Рифкат Минниханов (в центре): «Мы рекомендуем в первую очередь платить в кредитных учреждениях, у которых налажено взаимодействие с ГИС ГМП»

ВСЕ ВОПРОСЫ — К БАНКУ?

Сегодня глава управления ГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов анонсировал новую систему оплаты административных штрафов за нарушения правил дорожного движения. Она стартует по всей России с 1 ноября 2015 года.

До сих пор информация о таких платежах поступала напрямую в базу данных ГИБДД. С нею же автонарушители имели дело в случае, если их оплаты по тем или иным причинам «зависали» и продолжали оставаться в системе как неоплаченные. На деле это выглядело так: нарушитель приносил в инспекцию квитанцию об успешно оплаченном штрафе, а сотрудник ГИБДД в ручном режиме «вбивал» ее в систему. Далее по цепочке информация передавалась в ГИС ГМП (государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах). Однако до сих пор об этом увлекательном путешествии наших платежек мало кто догадывался.

Так вот, с 1 ноября с этой ГИС ГМП должен будет подружиться, пожалуй, каждый автовладелец! Если вкратце, то это федеральная информационная система, которая собирает в себе информацию о платежах за самые разные государственные и муниципальные услуги, такие как штрафы, пошлины, налоги, сборы и т. д. Входит в этот перечень и оплата штрафов ГИБДД. Но поскольку работа напрямую с плательщиками для ГИС ГМП пока новая, то сбои весьма вероятны...

Что же делать, если ваш платеж не прошел и вы, несмотря на потраченные деньги, продолжаете оставаться в «позорном списке» неплательщиков? Как пояснил журналистам Рифкат Минниханов, в этом случае автомобилистам теперь придется идти в те кредитные организации (банки и т. п.), в которых был осуществлен платеж. А уж если и это не помогло, то тогда (и только тогда!) — в ГИБДД. Так сказать, одним «кругом ада» для автомобилистов станет больше.

«Мы рекомендуем в первую очередь платить в кредитных учреждениях, у которых налажено взаимодействие с ГИС ГМП», — посоветовал Минниханов. Вместе с тем он пояснил, что он как госслужащий, разумеется, не может рекламировать конкретные банки, с которыми проблем у автовладельцев уже точно не возникнет. Однако намекнул, что это должны быть крупные кредитные организации. На вопрос журналиста «БИЗНЕС Online» о том, как определить, крупный банк или не достаточно крупный, он обещал попросить Нацбанк РТ разместить информацию о банках, работающих с системой ГИС ГМП. (Кстати, уже сейчас со списками таких банков можно ознакомиться на сайте федерального казначества..

«РАЗБИРАТЬСЯ С ТЕРМИНАЛАМИ БУДЕТ ТРУДНЕЕ»

Журналистов интересовало, стоит ли теперь платить, к примеру, в терминалах оплаты где-нибудь в торговом центре. Минниханов ответил в том смысле, что, конечно, это не запрещается. Но — не рекомендуется!

«Если обратиться к маленькому ящику (имеется в виду терминал оплатыприм. ред.), то разбираться с ним будет труднее», — по-простому объяснил он. Вместе с тем, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» после пресс-конференции, Минниханов заявил, что рекомендует оплачивать штрафы через портал госуслуг, поскольку его оператором является крупный татарстанский «АК БАРС» Банк.

Что еще рекомендует ГИБДД РТ для того, чтобы проблем не возникало? Во-первых, регулярно заглядывать на сайты www.uslugi.tatarstan.ru, www.gibdd.ru или www.gosuslugi.ru, чтобы узнать об имеющихся долгах. Во-вторых, крайне внимательно заполнять так называемый УИН (уникальный идентификатор начислений), а юрлицам, которые сразу оплачивают по несколько счетов, — платить отдельно за каждое нарушение. Наконец, через два-три дня после оплаты вновь заглянуть на обозначенные сайты, чтобы выяснить — прошла ли оплата.

Выполнять эти простые правила становится для автовладельцев фактически ежедневной обязанностью. Это по меньшей мере так же полезно, как чистить зубы по утрам. Такое вот «автомобильное» рабство, как уже успели между собой прозвать нововведение журналисты. Потому что легко представить себе такую картину: вы нарушили ПДД, оплатили штраф и ездите себе спокойно. Однако в один прекрасный день (по истечении 70 дней, отведенных на оплату), инспектор ГИБДД останавливает вас на дороге — и выясняется, что штраф-то, оказывается, не «прошел». А далее на выбор: удвоение штрафа (но не менее 1 тыс. рублей), арест на 15 суток или обязательные работы на срок до 50 часов. Нужное подчеркнуть. Вдобавок решение об этом принимает суд.

Аналогичные последствия могут грозить автовладельцу, даже если все это время он знает о проблеме и безуспешно пытается найти свои потерявшиеся деньги, обращаясь попеременно то в банк, то в ГИБДД.

«Во избежание неприятностей Госавтоинспекция МВД по РТ настоятельно рекомендует своевременно производить уплату штрафов за нарушения ПДД в банках, осуществляющих передачу соответствующей информации в ГИС ГМП», — говорится в пресс-релизе. От себя лично Минниханов дал простой и ожидаемый совет — не нарушать ПДД.

«ВЕЖЛИВЫМ ШТРАФНИКАМ» — СКИДКА 50%

Впрочем, кроме неприятностей Минниханов анонсировал плюс. Появление нового порядка оплаты штрафов он увязал с введением с 1 января 2016 года системы 50-процентной скидки для «вежливых водителей», которые успели заплатить штраф в первые 20 дней. По словам Минниханова, эта идея была форсирована на федеральном уровне с тем, чтобы обеспечить онлайн-режим работы с системой штрафов. Ведь автовладельцам будет важна буквально каждая минута.

По мнению главного госинспектора, введение таких скидок может привести к увеличению числа нарушений ПДД — ведь нарушать станет дешевле. «Так как все знают, что вместо 500 рублей можно заплатить 250, то количество нарушений чуть-чуть увеличится, психология наша такая», — констатировал Минниханов. Также он не исключает, что скидка для автонарушителей может привести к снижению поступлений штрафов в бюджет, но отказался комментировать финансовые вопросы. «Нам важно, чтобы человек, если он нарушает, хотя бы 100 рублей, но заплатил. Он должен понять, что безнаказанности не бывает», — пояснил Минниханов свою позицию.

Также Минниханов сообщил, что всего за 9 месяцев 2015 года в РТ зарегистрировано более 4 млн. нарушений на дорогах. При этом чуть более 3 млн. нарушителей в срок оплатили соответствующие штрафы. А 907 тыс. нарушителей не оплатили штрафы в отведенный для этого двухмесячный срок. В итоге на них было составлено 18 тыс. административных материалов. По итогам рассмотрения судами принято решение об аресте почти 5 тыс. человек, более 10 тыс. граждан оштрафованы, около 400 привлечены к обязательным работам. Также были арестованы 64 машины должников.

МОСКВА ЗА «КАМЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ»: СТИМУЛ ВЫПИСАТЬ ШТРАФЫ ЕСТЬ, А СТИМУЛА СНИЗИТЬ ЧИСЛО ДТП НЕТ

Напомним, что по сложившейся системе работы ГИБДД в регионах в Москве готовятся нанести еще один удар. В конце сентября стало известно, что в Госудуму РФ внесен законопроект о создании единого федерального центра фотовидеофиксаций нарушений ПДД. Его инициирует первый зампред комитета по госстроительству Вячеслав Лысаков. Согласно задумке народного избранника, эта норма должна быть закреплена в КоАП.

По мнению Лысакова, схема, при которой каждый регион имеет свой центр обработки снимков, была востребована 5 - 7 лет назад, когда необходимо было «быстро решать возникающие технические проблемы и сами камеры должны были быть географически рядом». Но сейчас это потеряло актуальность. Депутат объяснил «Коммерсанту», что схему необходимо модернизировать по нескольким причинам. Главная — у субъектов Федерации появилась заинтересованность в том, чтобы как можно больше поступлений от штрафов наполнило местные бюджеты. При этом заинтересованность в зарабатывании денег у регионов выше, чем заинтересованность в снижении числа нарушителей, отмечал Лысаков.

«Региональные власти, используя свое влияние и политический вес, вынуждают руководителей ЦАФАПов любыми способами увеличивать количество выносимых постановлений о наложении штрафов, что приводит к фальсификациям данных, полученных с комплексов, вынесению постановлений по некачественным материалам (нечитаемые номерные знаки, недостаточное освещение участков дорог, неразличимая разметка), которые при надлежащем рассмотрении должны быть забракованы», — отметил он.

Еще одна проблема, на которую указывает депутат, — это создание так называемых белых списков автомобилей, собственники которых не получают штрафы с камер. Лысаков, как видим, играет на мнении водителей, которые убеждены: ГИБДД живет именно за счет собираемых штрафов. И если пустить их через федеральный центр, то на местах просто уменьшится, скажем так, «кормовая база».

В Татарстане ГИБДД, к слову, не обслуживает даже сами камеры видеофиксации. Этим занимается ООО «Ветераны ГАИ». Только в этом году за установку и обслуживание камер фиксации нарушений ПДД компания получит свыше 135 млн. рублей. Всего же с 2011 года не стареющие душой «ветераны» с пропиской организации в пгт Богатые Сабы выиграли конкурсов на 929 млн. рублей.

«ДЕПУТАТЫ ПРЕПОДНОСЯТ ТАКОЙ ПОДАРОК — ВТОРОЕ НАРУШЕНИЕ БЕСПЛАТНО!»

За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам и водителям.

Региональный представитель ФАР Рамиль Хайруллин не видит в нововведении какой-то угрозы для автомобилистов.

«Мы и так пользуемся порталом госуслуг, то есть можем увидеть свои штрафы в этой системе и тут же их оплатить, — считает он. — Я так понимаю, разница теперь будет в том, что штрафы не будут проходить сразу через ГИБДД. То есть, по сути, для нас ничего не изменится. Может быть, конечно, порталом госуслуг у нас мало кто пользуется, но рано или поздно мы к этому придем. На самом деле, это удобно».

А вот нарушений от появления 50-процентной скидки, по его мнению, станет только больше. «Станут ли больше нарушать водители после «скидки»? Конечно, станут! Когда у нас идет повсеместная борьба с нарушителями, нам наши депутаты преподносят такой подарок — второе нарушение бесплатно. «Благодаря» такому же депутату, который разрешил при отсутствии знаков ездить 60 км/ч. Найдите хоть одного водителя, который при этом не будет ездить хотя бы 75. Все летают! А если что случится, человек получит повреждения сильнее — людей просто жалко», — сообщил Хайруллин.

Евгений Горожанин, директор казанской школы высшего водительского мастерства, заявил, что его настораживает и пугает это нововведение. «То есть если вдруг я оплатил штраф, платеж не прошел, меня привлекли к суду, я потратил свое время — все это потому, что в системе произошла какая-то осечка? Пока непонятно, для чего это делается. Нет поступлений в бюджет? Люди не платят штрафы? Но есть и другие методы воздействия, административные. Думаю, они более действенные».

Что же до скидки, то он предположил, что появление системы 50/50 будет несколько расслаблять водителей, хотя все это зависит от конкретного человека. «Кого-то, возможно, это несколько расслабит, мол, за эти же деньги можно еще раз нарушить. Например, если преступник убил человека и сразу покаялся — что, он может еще одного убить и ничего ему за это не будет?» — сравнил он.

Блогер Тимур Тимуршин считает, что скидка не повлечет дополнительных нарушений. «По статистике, на одного законопослушного автовладельца у нас приходится два неплательщика. Эти меры как раз направлены на поддержку добросовестных плательщиков. А злостные как не платили, так и не будут».