Сборку машин проекта «Кортеж», а также сварку президентского лимузина минпромторг переносит на площадку Ford-Sollers в Елабуге — пока официально не подтвержденные сведения об этом появились сегодня в СМИ. Проектом, который предусматривает выпуск «членовозов 2.0» и в свободную продажу, живо интересуется сам Владимир Путин — об этом накануне заявил его пресс-секретарь. «БИЗНЕС Online» собрал подробности столь политически значимого проекта импортозамещения.
Минпромторг РФ согласился на «переезд» производства проекта «Кортеж» на завод в ОЭЗ «Алабуга» |
ИЗ УЛЬЯНОВСКА В ЕЛАБУГУ
Минпромторг РФ согласился на «переезд» производства проекта «Кортеж» на завод в ОЭЗ «Алабуга». Об этом сегодня сообщил портал «Русский автомобиль», ссылаясь на источники с закрытого совещания в министерстве. Проект, главным исполнителем по которому заявлен «Соллерс», ранее планировалось реализовать на мощностях завода «УАЗ». Однако завод в «Алабуге» оказался более подходящим по возможностям окраски — линия здесь строилась как раз под большие кузова минивэнов и микроавтобусов.
Проект «Кортеж» предусматривает выпуск отечественных премиальных автомобилей на единой модульной платформе (ЕМП) для главных VIP'ов страны. В него входят лимузин и машины сопровождения — мультивэн, седан и внедорожник. Все, кроме лимузина, будет полностью собираться в Татарстане, флагман же — только частично. По словам руководителя инжинирингового центра Санкт-Петербургского политехнического университета Алексея Боровкова, это будет автомобиль премиум-класса весом около 6 тонн и мощностью двигателя около 800 л. с., при этом маневренный и мощный. «Соллерс» поставит сваренные кузова лимузинов для окончательной сборки и бронирования в Москву, в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), где под это дело должен появиться специальный цех.
Ранее стало известно, что в Татарстане также сделают и боестокие колеса для «Кортежа» совместной разработки научно-технического центра «Кама» (создано на базе заводской лаборатории и проектно-конструкторского отдела ОАО «Нижнекамскшина») и Челябинского кузнечно-прессового завода. Первые отвечают за покрышку, вторые — за диск.
Главным исполнителем проекта заявлен Ford-Sollers в Елабуге |
На самом Ford-Sollers между тем заявили «БИЗНЕС Online», что о перспективах «Кортежа» в «Алабуге» компании пока ничего не известно. «Это все на уровне слухов. Мы об этом ничего не знаем и поэтому не комментируем», — сообщила заместитель вице-президента по связям с общественностью Ford-Sollers Анастасия Кожевникова.
В Татарстане также сделают и боестокие колеса для «Кортежа» |
Если неофициальные сведения подтвердятся, это можно будет считать победой татарстанских машиностроителей, хотя тут возможны и обвинения в непатриотичности: все-таки половина доли в СП Ford-Sollers принадлежит американцам, более того, за ними операционный контроль.
«ПРОЕКТ РАЗВИВАЕТСЯ, ПРЕЗИДЕНТ ПРИДАЕТ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ»
Президент РФ Владимир Путин, как заявил вчера его пресс-секретарь Дмитрий Песков, следит за ходом процесса. «Работа над проектом «Кортеж» ведется... Это не просто проект по созданию лимузина, это проект именно по созданию достаточно универсальной платформы, нескольких платформ — здесь есть и представительский аспект, и коммерческий аспект этого проекта. Проект развивается, президент придает большое значение», — цитирует РИА «Новости» заявление Пескова.
Действительно, проект «Кортеж» — весьма амбициозная программа. Хотя бы потому, что на ее реализацию запланированы расходы в 12 млрд. рублей (при этом непосредственно из бюджета — 3,61 млрд. рублей). При этом с самого начала подчеркивается, что автомобили должны будут появиться и в свободной продаже (в несколько измененной комплектации) по цене в пределах 2 - 5 млн. рублей. Минпромторг РФ даже заявлял, что в перспективе до 2020 года отечественные автомобили могут занять порядка 20% мирового рынка люксовых авто. Министр промышленности РФ Денис Мантуров называл целевую цифру: 30 тыс. авто в год.
Проектированием президентского лимузина занимается НАМИ, а серийных машин — компания «Маруся Моторс». Что касается производства, то интерес к проекту из отечественных компаний проявляли Sollers, КАМАЗ и группа «ГАЗ». Среди иностранных компаний, участвующих в проекте, называли Volkswagen, Merсedes-Benz, Toyota, Magna, Continental и Porsche.
Денис Мантуров называл целевую цифру: 30 тыс. авто в год |
В сентябре компания Porsche Engineering собрала первый экземпляр 12-цилиндрового мотора для лимузина. Известно о его высокой унификации с одним из серийных двигателей линейки Volkswagen. Его модификации предполагали изготовление полной гаммы двигателей на 4, 6 и 8 цилиндров. Однако позже появились сведения, что проект сборки в России новых моторов на базе пилота от Porsche Engineering, вероятно, закроют как экономически нецелесообразный. А опытные экземпляры седанов, которые сейчас уже собираются с НАМИ, будут укомплектованы моторами V8 от «стороннего производителя».
Все машины «Кортежа» уже получили отраслевые индексы. Седан называется ЕМП 4123, внедорожник — ЕМП 4124, микроавтобус — ЕМП 4125. Лимузин проектируется в двух исполнениях — ЕМП 412311 (обычный) и ЕМП 41231SB (бронированный). Сборку нескольких седанов и одного лимузина в НАМИ планируют завершить к концу года.
В настоящее время Владимир Путин передвигается на автомобиле Mercedes S-600 Guard Pullman |
АНТИБАКТЕРИАЛЬНЫЙ КОРТЕЖ ОБАМЫ И БРОНЯ АНГЛИЙСКОЙ КОРОЛЕВЫ
В настоящее время Путин передвигается на автомобиле Mercedes S-600 Guard Pullman, созданном в Германии. Длина автомобиля составляет 6,2 м, а вес — около 3 тонн. На машине установлен 6-литровый движок V12 мощностью 400 л. с. Его бронирование защищает от стрелкового орудия и гранат, он обустроен системами тушения огня и защиты от газовой атаки, а оборудованный по последнему слову техники салон представляет собой комфортабельный офис на колесах. Наблюдать за происходящим сзади лимузина помогает встроенная в багажнике видеокамера. Системы связи и безопасности автомобиля держатся в строжайшем секрете. По самым скромным подсчетам, стоимость такого авто — свыше 900 тыс. евро.
Для Елизаветы II в 2002 году в Великобритании по спецзаказу были построены два роскошных Bentley State Limousine |
Между тем практика, когда глава государства передвигается исключительно на специальном автомобиле, произведенном его страной, широко распространена. К примеру, для Елизаветы II в 2002 году в Великобритании по спецзаказу были построены два роскошных Bentley State Limousine, прототипом которых послужила премиум-версия Arnage. Однако, в отличие от последнего, королевские автомобили намного выше, шире и длинней. Защита этих авто также соответствует назначению: королевскую особу защищает набор сложной брони, герметичный салон, системы противодействия нападению с использованием различных вооружений.
Барак Обама пользуется исключительно президентским лимузином Cadillac |
Начиная с 2009 года во время поездок по стране Барак Обама пользуется исключительно президентским лимузином Cadillac. Этот автомобиль только внешне напоминает серийный DTS — полноприводная база от легкого грузового авто несет тяжелобронированный герметичный кузов, который обладает замкнутым циклом жизнеобеспечения, системами противохимической, антибактериологической защиты, а также имеет системы противодействия вооруженному нападению.
Самобытным лимузином обладает и генеральный секретарь коммунистической партии Китая Си Цзиньпин — в его распоряжении выпущенный в 2010 году «Красный флаг» — HongQi CA7600L. Но, как пишет издание LyxAvto, китайцы не стали «изобретать велосипед» — облик правительственного лимузина перекликается с обликом предшественника — CA770, выпушенного в 1963 году Отметим, что CA770 является копией одновременно двух отечественных «членовозов» — «ЗИЛ-111» и «ГАЗ-13».
Президент Франции Франсуа Олланд при планировании поездки может выбирать из бронированных и оснащенных всеми присущими президентскому классу системами Renault VelSatis, Citroen C6, а также Peugeot 607. Несмотря на то, что в гараже французского президента нашлось место даже для выпущенных в 1972 году раритетных Citroen SM, поддерживаемых в надлежащем состоянии, наиболее часто глава государства выбирает Citroen DS5.
На реализацию проекта «Кортеж» запланированы расходы в 12 млрд. рублей (при этом непосредственно из бюджета — 3,61 млрд. рублей) |
«ДИЗАЙН ЛИМУЗИНА ПОКА НЕ ПРИНЯТ, А ВНЕДОРОЖНИК И МИНИВЭН ОДОБРИЛИ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили и перспективы проекта «Кортеж».
Игорь Моржаретто — заместитель главного редактора журнала «За рулем»:
— С точки зрения экономики перспективы проекта пока не очень понятны. С одной стороны, в техническом задании проекта прописано, что на этой же платформе и с этими же двигателями будут изготавливаться не только автомобили для первых лиц государства, но и внедорожники премиум-класса и даже минивэны. В этом виде при определенных условиях этот проект может быть прибыльным или хотя бы самоокупаемым.
Но с другой стороны, пока вообще не очень понятно, какие это будут автомобили, насколько они будут востребованы, как пойдут в массы и какое количество людей будут готовы приобретать автомобиль российской марки, хоть и премиальной, но за достаточно большие, как я полагаю, деньги.
А с точки зрения престижа политического... Решение о начале работы по проекту «Кортеж» — это решение первых лиц государства. Решили, что это нам надо, — и дальше это уже не оспаривается и не обсуждается. Было дано достаточно четкое техническое задание и выделены средства для того, чтобы разработать двигатель и платформу автомобиля в содружестве с ведущими иностранными концернами, но при условии, что все основные компоненты автомобиля будут производиться в России. Платформу машины, двигатели и дизайн разрабатывают за рубежом. А у нас все это сводится в единое целое на базе НАМИ, но при этом какие-то элементы все-таки разрабатываются исключительно внутри страны.
Я знаю, что базовый двигатель к проекту «Кортеж» уже готов, он уже прошел апробацию и принят. Для него есть технологии, которые производитель готов перенести в Россию. Это трехлитровый 6-цилиндровый двигатель, который может выпускаться в разных степенях форсировки. Платформу машины тоже разрабатывал один известный западный концерн — и ее производство он готов перенести в Россию. Есть дизайн лимузина, который пока не принят. Есть дизайн кроссовера и минивэна, которые уже приняты. То есть мы хотим, чтобы первые лица государства у нас ездили на автомобилях российской марки. Теоретически мы это сделать, конечно же, можем в кооперации с какими-то ведущими иностранными концернами. Но при этом, конечно, присутствует и расчет на то, что удастся сделать проект прибыльным за счет минивэнов и внедорожников на той же платформе.
Алексей Муханов — аналитик агентства «Автостат»:
— С точки зрения престижа для «Соллерса» участие в проекте «Кортеж» является, безусловно, выигрышной ситуацией, даже несмотря на то, что за окончательную сборку будет отвечать НАМИ. Инвестиции на проект выделяются из бюджета, от «Соллерса» требуются только вложения в подготовку производства. В дальнейшем компания будет получать средства за произведенную и переданную продукцию, фактически осуществляя контрактную сборку.
Для государства проект является имиджевым, поэтому вопрос окупаемости или рациональности использования иностранных моделей даже не стоит. Если говорить о «гражданских» версиях автомобилей, то и они, вероятно, будут востребованы только в сфере госзакупок.
Сергей Канунников — обозреватель журнала «За рулем»:
— В XXI веке автомобили не делаются вот так, когда собирается какая-то группа людей и где-то, в каком-то помещении вдруг делает автомобиль. Так не бывает. Нет таких автомобилей в мире! Все эксклюзивные автомобили, которые можно называть правительственными, сделаны под эгидой гигантских концернов с техническим потенциалом, с инженерными кадрами, которые растят десятилетиями, а иногда и столетиями... С огромной испытательной, доводочной базой и прочим.
Собрать автомобиль из каких-то узлов и агрегатов, наверное, можно. Используя уже имеющиеся узлы, агрегаты, двигатели, коробки передач и так далее. Вопрос в цене, а автомобиль может стоить сколько угодно. У автомобиля, собранного таким образом, вообще трудно оценить стоимость. Ее можно сравнивать со стоимостью Maybach, Bentley, но это будет некорректным сравнением, потому что Maybach и Bentley — продукт автомобилестроения. Здесь же я не очень понимаю, как это вообще будет происходить! Скажем, надо лить блоки цилиндров, если ставить на этот автомобиль оригинальный двигатель. А кто их будет лить, где и сколько они будут стоить? Какое количество их будут лить — 10 штук в год, 500 или 500 тысяч в год? Литейное производство где-то, наверное, осталось, но... По-моему, это проект, далекий от современного автомобилестроения.
Николай Мордовцев — заместитель главного редактора журнала «Рейс» (Москва):
— Все нормальные страны, скажет так, страны первого эшелона, значимые на мировой арене, имеют свой автопром и автомобили именно своего производства для первых лиц страны. Немцы ездят на Mercedes или BMW, французы ездят на французских машинах, королева Англии — на английском автомобиле, китайцы — на своих машинах. Эти автомобили могут быть разными, но это свои автомобили. Это вопрос престижа страны. Совершенно однозначно, что России нужен свой автомобиль такого высокого уровня, и она должна его иметь.
Это престижно и для его производителя, потому что говорит о качестве всей его продукции, этот производитель становится лидером в российском автопроме, потому что именно его выбрали для производства таких автомобилей.
Вопрос в другом. Чаще всего производство подобных автомобилей не имеет ничего общего с обычным автопромом. Взять хотя бы автомобили Mercedes, которые делают для первых лиц. Не факт, что производители выпускают именно Mercedes. Автомобили доводят до определенного, более высокого уровня, какие-то специализированные фирмы. Там очень серьезные переделки. Это связано с бронированием кузова, с характеристиками подвески — ее надо менять, двигателя — его меняют тоже, трансмиссии. Это целый комплекс мер, которые из обычного автомобиля, пусть даже высшего класса, делают автомобиль именно для первых лиц. Можно провести параллель — у нас делали «ЗИЛ» и «Чайку». То производство, которое существовало в Москве и Нижнем Новгороде, не имело ничего общего с производством автомобилей, которые делались за стенкой, в других цехах.
Потенциал НАМИ еще достаточно хороший — хотя уже не тот, что был раньше, допустим, лет 20 назад, именно в СССР. В то время там много чего делали. НАМИ тогда был действительно мозговым центром всего автопрома, сейчас это немножко не так. Но одно дело сделать проект, а другое — наладить производство. Нужен совершенно новый кузов, нужны двигатели другие, другая трансмиссия. Без закупок каких-то импортных деталей это просто невозможно.
Кузов должен быть абсолютно свой, и пусть его, допустим, делают частично в Елабуге, а собирают или укомплектовывают трансмиссией в Москве, все равно одной из главных проблем остается, наверное, все же кузов. И как это все будет решаться — мне даже самому интересно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.