В ШКОЛУ ПЕРЕД ТРЕНИРОВКОЙ

Пока в 2008-м году «Рубин» праздновал свое первое чемпионство в России и готовился к Лиге чемпионов, школу №84 покинул 13-летний ученик Эльмир Набиуллин, который к этому моменту окончательно ушел в футбол и стал учиться в клубном интернате. Через 7 лет лучший молодой игрок чемпионата России и единственный татарстанский воспитанник в главной команде республики пришел в родную школу, чтобы сорвать уроки и позвать учеников на матч с «Ливерпулем».

Заранее купив билеты на матч за собственные деньги, ранним утром перед тренировкой Эльмир, который и сейчас живет в поселке Дербышки, проехал через родную школу. Там, напротив песчаного футбольного поля, где раньше Набиуллин высыпал из бутс песок, на крыльце школы его ждут директор и учителя школы №84, а в одном из классов — лучшие ученики.

Школьники превратили урок в своеобразную пресс-конференцию и больше всего расспрашивали Набиуллина об «Энфилде» и «Ливерпуле».

— Расскажите об игре с «Ливерпулем». Как это было?

— Это был очень запоминающийся матч. Такой стадион... У меня, наверное, в первый раз такое было, чтобы я увидел такой стадион. Как хозяев поддерживали болельщики и как они пели — прям до мурашек по коже. Очень понравилась атмосфера.

— Сложно было играть против них?

— Играть было тяжело, тем более мы играли больше тайма в меньшинстве. Поэтому очень устали. И здорово, что мы взяли там очко.

— А какой матч самый запоминающийся?

— Это матч с «Анжи» в Махачкале, когда я впервые вышел в составе «Рубина». Этот матч я не забуду никогда. Он мой дебютный.

— Кто ваш кумир среди футболистов?

— Мой кумир — это Марсело из «Реал Мадрида». Это тоже крайний защитник. Я с самого детства слежу за его игрой, и он мне очень симпатизирует. Поэтому и «Реал» — команда, за которой я с интересом слежу.

— Кто вас наставляет по жизни и поддерживает?

— Больше всего это мои родители. Они очень переживают за меня в каждом матче, поддерживают, подбадривают. Все, что у меня получилось, — это за счет их поддержки.

— Вы недавно забили «Локомотиву». Какие эмоции испытывали?

— Я даже не поверил. Мне сказали, что я даже не праздновал гол. Он получился сумбурным, поэтому я даже не помню своих ощущений. А первый свой гол я забил «Зениту».

— У вас много поклонниц?

— У меня тоже есть поклонницы, да, — после паузы отвечает чуть покрасневший Эльмир. — Но у меня есть любимая девушка, и на остальных мне как-то все равно, — школьницы тут же приуныли.

«О ТРАНСФЕРНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ МНЕ НЕ ГОВОРИЛИ»

В классе из порядка 20 человек почти каждый задал как минимум по одному вопросу и Набиуллин с характерной скромностью и немногословностью отвечал на каждый из них. Даже на самые каверзные о возможном переходе в «Зенит» или «Реал Мадрид».

— Думаете ли о том, чтобы уйти в другую команду?

— Не знаю. Если честно, даже мыслей таких нет.

— А поступают предложения от зарубежных клубов?

— Ну лично мне не говорили.

— А от российских?

— И от российских тоже я не слышал.

Прозвучавший звонок на перемену в классе не волнует ни одного ученика — никто не покидает своего места, и каждый смотрит на Набиуллина с подобострастием. Не из каждой казанской школы выпускники потом попадают в основую «Рубина» и вызываются в сборную России.

— Ребят, у нас впереди очень важная игра с «Ливерпулем» на «Казань Арене». И я приглашаю вас на стадион, чтобы поддержать нас, — Набиуллин с пачкой билетов проходится по партам и дает каждому ученику по два квитка, чтобы те, в свою очередь, прихватили и кого-то из родителей, ведь игра поздняя и без сопровождения взрослых никак.

— Давайте сделаем командное фото, как перед футбольными матчами, — приглашает Эльмир школьников. Только после десятка селфи и автографов Набиуллина отпускают в соседний класс к первой учительнице.

«ПРИСЯДЬ ЗА ПАРТУ»

Эльмир помимо билетов перед приездом в родную школу купил и солидный букет цетов для своей первой учительницы. Все как когда-то на линейке.

— Ой, как вырос, какой большой-то стал! — бывший воспитатель Набиуллина чуть ли не со слезами обнимает бывшего ученика.

— Всегда гордилась тем, что у меня был такой прилежный ученик, как Эльмир, — рассказывает она своим нынешним совсем юным ученикам. — Когда-то он сказал, что хочет заниматься футболом, и сегодня отстаивает честь города, республики и России. Мы все в школе очень рады, что он учился в этих стенах, и горды за него.

Набиуллин, который и после тренерской похвалы того же Рината Билялетдинова порой выглядел застенчиво, перед маленьким классом тут же чуть покраснел и немного застеснялся. В этом и есть весь Набиуллин, который не привык себя выпячивать и купаться в похвале.

— А помнишь, за какой партой ты сидел? — обращается к Эльмиру учитель.

— Так... За второй, кажется. Вот здесь вроде, да?

— Да! Ну так присядь!

Набиуллин садится за парту в центральном ряду в середине — где-то в полузащите. За ней спустя годы Эльмир еле умещается.

— Маленькая уже стала. Раньше казалась большой.

— Ну конечно, сколько уже времени-то прошло, — отвечает учитель. — Дети, а раньше Эльмир был таким же маленьким мальчиком, как и все вы.

«РЕШИТЕ УРАВНЕНИЕ?»

Набиуллин затем отправляется в последний класс — пять лет назад там его учили математике. Эльмира снова крепко обнимает классный учитель и тоже дает классу характеристику на бывшего ученика.

— Сразу было видно, что это мальчик с характером, — отмечает она. — Ни одной нервы мне не вытрепал! И никогда не доставлял проблем. Он не считал, что учиться плохо — это модно и престижно среди ребят. Сам знал, что надо и как делать, как себя правильно вести. Серьезный мальчишечка. И я очень рада за него, что он сейчас так высоко забрался.

Набиуллин вместе с учителем опять ищет парту, за которой сидел раньше на уроках математики, но снова пытаться за ней уместиться не стал.

— А решите уравнение? — спрашивает одна из школьниц у Эльмира.

Набиуллин с улыбкой покачал головой и воздержался от похода к доске. У защитника в голове свои уравнения — как вместе с командой подальше оттолкнуться от зоны вылета и не оплошать в домашнем матче с «Ливерпулем».

Перед уходом Эльмир проходит через местный музей, там на стенах висят раритетные фото довоенных времен с видами Дербышек, лучшими учителями школы за более чем полвека и стенд с лучшими воспитанниками, где Набиуллин находит и себя.

— Давно хотел прийти в школу. Подобрался хороший момент: у нас 5 ноября игра с «Ливерпулем», и я хотел детишек позвать на этот матч. Это грандиозное для Казани событие, и хотелось, чтобы они были его свидетелями. И детишки встретили меня хорошо, гостеприимно.

— Каково видеть себя на стенде с лучшими выпускниками школы?

— Да, это для меня очень приятно. Когда мама работала в этой школе, то она мне рассказывала, что мое фото здесь повесили на доску почета. Мне очень приятно, что меня отметили.

Набиуллина потом еще несколько минут не отпускают учителя, которые расспрашивают у Эльмира о «Рубине», родителях, о ближайших планах и бесконечно обнимают его. Кажется, за 20-летнего Набиуллина в родной школе переживают сильнее, чем болельщики на стадионе... Видимо, новая управленческая команда «Рубина» осознает это (тем более перед глазами пример «Ливерпуля», где целый город живет клубом) и делает первые шаги по выстраиванию новых коммуникаций с Казанью и ее населением. Эдакий маркетинг с человеческим лицом, признаюсь, подкупает.