Рустам Минниханов в День народного единства подписал указ о создании Булгарской исламской академии и возрождении собора Казанской иконы Божией Матери
Рустам Минниханов в День народного единства подписал указ о создании Болгарской исламской академии и возрождении собора Казанской иконы Божией Матери

В ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА МИННИХАНОВ ОБЪЕДИНИЛ МУСУЛЬМАН И ХРИСТИАН

Президент РТ Рустам Минниханов 4 ноября подписал указ о воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери и строительстве Болгарской исламской академии. Первая часть указа Минниханова — событие ожидаемое, поскольку строительство исламской академии в древнем городе Болгаре еще в сентябре было одобрено на самом высочайшем уровне. Об этом на открытии Соборной мечети в Москве заявил президент России Владимир Путин. Зато вторая часть стала неожиданностью для многих не только в Казани, но и во всей России: о воссоздании разрушенного большевиками главного собора Богородицкого монастыря до сей поры ходили лишь разговоры, никак не закрепленные на бумаге. Теперь эта бумага появилась: официальная, гербовая, с подписью татарстанского президента.

Указ за номером УП-1066 скуп на подробности. Известно лишь, что до 31 декабря кабмину РТ поручено разработать и утвердить план мероприятий по последующему строительству двух духовных центров. На будущий год, в частности, запланированы мероприятия по закладке памятных камней. Оба события будут привязаны к священным датам. Камень на месте возведения Болгарской исламской академии положат 21 мая 2016 года, в день официального принятия ислама Волжской Булгарией, а камень на месте строительства будущего православного собора должен будет появиться спустя два месяца, 21 июля, в день обретения Казанской иконы Божией Матери.

О своем решении Минниханов объявил и сам, выступая 4 ноября на торжественном открытии гала-концерта республиканского этнокультурного фестиваля «Наш дом — Татарстан-2015», который проходил в театре оперы и балета им. Мусы Джалиля. Здесь же президент РТ и расставил все идеологические акценты, напомнив, что на календаре не только День народного единства, но и праздник прославления Казанской иконы Божией Матери.

«Уверен, что реализация этих важных проектов станет заметным шагом в укреплении духовности и единства народов нашей страны», — подчеркнул в конце своей краткой речи Минниханов, еще раз отметив, что межнациональные и межрелигиозные мир и согласие для Татарстана остаются высшими ценностями и одним из наших достижений.

В БОЛГАРЕ СЛОЖНОСТИ С ПРОСТРАНСТВОМ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Болгарская исламская академия фактически считается уже действующей, хотя у нее по-прежнему нет ни своего здания, ни утвержденного проекта, ни даже закладного камня. Символическое открытие академии состоялось в Болгаре 8 октября с объявления о начале работы полугодовых курсов по чтению Корана. О том, что это не простые курсы, а нечто, призванное заложить основу будущего крупного духовного центра, свидетельствовал состав высокопоставленных участников церемонии: татарстанский президент Минниханов, его предшественник и госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, председатель ЦДУМ РФ, шейх Талгат Таджуддин, председатель совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, руководитель федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин и другие лица.

Тогда же на выставке, проходившей в подвальном этаже комплекса «Ак мечеть», можно было увидеть стенд с одним из предварительных эскизов здания исламской академии. Кольцевая изящная постройка с высокими восточными окнами и частой колоннадой раскинется, если верить рисунку, на 14 057 кв. метров (при этом площадь самой академии составит 7 063 кв. м, а площадь общежития — 6 994,8 кв. м).

На выставке, проходившей в подвальном этаже комплекса «Ак мечеть», можно было увидеть стенд с одним из предварительных эскизов здания исламской академии
На выставке, проходившей в подвальном этаже комплекса «Ак мечеть», можно было увидеть стенд с одним из предварительных эскизов здания исламской академии

«Этот эскиз — всего лишь один из многих, — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель Болгарской исламской академии Дамир Нафиков. — С конца октября мы проводим конкурс на лучший проект академии, в результате которого планируем отобрать тот, который будет наиболее привязан к месту».

В целом, по оценке Нафикова, после подписания миннихановского указа ситуация в Болгаре не претерпела никаких изменений. Продолжают действовать уже упомянутые шестимесячные курсы по чтению Корана, но теперь на них обучаются уже не 22, а 27 человек. «Хазраты, ахунды и мухтасибы съехались к нам со всех российских регионов — Башкортостана, Твери, Оренбургской, Новосибирской, Иркустской, Читинской и Волгоградской областей, — говорит Нафиков. — Сейчас мы уже осуществляем запись слушателей курсов на второе полугодие, но места для проживания и обучения в Болгаре пока ограничены. Спальное место при необходимости мы еще можем найти, но вот с пространством для обучения обстоит сложнее...»

По свидетельству Нафикова, слушатели курсов по чтению Корана проживают в двух-трехместных номерах, а обучаются в пристройке к Белой мечети. Недалеко отсюда и будет воздвигнуто впоследствии здание Болгарской исламской академии.

«В качестве места для застройки мы выбрали пустырь, расположенный в непосредственной близости к Белой мечети, — говорит руководитель Болгарской исламской академии. — Внешне это пока что выглядит как хорошее большое поле. Но говорить о том, какое именно здание здесь появится (какого метража и какой архитектуры), еще преждевременно — все-таки конкурс проектов в самом разгаре».

«ХРАМ БУДЕТ ВОССОЗДАН, КАК ОН БЫЛ, НА 100 ПРОЦЕНТОВ»

Облик собора Казанской иконы Божией Матери угадать проще. Как заявил сегодня «БИЗНЕС Online» митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков), храм будет воссоздан в прежнем виде, «как он был». «Это на 100 процентов», — подчеркнул владыка. При этом митрополит надеется, что собор будет восстановлен очень быстро и «в полной его красоте». Но для этого, скорее всего, потребуется участие всей России, «ведь казанская святыня — общероссийская». «Возможно, найдутся благодетели и за пределами нашей страны», — рассчитывает Феофан.

Намерение воссоздать собор Казанской иконы Божией Матери в Богородицком монастыре казанский митрополит высказывал уже не раз наряду с другим смелым замыслом — возродить славную Казанскую духовную академию. По его мнению, в этом нуждаются не только православные верующие, но и вся республика. «Если мы заново построим собор, который был, приведем в порядок корпуса, где будут размещаться службы и паломники, от этого выиграют Казань и Татарстан в целом, — считает владыка. — Поедет народ сюда — будет больше, чем в любой лавре. Со всего мира поедут. Это будет не менее привлекательное место для паломничества, чем Дивеево. Это будет жемчужина Татарстана и образец того, как живут в республике носители разных религий. Собор и монастырь — это приоритетные задачи в моей жизни».

О том, что инициатива возрождения главного собора в Богородицком монастыре почти целиком принадлежит казанскому митрополиту, упомянул в своей недавней речи по случаю подписания указа и Минниханов. По его словам, с этим проектом к нему обращалась татарстанская митрополия РПЦ, которую Феофан возглавляет четвертый месяц. Сам владыка тоже не скрывает факта своих переговоров с республиканскими властями. «Мы беседовали с президентом Рустамом Миннихановым и с Минтимером Шаймиевым, мне удалось убедить их, что нужно нам возрождать именно монастырь», — свидетельствует архипастырь.

Главный монастырский собор, построенный на рубеже 18-19 веков был уничтожен большевиками в начале тридцатых годов 20 века
Главный монастырский собор, построенный на рубеже XVIII - XIX веков, был уничтожен большевиками в начале 30-х годов XX века

Сам главный монастырский собор был уничтожен большевиками в начале 30-х годов (одни источники называют при этом 1931-й, другие — 1932 год). До этого его размеры составляли 49 на 43 кв. м при высоте в 44 метра. Общий облик собора определяли 5 полусферических куполов и 3 огромных фронтона с колоннами — со всех сторон, кроме алтаря. Высота колокольни, которая струною поднималась рядом с храмом, была значительно больше — 55 метров. Если его восстанавливать, важно помнить не только о храме, но и о колокольне, «все ведь хорошо в комплексе», выразил пожелание историк и преподаватель Казанской духовной семинарии Анатолий Елдашев в разговоре с «БИЗНЕС Online».

Чтобы был понятен масштаб будущего строения, отметим, что площадь основания соборной мечети Кул Шариф — 22 на 22 метра. Правда, при этом высота минаретов главного мусульманского храма Казани составляет 57 метров (на 2 м ниже башни Сююмбике). Вместимость мечети — 1,5 тыс. молящихся. Соответственно, вместимость главного собора Богородицкого монастыря может оказаться примерно в два раза больше.

Владыка Феофан надеется, что собор будет восстановлен очень быстро и «в полной его красоте»
Владыка Феофан надеется, что собор будет восстановлен очень быстро и «в полной его красоте»

«ВСЕ БУДЕТ ПОД СТРОЖАЙШИМ КОНТРОЛЕМ. ЛИЧНО БУДУ КОНТРОЛИРОВАТЬ ВСЕ»

Стоимость восстановительных работ в Богородицком монастыре митрополит Феофан назвать пока затрудняется. «С потолка говорить сейчас будет некорректно и неразумно», — заявил он корреспонденту «БИЗНЕС Online». Но фонд, который аккумулирует средства для возрождения собора, будет создан, по слову владыки, в обязательном порядке. «Самое главное — все будет под строжайшим контролем, — подчеркнул казанский архипастырь. — Лично буду контролировать все. Вместе с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, президентскими структурами и вместе с Минтимером Шариповичем (Шаймиевым прим. ред.)».

Таким образом, оценить расходы на предстоящее строительство монастырского храма можно лишь в сравнении. К примеру, во Владивостоке сейчас продолжается возведение Спасо-Преображенского собора высотой 67 м и размерами, сопоставимыми с казанскими. Стоимость стройки оценивается в 900 млн. рублей. Стоимость Кул Шарифа по ценам начала 2000-х — 400 млн. рублей (это еще до оформления интерьеров).

Если храм ставить на прежнее место, то усложняется воссоздание колокольни — этому будет мешать жилой дом
Если храм ставить на прежнее место, то усложняется воссоздание колокольни — этому будет мешать жилой дом

Экономический кризис, как это нетрудно предположить, может серьезно откорректировать смету в сторону увеличения. Но и в этом случае православные продолжают уповать на помощь благотворителей. Даже если, как предположил в разговоре с «БИЗНЕС Online» председатель общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов, на восстановление храмового комплекса, если его воссоздавать в историческом облике, уйдет не один миллиард рублей. С технической точки зрения он, впрочем, не видит никаких сложностей. «Храм был утрачен не 200 лет назад, поэтому сохранилось достаточно много свидетельств, по которым можно его восстановить», — говорит глава общества русской культуры РТ.

«ВОССОЗДАНИЮ КОЛОКОЛЬНИ БУДЕТ МЕШАТЬ КРАЙНИЙ ПЯТИЭТАЖНЫЙ ДОМ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», поддерживают воссоздание «сакрального» для каждого православного гражданина храма, но опасаются, что восстановительным работам воспрепятствует местная современная застройка.

Анатолий Елдашев — историк, преподаватель Казанской духовной семинарии:

— Этот собор был построен на месте обретения Казанской иконы. Сначала построили деревянный храм, затем — каменный. А позднее, в мае 1779 года, император Павел I вместе с сыновьями Александром (будущим Александром I) и Константином заложили камень в основание нового собора. Строили по проекту столичного архитектора Егора Старова, участвовали и казанские зодчие, в частности Шелковников — он, например, строил позднее и корпуса монастыря. Взорвали собор в 1931 году вместе с колокольней.

Собор был большим — визуально он в полтора раза выше существующей сейчас Крестовоздвиженской церкви, а колокольня выше ее вдвое. К слову, любопытно вообще расположение монастырей в Казанском крае. Например, с колокольни Богородицкого монастыря в Казани была видна колокольня Седмиезерской пустыни — это где-то 15 верст. Оттуда была видна колокольня Раифской обители, из Раифы же наблюдали Свияжск. Эта традиция просматривается с XII - XIII веков, когда в оборонительных целях ставили вышки со сложенными кострами — для сигнализации в случае нападения ордынцев.

Собор (в центре) был большим — визуально он в полтора раза выше существующей сейчас Крестовоздвиженской церкви (справа), а колокольня выше ее вдвое
Собор (в центре) был большим — визуально он в полтора раза выше существующей сейчас Крестовоздвиженской церкви (справа), а колокольня выше ее вдвое

Монастырь был вообще одним из крупнейших в России. По описи 1928 года в нем жили 400 человек, из них 66 монахинь, 1 схимонахиня. Остальные — понятно, девицы, рясофорные послушницы. В те годы монастырь был женским. И сейчас, кстати, у владыки Феофана есть идея снова вернуть обители статус женского монастыря. А Зилантов монастырь, который сейчас женский, преобразовать в мужской — так тоже было исторически, просто в годы возрождения не нашлось достаточно монашествующих. Такое случалось в истории церкви — допустим, Федоровский монастырь (где сейчас НКЦ «Казань») до 1900 года был мужским, а после — женским вплоть до уничтожения.

Сергей Саначин — архитектор:

— Конечно, восстановить такой храм будет сложно, но посильно. Такие вещи делаются, другое дело, достаточно ли способностей для этого у казанских архитекторов? Вот это вопрос. Пожалуй, в республике нет примеров восстановления храмов с нуля, есть прецеденты реставрации, реконструкции. Есть много фотографий, но предстоит огромная архивная работа. Объект был ключевым, поэтому информация о нем сохранилась. Есть некоторые нюансы. Если храм ставить на прежнее место, то усложняется воссоздание колокольни — ей будет мешать крайний пятиэтажный дом. Конечно, хорошо было бы по какой-то программе, не знаю по какой, отселить жителей этого дома.

Временные затраты не связаны со способностями строителей и архитекторов. Это связано с политической волей и с деньгами. Если все будет идти на уровне Рустама Минниханова, по установленному графику, то все будет быстро. А если все спустится хотя бы на епархиальный уровень, пусть и тоже высокий, то время увеличится. Вы не думайте, что чертежи храма будут как в современном понимании с отдельными элементами. Будут чертежи, как сейчас принято называть — «план», «фасад», «разрезы», «интерьеры». Будет возрождаться форма, а те материалы невозможно восстановить, да и не нужно, есть современные материалы.

Собор был построен на месте обретения Казанской иконы Божией Матери
Собор был построен на месте обретения Казанской иконы Божией Матери

Михаил Щеглов — председатель общества русской культуры Татарстана:

— Это один из символов православной Казани, поэтому хотелось бы, чтобы его восстановили в историческом виде, а не в форме новодела. Это как храм Христа Спасителя для Москвы в плане духовной ценности. Это место явления Казанской иконы Божией Матери, сакральное для каждого православного гражданина России.

Символичным является то, что на месте монастыря в советские годы работала казанская табачная фабрика. Размещение здесь такого производства было кощунственным. Формально помещения фабрики уже переданы церкви, раньше они использовались как братские корпуса женского монастыря. Сейчас на территории монастырского комплекса с древних времен сохранилась Крестовоздвиженская надвратная церковь, а рядом с ней Софийская церковь. В надвратной церкви, к примеру, в советские годы находился филфак Казанского педагогического института.