БЮДЖЕТНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ТОЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫМ И ПРИБЫЛЬНЫМ

Сегодня в Казани продолжают работу международный туристский форум «Ориентиры будущего» и давосский коммуникационный форум. Главная тема обсуждения — «Глобальная индустрия туризма в новом коммуникационном пространстве».

Вчера эксперты рассуждали о событиях. Они были названы «новым средством коммуникации территории с туристами». Интересный подход к теме обозначил начальник отдела развития туристской индустрии госкомитета по туризму РТ Артур Абдрашитов. Он рассказал о финансовой составляющей событий, в частности, фестиваля исторической реконструкции «Великий Булгар»: «В России есть три группы событий: за счет бюджета, коммерческие и финансируемые из бюджета и внебюджетных источников. Центр экономических исследований провел исследование по оценке бюджетной эффективности сферы туризма республики, и на примере всероссийского исторического фестиваля «Великий Булгар» мы в этом году сделали вывод, что мероприятие стало не только имиджевым, но и выгодным». Бюджет мероприятия составил 3,5 млн. рублей. Его посетили 26 тыс. человек. Средние затраты одного туриста составили 1400 рублей (без учета затрат на проживание). В региональный бюджет попадает 7,4% от туриста — 103,6 рубля. Всего — 2,7 млн. рублей поступлений в региональный бюджет. «Есть и другой эффект, — продолжил Абдрашитов. — Мы не рассчитывали затраты на проживание, а в палаточном лагере и гостинице остановились 2400 человек со средним чеком 600 рублей. То есть еще 100 тысяч рублей идет в бюджет региона. Получается 2,8 миллиона. Но для нас важен метод мультипликатора. Эффект от него — 831,5 рубль на одного туриста. И вместо 2,8 миллиона рублей мы получаем 21,6 миллиона рублей без учета гостиничных услуг, и 23,5 миллиона с учетом». Отсюда вывод: удалось вернуть 78 копеек с каждого вложенного бюджетного рубля, но мультипликативный эффект позволил вернуть 6,65 рубля. «Мы видим, что при грамотном подходе даже бюджетные мероприятия дают для региона развитие экономики и решение социальных задач», — подытожил Абдрашитов и оказался засыпан вопросами от представителей других регионов, которые захотели применить методику и у себя. Однако предоставить методику другим регионам пока невозможно, поскольку проанализировано только одно событие, и в тестовом режиме.

Артур Абдрашитов (фото: elitat.ru)
Артур Абдрашитов (фото: elitat.ru)

Тут представительница Елабуги с возмущением сообщила, что госкомитет презентует ее город на выставках в Лондоне, Зальцбурге и так далее, но при этом «ни одна иностранная организованная группа не приехала в 2015 году в город». В чем, дескать, дело. «Однозначного ответа нет, могут быть разные факторы, — ответил Абдрашитов. — Может быть, не столь эффективная работа бизнеса в лице туроператоров, может, ваше упущение, что выходили не на тех туроператоров...»

ЕДА — ОТЛИЧНАЯ ПРИМАНКА ДЛЯ ТУРИСТА

О примере российского события аудитории рассказал генпродюсер международной недели моды в Санкт-Петербурге Aurora Fashion Week и крупнейшего российского гастрономического фестиваля «О, да! Еда!» Артем Балаев: «Почему популярна гастрономическая тема? Множество телевизионных шоу, маркеты еды, фуд-блогеры... Гастрономия — это та сфера, которая не политизирована и поэтому и интересна людям. На Западе гастрономический туризм невероятно популярен, а в России это пока не так. Мы предложили рынку емкий по времени и интересный по способу содержания ивент — фестиваль еды, который проходит в Москве и Петербурге раз в год. Это более 20 тысяч квадратных метров строений с фуд-кортами, лавками гастрономических стартапов, контент-шатрами, кулинарными студиями. Содержание фестиваля формирует гастрономическую панораму города».

Общий оборот фестиваля — 150 млн. рублей за 4 дня в двух городах. В следующем году планируется сделать и зимний фестиваль. Фишка фестиваля в том, что его главные участники — из малого бизнеса. Балаев отметил, что организаторы нацелились на продажу франшиз: «Скорее всего, ближайшие фестивали будут в Минске, Казахстане и Азербайджане. Ведем переговоры и с Казанью». Так что, возможно, столица Татарстана примет гастрономическое мероприятие покрупнее тех, что проводились в этом году, например, в парке «Черное озеро» и в парке им. Горького.

И в целом участники форума высоко оценили усилия РТ по развитию туризма. «Удалось побывать на панельной сессии с экспертами по событиям как новому средству коммуникации с туристами, — рассказал «БИЗНЕС Online» казанский отельер Айрат Сунгатуллин. — Мне была интересна эта тема, потому что в Татарстане она отлично накладывается на политику республики с точки зрения развития туризма. События — конкретный реальный инструмент для дальнейшего развития отрасли. Один из докладов форума звучал как «К черту все! Берись и делай». Конечно, круто использовать цитату английского миллиардера Ричарда Брэнсона, но хотелось бы услышать какую-то конкретику. Не было понятно, кому адресован этот доклад... Вообще, коммуникация — это основа развития туризма в глобальном мире». «Туризм — это то, когда человек, заработав деньги на одной территории, тратит их на другой, — рассказал «БИЗНЕС Online» организатор премии Russian Event Awards Геннадий Шаталов. — Внутренний туризм в этом году вырос на 35 - 40 процентов. Скажу как практик: за последние пять месяцев, возможно, благодаря экономической ситуации, мы начали больше перемещаться по своей стране, потому что нам есть что показать и посмотреть. Рост наблюдается, и именно через события он еще больше будет возрастать. Казань — один из ярких тому примеров... Ростуризм с минтрансом пытается решать вопрос по ценам трансферов по стране. Туроператорам также будет выгодно отправлять туристов по России, если они будут понимать, куда отправляют. Событийный туризм во всем мире очень важен. У нас не меньше событий, это видно и по нашей премии. Но надо, чтобы организаторы событий активнее доносили о себе информацию, взаимодействовали со СМИ. Простой пример — татарстанский фестиваль «Великий Булгар». Тольяттинские операторы, например, уже готовы создавать турпакет на него. Всегда повторяю, что люди идут не за идеями и событиями, а за людьми».

Премьер-министр РТ Ильдар Халиков сообщил, что событийный туризм занимает особое место
Премьер-министр РТ Ильдар Халиков сообщил, что событийный туризм занимает особое место

«ЛЮДИ ПУТЕШЕСТВУЮТ, ЧТОБЫ ПРОЖИТЬ НЕСКОЛЬКО ЖИЗНЕЙ»

По окончании первого дня работы форума в «Корстоне» прошла церемония вручения наград национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» Шаталов, премия задумана как профессиональная и не предполагает денежного вознаграждения — признание дороже. И, кстати, среди экспертов нет чиновников. В 2013 году прошел первый финал, в Суздале, в 2014-м — в Кирове, в этот раз — в Казани, а в 2016 году пройдет в Ярославле. Девизом казанского финала стала фраза «Пора путешествовать по России».

Приветствуя гостей церемонии, премьер-министр РТ Ильдар Халиков сообщил, что событийный туризм занимает особое место: «Сначала в Казани прошло такое спортивное событие, как Всемирная летняя Универсиада, в 2015 году состоялся чемпионат мира по водным спорта. Другие большие спортивные мероприятия также привлекают гостей не только со всех уголков России, но и со всего мира сюда, в Казань. Нам очень приятно принимать сегодня активных представителей туристического бизнеса, и мы надеемся, что это событие, а также то, что вам удалось за эти дни увидеть в Казани, оставит у вас самые приятные впечатления. Чтобы у вас возникло желание вернуться сюда вновь и вновь».

Министр культуры России Владимир Мединский, прибывший вечером в Казань, не скупился на хвалебные слова: «Несложно догадаться, почему люди путешествуют, — они хотят новых впечатлений, чего-то нового, хотят постараться прожить несколько жизней. Ведь раньше люди видели несколько, дай Бог, регионов, а поездка за несколько сотен верст могла произойти раз жизни. Сейчас у нас есть возможность увидеть мир, уникальную культуру. Одним из важных мотивов для поездки является интересное событие — начиная от Олимпиады и заканчивая праздником пельменей в Челябинске. Это всегда хороший мотив для смены обстановки. Событийный туризм действительно сейчас набирает обороты, и я очень рад, что премия, которая учреждена самими профессионалами, туристическим сообществом, пользуется таким успехом, набирает каждый год все больше участников. Я благодарен вам за работу по развитию туризма в стране. Это большое и нужное дело. Прирост внутреннего туризма у нас, по разным оценкам в разные годы, составляет примерно 15 - 20 процентов ежегодно. Это самая быстрорастущая отрасль экономики России. В этом заслуга не только удачного стечения обстоятельств, но и прямой результат вашей работы. Хочу отдельно поблагодарить Казань и Татарстан, потому что Татарстан наряду с такими регионами-лидерами, как Петербург, Краснодарский край, Москва, создает тренд современного подхода к развитию внутреннего туризма... «В этом году в Казани будет не менее 2 миллионов туристов. Да ведь, Ильдар Шафкатович? Если кому-то кажется, что это мало на фоне 5 миллионов в Петербурге, давайте сравним, что было в Казани 6 - 7 лет назад и сейчас. Это был совершенно другой мир. Я сам побывал в Казани впервые в начале 90-х и сразу полюбил ваш город. Я вижу, как развивается и динамично живет ваша республика».

Проект «Великий Булгар» получил гран-при в номинации «Лучшее событие исторической направленности»
Проект «Великий Булгар» получил гран-при в номинации «Лучшее событие исторической направленности»

ГРАН-ПРИ «ВЕЛИКОГО БУЛГАРА»

Церемония продлилась почти два часа. Победителей выбрали по 11 номинациям. В финале национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards-2015 были представлены 104 проекта из 36 регионов России. Татарстан прошел в финал с четырьмя проектами по четырем номинациям. В номинации «Лучший проект исторической направленности» — фестиваль «Великий Булгар»; в номинации «Лучшее средство для размещения» — гостиничный торгово-развлекательный комплекс «Корстон-Казань»; в номинации «Лучшее событие гастрономического туризма» — фестиваль «Свияжская Масленница»; в номинации «Лучшая идея для развития событийного туризма» — международный казанский фестиваль аргентинского танго Fuego de la noche Kazan. На церемонии стало известно, что проект «Великий Булгар» получил гран-при в номинации «Лучшее событие исторической направленности». Отметим, что в прошлом году этот же проект занял 1-е место в этой номинации. Татарстан получил гран-при еще в одной номинации: «Лучшим средством для размещения» стал ГТРК «Корстон».

Газета «БИЗНЕС Online» предложила участникам церемонии поделиться впечатлениями.

Сергей Иванов — руководитель госкомитета по туризму РТ:

— Форум получился очень удачным. Что касается событий, то все увидели на церемонии вручения наград премии Russian Event Awards, какая есть палитра событий в стране. Наш народ очень богат на фантазию, и в основе многих событий лежит колоссальный труд начиная от поиска средств и заканчивая организацией. И они это делают не из-за коммерческой выгоды, а потому, что хотят это делать. У каждого события есть свой бюджет, и при грамотной организации надо выделять деньги на продвижение. Создание национального календаря событий, о чем говорил на форуме замруководителя федерального агентства по туризму, — это один из способов продвижения.

Василий Григоревский — главный специалист отдела культуры администрации
Николаевского муниципального района (Хабаровский край):

— Чтобы люди путешествовали по стране по различным событиям, событие должно быть яркое, качественное и оригинальное. Это труднодостижимая цель, потому что сейчас существует очень много предложений и вариантов, но выбрать среди них яркое, запоминающееся сложно, сложно ориентироваться по предложениям. Мне кажется, победу здесь одержит именно рекламный, маркетинговый ход событий. Рынок насыщен предложениями, и теперь остается сделать предложение более доступным для людей.

Артур Абдрашитов — начальник отдела развития туристской индустрии госкомитета по туризму РТ:

— Национальная премия заставляет участников улучшать проекты ежегодно и делать их более привлекательными для туристов. Несомненно, события делают туризм внутри страны еще привлекательнее. Иногда мы пренебрегаем поездками в зимнее время куда-либо, но есть много интересных достопримечательностей именно в это время. Рекламы событиям будет не хватать всегда, но сегодня ситуация изменилась: жители России знают о российских мероприятиях гораздо больше, чем о зарубежных.