариант бюджета рассматривают сегодня в правительстве, пишет газета «Ведомости».

Сегодня Гайзатуллин оценил еще и потери бюджета РТ от возможного увеличения НДПИ на газ в 300 млн. рублей.

«Для газовиков увеличится себестоимость, налогооблагаемая прибыль, — ответил на вопрос «БИЗНЕС Online» Гайзатуллин. — Как платят газовики, мы даже не видим, но мы рассчитали свои потери на этом уровне. Это уменьшит прибыль газовиков, останется меньше денег на стройку, инвестиционные проекты.

Альберт Фахрутдинов (справа) поинтересовался у главы минфина, каким образом рассчитывалась прогнозная цена на нефть

А ЕСЛИ НЕФТЬ ПО $40?

Депутатов снова не устроила прогнозная цена на нефть в $60. «Это как-то рассчитано или вы ее с потолка взяли?» — поинтересовался гендиректор ЗАО «Кулон» Альберт Фахрутдинов.

Гайзатуллин парировал: это было первоначальным сценарным условием минэкономразвития РФ, летом на основе этих цифр формировался бюджет. К осени, напомним, правительство уже изменило макроэкономические показатели — базовый вариант исходит из цены нефти $50 - 55 за баррель в ближайшие три года, такой прогноз представляют сегодня правительству. Однако до регионов эти цифры до сих пор не доводили. Но Фахрутдинова объяснение не устроило.

«А если стоимость нефти будет 40 долларов за баррель? Тогда что будем делать?» — не отступал депутат.

«Правильный вопрос, — признал Гайзатуллин. — Для Татарстана нужно смотреть цену на нефть и курс доллара, если цена на нефть будет падать, а курс доллара — расти, то у нас будет практически такой же доход, — ответил министр финансов, практически слово в слово повторяя слова Минниханова. — Для федерального бюджета это потери, поэтому-то они и решили для восполнения урезать или сделать налоговые дополнения для нефтяников. Вот это для нас плохо», — вздохнул министр, мысленно вернувшись к проблеме изъятия Москвой девальвационных излишков.

Роман Мугерман (слева): «Если нам не хватает денег на здоровье, может быть, эти деньги перенести?»

КАК ДЕПУТАТЫ «ПОТЕРЯЛИ» 2 МЛРД. РУБЛЕЙ В РАСХОДАХ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Кроме того, депутаты обратили внимание на изменения в расходах по некоторым статьям, в частности по здравоохранению.

«Если обратить внимание на сравнительную таблицу по структуре расходов, то смущает несколько цифр, — сказал депутат Роман Мугерман. — На здравоохранение планируется потратить в следующем году 98 процентов от бюджета 2015 года, при этом на жилищно-коммунальное хозяйство — 119 процентов. Бросаются в глаза расходы на бюджетные инвестиции на ремонт государственной и муниципальной собственности в сумме 3 миллиардов рублей. Если нам не хватает денег на здоровье, может быть, эти деньги перенести?»

Впрочем, в «ремонтных» статьях заложен и ремонт больниц с поликлиниками, а они, как известно, находятся в республиканской собственности.

«Я думаю, что ремонт тоже нельзя переносить, — примирительно развел руками глава комитета по бюджету Леонид Якунин. — Надо дальше расшифровать эту статью. Мы многие годы переносили ремонты, а в итоге пришлось тратить колоссальные средства на восстановление».

Подробно о расходах на здравоохранение 7 октября подробно рассказал замминистра финансов РТ Алексей Шишкин на заседании комитета Госсовета РТ по соцполитике. Общий объем расходов на здравоохранение на 2016 год составит с учетом федеральных средств 48,5 млрд. рублей, финансирование организаций здравоохранения по отдельной госпрограмме Татарстана — 27,3 млрд. рублей, эти деньги пойдут на текущую работу организаций, их развитие, говорил тогда Шишкин. Сегодня Гайзатуллин добавил, что в течение года правительство в любом случае будет уточнять статьи бюджетных расходов.

«Расходы будут уточняться в положительную сторону, — утешил Гайзатуллин. — Сказать, что идет снижение, — не совсем правильно, ведь никакого снижения у нас нет».

Леонид Якунин: «Мы многие годы переносили ремонты, а в итоге пришлось тратить колоссальные средства на восстановление»

«ЕСЛИ МЫ ИДЕМ «В ПРОЛЕТ» НА 6 МИЛЛИАРДОВ, КАКИЕ-ТО ВАРИАНТЫ БУДУТ ИСКАТЬ»

Ощущение, что бюджет РТ сильно зависит от параметров бюджета России, не покидает всех, кто втянут в бюджетный процесс. За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам.

Откуда взялись расчеты по возможным потерям бюджета Татарстана, объяснил заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Марат Галеев. Он напомнил, что пока федералы еще только рассматривают предложения по более медленному сокращению экспортных пошлин на нефть. «Они должны их пересматривать раз в квартал, по мере снижения или повышения цен на нефть. Вопрос еще до конца не решен, работа по нему продолжается, но вероятность этого немаленькая. Рассматривались разные предложения о наполнении бюджета, в том числе и о повышении НДПИ. Потом от этой идеи отказались. Сейчас хотят регулировать экспортными пошлинами. Поэтому наш министр финансов и озвучивает эти цифры», — заметил он.

Мнения об этом сейчас самые разные, на этой «медийной поляне» топчутся все деловые СМИ. О том, что делать с урезаемыми в таком случае доходами нефтяных регионов, говорят и в правительстве.

Марат Галеев напомнил, что пока федералы еще только рассматривают предложения по более медленному сокращению экспортных пошлин на нефть

«Например, вчера председатель правительства господин Медведев сказал, что он подумает над тем, как повысить доходность региональных бюджетов, — напомнил Галеев. — Я думаю, что речь идет о некоем возможном перераспределении налогов. Ведь мы, Татарстан, являемся донорами. И платим больше, чем получаем обратно в виде субсидий. Но сейчас бюджетный процесс выстроен таким образом, что сверху он достаточно хорошо контролируется. Там знают, чем дышат субъекты, какая их доходная база и так далее. Если мы идем «в пролет» на 6 миллиардов рублей дополнительно, то вполне вероятно, что какие-то новые предложения, варианты будут изыскиваться. Какие-то варианты компенсации от потери доходов».

Впрочем, это лишь догадки и рассуждения, оговорился Марат Гадыевич. «Пока нет окончательных решений, нельзя этот вариант развития событий принимать за окончательный. В любом случае наши публичные обязательства по социальным расходам не будут сокращаться. Это я могу совершенно точно сказать. В крайнем случае, возможно, придется несколько срезать инвестиционную часть бюджета. Но я знаю, что эти варианты пока в практической плоскости не рассматриваются...»

Вадим Хоменко не согласен с позицией забрать у нефтянки все что можно

С позицией забрать у нефтянки все, что можно, не согласен вице-президент Академии наук РТ, доктор экономических наук, профессор КФУ и КНИТУ-КАИ Вадим Хоменко. Высокодебитных скважин в отрасли все меньше и меньше. В регионах, где нефтедобыча ведется уже давно (а к таким относится и Татарстан), положение с добычей очень сложное — черное золото приходится выдавливать из земли различными технологическими методами, поскольку внутрипластовое давление очень слабое. Такие скважины малорентабельны. Новейшие технологии добычи стоят больших денег.

«Государство, на мой взгляд, должно идти навстречу нефтяникам. Мы не можем оставить 30 - 40 процентов нефти в земле. Мы должны ее взять как можно больше, но понимать при этом, что рентабельность в этом случае падает, — объясняет Хоменко. — По практике зарубежных государств, где есть, скажем, угольные шахты, мы видим, что государство снижает режим налогообложения. Оно вообще может пойти, как с шахтами в Англии, на их национализацию, ввести новые технологии, а потом обратно передать частнику. Потому что у самого частника часто средств для этого не хватает. Государство помогает отрасли выйти из этого положения, понимая, что все может обернуться потерей рабочих мест».

Необходимо помнить также и о том, что цена на нефть взяла тренд на снижение, это тоже плохо сказывается на самочувствии нефтяных компаний. Обществу, конечно, непонятна нижняя граница, при которой нефтедобыча станет невыгодной, рассуждает Хоменко. «Цена рынка снижается до 60 долларов за баррель — нефтяники начинают говорить, что очень тяжело, вряд ли выйдем на рентабельность. А потом арабы говорят о 40 долларах за баррель, а «Роснефть» отвечает, что готова и к 25 долларам за баррель. Где тут правда тогда?» — задается он вопросом. Разумеется, на фоне таких рассуждений минэкономразвития и затевает изъятие излишков. Ведь кроме снижения цены на нефть есть девальвация. В результате эксперты заявляют, что дешевеющая в долларах нефть дорожает в рублях. «Нефтяникам говорят: «Вот вам, как говорится, компенсация! Что же вы еще хотите?!» — резонно замечает эксперт.

Можно пытаться выбивать бюджетные кредиты из федерального бюджета, но минфин сейчас очень цепко сидит на деньгах

Что же до ситуации «дырявого бюджета» (если таковая вообще возникнет!), то она была ожидаемой. Такое мнение «БИЗНЕС Online» высказал ведущий аналитик НИЦ «Неокономика» Александр Виноградов: «Насколько мне известно, решение о более медленном снижении экспортных пошлин на нефть пока еще не принято, — указывает эксперт. — В бюджете с деньгами вообще туго, минфин пытается изыскивать средства где только возможно, в том числе и через непопулярные меры — повышение пенсионного возраста, отказ от индексации зарплат, изъятие пенсионных накоплений... Менее быстрое от планировавшегося снижение пошлин на нефть является движением в этом же направлении. Но это было предсказуемо — и такие проблемы сейчас не только у Татарстана».

Виноградов рекомендует пересмотреть расходы — по возможности. «Именно по возможности, поскольку лимиты сокращения расходов регионами в значительной степени ограничиваются «майскими указами» президента России Владимира Путина, — оговорился он. — Я слышал, что в Хабаровском крае чуть ли не год назад чиновники даже судились о том, можно ли эти указания не выполнять...» В целом, скорее всего, придется туже затягивать пояса. Какая еще альтернатива? Можно пытаться выбивать бюджетные кредиты из федерального бюджета, но минфин сейчас очень цепко сидит на деньгах. И тут многое будет зависеть от уровня лоббистских возможностей регионов, считает эксперт.