СЛЕДУЮЩИМ ШАГОМ АВТОГИГАНТА СТАНЕТ ЗАПУСК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

В сентябре КАМАЗ начал выпуск рестайлинговых автомобилей. Внешность машин в результате приобретает черты, отличающиеся от привычного облика. Для чего это необходимо и почему завод пошел на такое решение? Об этом в своем интервью рассказал заместитель генерального директора ОАО "КАМАЗ" по развитию Ирек Гумеров.

- Не считаете ли вы слишком боль­шим   риском   проводить   столь   мас­штабный рестайлинг автомобилей в условиях финансового кризиса и паде­ния спроса? Какие средства были вло­жены в эту работу КАМАЗом?

Эта работа планировалась нами еще до начала кризиса и сейчас приобретает особое значение. В условиях сокращения объемов рынка компания предлагает но­вые потребительские свойства своей продукции, и мы надеемся, что это позволит увеличить объем продаж. Кроме того, мы попутно решали и другие задачи: оптимизировали  производственные затраты и повысили качество автомобилей. Мы сделали большой задел  по уменьшению такта работы сборочных конвейеров, сокращения номенклатуры  и улучшению логистики.  Наш проект рестайлинга достаточно низкозатратен для подобного рода проектов, он выполнен с использованием наработанных решений, с привлечением надежных постоянных партнеров.

- Как вы думаете, на сколько лет закроет появление рестайлинговых автомобилей "вечный" вопрос со стороны журналистов по поводу новых кабин для КАМАЗов?

- Мы не стремимся за счет рестайлинга уйти от вопроса создания новой кабины. Работы по новой кабине ведутся активно. Ряд новых решений, повышающих потребительские свойства автомобилей можно увидеть уже сегодня, не дожидаясь появ­ления автомобилей с новой кабиной. Это касается четырехточечной пневмоподвески кабины, сидений на пневмоподвеске, автоматизированной коробки передач и др.

Рестайлинговые автотобили будут изготавливаться до момента освоения производства новой кабины. Будет некоторый интервал времени сосуществования автомобилей с новой кабиной и рестай­линговых автомобилей, так как не все существующие автомобили планируется комплектовать новыми кабинами. Новая кабина предназначена для нового модель­ного ряда автомобилей. Думаю, в 2012 году мы сможем увидеть первые промыш­ленные образцы.

-  Сколько рестайлинговых автомо­билей в месяц готов выпускать КАМАЗ сейчас? Какие нерешенные про­блемы остаются в их производстве?

С сентября начнут выпускать несколько комплектаций автомобилей в новом облике. Массово новые решения на на­ших автомобилях появятся в октябре.

- Насколько КАМАЗ  рассчитывает увеличить свою долю, например, в сег­менте магистральных тягачей с появлением новой кабины? Достаточен ли проведенный рестайлинг для снятия этой проблемы по дальнобойщикам?

- Можно оценить улучшение комфорта, рабочего места водителя, изучив выставочный  образец. Изменения существен­ные: пневмоподвеска кабины и сидений, ав­томатизированная коробка передач, новая, измененная обивка дверей, новые замки и ручки, полноценное второе спальное место, новая светотехни­ка и т.д. По всем характеристикам и осна­щению представленный автомобиль не уступает мировым брэндам.

- Насколько увеличатся цены на рестайлитовые "КАМАЗы" по сравнению с прежними? Смогут ли потребители позволить себе их приобретение?

- Одной из основных задач, которые мы себе ставили, являлось сохранение себестоимости автомобилей на прежнем уровне. Решения по изменению облика aвтомобилей не повлияли на его стоимость. Но наряду с измененным обликом мы пред­лагаем ряд новых систем, которые покупатель может выбрать дополнительно. Рестайлинговые автомобили комплектуются пластиковой панелью приборов  вместо металлической, пневмоподвеской кабины вместо механической подвески, aвтоматическими коробками передач.

- Будут ли внедрены эти новшества или часть из них в автомобили для армии и силовых ведомств?

-КАМАЗ проводит активную работу с министерством обороны РФ по применению решений, используемых в автомобилях народно-хозяйственного назначения, в специальных автомобилях. Мы уже поставляем армии автомобили с панорамным ветровым стеклом, внедряем электронные системы управления автомобилем и т. д.. Что касается внешних облицовочных деталей, то у данного заказчика существуют свои требования, продиктованные услови­ями эксплуатации.

-   Знают ли о проводимом рестайлинге дилеры и потребители КАМА­За? Насколько обеспечены всем необ­ходимым сервисные центры КАМАЗа,чтобы проводить гарантийное обслу­живание конструктивно более слож­ных рестайлинговых автомобилей?

"Интеравто-2009" - это уже второй открытый   показ   рестайлинговых   авто­мобилей. Дебютировали они в июле, на СТТ-2009. Что же касается сервисного обслуживания, то сложностей никаких не возникнет. При появлении новых систем мы обязательно проводим обучение специ­алистов сервисных центров и обеспечиваем их всеми необходимыми материалами.

- Был ли вами взят за основу какой-либо зарубежный или отечественный опыт по рестайлингу или это целиком и полностью собственная разработка?

- Это полностью своя разработка. Несомненно, мы знакомились с существующим опытом автомобилестроительных фирм и опытом инжиниринговых компаний, работающих с мировыми брэндами. Особенности конструкции автомобилей "КАМАЗ", приспособленных к эксплуатации в российских условиях, наложили свой отпечаток на методах поиска решений и сформировали предпосылки для накопления собственного опыта.

Рестайлинг коснулся и пластиковых облицовочных деталей и элементов инте­рьера. Эти детали производятся партнера­ми КАМАЗа, большинство из которых - отечественные предприятия, являющиеся традиционными поставщиками компании. Тем не менее, к работе привлечены и зарубежные партнеры с условием локализации производства, в частности фирма Ercoto из Турции. Из российских предприятий детали экстерьера производят также РИАТ, Автодизайн и Ростар, детали интерьера – Автотехник, замки и ручки – ДААЗ, панель приборов – Икар-ЛТД и Технотрон. КАМАЗ располагает всеми необходимыми ресурсами для освоения и начала производства автомобилей с данными решениями.

- На какой стадии остановилось сотрудничество с MAN Nutzfahrzeige по новой кабине и почему? Возможно ли продолжение этой работы в будущем? Может ли подключиться к разработ­кам  ваш  стратегический  партнер  -Daimler? Как с предложением фирмы "Астра-Росса", все еще завышают цену на свой продукт до неприемлемости?

- Мы многое почерпнули из сотруд­ничества с MAN, были собраны опыт­ные образцы автомобилей с кабинами данной фирмы и рядом новых решений. Данные автомобили по построению шас­си можно считать прообразом новых семейств транспортных автомобилей. Они и сейчас позволяют изучать новые решения, системы, проводить отладку. В настоящее время ведется совмест­ная работа специалистов КАМАЗа и Daimler по интеграции ряда решений, одним из направлений, безусловно, яв­ляется кабина.

При рассмотрении предложений наших партнеров учитывается не только ком­мерческая сторона вопроса, но и вопро­сы технологичности, вопросы процессов взаимодействия, оцениваются дальнейшие инвестиции. С фирмой "Астра-Росса" мы реализовали уже один проект (выставоч­ный павильон), знакомы с ней не первый год и ценим профессионализм работников этой фирмы, но проект "Рестайлинг авто­мобилей "КАМАЗ" мы реализовали без ее участия.

-   Какие   еще   новые   перспектив­ные   разработки   ведутся   в   научно-техническом центре КАМАЗа в на­стоящий момент?

Ведется работа над созданием ново­го поколения автомобилей, которые при­дут на смену традиционным транспортным автомобилям "КАМАЗ". В ее рамках разра­батываются  новая кабина,  электронные системы помощи водителю, создаются соответствующие узлы и агрегаты.

Эксперт