В Уфе прошел первый форум малого бизнеса стран-участниц ШОС и БРИКС. Организаторы решили спроецировать модель международного сотрудничества на сектор МСБ, о развитии которого в последнее время очень много говорят. Директор федерального проекта по поддержке малого и среднего предпринимательства «Бизнес Нация» Джалил Куряев в материале для «БИЗНЕС Online» на примере работы одной из панельных дискуссий рассказывает о том, как проходил форум, а также о заявлениях главы корпорации МСП Александра Бравермана.
Джалил Куряев |
ДЕЛЕГАЦИЯ С ОБЕТОВАННОЙ ЗЕМЛИ
Удивительно, но на форуме было не так много представителей Татарстана, хотя в плане развития сектора МСБ наша республика выгодно отличается от других регионов России. Говорю это со всей ответственностью, так как в этом году посетил довольно много подобных встреч в разных уголках страны. Везде на представителей республики смотрят как на обитателей земли обетованной и первопроходцев всех прогрессивных начинаний. Не раз приходилось слышать шутки о том, что пора переезжать в Татарстан.
Приглашение в Уфу «Бизнес Нация» получила на мероприятии подобного формата, которое проходило в Казани. Представители администрации столицы Башкортостана отметили наш проект на сентябрьском конгрессе руководителей малого и среднего бизнеса и позвали на малый ШОС и БРИКС.
Мы были заявлены на панельной дискуссии «Лучшие практики регионов стран-участниц ШОС и БРИКС в сфере законодательной поддержки малого бизнеса». Состав спикеров был представлен организациями, которые принимают активное участие в развитии предпринимательства: «ОПОРА России», «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата и, конечно же, экспертный центр аппарата уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
Бóльшая часть выступлений была посвящена уже привычной теме того, что в стране много чего делается для малого и среднего бизнеса. Чиновники в спокойной манере отчитывались о многообразии полезных инициатив, но между делом признавались, что все это пока не дает главного результата — не увеличивает долю МСБ в ВВП страны. Наверное, эта дискуссия так бы и осталось скучной и непримечательной, если бы спокойствие не прервал делегат из Индии.
Президент индийского бизнес-альянса Сэмми Котвани взял слово и ошарашил публику метким замечанием: «Вы тут все очень красиво говорите, вы, конечно же, все молодцы. Но вот беда, уверен, что если бы здесь сидели предприниматели, то они вам не поверили бы». В зале повисла пауза, которая сменилась улыбками, и кто-то из присутствующих спросил гостя из Индии в лоб: «А вы сами-то давно в России?» Котвани спокойно ответил на сносном русском языке, что давно, у него здесь несколько направлений бизнеса.
К счастью или к сожалению, но из этого разговора не вышло серьезного спора. Гость из Индии презентовал свой проект и выразил надежду, что чиновники смогут избавить бизнесменов от таможенных препонов в рамках ШОС и БРИКС, что эффективно скажется на бизнесе всех стран. Но его выступление довольно показательно ввиду того, что за развитие предпринимательства в России зачастую отвечают чиновники, которые никогда бизнес не делали. В кулуарах форума об этом много говорили. Может, поэтому огромные средства, которые государство выделяет на развитие бизнеса, в итоге тратятся неэффективно. Проекты запускаются, но из них не получается бизнеса.
ВЫСШЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Эту тему я продолжил в своем выступлении. Перед этим модератор дискуссии председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию малого и среднего бизнеса Дмитрий Сазонов попросил рассказать о молодых предпринимателях, а точнее, как сделать так, чтобы их появилось больше.
В своем выступлении я говорил, что нужно рассказывать людям о том, как делать бизнес. Мало им просто дать денег на развитие своего дела. Важно объяснить, как устроены бизнес-процессы и что делать, чтобы проект не развалился в первые полгода, а продолжал функционировать, принося прибыль. У нас есть идея организовать при центрах поддержки предпринимателей отбор предпринимателей.
Например, поступило 500 заявок от людей, которые хотят открыть свое дело. Они проходят некий тест на «профпригодность», который определяет, готовы ли они стать предпринимателями. После этого остаются 200 человек, которые проходят обучение, учатся презентовать свои проекты и идут с ними на защиту. Это позволит отобрать тех, кто реально готов заниматься бизнесом. Им можно оказать поддержку, и будет больше гарантий, что в итоге мы получим нового налогоплательщика и новые рабочие места. А пока все желание заниматься бизнесом отпадает перед условием, что кредиты и субсидии даются тем, кто уже полгода ведет предпринимательскую деятельность. Где взять деньги на эти первые полгода, никто не объясняет.
Мое выступление прервала вице-президент «ОПОРЫ России» Марина Блудян. По ее мнению, бизнесом может заниматься только человек с высшим образованием, что остальным не хватит кругозора. Я с этим абсолютно не согласен, так как полно примеров того, как люди делают бизнес без университетского диплома. Более того, у людей «с руками» есть масса возможностей превратить свое хобби в работающий бизнес.
Мое мнение также поддержала директор департамента предпринимательства и услуг Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Анна Палагина. Она сказала, что этот вопрос обсуждается давно, но именно практика показывает, что высшее образование не играет ключевой роли в открытии своего дела. Но в целом все согласились, что нужно что-то делать с образованием молодых предпринимателей, потому что их грамотность оставляет желать лучшего. Возможно, нужно организовывать обучение на базе учебных заведений.
Уже на итоговой дискуссии председатель Госкомитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму Вячеслав Гилязитдинов сказал, что будет на законодательном уровне продвигать тестирование потенциальных предпринимателей. Возможно, уже в следующей году мы получим существенные изменения в этом вопросе.
ВЫСТУПЛЕНИЕ БРАВЕРМАНА
Безусловно, ключевым моментом для малого бизнеса было выступление на форуме Александра Бравермана из корпорации МСП. Вопреки прогнозистам из министерства экономики РФ, Браверман более оптимистично смотрит на развитие малого и среднего бизнеса в стране и уверен, что его долю можно увеличить. Для этого у корпорации МСП есть 80 млрд. рублей и система, которая заработает с осени 2016 года.
Стратегия предполагает главные шаги, которые должны существенно изменить ситуацию с бизнесом к 2017 году. Например, должен быть упрощен момент регистрации нового предприятия, минимизированы прокурорские проверки и должна действовать реальная имущественная поддержка предпринимателей. Наверное, наиболее перспективным направлением будет разработка и внедрение маркетинговой карты. Если говорить кратко, то она ответит на вопросы типа: какой бизнес открыть на пересечении улиц Ленина и Карла Маркса? Статистика показывает, что для большинства из тех, кто думает об открытии своего дела, подобные вопросы становятся настоящими камнями преткновения.
Но стратегию корпорации МСП можно дополнять, и опыт стран БРИКС и ШОС это показывает. Например, представители Казахстана предлагают предпринимателям не только правовую поддержку, но и банк идей, востребованных рынком. «Бизнес Нация» и министерство экономики РТ развивают это направление, и участники нашей панельной дискуссии отметили этот момент, некоторые регионы хотят перенять наш опыт. С идеями у всех туго, поэтому бизнес зачастую развивается по принципу зимней рыбалки. У кого-то где-то клюнуло, и все сразу же начинают делать лунки вокруг него, поэтому и имеем по три парикмахерской в одном доме.
Конечно, на форуме малый бизнес получил большое количество обещаний. Мне выпала честь выступать на итоговой резолюции, и было видно, что на всех панельных дискуссиях принимались прогрессивные решения. Теперь дело за малым: осталось все это реализовать на деле, а не только на бумаге. Кстати, именно такое пожелание передавал модератору почти каждый докладчик на итоговой конференции.
Джалил Куряев
Справка
«Бизнес Нация» — федеральный проект развития малого и среднего предпринимательства в России, который включает в себя исчерпывающий набор инструментов для открытия новых и развития текущих бизнесов. Ключевыми факторами успеха являются наличие более 500 актуальных бизнес-идей для быстрого запуска нового предприятия, доступ к поставщикам сырья, производителям оборудования, финансированию и поиск клиентов. Проект запущен с 2013 года и активно продвигается с марта 2015 года. Более 3 тыс. предпринимателей со всей России уже запустили или развивают предприятия с помощью инструментов «Бизнес Нации».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.