ПРАВАЯ РУКА МУРАТОВА

За громкими событиями конца минувшей неделе незамеченным остался приход замгенерального директора УК «Просто молоко» Айдара Салимгараева на важный пост заместителя руководителя департамента президента РТ по вопросам внутренней политики. Одно из ключевых в Кремле подразделений во главе с Александром Терентьевым курирует религиозные объединения, нацполитику, взаимодействие с институтами гражданского общества.

Сам Салимгараев, который возглавит отдел по общественным проектам, в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» подтвердил свое назначение: «Сегодня (в пятницу, 23 октября прим. ред.) документы были подписаны, а окончательно решение было принято вчера вечером», — пояснил Салимгараев, уточнив, что это не стало для него неожиданностью — вопрос обговаривался и ранее. Предложение перейти на работу в аппарат президента, по его словам, поступило лично от руководителя аппарата Асгата Сафарова.

Круг вопросов, который предстоит курировать, Салимгараев очерчивать не стал: предстоит разработать соответствующее положение. В структуре департамента, который возглавляет куратор внутренней политики РТ Александр Терентьев, уже есть один заместитель. Сначала необходимо завершить все дела в ООО УК «Просто молоко», где он занимает должность заместителя гендиректора по общим вопросам, и, вероятно, на этой неделе чиновник приступит к работе.

Салимгараев начинал свою карьеру в Нижнекамске, где 9 лет, до 2006 года, возглавлял городскую телерадиокомпанию, фактически местный медиахолдинг. Примечательно, что в этом же городе начинал свой старт по карьерной лестнице в большую политику и Марат Муратов, который с 1998 по 2003 годы работал первым замглавы администрации под руководством Ильсура Метшина.

Предложение перейти на работу в аппарат президента, по словам Салимгараева, поступило лично от руководителя аппарата Асгата Сафарова
Предложение перейти на работу в аппарат президента, по словам Салимгараева, поступило лично от руководителя аппарата Асгата Сафарова

В 2003 году Муратов переезжает в Казань, где становится гендиректором только что созданного агентства РТ по массовым коммуникациям «Татмедиа». Спустя три года Муратов подтягивает к себе Салимгараева, который возглавил ключевое управление по работе со СМИ. В дальнейшем он фактически стал правой рукой и ответственным порученцем Муратова, куда бы последнего ни забрасывала извилистая карьера. После разделения «Татмедиа» на две ипостаси — госучреждение и госпредприятие — политическую часть возглавил сам Муратов, а хозяйственную — Салимгараев, который стал гендиректором ОАО «Татмедиа».

С ПОЖАРА НА ПОЖАР

Этап работы в «Татмедиа» закончился после трагедии летом 2012 года, когда в результате теракта был взорван внедорожник главы ДУМ РТ Илдуса Файзова и убит бывший заммуфтия Валиулла Якупов. Муратова экстренно перебрасывают в казанский Кремль на должность первого заместителя руководителя аппарата президента, его главной задачей становится «разруливание» проблемного на тот момент религиозного поля, прежде всего мусульманского. И характерно, что в ДУМ РТ на ключевую позицию руководителя аппарата Муратов послал именно Салимгараева. Во многом именно на его плечи легла тонкая работа по искоренению ваххабитских веяний — прежде всего через кадровые зачистки «неблагонадежных» деятелей уммы.

Впрочем, по словам Рустама хазрата Батрова, зампредседателя ДУМ РТ, в религиозные вопросы Салимгараев старался не вмешиваться: «Он очень профессиональный менеджер, может в краткие сроки решать сложнейшие организационные задачи. Будучи больше светским человеком, ему было немножко непривычно работать в религиозной среде, но как организатор процессов он показывал высший пилотаж. На Айдаре Салимгараеве лежала, в частности, организация «Изге Болгар жыены», он здорово это делал».

При всей чуждости для него, как и для Муратова, религиозной темы совместные усилия дали результат: ситуация на «мусульманском поле» постепенно успокоилась, а ДУМ РТ вскоре возглавил молодой муфтий Камиль Самигуллин, который исповедует другой стиль, нежели его предшественник: миролюбивый, опирающийся на разъяснения и налаживание конструктивного диалога со всеми группами мусульман. Салимгараев проработал при новой команде чуть более года и летом 2014 года вновь перешел в команду Муратова — того еще зимой 2013 года отправили спасать терпящий бедствие «Вамин-Татарстан». Теперь угроза развала флагмана молочной отрасли купирована, и вот — новый челлендж.

Чуткое ухо может уловить и едва слышные «звоночки» о необходимости новых подходов в сфере, курируемой Александром Терентьевым (слева)
Чуткое ухо может уловить и едва слышные звоночки о необходимости новых подходов в сфере, курируемой Александром Терентьевым (слева от Марата Муратова)

«ЗВОНОЧКИ» ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ

Переход Салимгараева в Кремль можно расценивать, с одной стороны, как негласное возвращение в политику самого Муратова. С другой стороны, остается только догадываться, зачем управлению внутренней политики понадобился энергичный антикризисный менеджер? Кажется, что на этом поле тишь да гладь... Выборы прошли без сучка и задоринки, имидж Татарстана и его лидера в глазах федерального центра практически безупречный.

Тем не менее чуткое ухо может уловить и едва слышные звоночки о необходимости новых подходов в сфере, курируемой Александром Терентьевым.

В религиозной сфере сюрпризом стало назначение митрополита Феофана, которое, судя по косвенным признакам, произошло без консультаций с казанским Кремлем. Тревожным симптомом стал раздутый до размеров чуть ли не международного скандала эпизод с переименованием улицы Эсперанто в улицу Назарбаева. История с молодогвардейцем Эдуардом Салахутдиновым, когда федеральный центр начал расстреливать Татарстан из пропагандистских орудий, обнаружила неготовность республики к такого рода информационным войнам. А медиапроекты Кремля, как бюджетные, так и внебюджетные, пока что так и не смогли стать сколько-нибудь влиятельными на информационном поле.

В религиозной сфере сюрпризом стало назначение митрополита Феофана (справа), которое, судя по косвенным признакам, произошло без консультаций с казанским Кремлем
В религиозной сфере сюрпризом стало назначение митрополита Феофана (справа), которое, судя по косвенным признакам, произошло без консультаций с казанским Кремлем

Так что солидный опыт работы Салимгараева с медиапространством, умение выстраивать диалог, повернуть медиапосылы в нужном направлении могут пригодиться. Более того, по данным «БИЗНЕС Online», во время избирательной кампании он был привлечен в качестве консультанта в предвыборный штаб президента РТ, что стало, очевидно, неким испытательным сроком.

Полезным может оказаться и его опыт работы в ДУМ: «Сейчас во внутренней политике Татарстана мне нравится усиленная борьба с преступностью и террором. Но проблема с наличием нетрадиционных течений ислама в Татарстане есть. Этот ваххабитский бульон постоянно подпитывается выходцами из Средней Азии и Кавказа», — говорит Владимир Беляев, завкафедрой политологии КНИТУ им. Туполева, который также считает необходимым скорректировать политику в отношении национальных движений, русского и татарского языков.

Впрочем, эксперты видят в Салимгараеве, скорее, умелого организатора, чем идеолога: «Удивлен, что Айдар Салимгараев теперь будет работать у Александра Терентьева, потому что это внутренняя политика и, насколько я понимаю, он больше занимался хозяйственными вопросами, а не коммуникационными. Неожиданно, конечно. По личностным качествам он довольно уравновешенный, такой нормальный сангвиник», — говорит Юрий Алаев, советник при ректорате КФУ, экс-редактор газеты «Время и деньги».

В целом те, кто знают Салимгараева, отзываются о нем как о креативном, весьма коммуникабельном и компетентном профессионале своего дела, который к тому же серьезно закалился в своих битвах последних лет. Что ж, какие перемены претерпит стиль взаимоотношений Кремля с гражданским обществом Татарстана, поживем — увидим.