Спрос на люксовые машины за 9 месяцев 2015 года снизился на 31,2% по сравнению с тремя кварталами прошлого года
Спрос на люксовые машины за 9 месяцев 2015 года снизился на 31,2% по сравнению с тремя кварталами прошлого года


«ПАЦИЕНТ» ПЛАВНО ВЫХОДИТ ИЗ КОМЫ

Авторынок оправдывает пессимистичные прогнозы экспертов. Согласно данным агентства «Автостат», спрос на новые автомобили в Татарстане на девятимесячном отрезке сократился на 40,9%: с 76908 единиц в прошлом году до 45457 единиц в нынешнем.

Дилерам пока нечему радоваться, и все же можно констатировать плавное восстановление спроса в сравнении с началом года. Напомним, что по итогам первого квартала продажи новых автомобилей в республике падали на 55%, за полугодие — на 46,2%. Что касается квартальной динамики, то в июле-сентябре татарстанские автолюбители приобрели 18024 новых «стальных скакунов» — на 30,5% или на 7928 машин меньше, чем за аналогичный период 2014 года.

Забегая вперед, скажем, что в четвертом квартале дилерам будет, мягко говоря, сложно соревноваться со своими же показателями ажиотажного финала 2014 года. Тогда панические настроения в результате ослабления рубля привели к практически полной зачистке покупателями шоурумов. Напомним, что в октябре-декабре татарстанцы зарегистрировали 33187 новых авто, установив абсолютный рекорд и на 341 авто превысив продажи четвертого квартала 2013 года, когда авторынок республики еще рос.

Напомним, что в основе традиционного обзора авторынка «БИЗНЕС Online» лежат исследования «Автостата», который фиксирует количество поставленных на учет автомобилей. То есть может существовать некоторая погрешность: какие-то авто могли быть куплены в Татарстане и его столице приезжими, какие-то, напротив, ввезены из других регионов. Но в целом эта статистика отражает рыночные тенденции.

ЛИМУЗИНЫ БЕРУТ В КРЕДИТ

В отличие от прошлого кризиса, нынешний не обошел и продавцов престижных авто, хотя их потери несравнимы с дилерами бюджетных брендов. Согласно данным агентства «Автостат», спрос на люксовые машины за 9 месяцев 2015 года снизился на 31,2% по сравнению с тремя кварталами прошлого года: с 3896 до 2680 единиц. Причем в третьем квартале состоятельные граждане опомнились и приобрели 1083 дорогих машины — лишь на 15,6% (201 единицы) меньше, чем годом ранее. Так что богатые люди постепенно адаптировались к новым уровням цен.

Впрочем, аналитики отмечают любопытную тенденцию: все чаще люксовые авто берут в кредит. Как пишут «Ведомости», в последние два месяца банкиры и бюро кредитных историй отмечают снижение числа выдаваемых автокредитов при увеличении средней суммы займа: в сентябре, по данным НБКИ, она оказалась на 10% выше июльской — 578 600 рублей. «Средняя сумма автокредитов растет при сокращении их числа, потому что продажи дорогих премиальных марок автомобилей практически не просели, а рублевый ценник у них увеличился примерно в 1,5 раза», — объясняет директор департамента развития розничного бизнеса Связь-Банка Сергей Четверов. Он отмечает, что те, кто привык к машинам подобного класса, сейчас не выводят деньги из бизнеса, а берут кредит на новую машину. Благо взять кредит под залог ликвидного авто сейчас подчас проще и дешевле, чем на бизнес.

11.jpg

ВЫРОС СПРОС НА САМЫЕ ДОРОГИЕ БАВАРСКИЕ МОДЕЛИ

Но пока кто-то пребывает в отчаянии от дороговизны автокредитов или подорожания ОСАГО и КАСКО, самые дорогие модели в постоянной линейке BMW на ура раскупались татарстанскими автолюбителями. По информации «Автостата», на первом месте оказался полноразмерный кроссовер Х5 ценой от 3,4 млн. рублей, продажи которого выросли в 3 раза: с 78 до 233 машин. Спрос на купейную версию — Х6 (от 3,8 млн. рублей) — увеличился на три четверти до 101 единицы, такими же темпами подскочил спрос на топовый седан Series 7 с ценником от 7,8 млн. рублей (продано 30 авто). Отметим, что серьезным фактором увеличения интереса к самым популярным моделям стало обновление поколений. Так что, несмотря на общее снижение продаж на 32% от прошлогоднего уровня, местным дилерам BMW есть чем порадовать себя и баварский концерн.

Среди других факторов, влияющих на востребованность этого немецкого бренда, можно отметить сборку на территории РФ. Впрочем, это неоднозначный аргумент: если кого-то привлекает дисконт от локализации производства, то другие потенциальные покупатели премиального сегмента, напротив, готовы доплатить, лишь бы сборка была не российской.

Добавим, что в общероссийском зачете BMW, по данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 9 месяцев растерял 20% спроса и занял только третье место среди премиальных брендов.

Модельная структура спроса на BMW в Татарстане 1 Модельная структура спроса на BMW в Татарстане
Марка Модель Зарегистрировано новых за 9 мес. 2014, ед. Зарегистрировано новых за 9 мес. 2015, ед. Абсолютное изменение, ед. Относительное изменение, %
1 BMW X5 78 233 155 198.7
2 BMW X3 231 147 -84 -36.4
3 BMW SERIES 5 271 105 -166 -61.3
4 BMW X6 57 101 44 77.2
5 BMW SERIES 3 219 89 -130 -59.4
6 BMW X1 142 43 -99 -69.7
7 BMW SERIES 7 17 30 13 76.5
8 BMW SERIES 4 8 10 2 25
9 BMW X4 0 5 5 -
10 BMW 3 GT 23 4 -19 -82.6

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

ЗАЧЕМ «ПРОСТОЙ» S-CLASS, КОГДА ЕСТЬ MAYBACH?

Обладатель «серебра» в премиум-классе Mercedes в целом потерял в Татарстане только 21,5% от прошлогоднего объема продаж, которые в январе-сентябре 2015 года составили 576 авто. И здесь картина была далеко не однозначной: скажем, спрос на самый доступный штутгартский кроссовер Gla-Class вырос на 54% до 97 единиц. Это можно объяснить как новизной модели, так и высочайшими оценками в тестах безопасности: 5 звезд по версии Euro NCAP. А вот спрос на прошлогодний бестселлер, среднеразмерный кроссовер Glk-Class, упал на 46% до 69 авто. Впрочем, после обновления эта популярная модель выходит с маркировкой Glc-Class, а значит, в ее актив можно зачесть еще 7 проданных машин.

Может показаться, что любители вызывающей роскоши умерили аппетиты на фоне затяжного кризиса и времен оптимизации издержек — спрос на S-Class от Mercedes сократился почти вдвое — до 34 авто. Но это только на первый взгляд. Нашлись в Татарстане те, кому мало «простого» S-Class, и эти «гурманы» приобрели 5 единиц Maybach S-Class только за третий квартал текущего года (всего с начала года — 6). К слову, наиболее популярные версии с двигателем 4,7 литра (S500) в случае с «рядовым» S-Class обойдутся от 7 млн. рублей, а если говорить о Maybach S-Class — от 8 млн. рублей.


Кроме того, нашелся в республике поклонник спорткаров с трехлучевой эмблемой, решивший порадовать себя свежеиспеченным AMG GT, ценники на который стартуют от 7,2 млн. рублей. А ведь сезон новогодних подарков еще впереди.

Добавим, что в общем российском зачете Mercedes, по данным АЕБ, растерял 12% спроса, но сохранил первое место среди люксовых брендов.


Модельная структура спроса на Mercedes в Татарстане
Марка Модель Зарегистрировано новых за 9 мес. 2014, ед. Зарегистрировано новых за 9 мес. 2015, ед. Абсолютное изменение, ед. Относительное изменение, %
1 MERCEDES GLA-CLASS 63 97 34 54
2 MERCEDES E-CLASS 98 82 -16 -16.3
3 MERCEDES GLK-CLASS 128 69 -59 -46.1
4 MERCEDES GL-CLASS 71 68 -3 -4.2
5 MERCEDES C-CLASS 56 58 2 3.6
6 MERCEDES M-CLASS 113 57 -56 -49.6
7 MERCEDES CLA-CLASS 59 36 -23 -39
8 MERCEDES S-CLASS 64 34 -30 -46.9
9 MERCEDES G-CLASS 19 18 -1 -5.3
10 MERCEDES A-CLASS 36 14 -22 -61.1

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

«ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ» ПОЛУЧИЛ БРОНЗУ ОТ ТАТАРСТАНЦЕВ

Куда скромнее шел бизнес в Татарстане у бронзового призера. Audi за 3 квартала растерял без малого половину спроса, продав 434 четырехколесных единицы. Такое падение в абсолютном выражении стало самым глубоким в люксовом сегменте. В модельной структуре бренда все так же лидирует компактный кроссовер Q3, за которым следует средний брат Q5. Неплохим спросом пользуется и бизнес-седан А6, но ложкой меда в бочке дегтя Audi можно считать разве что увеличение спроса на 5 авто до 15 штук на флагманский топовый седан А8.

Отметим, что сборка ряда моделей Audi (A4, A6, Q5, Q7) также локализована в России, но в Татарстане этот фактор пока слабо помогает бренду в борьбе с Mercedes и BMW. При этом в целом по РФ дела у «властелина колец» шли лучше: продажи упали только на 26%, и Audi обеспечил себе второе место среди люксовых собратьев.

Модельная структура спроса на Audi в Татарстане
Марка Модель Зарегистрировано новых за 9 мес. 2014, ед. Зарегистрировано новых за 9 мес. 2015, ед. Абсолютное изменение, ед. Относительное изменение, %
1 AUDI Q3 205 94 -111 -54.1
2 AUDI Q5 136 74 -62 -45.6
3 AUDI A6 119 69 -50 -42
4 AUDI A3 161 58 -103 -64
5 AUDI A4 97 52 -45 -46.4
6 AUDI Q7 41 37 -4 -9.8
7 AUDI A8 10 15 5 50
8 AUDI A5 19 11 -8 -42.1
9 AUDI A7 18 7 -11 -61.1
10 AUDI A1 15 4 -11 -73.3

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

PORSСHE И LEXUS: ИХ НЕ ДОГОНЯТ

Porsche, нарастив продажи своих стальных скакунов по РТ на 21% до 111 единиц, лишь немного не дотянул до рекордного 2013 года. И это, заметим, лишь в масштабах республики. А вот казанские поклонники немецкого качества и скорости разогнались до абсолютного максимума для 9 месяцев, на 40% до поставленных на учет 88 авто. Номером один по спросу традиционно стал полноразмерный кроссовер Cayenne (от 4,5 млн. рублей), а вот его младший брат Macan (от 3,6 млн. рублей), несмотря на статус новинки, пока не дотянул до прошлогоднего результата. Так что при сопоставимых в целом параметрах даже экономия 800 - 900 тыс. рублей не может убедить местных фанатов марки, которые не хотят «маленький Porsche».

44.jpg

Можно добавить, что по России Porsche прибавляет 30%, демонстрируя лучшую динамику в премиальном сегменте. Остается лишь искренне порадоваться за тех автолюбителей, которые даже после обвала рубля к евро на 70% могут позволить себе такую роскошь. Впрочем, заслуживает похвалы и работа специалистов Porsche, которые очередной раз выехали на мировом бестселлере Cayenne.

Модельная структура спроса на Porsche в Татарстане
Марка Модель Зарегистрировано новых за 9 мес. 2014, ед. Зарегистрировано новых за 9 мес. 2015, ед. Абсолютное изменение, ед. Относительное изменение, %
1 PORSCHE CAYENNE 53 73 20 37.7
2 PORSCHE MACAN 28 27 -1 -3.6
3 PORSCHE PANAMERA 7 7 0 0
4 PORSCHE 911 TARGA 0 1 1 -
5 PORSCHE BOXSTER 2 1 -1 -50
6 PORSCHE CAYMAN 0 1 1 -
7 PORSCHE OTHER 1 1 0 0

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Как мы уже отмечали ранее, японский Lexus показывает феноменальный рост на падающем рынке благодаря своей новинке — среднеразмерному кроссоверу NX (от 1,9 млн. рублей). В третьем квартале тенденция сохранилась: продажи выросли на 20% до 354 авто. При этом Lexus обновляет как республиканские, так и казанские рекорды спроса.

Уточним, что в столице РТ Lexus прибавил только 9%, но отнюдь не из-за слабеющего интереса к бренду, а из-за стабильно высокого спроса, а значит, и высокой расчетной базы в 2014 году. При этом российские продажи премиального подразделения концерна Toyota увеличились на 10%. Подчеркнем, что в случае с фаворитами 2015 года, Porsche и Lexus, речи о локализации производства в России не идет.

Модельная структура спроса на Lexus в Татарстане
Марка Модель Зарегистрировано новых за 9 мес. 2014, ед. Зарегистрировано новых за 9 мес. 2015, ед. Абсолютное изменение, ед. Относительное изменение, %
1 LEXUS NX 0 229 229
2 LEXUS RX 144 55 -89 -61.8
3 LEXUS LX 39 26 -13 -33.3
4 LEXUS ES 36 18 -18 -50
5 LEXUS GX 24 17 -7 -29.2
6 LEXUS GS 25 6 -19 -76
7 LEXUS LS 0 2 2 -
8 LEXUS IS 25 1 -24 -96

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Сравнительно неплохо держался производитель британских внедорожников и кроссоверов — Land Rover. Несмотря на прекращение выпуска самой доступной модели Freelander, спрос на «британцев» в РТ просел только на 26% до 196 единиц. Любопытно, что если по республике на первом месте в модельном ряду оказался более доступный по цене Discovery (от 3,4 млн. рублей), то в Казани ценители традиций Туманного Альбиона решили не мелочиться и вручили пальму первенства топовому Range Rover (от 5,7 млн. рублей).

Кстати, в масштабах России Land Rover пришлось ужаться на 44%. Так что феномен стабильного спроса в Татарстане относится скорее ко вкусовым предпочтениям местных автолюбителей, а также усердию дилеров.

22.jpg

Что касается таких премиум-брендов, как Infiniti, Volvo и Jeep, то все они показали стремительное падение спроса. Похоже, этим игрокам есть чему поучиться у инженеров и маркетологов Porsche и Lexus.

ПОКУПАТЕЛИЖДУТ MERCEDES GLC-CLASS И AUDI A4

Евгений Ушмаев — генеральный директор «Альянс-Авто»:

— Наши продажи за 9 месяцев сократились приблизительно на 35% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Что касается третьего квартала, для нас он оказался слабее начала года. В первом квартале и начале второго квартала еще действовала инерция высокого спроса 4-го квартала 2014 года.

За три квартала текущего года лучший результат у нас продемонстрировал BMW, самая популярная модель - X5. По X3 и 5-Series отдельные клиенты ожидают обновления.

В октябре-декабре мы ожидаем рост продаж как за счет традиционных акций от производителей и официальных дилеров, так и за счет поступления востребованных моделей в популярных комплектациях и новинок премиального сегмента: Mercedes Gle-Class, Glc-Class, Audi A4. Могу добавить, что на сегодня есть заметный отложенный спрос на эти модели.

Спрос на новые люксовые автомобили в Татарстане
Марка Зарегистрировано новых за 9 мес. 2014, ед. Зарегистрировано новых за 9 мес. 2015, ед. Абсолютное изменение 2015 к 2014, ед. Относительное изменение, %
1 BMW 1128 770 -358 -31.7
2 MERCEDES 734 576 -158 -21.5
3 AUDI 836 434 -402 -48.1
4 LEXUS 295 354 59 20
5 LAND ROVER 265 196 -69 -26
6 PORSCHE 92 111 19 20.7
7 INFINITI 202 101 -101 -50
8 VOLVO 191 89 -102 -53.4
9 JEEP 94 23 -71 -75.5
10 JAGUAR 32 15 -17 -53.1

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью



Спрос на новые люксовые автомобили в Казани

Марка Зарегистрировано новых за 9 мес. 2014, ед. Зарегистрировано новых за 9 мес. 2015, ед. Абсолютное изменение 2015 к 2014, ед. Относительное изменение , %
1 BMW 592 442 -150 -25.3
2 MERCEDES 490 390 -100 -20.4
3 AUDI 470 262 -208 -44.3
4 LEXUS 177 193 16 9
5 LAND ROVER 177 122 -55 -31.1
6 PORSCHE 63 88 25 39.7
7 INFINITI 142 75 -67 -47.2
8 VOLVO 95 40 -55 -57.9
9 JEEP 55 15 -40 -72.7
10 JAGUAR 29 11 -18 -62.1

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью