Вектор экономического развития РФ стремится вниз и опережает даже пессимистические прогнозы, признал, выступая накануне в рамках правительственного часа в Госдуме, зампред правительства РФ Аркадий Дворкович. Однако проекты, которые закладываются сегодня, обязательно дадут всходы, хотя и не в этом году. В их числе — производство камазовских беспилотников, которому федеральный кабинет министров обещает поддержку. «БИЗНЕС Online» приводит наиболее яркие фрагменты парламентской речи Дворковича.
Заместитель председательства правительства России выступил накануне с трибуны Государственной Думы РФ |
«ДЛЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ ТАКАЯ СТАВКА САМОУБИЙСТВЕННАЯ»
Общий спад российского ВВП в этом году может превысить прогнозируемый показатель и достигнуть 5%, признал накануне Аркадий Дворкович в начале своего выступления с думской трибуны. Это немного расходится с прогнозами министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, который допускал падение валового внутреннего продукта до 3,9%. Зампред правительства тут же объяснил депутатам, что начавшийся процесс импортозамещения пока не способен предотвратить «проседание» экономики, поскольку инвестиционный цикл проектов в этой сфере «довольно длительный». «Проекты, которые закладываются сегодня, дадут результаты через некоторое время, небольшое время. Но все-таки это не в 2015 году», — признал Дворкович.
По данным вице-премьера, за минувший год импорт товаров в Россию рухнул на 30%, что, конечно же, сказалось на состоянии отечественной экономики. «Это значит, что доля отечественной продукции выросла, это факт, и его нельзя недооценивать», — сделал вывод высокопоставленный докладчик. Пока же компенсировать экономические потери собираются за счет ряда инициатив, в том числе и достаточно экстравагантных. В частности, Дворкович одобрительно относится к идее выпуска государственных займов для финансирования инфраструктурных проектов. «Как идея — это абсолютно правильно, — отозвался вице-премьер. — Инфраструктурные облигации теперь законодательством разрешены. Здесь важна процентная ставка, потому что люди, вкладчики в банки и пенсионеры, если говорить о пенсионных сбережениях, не готовы согласиться на ставку меньше, чем инфляция».
Однако именно ставка и может подвести всю «правильную» инициативу. Поскольку в текущем году инфляция в соответствии со статистикой год к году должна составить более 15%, «это означает, что ставка должна быть 16%», поделился своими расчетами Дворкович. «Но для инфраструктурных проектов такая ставка, я думаю, самоубийственная», — сделал вывод вице-премьер.
Правительство России поддержит программы создания беспилотных автомобилей и самолетов |
О ЦЕНАХ НА БЕНЗИН, КАМАЗОВСКИХ БЕСПИЛОТНИКАХ И НДС НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
При этом правительство России поддержит программы создания беспилотных автомобилей и самолетов. Как известно, наиболее продвинутый проект создания наземных беспилотников осуществляется на КАМАЗе. В конце октября глава челнинского автогиганта Сергей Когогин расписал будущее проекта, пообещав, что к 2035 году 10% всех автомобилей не будут требовать участия человека в управлении.
Дворкович вообще уделил немало внимания в своем отчете перед Госдумой транспортной сфере. Подробно он остановился на общем состоянии российского автопрома. «Были прогнозы, что спад составит до 50%, но использование антикризисных мер... позволило не допустить такого спада — по нашим оценкам, он не должен превысить 30%», — оптимистично пообещал он. В основном речь шла об АвтоВАЗе, иностранное руководство которого некоторые депутаты нижней палаты заподозрили в намерении окончательно похоронить российский автопром. Вице-премьер постарался эти опасения развеять: предприятие, по его словам, сохраняет высокую степень локализации и выпускает, по сути, российские автомобили, пусть и под маркой Renault или Nissan.
Не остались без ответа и возмущенные реплики депутатов о якобы существенном росте цен на бензин с начала этого года. По их расчетом получалось, что отпускная цена НПЗ подрастает едва ли не вдвое, превращаясь в розничную стоимость топлива на АЗС. На это вице-премьер ответил, что розничные цены на бензин и дизтопливо с начала этого года поднялись всего лишь на 5%, что в три раз меньше уровня инфляции. «За кадром», правда, остался тот факт, что оптовые цены, по которым топливо приобретают сети автозаправок, росли намного быстрее (примерно на четверть с начала года), «съедая» маржу розничных продавцов бензина. Впрочем, пока государству удается «держать» розничные цены на социально значимый товар. «Это умеренный рост, большая его часть объясняется ростом налогообложения бензина», — объяснил весьма скромное подорожание Дворкович. Средняя цена бензина, по данным Росстата, на 2 ноября составляла 35,28 руб. за литр, как и на 26 октября. Средняя стоимость марки АИ-76 (АИ-80) выросла на 3 копейки — до 32,19 руб. за литр; цена АИ-92 (АИ-93) не изменилась и составила 34,35 руб. Цена бензина АИ-95 также не изменилась и составила 37,14 руб. за литр. При этом цена дизельного топлива составила 34,9 руб. за литр против 34,82 руб. неделей ранее.
Отвечая на вопросы депутатов, член правительства также выразил готовность поддержать идею снижения НДС на дальние железнодорожные перевозки с 18% до 10%. «Подавляющее большинство в правительстве эту меру поддерживает. Осталось убедить, как всегда, министерство финансов», — отметил вице-премьер. «Дискуссия идет, но надеюсь, что мы сможем представить достаточные аргументы для принятия такого решения. Оно, надеюсь, будет принято уже в ближайшие недели в рамках осенней сессии Госдумы», — пообещал Дворкович. Сегодня льгота по НДС действует только на местные перевозки. Недавно минтранс РФ предложил распространить ее и на поезда дальнего следования. Это решение позволит РЖД направить на инвестиции дополнительные 10 млрд. рублей в год. По словам руководства монополии, их предполагается потратить на закупку новых пассажирских 186 вагонов, включая 74 двухэтажных.
«ГОСПОДДЕРЖКА АПК, К СОЖАЛЕНИЮ, НЕ СНИЗИТСЯ»
На фоне экономического кризиса правительство затягивает пояса и закручивает гайки, правда, делает это исключительно последовательно и рационально, дал понять депутатам ГД Аркадий Дворкович. В частности, оно готово поддержать предложение предоставить минсельхозу право осуществлять мониторинг неиспользованных сельскохозяйственных земель. «Минсельхоз выступил с предложением ввести обязательный мониторинг земель, — напомнил зампред правительства. — Мы поддерживаем предоставление таких полномочий, чтобы мониторинг земель был постоянным, и соответствующие земли выявлялись в постоянном режиме и в обязательном порядке вводились в оборот». Срок для изъятия сельхозземли, если она не используется по назначению, может быть сокращен до трех лет, как об этом уже говорил министр сельского хозяйства Александр Ткачев.
На фоне экономического кризиса правительство затягивает пояса и закручивает гайки, правда, делает это исключительно последовательно и рационально, дал понять депутатам Дворкович |
По словам Дворковича, в настоящее время агропромышленный комплекс — один из немногих растущих в российской экономике. «Это стало сочетанием различных факторов, — констатировал докладчик. — Во-первых, в последние годы был создан серьезный задел, который начал создаваться в период реализации приоритетного национального проекта, затем в рамках госпрограммы. Конечно же, повлияло и снижение курса рубля, и наши ответные эмбарго на поставку отдельных продуктов в ответ на санкции против России. Сегодня мы за счет этих инструментов заложили начало десятков важнейших инвестпроектов АПК в десятках регионах страны. И в ближайшие месяцы ожидаем серьезной отдачи». При этом, по признанию вице-премьера РФ, сельское хозяйство все еще требует серьезных дотаций, поэтому «господдержка АПК в номинальном выражении, к сожалению, 2016 году не снизится».
Прокомментировал зампред правительства и рост цен на рыбную продукцию, заявив, к удивлению многих, что рыба не должна быть дешевле мяса. «Сегодня ценовая ситуация нас не устраивает, тем не менее аргумент, что рыба должна быть точно дешевле мяса, — не обязательно состоятелен, сегодня в мире уже этой тенденции нет», — сказал высокопоставленный чиновник. Тем не менее небольшая доля квот будет закреплена с определенными инвестиционными условиями, связанными с судостроением и переработкой рыбы, пообещал Дворкович. Приблизительно они могут составить 10 - 15% от их общего объема.
О ПРОИЗВОДСТВЕ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА И АНТИДОПИНГОВОМ СКАНДАЛЕ
Одной из новаций, призванных компенсировать спад в отечественной экономике, станет отдельная программа производства средств производства. По словам вице-премьера, в программу включены станкостроительная отрасль, роботехника, аддитивные технологии и другие современные технологические сферы. В субсидировании может быть задействован фонд развития промышленности, который, как заметил Дворкович, уже стал новым инструментом реализации промышленной политики. При этом правительство продолжает рассчитывать на поддержку депутатов в рамках бюджетного процесса, чтобы нарастить объемы займов для осуществления новых проектов и реализовать программу импортозамещения.
Затронул Аркадий Дворкович и тему допингового скандала, который с начала этой недели не сходит со страниц СМИ. Напомним, что 9 ноября комиссия WADA (всемирного допингового агентства) опубликовала доклад, быстро ставший скандальным. В нем российские спортивные власти обвинены в системном сокрытии положительных допинг-проб спортсменов, а отечественных легкоатлетов и вовсе предлагается не допускать на соревнования в олимпийском Рио-де-Жанейро-2016. «Тема спорта волнует всех с точки зрения антидопингового расследования», — резонно заметил вице-премьер в Госдуме. И заключил, что необходимые указания о судьбе спортсменов могут быть даны только на президентском совещании по вопросу подготовки к участию в Олимпиаде в Рио в следующем году. Еще более обтекаемой выглядела реплика Дворковича о том, что Кремль заинтересован в развитии массового спорта и строительстве соответствующей инфраструктуры, рассчитывая при этом «и на хорошие результаты в спортивных соревнованиях». Самим российским профессиональным спортсменам, подвергшимся негативной пиар-атаке в СМИ (особенно в зарубежных), рассчитывать, видимо, не на что.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.