«Сериал [о Золотой Орде] будет смотреться с удовольствием, без ожесточения к татарам или русским, что, пожалуй, самое главное на сегодняшний день»

16 СЕРИЙ «ОРДЫ»

Мне довелось познакомиться со сценарием сериала о Золотой Орде, он, безусловно, имеет право на жизнь. Видимо, это еще не окончательный вариант, но ясно, что не претерпит больших изменений. Сюжет лихо закручен, полон политических и любовных интриг. Конечно, там порой проскакивает «клюква», но она заметна только придирчивому взгляду. Там нет явных оценок и тем более традиционного деления на татар-злодеев и русских-святых. Все — живые люди с достоинствами и недостатками, со страстями, переживаниями. Фильм совсем не похож на учебник истории и тем привлекателен. Короче, сериал будет смотреться с удовольствием, без ожесточения к татарам или русским, что, пожалуй, самое главное на сегодняшний день.

Вообще, для зрителя в фильмах интересна жизненная ситуация, а не буквальная достоверность. В исторической науке вопрос «Как было на самом деле?» один из самых трудных. У каждого автора, у каждого времени свой взгляд на прошлое. Когда мы возмущаемся историческими трудами о Золотой Орде, то имеем в виду не авторское прочтение, интерпретацию, а откровенную ложь, чем страдает официозное изложение так называемого татаро-монгольского ига. Этот сериал, как я понял авторов, призван избавить зрителей от предвзятости, стереотипов. Я думаю, у них получится.

Художественный фильм нельзя оценивать как научно-популярный документальный фильм. Нельзя требовать от романиста, сценариста и режиссера изложения учебника истории. Золотая Орда времен хана Берке — золотой век не только в татарской истории. В то время в Евразии не было более грандиозного, более развитого государства. В эпоху Золотой Орды появились сотни городов с фонтанами, водопроводом, канализацией, общественными банями, караван-сараями. Уже при Бату хане заложили 110 городов (подтверждено археологами). Страна была опутана сетью дорог с ямами (почтовыми станциями) с постоялыми дворами. Великолепная финансовая система обеспечивала интенсивную торговлю от Китая до Европы. О военном искусстве не приходится и говорить. В то время во всей Европе распространилась татарская мода на одежду. Москва до татар была обыкновенной мордовской деревней Суздальского княжества.

Берке (работа современного художника)
«Золотая Орда времен хана Берке — золотой век не только в татарской истории» (Берке, работа современного художника)

Европа Средневековья представляла собой жалкое зрелище. Разорванная границами и междоусобицей на мелкие феодальные княжества, она даже перед лицом татарской угрозы не сумела объединиться. Крестовый поход против татар не дал никаких результатов, знаменитые и воспетые в сагах рыцари бежали перед лицом татарской конницы. Татары воспринимались не как временные завоеватели, а в качестве «Божьей кары» за многочисленные грехи христиан. Важнее завоеваний было создание татарами системы безопасной торговли, которая ломала все искусственные преграды, открывая новые возможности для развития экономики, культуры как будущей Московии, так и Восточной Европы. Свободная торговля с Золотой Ордой содействовала появлению капиталистических отношений в Генуе и Венеции. Постепенно татары стали органической частью не только русской государственности, но также ряда европейских и азиатских сообществ.

Средневековье — эпоха завоеваний, бесконечных войн. В то время идея справедливости не была популярна. Тем не менее в ту жестокую эпоху татары провозгласили равенство религий и культур. Жаль, что эта идея была подорвана Узбек-ханом, который объявил ислам государственной религией, жаль, что русские решили продолжить обанкротившуюся византийскую политику.

Средневековье — интереснейший период истории. Там сформировались современные татары, в Золотой Орде зародились многие черты российской государственности. К теме Орды будут возвращаться вновь и вновь, ее многократно будут переосмысливать, интерпретировать. Это неисчерпаемый источник для вдохновения.

«Не было антагонистического, органичного противостояния татар и русских. Не было! Ни в какие века»

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ ОКАЗАЛИСЬ НИЧЕМ НЕ ЛУЧШЕ НАБЕГОВ ТАТАР

Сценарий сериала всю обстановку Золотой Орды показывает не через какие-то битвы, а через дворцовые интриги, при этом соблюдается определенный баланс между добром и злом. В голливудских фильмах всегда нарочито выражен расовый баланс: если это полицейские напарники, то один обязательно белый, а второй — афроамериканец. В боевиках убивают сбалансировано по цвету кожи, так же происходит в любовных отношениях или политике. В золотоордынском сериале заложен тот же принцип баланса татар и русских. По большому счету в истории так и было. Институт истории им. Марджани завершил издание 7-томной «Истории татар с древнейших времен», и, оглядываясь на проделанную работу, могу сделать несколько общих выводов, которые опровергают сложившиеся стереотипы. Первое. Не было антагонистического, органичного противостояния татар и русских. Не было! Ни в какие века. Стычки были, но они были и между самими русскими, и между татарами. Интриганства хватало со всех сторон. В историографию антагонизм добавляют задним числом, когда назначенные Екатериной II официальные историки нарочито вводят сюжет о противостоянии татар и русских, а последующие историки и публицисты начинают нагнетать страсти вокруг татаро-монгольского ига.

Второе. Не было монголов. Так называли династию, Дом, клан, а не народ. «Монгол» — это как родовая фамилия. Точно так же «дом Романовых» предполагал не этноним и политоним, а именно династию, а кровей там было намешано предостаточно. Конечно, режиссерам интересно добавлять экзотичные азиатские физиономии вместо типичных татар — явных европеоидов. Я должен огорчить авторов фильма, монголоидность в Золотой Орде была минимальна, а от монгольской культуры, языка не было ровно ничего. Язык как разговорный, так и письменный был чисто татарским и только татарским, ни намека на монгольский. Казахский язык, на котором построены диалоги в сценарии, — более позднее явление времен распада Золотой Орды, и он был всего лишь говором конкретной степной территории. Третье. Понятие «татарское иго» не просто политизировано, оно ничего не означает кроме ненависти к татарам. Если же мы хотим понять ордынскую политическую ситуацию, то надо говорить о режиме власти, форме государства, налоговой системе.

Иван Калита
«Иван Калита отличался довольно сдержанным нравом, скопидомством и серостью натуры»

Если под игом понимать жестокость, то все Средневековье было жестоким. В этом плане особенно отличились викинги, откуда, кстати, происходят Рюриковичи. Никто не может сравниться с безмерной, неоправданной жестокостью викингов. Жестокость была присуща суздальским, тверским и другим князьям, причем по отношению к своим же родственникам. Ключевский, как официозный историк, всячески благословляющий русскую колонизацию и осуждающий все татарское, пишет про Андрея Боголюбского: «Живя сиднем в своем Боголюбове, наделал немало дурных дел: собирал и посылал большие рати грабить то Киев, то Новгород, раскидывал паутину властолюбивых козней по всей Русской земле из своего темного угла на Клязьме. Повести дела так, чтобы 400 новгородцев на Белоозере обратили в бегство семитысячную суздальскую рать, потом организовать такой поход на Новгород, после которого новгородцы продавали пленных суздальцев втрое дешевле овец, — все это можно было сделать и без Андреева ума». Адрей Боголюбский не просто разграбил Киев, но надругался над православными храмами. О каком христианстве того времени можно вести речь?! Когда Бату хан пришел под стены Киева, то там грабить было уже нечего. «Наши» разграбили. Эту агрессивную политику по отношению к своим же русским продолжили московские князья. Самый известный из них был Иван Калита, он отличался довольно сдержанным нравом, скопидомством и серостью натуры. Карамзин, оправдывающий все русские завоевания и проклинающий все татарское, пишет о нем: «Между тем Иоанн [Иван Калита] и Князь Суздальский, верные слуги Узбековой мести, приближались [с войсками] ко Твери, несмотря на глубокие снега и морозы жестокой зимы... Тверь, Кашин, Торжок были взяты, опустошены со всеми пригородами, жители истреблены огнем и мечом, другие отведены в неволю... Хан... будучи доволен верностию Князя Московского, дал ему самую милостивую грамоту на Великое Княжение». Другие князья отвечали на агрессию Москвы тем же. Междоусобицу князей останавливала только гроза ханского гнева. Русские летописцы не напрасно называли «поганых агарян батогом божиим, вразумляющим грешников, чтобы привести их на путь покаяния». И вряд ли кто сравнится по своей нелепой, неоправданной, безграничной, садистской жестокости с Иваном Грозным, который, как писал Ключевский, имея в виду Новгород, «ничего не расследовав, по одному подозрению, так, зря, бесчеловечно и безбожно разгромил большой древний город с целою областью, как никогда не громили никакого русского города татары».

Мы Средневековье рисуем черными красками, но вспомним последующие времена. Религиозные войны оказались ничем не лучше походов викингов или нашествия татар. Христиане будь-то в крестовых походах или междоусобных войнах проявили завидную жестокость. А чем лучше инквизиция, искоренение ереси, резня гугенотов в ночь «длинных ножей»? Религия не смягчила сердца — меч был едва ли не главным аргументом в религиозных спорах. Православные монастыри на финских землях были настоящими крепостями, где плохо умели читать, но крепко держали меч в руках. Несмотря на эпоху Просвещения, жестокость людей не ослабла. Первая мировая война поразила европейцев своей безмерной жестокостью, в которую первым с головой и бездумным патриотизмом кинулся Николай II. После шока от миллионных потерь со всех сторон и ряда революций европейские цивилизованные государства быстро оправились с тем, чтобы начать Вторую мировую войну. А сегодняшний ИГИЛ с кличем «Аллах акбар» ничем не лучше нацистов. Нет оснований приписывать особую жестокость только средневековым татарам. Но учебники истории преследуют именно эту цель, полагая, что таким образом можно возвысить русских и оправдать ограничение прав татар. Для этого и нужен ярлык «татарское иго».

«Даже Смоленск не хотели включать в Золотую Орду с тем, чтобы не ссориться с Литвой»

ЕСЛИ МЫ ИЗБАВИМСЯ ОТ ЛОЖНЫХ СТЕРЕОТИПОВ, ТО СТАНЕМ ДОБРЕЕ

Что имеется в виду под игом? Государственный строй? Тогда его надо разложить на составляющие элементы. Действительно, ярлыки на управление территорией князья получали из рук ханов, совсем как нынешние губернаторы получили право на управление территорией из рук президента России. Можно ли это назвать игом? А может быть, правильнее назвать ханское правление вертикалью власти? Важная составная часть государственной власти — налоги. Татарская дань (десятина) была щадящей. За эту сумму обеспечивалась безопасность границ, дорог, торговли и надежность финансовой системы. Кстати говоря, на русские земли, т. е. киевское, переяславское, черниговское княжества, татары не покушались и даже Смоленск не хотели включать в Золотую Орду с тем, чтобы не ссориться с Литвой. В то время Новгород, Псков, Суздаль, Тверь, Рязань, чуть позднее Москва не считались Русью. В то же время татары пресекали покушения Литвы на захват Москвы. Кстати, в этом союзниками Литвы выступали Тверь и Рязань, ненавидевшие Москву за неоднократное разорение их земель.

Еще один атрибут государственной власти — воинская повинность. Действительно, русских призывали для участия в военных операциях ханов. Русские, как и татары, были военнообязанными, что не должно удивлять, ведь так было в любом государстве и даже сегодня в России все призываются в армию без различия национальностей. В Золотой Орде русские считались гражданами страны и имели как обязанности, так и привилегии за заслуги (тарханы и др.).

Что касается религии и культуры, то это не входило в обязанности государства, которое смотрело более чем либерально на народные традиции. Оно даже освобождало православных церковников от уплаты дани. Монастыри были полностью автономными и разжиревшими крепостями, вгрызавшимися в леса Чуди, Мокши, Перми, Черемис и др.

Понятие «татарское иго» — анахронизм обанкротившейся прошлой русской историографии. Золотая Орда была великим многонациональным государством, без которого не состоялась бы Московия и не появилась бы великая Россия. Чтобы понять Россию, надо заглянуть в ее истоки, а они не в Киеве и не в Скандинавии, откуда прибыли Рюриковичи, а здесь, на нашей родной земле, которую вначале обустроили тюрко-татары, а затем появились славяне, а через смешение народов появились русские.

На мой взгляд, новый готовящийся сериал избрал единственно правильный путь — показать людей в своей обычной жизни со всеми страстями, достоинствами и недостатками. Чем дальше мы будем уходить от штампов официозной историографии, тем более терпимое общество мы получим в итоге. К тому же сюжет фильма занимательный. Может быть, после таких сериалов мы избавимся от ряда ложных стереотипов и станем добрее.