Что такое ислам для западной культуры? В Австралии, окруженной бескрайним океаном, пытаются построить гармоничную модель развития всего человечества, взяв за основу западные ценности. Сюда приглашают людей со всего света, но за пропорциями приезжающих строго следит миграционная служба. Как живется мусульманам в одной из самых загадочных стран мира? Своими впечатлениями с «БИЗНЕС Online» делится бывший журналист, а ныне имам австралийской диаспоры татар Булат хазрат Ишмухаметов.
Имам австралийской диаспоры татар Булат хазрат Ишмухаметов |
МУСУЛЬМАНСКИЕ ПИОНЕРЫ
Для начала немного статистики. Мусульманская община Австралии — это всего 2% населения страны (да, да...мировая пропорция не соблюдена). И это весьма неоднородная среда — умма состоит из множества этнических и религиозных групп. Поэтому говорить о том, что мусульмане могут как-то серьезно влиять на политику страны, не приходится. Костяк составляют турки и ливанцы (их больше всего), а также афганцы, пакистанцы, боснийцы, иранцы, иракцы, уйгуры и далее по убывающей. Если где-то была или идет война, беженцы из этой страны обязательно будут в Австралии. Это часть миграционной политики страны, их вклад в «мир во всем мире».
Первая крупная волна миграции мусульман приходится на конец XIX века. Тогда тысячи афганских погонщиков верблюдов прибыли для строительства железных дорог. Однако им было запрещено привозить с собой женщин. В итоге через некоторое время они либо уехали, либо растворились среди аборигенов, оставив после себя только старейшую каменную мечеть Австралии и дикие стада одногорбых верблюдов в пустыне. Так что XX век мусульмане Австралии начинали с чистого листа. Половина из ныне живущих на Зеленом континенте мусульман родились за его пределами. Не вдаваясь в подробности, замечу, что всего полвека назад Австралия была страной белых (не считая аборигенов, права которых были признаны всего несколько десятков лет назад). Но ввиду необходимости людских ресурсов и общей гуманизации правительство постепенно корректировало свою миграционную политику. Сейчас в стране официально провозглашена политика мультикультурализма (есть даже соответствующее министерство). В реалиях жизни это значит, что Австралия по-прежнему имеет очень жестко регламентированное миграционное законодательство, но здесь «дозированно» стараются принимать людей со всего света от Сомали до Канады.
Первый Курбан-байрам в Татарском доме в 2013 году |
ТАТАРСКИЙ СЛЕД
Что касается непосредственно Аделаиды — столицы Южной Австралии, то первыми мусульманами, которые держались махаллей (общиной), можно считать татар. Интересна история прибытия сюда первых татарских семей. Многие из них родились и выросли в Китае (Восточном Туркестане). Поэтому после революции в Поднебесной они наравне с уйгурами ощутили на себе тяжесть репрессий нового режима, желающего подчинить себе богатый недрами край. Зачастую татарам приходилось даже труднее, поскольку большинство из них относились к зажиточным слоям населения (купцы, владельцы заводов, крупные скотоводы и т. д.) и интеллигенции (учителя, врачи), в общем, были как раз теми, против кого и был направлен в первую очередь меч карателей.
Благодаря программе «белой русской миграции» татары, жившие в Китае (Восточном Туркестане), смогли покинуть его и эмигрировать в Австралию. Семейство Садри, перебравшись сюда, помогло многим оформить документы по программе «белой миграции». Несколько мечетей также были заложены при непосредственном участии татар. Позже, когда Рустам Садри стал владельцем мясоперерабатывающего завода, он смог перевезти из Китая сотни татарских, уйгурских, узбекских, казахских семей как необходимых работников для предприятия. По этим двум причинам татарская община, несмотря на свою малочисленность, — одна из самых уважаемых в мусульманской умме Аделаиды.
Два года назад появился еще один повод для гордости — визит президента Татарстана Рустама Минниханова на правительственном уровне, когда он посетил небольшую общину татар и узнал об их чаяниях, вызвал уважение среди других общин. А отправка имама для работы в общине на деле показала многим силу Татарстана. В декабре 2013-го в Аделаиде при участии министров штата открылся Татарский дом. Можно сказать, что визит Минниханова, отправка имама и открытие национального центра стали помимо всех прочих плюсов и очень мощным имиджевым шагом для республики. Ведь ни узбеки, ни ливанцы, ни уйгуры, ни другие общины, за исключением турецкой, не могут похвастать, что историческая родина так заботится о них. Возник интерес и со стороны коренных австралийцев. С просьбой о проведении презентации Республики Татарстан к общине обратились организаторы встреч Королевского дамского клуба (закрытого элитарного клуба, который объединяет влиятельных женщин Южной Австралии). Презентация прошла с большим успехом. Стереотипы сломаны. Нам об этом и смешно, и грустно слышать, но часть пришедших на презентацию людей искренне считали, что мусульмане и христиане не могут жить в мире вместе на одной территории (а ведь это не рядовые граждане, а элита общества). «Спасибо» антиисламской пропаганде в СМИ.
Рустам Минниханов на встрече с татарской общиной Австралии в 2011 году |
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ ПО-АВСТРАЛИЙСКИ
Политика мультикультурализма означает, что мир и свое место в этой стране может найти каждый. Страна регулярно принимает, согласно международным договорам, тысячи беженцев со всего света. Учитывая, что многие вооруженные конфликты идут в странах с мусульманским населением, мусульмане в этом списке занимают не последнее место. До недавнего времени внешнюю и внутреннюю политику Австралии определял известный россиянам Тони Эббот, тот самый, который обещал взять Владимира Путина «за грудки» и который сейчас покинул пост премьер-министра страны. Мусульманам Австралии он запомнился в том числе своей антиэкстремисткой риторикой. В области политической практики это выразилось в жестком подходе к тем, кто может питать симпатии к ИГИЛ (террористическая группировка, деятельность которой запрещена в ряде стран, в том числе в России — прим. ред.), в отмене специального подкласса визы для религиозных работников и, как побочный эффект, усилении исламофобских настроений в обществе. Об этих трех пунктах подробнее.
С приходом Эббота Австралия начала активно проявлять себя на Ближнем Востоке. Как только сформировалось террористическое государство, он предлагал отправить туда австралийский военный контингент. Отдельным направлением была работа по выявлению австралийцев, которые вербовались ИГИЛ. Премьер-министр предложил лишать их австралийского гражданства. По данным спецслужб, воевать уехали 150 австралийцев. На данный момент паспортов с эмблемой кенгуру и эму лишены более 100 человек. А тех, кто рискнет вернуться, ждет уголовное преследование.
Кроме этого, в целом поднимался вопрос по ужесточению критериев к мигрантам. Яркий пример — виза религиозного работника. Два года назад я сам поехал в Австралию по этой визе. Тогда сбор документов особой проблемы не представлял. По сути, было достаточно приглашения австралийской религиозной организации и доказательств финансовой состоятельности. Чтобы избежать импорта экстремистских взглядов, правительство ввело карантин на всех без разбора (христианских в том числе) религиозных проповедников из-за границы. Сперва были серьезно ужесточены критерии получения этой визы, а позже эта виза была отменена вовсе. Справедливости ради стоит отметить, что миграционное законодательство Австралии очень гибко реагирует на все изменения в обществе, благодаря чему удается избежать перегибов.
ИСЛАМОФОБИЯ — ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ
Итак — исламофобия. Большой плюс Австралии в том, что здесь открыто говорят о всех проблемах общества, а не делают вид, что их нет. Исламофобия — одна из этих проблем. К примеру на тренингах для учителей этнических школ обязательно поднимается эта проблема («Ведь вы можете столкнуться с этим и должны знать, как вести себя в этой ситуации!»). Приведу данные опроса, приведенного на тренинге. Коренным австралийцам задавали вопрос: «А с кем бы вы хотели иметь отношения меньше всего?» Как окзалось, несмотря на малочисленность мусульман (2,2% населения страны), именно их на первое место поставили 30% опрошенных. Затем шли индусы, китайцы и африканцы. Религиозная ксенофобия только в отношении мусульман! А далее бытовой расизм с разделением людей по цвету кожи.
В чем причина такого расклада? Отчасти работа СМИ, отчасти вина самих мусульман. Как я уже писал выше, многие мусульмане Австралии — это беженцы. Соответственно, это люди или с небольшим достатком, или люди с низким уровнем культуры, живущие только на пособия. И еще одна веская причина — отсутствие достоверной информации. Мифов вокруг ислама предостаточно! Бороться с ними пытаются отдельные общественные организации. К примеру, во время Рамазана организуют специальные ифтары, на которые мусульманин должен привести своего друга другой религии.
Возвращаюсь к личному опыту жизни в Аделаиде. Конечно, на бытовом уровне приходилось сталкиваться с проявлениями исламофобии, но это скорее исключение из правил. Одновременно с этим происходили и случаи небывалого гостеприимства австралийцев, как, например, предложение одной женщины оплатить наш счет в магазине просто потому, что мы далеко от родины. Она решила показать, что в Австралии нам рады. По большому счету людям все равно, какой ты веры, какого цвета у тебя кожа, в хиджабе женщина или без. В целом общество очень дружелюбно. Никто не будет на тебя смотреть волком или нервничать из-за твоего ломаного английского, а терпеливо будут стараться понять, чего же ты хочешь.
Афганские студенты в колледже |
В то же время следует сказать, что в Южной Австралии проживают всего 3% от общего числа мусульман страны, здесь никогда не было проявлений экстремизма со стороны выходцев с Востока. По словам экспертов, именно этим объясняется более толерантное отношение южных австралийцев, чем позиция жителей Сиднея или Мельбурна. В прошлом году Мельбурн всколыхнул теракт в кафе, который под религиозными лозунгами организовал психически больной человек. Однако этого было достаточно для новой волны религиозной ксенофобии. Правительство со своей стороны пытается преодолеть эти внутриобщественные конфликты. Ежегодно на Ураза-байрам и Курбан-байрам проходят встречи в парламенте мусульманского духовенства с премьер-министром штата. В Ураза-байрам на государственном канале два раза в день до утренней молитвы и до ифтара (а это прайм-тайм!) дается время для получасовой программы о мусульманах Аделаиды. Два раза в год мусульманской общественностью организуются городские праздники Гает-фест. Дешевый лунапарк, концерт национальных коллективов, ресторанный дворик, торговые ряды и главное — ненавязчивая борьба со стереотипами и исламофобией.
Пару слов о хиджабе. Платок здесь носят очень по-разному. По тому, как он повязан, можно сказать, из какой страны девушка. К примеру, афганки поголовно носят платки. Но при этом они накидывают на голову палантин таким образом, что видно челку, а порой и вовсе платок держится на макушке. Если бы афганская девушка появилась совсем без платка, то это стало бы позором для ее семьи, а вот такой стилизованный шарфик на голове не вызывает вопросов ни у кого. Можно сказать, что это скорее национальный атрибут. Официальных запретов на ношение платка нигде нет, никто их не добивается (это же дискриминация!), однако, по признанию самих девушек, найти работу в платке сложнее, чем без него. Много мусульманок учатся в католических школах для девочек (система католического образования считается одной из самых сильных). Там на территории школ они могут спокойно ходить без платков, потому что весь персонал состоит исключительно из женщин. А во время религиозных христианских уроков у них либо самостоятельная работа, либо факультатив.
И снова цифры. Напоследок — статистика Южной Австралии, где живут большинство татар. В Аделаиде с миллионным населением живут менее 20 тыс. мусульман, на которых приходятся 16 мечетей и молельных комнат, 3 мусульманских колледжа, детский сад и множество халяльных кафешек и ресторанчиков.
P. S. Главное, конечно, впереди! Мусульмане смогут более активно бороться с исламофобией, только если объединят свои усилия. Это задача для подрастающего поколения — молодых людей, которые родились и выросли в этой стране, но при этом не потеряли своей национальной и религиозной идентичности. Они считают себя в первую очередь австралийцами. Их ментальность уже другая. И именно они смогут, объединив свои усилия, выстроить гармоничные отношения в микромодели земного шара на Зеленом континенте.
Булат хазрат Ишмухаметов
Справка
Булат Салаватович Ишмухаметов родился в 1980 году.
1987 - 1997 — учился в школах №12 и №78, Казань.
2005 — окончил исторический факультет ТГГПУ.
До 2011 — работа на ТК «Эфир».
2011 — работа на ТНВ.
2013 — корреспондент и продюсер ТК «Эфир».
В журналистике с 2002 года. Журналист, ведущий продюсер.
С 2013 года — имам татарской общины в Австралии.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.