То, что происходит с КАМАЗ-инструментспецмашем, – это нормальный плановый процесс. Просто кризис его ускорил. Завод будет работать по европейским и мировым стандартам с полной загрузкой, в две или даже три смены.

– То есть развитие спецнастроек сохранится, но на меньших площадях?

– Нет. Спецнастройки – это не профильная деятельность. Профиль КИСМа – изготовление нестандартного инструмента, оборудования, всевозможных приспособлений, то есть обеспечение инструментарием всего "КАМАЗа". Плюс – выпуск запчастей. Мы это направление тоже сохранили, хотя сегодня запчасти для КАМАЗов делают заводы-поставщики оборудования. Покупать у них дешевле, чем изготавливать у себя. Так что со временем это направление тоже уйдет.

– Что же все-таки ожидает коллектив КИСМа?

– Часть персонала переведена на другие заводы. Мы переместили производство на наше предприятие КАМАЗ-Автотехника в Заинске, а также на КАМАЗ-Дизель и автосборочный завод. Естественно, в Заинск отсюда ни один человек не уехал: на КАМАЗ-Автотехнике взяли лишь часть оборудования и обошлись уже имеющейся численностью. Другие два завода тоже не берут стопроцентно всех. Не потому, что они против людей.

Дело в том, что производственная система "КАМАЗ", которая внедряется у нас повсеместно, предполагает всестороннее снижение издержек: оборудование выстраивается совершенно по-другому, внедряется многостаночное обслуживание, сокращаются потери при перемещениях. В результате этой оптимизации уменьшается количество реально необходимых для производства людей. Понятно, что на 100% работники КИСМа востребованы не будут. Это первое.

Второе. Не будет корпуса КАМАЗинструментспецмаша – не нужно его обслуживать, а значит люди, которые этим занимались, тоже высвобождаются. Или их рабочие руки пригодятся в других подразделениях.

– А как КАМАЗ намерен распорядиться старыми площадями КИСМа? Продавать?

– Нет. Это резервные площади КАМАЗа – они будут использоваться под различные проекты.

– В связи с кризисом вы не "заморозили" проект трактора?

– Почему? Он существует. Продажи тракторов, если говорить в процентах, хорошо растут. Пока мы приостановили производство – продаем запасы. Но это направление будет сохранено.

Во-вторых, мы ведь на КАМАЗе никогда не делали техперевооружения нормальным образом. Как, например, поступают на Мерседесе? Освобождают корпус, вывозят всё оборудование, проводят санацию помещений и завозят новое. А мы как привыкли? Открыл Демидов завод в 1700 году – и не дай Бог что-нибудь с той поры там изменится! Жизнь сегодня другая…

"КИТАЙСКИЕ АВТОБУСЫ ПРОСТО СЫПЛЮТСЯ!"

– Китайские автомобили продолжают наращивать объемы на российском рынке?

– Нет, китайские продажи потеряли былую агрессивность. Кризисная ситуация в какой-то степени нам помогла.

– Но это основной конкурент КАМАЗа?

– На сегодня – нет. Тут далеко ходить не надо, чтобы разобраться: закупив китайские автобусы, Казань сделала ошибку. Это, наверное, тот момент, когда нам… приятно: выражаясь простым языком, китайские автобусы просто сыплются, и коэффициент выхода на линию у них очень низкий. Перевозчики отказываются на них работать.
Причина проста – человеческая психология. У нас отношение к импорту всегда было лучше, чем к продукции собственного производства. Неважно, какого качества товар, – зато зарубежный. Тем более, что внешне "китайцы" выглядят действительно неплохо. Казанские власти "клюнули": автобусы красивые, стоят дешево, предлагается множество дополнительных опций…

Вообще, есть много заблуждений относительно китайского автопрома. Например, что там очень оперативное сервисное обслуживание. Мы немного работаем с китайцами и по себе знаем, что в России эти вопросы решаются гораздо быстрее, чем в Поднебесной. Да, в этой стране есть заводы-производители комплектующих очень высокого качества, но наши попытки быстро приобрести у них продукцию не увенчались успехом. Получается гораздо дольше и, между прочим, дороже.

МЫ ПОСТОЯННО БОРЕМСЯ С ПРОБЛЕМАМИ

– В декабре нынешнего года исполнится 40 лет, как было принято решение о начале строительства КАМАЗа. С каким настроением вы подходите к юбилейной дате?

– В последние 20 лет мы все время боремся с какими-то проблемами. Я даже не касаюсь производства, а имею в виду, в первую очередь, реформы, на которые оказался богат этот период. Если бы не ошибки, сделанные в те годы, может быть, КАМАЗ был бы в лучшем состоянии, чем сегодня. Предоставим судить это истории...

Но то, что мы – лучшее в стране автомобильное предприятие и достойно проходим кризис, добавляет гордости. Я сделал интересное наблюдение: годы общих трудностей сплотили коллектив КАМАЗа больше, чем период 70-80-х, когда все было хорошо. Будем надеяться, мы и из нынешнего кризиса выйдем еще более сильными и дружными.

– Хотелось бы закончить нашу беседу тем, с чего мы начали: предполагаются ли еще остановки камазовского конвейера в сентябре?

– В сентябре мы работаем по графику. Более того, в конце месяца у нас планировалось несколько выходных дней, но, скорее всего, КАМАЗ все-таки будет работать. Мы ожидаем дополнительный заказ, благодаря которому вместо запланированных 2500 автомобилей подойдем к 2700.

Челнинская неделя